Главная / Начальные классы / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.


Макиян Светлана Анатольевна


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №17 города Пятигорска


Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

показали им путь, который определит им жизнь.


Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.

Очень важным этапом в работе учителей начальных классов является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Анализируя работу преподавания основных предметов, приходим к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются назвать и название нашего государства, город, который является его столицей, никогда не присутствовали на военных парадах, и других исторических местах своего города.

Эта работа ложится на плечи школы и не только с учащимися, но и с родителями - убеждать, советовать, рассказывать на различных встречах о том, что необходимо ребенку приобретать такой опыт воочию, что называется, а не только через экран телевизора. Ведь именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего населенного пункта, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающей микросреды; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Такая организация краеведческой работы содействует формированию гражданственности.

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предмета окружающий мир, краеведение, история, литература. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае, понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, учителя выбирают разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п. И вот тут на помощь нам, учителям начальных классов, приходит музей Краеведения. Начиная с азов в начальной школе, мы пытаемся сотрудничать с опытными и радушными хранителями музея.

Данный опыт представляет особую ценность, так как содержит крупицы совместной работы учителей и сотрудников музея по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Радость познания и удовольствие от рассматривания - это, по существу, явления сходные и одновременные. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире.

Музейная и школьная сферы образования различны, но могут рассматриваться по принципу взаимодополнения, т.е.:

- школа призвана дать базовое образование во всех областях знаний на основе достаточно регламентированных программ, тогда как музей дает избирательное образование;

- по сравнению с информационным подходом, который преобладает в школе, в музее образование осуществляется через расширение чувственно-эмоционального опыта человека, развитие способности к ценностному переживанию, эстетической реакции, визуальному восприятию и постижению «языка вещей»;

- в школе общение участников образовательного процесса носит в основном вербальный характер, музей же не только компенсирует избыток вербальности, но и предоставляет школе редчайшую возможность - учить детей извлекать знания, опираясь на первоисточник, не верить «на слово»;

- образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре и возможность диалога с ней;

- в отличие от классно-урочного типа поведения в школе, музей предлагает иной регламент, основанный на признании особого музейного этикета, пространственном перемещении, возможности включения в игровую или творческую деятельность непосредственно на экскурсии.

Итак, новую тенденцию во взаимодействии музея и школы можно определить как стремление к партнерству, т.е. к интеграции, но на основе разделения функций, дифференциации.

Поиски вариантов сотрудничества и обогащение способов взаимодействия во имя лучшего образования детей - это то, над чем постоянно работают музейные педагоги в других странах. Обратимся к рассмотрению достижений зарубежной музейной педагогики в интересующем нас аспекте взаимодействия музея со школой.

Успешное взаимодействие музея и школы во многом обеспечивается поддержкой их контактов со стороны государственных структур. В качестве примеров можно привести следующие:

В США в 1969 г. в так называемом «Докладе Бельмонта» Американской ассоциации музеев была обоснована программа музейной педагогики, на основе которой Государственный комитет по образованию принял национальную программу «Музей и образование» (Кузьмина Е.Е., 1990, с. 5). Музеи получили официальный статус образовательного учреждения. В 1994 г., после публикации доклада о проблемах гуманитарного образования «Нация на грани риска», принимаются Национальные стандарты преподавания художественных дисциплин, которые актуализируют обращение к музею (Столяров Б.А., 1999, с. 85-90, 199-222).

В 1971 г. в Италии под председательством президента республики прошел конгресс «Музей как социальный эксперимент», который принял общегосударственную программу «Музей и образование». В середине 1980-х гг. в школах Англии были введены новые учебные программы, пафосом которых стало возрастание роли источников по сравнению с ролью учебников, что потребовало пересмотра традиционных контактов музея и школы, в частности - введения обязательного «музейного дня» (Музеи и новые учебные программы в системе среднего образования Англии, 1988).

Таким образом, создание системы «музей - школа» является в некоторых странах предметом государственной заботы. Принятые здесь программы делают посещение музея естественной частью учебного процесса. Но официальная поддержка и самые лучшие программы не дали бы ощутимого результата, если бы не активная позиция самого музея, стремящегося наладить партнерские отношения с учительством.

От ретроспективного анализа взаимодействия музея и школы за рубежом перейдем к рассмотрению сотрудничества музея Краеведения со школами нашего города.

Совместная работа данного сотрудничества имеет свой путь, свою образовательную задачу - формирование ценностного, эмоционально окрашенного отношения к культурному наследию. Это особенно важно применительно к младшим школьникам. Ведь если ребенок не прошел стадию приобщения к предметному миру, погружения в стихию национальной культуры, не узнал о существовании ценностей, отличных от массовых образцов, его развитие будет неполным и даже ущербным.

Посещение музея - это своего рода путешествие. Каждое путешествие включает подготовку - эту часть работы выполняет учитель на уроке. После этого следует экскурсия в музей, которую проводят сотрудники музея. Музей предполагает организацию аудитории. Решая, казалось бы, чисто организационные вопросы (на что обращать внимание, как размещаться около стенда или витрины, в каком темпе идти, как задавать вопросы), экскурсовод, по существу, преследует весьма важную цель - воспитание музейной культуры маленького посетителя.

Заканчивается путешествие уроком закрепления, которое также проводит учитель в школе. Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа - самый естественный для детей способ освоения информации. Так моделируется ситуация партнерства музея Краеведения и учителей начальных классов.

А итогом служит проведение ежегодных городских олимпиад для учащихся 4-х классов школ города Пятигорска. Цель проведения олимпиад:

  • углубление знаний по истории города;

  • его природно-климатическим особенностям;

  • минеральным богатствам;

  • сегодняшнему дню и перспективам развития;

  • новой роли в хозяйственном, политическом и административном положении на юге Российской Федерации;

  • развитие интереса детей к поисковой, собирательской и исследовательской работе;

  • поддержка желания практическими делами способствовать процветанию своей малой Родины.

В городском туре олимпиады, который пройдёт по билетной системе, примут участие победители, занявшие первое место в своём образовательном учреждении. Помимо устного ответа на два вопроса билета они представят творческую работу. Ценность этой работы - в практических делах участника олимпиады, его вкладе в сохранение памятников истории и культуры; разъяснительной работе среди сверстников по краеведению.

Для учащихся и учителей в течение года, проводятся уроки-экскурсии, лектории, научно-практические конференции и чтения, встречи с выдающимися пятигорчанами, организуются групповые консультации Пятигорского краеведческого музея под руководством старшего научного сотрудника Багдасарян Анны Ашотовны.


Традиционная музейная олимпиада по краеведению для выпускников начальной школы в этом 2012-2013 учебном году посвящена теме «Пятигорск-2013 в юбилейных датах своей истории». Она предполагает углубление знаний учащихся по истории родного города. В ее основу положено выявление знаний детей на материале юбилейных дат, отмечаемых Пятигорском в 2013 году. Они касаются самых различных сфер становления и развития города-курорта: в исследовании минеральных вод; архитектуре и градостроительстве; курортном деле; пребывании замечательных людей на КМВ и т.д.

Как показывает практика, партнёрство учителей начальных классов и музея Краеведения даёт наибольший образовательный эффект в работе с младшими школьниками, воспитывает толерантность, уважительное отношение к людям разных национальностей, способствует пополнению знаний учащихся по краеведению и на этой основе дает возможность планирования работы по выполнению программы по национально-региональному компоненту и организации внеклассной работы по предмету.




ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
  • Начальные классы
Описание:

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,

как бы ни было беспощадно настоящее.

И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые

 показали им путь, который определит им жизнь.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Именно поэтому возникла необходимость говорить о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.  

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.

Очень важным этапом в работе учителей начальных классов  является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа.

Анализируя работу преподавания основных предметов, приходим  к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются назвать и название нашего государства, город, который является  его столицей, никогда не присутствовали на военных парадах, и других исторических местах своего города.

Автор Макиян Светлана Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 501
Номер материала 39149
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓