Главная / Математика / Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования

Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования

Тема доклада «Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования.»

Никифорова Елена Владимировна

учитель математики

МБОУ « Житнинская СОШ».

Икрянинский район

Вопрос интеграции естественнонаучных дисциплин остро стоит в современной школе. Ученики, не понимая практической значимости той или иной математической темы, задаются вопросом: « А для чего необходимо изучать данное понятие и где оно потом применяется». И такие вопросы возникают всё чаще, поэтому необходима интеграция естественнонаучных дисциплин и тогда таких вопросов возникать не будет.

«…главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем» и далее, «…ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению» (Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»).

Если рассмотреть программы, цели и содержание обучения дисциплинам естественнонаучного цикла, по которым реализуется естественнонаучная подготовка, то следует отметить в плане формирования мышления учащихся высокую степень их суверенизации: математика формирует математическое мышление, физика - физическое и т.д. В результате, знания и умения, полученные в рамках одной дисциплины, с трудом переносятся в другую. Такое различие между научными дисциплинами не является отражением раздельного протекания природных процессов. Все осуществляющиеся во Вселенной процессы взаимосвязаны, но сложившееся в процессе познания разделение труда между исследователями проецируется в узкодисциплинарные картины мира, которые создаются в человеческом сознании и затем реализуются в человеческой деятельности. Иначе говоря, разделение труда между учеными разграничивает мышление ученика и дизгармонизирует мир, который мы создаем. В результате, практическая деятельность ученика организуется на основе образа мира в форме модели, аккуратно собранной из отдельных фрагментов, приобретенных в процессе обучения, в процессе освоения отдельных ветвей естественнонаучного языка, что и актуализирует проблему их интеграции, их содержания и соответствующего структурирования.

Межпредметная интеграция дисциплин позволяет интенсифицировать процесс умственного развития обучаемых на основе создания в памяти структур, отражающих структуру естественнонаучной картины мира, включающую информационно-семантические свойства объектов, алгоритм их представления как систем. Это обеспечивает формирование у учащихся разнопланового мышления.

В различных УМК темы сформированы таким образом, что уже в процессе урока учитель может применять интегрированные знания, многие темы переходят из преподавания математической дисциплины в другие дисциплины естественно-математического цикла, на пример тема «Симметрия» изучается на уроках геометрии в 8 классе, ребята изучают центральную и осевую симметрию просто теоретически или выполняя несложные чертежи. А куда более интересно было бы одновременно рассмотреть «Симметрию электрических и магнитных полей», которую изучают в физике, «Симметрию молекул» тема из учебника химии, или «Симметрия растений и человека» из учебника биологии. Тогда детям не надо было бы гадать о значимости данного понятия в природе. И так можно найти взаимосвязь и других тем. В старших классах при изучении симметрии пространственных фигур, ребятам интересно будет рассмотрение этого понятия в различных областях наук. Мои ребятки при создании проекта «Симметрия – гармония мира.» проанализировали и применили не только математические знания, умения и навыки, но и затронули глубокие темы физики, химии, биологии, а также в литературы и архитектуры. В результате у них получились замечательные работы «Симметрия в физике», «Симметрия в химии и биологии» «Симметрия в архитектуре» и т .д. В которых четко прослеживается взаимосвязь всех наук естественнонаучного цикла.

Включение в предметные задания на основе исследовательской работы школьников математического и информационного моделирования явлений и процессов в физике, химии и биологии, а также реализация этих моделей средствами информатики и ИКТ – компьютерного моделирования – несет новое качество содержания естественно-математического обучения. Позволяет системно объединить все предметные знания в единую картину мира для учащихся, подготовить их к исследовательской деятельности.

Хочу привести пример ещё одного проекта , который выполняли учащиеся 6 класса. Его творческое название «Меню для школьной столовой». Ребята работая над темой проекта должны были вычислить не только стоимость предлагаемых блюд, но и рассмотреть её с точки зрения закупочных цен ( я им предложила три цены: буфетную , магазинную и оптовую) Ребята проанализировали состав блюд по этим ценам и составили меню на 20 рублей ,исходя из стоимости продуктов, закупаемых в разных местах. В результате работы они научились вычислять энергетическую ценность продуктов, калорийность блюд , научились определять питательность и полезность продуктов . А главное они научились устанавливать взаимосвязь различных научных дисциплин и применять естественнонаучные знания в практической деятельности , а также в рамках школьной программы знакомится с новыми науками , такими как экономика .

По условиям нового ФГОС такие работы станут основным критерием качества знаний учеников нового поколения. Проектной деятельности отводится большое место в новых стандартах, так как именно в познании объекта исследования с разных точек зрения, ребёнок может получить целостное восприятие мира. А это способствует развитию именно гармонической личности. Все эти составляющие потенциала информатизации школы могут рассматриваться как механизм реализации важнейшей задачи школьного образования – интеграции предметного обучения школьников и лежат в основе методик обучения в комплексе предметов естественно-математического образования. Согласно ФГОС основного общего образования «изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира…». В связи с этим поиск практического опыта интеграции остаётся актуальной задачей современного образования.


Установлено, что в случае большого объема времени отводимого в учебном плане на естественнонаучные дисциплины, интегрированный цикл должен предшествовать более подробному изучению остальных компонентов цикла. Опыт реализации показал, что даже в рамках проведения исследовательских работ интегрированного типа, дидактическая система должна содержать не только теоретическую, но и практическую составляющие обучения. На пример такие работы как « Влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся» или «Влияние шумов на организм ребёнка» они предполагают разную практическую подготовку в различных областях наук естественнонаучного цикла.

Целью интеграции является формирование компонент естественнонаучной компетентности, выражающееся в том, что ребёнку в процессе учебной деятельности приходится решать задачи с естественнонаучным содержанием, а выбранный вариант решения должен быть направлен на сохранение баланса процессов сложившегося в результате эволюции. Для представления взаимосвязи и сущности реализующихся процессов ученик должен уметь выделить объект, идентифицировать и представить его как систему и создать его математическую модель. Анализ гносеологических и психофизиологических аспектов познавательной деятельности показывает, для того чтобы обеспечить эффективное усвоение больших объемов знаний, способствовать умственному развитию обучающихся и сформировать основы целостного системного мышления, необходима опора на принцип «от общего к частному, от целого к частям».

Образовательной целью уроков и факультативных занятий с использованием интеграции естественнонаучных дисциплин является закрепление знаний из школьных курсов предметной области «Естественные науки», формирование умений решать задачи с использованием знаний разных учебных дисциплин, а также формирование представлений о единстве биологической, химической и физической форм материи.

Е естественнонаучной подготовка показывает, что важнейшими элементами познавательной деятельности учащегося, способного обеспечить антикризисный характер взаимодействия человека с окружающим миром являются формирование новой формы мышления, отработка элементов практической и познавательной деятельности. Которые представляют собой одну из фаз умственного развития хорошо подготовленных учащихся , которое не может быть осуществлено без интеграции основных компонент естественнонаучных дисциплин.







Информационные источники.

1. Национальная образовательная инициатива Наша новая школа .

2. А. Кондаков. Главный риск – низкая конкурентно способность российских выпускников. Образовательные программы: назначение, структура, секреты создания. - Естественные науки. – зима 2011/2012.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст] / Мин-во образования и науки Российской Федерации. М., 2010.

4. А.С. Выготский. Педагогическая психология. М., 1999.




.







Интеграция естественнонаучных дисциплин, как элемент модернизации школьного образования
  • Математика
Описание:

Вопрос интеграции естественнонаучных дисциплин остро стоит в современной школе. Ученики, не понимая практической значимости той или иной математической темы, задаются вопросом: « А для чего необходимо изучать данное понятие и где оно потом применяется». И такие вопросы возникают всё чаще, поэтому необходима интеграция естественнонаучных дисциплин и тогда таких вопросов возникать не будет.

Автор Никифорова Елена Владимировна
Дата добавления 29.04.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 685
Номер материала 58625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓