Главная / Биология / Инструкционная карта к лабораторной работе

Инструкционная карта к лабораторной работе

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бийский лицей-интернат Алтайского края»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР КГБОУ "БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

__________/Н.Н.Потапов

«27 » августа 2014г.

УТВЕРЖДЕНА


Директор КГБОУ "БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"


_____________/Н.В.Полежаева


Приказ № ____ от ___ сентября 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании педагогического совета КГБОУ "БИЙСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ АЛТАЙСКОГО КРАЯ"

Протокол № 1

« 26 » августа 2014г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Р.И.Вопиловской,

учителя биологии высшей квалификационной категории,

по курсу «Практикум по естествознанию»

для учащихся 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д» классов

(16 часов, 1 час в неделю 1 полугодие)









2014 - 2015  учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- основной образовательной программы КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края»;

- примерной программы по биологии Федеральных государственных образовательных стандартов;

- учебного плана КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» на 2014-2015 учебный год;

- годового календарного графика работы на 2014-2015 учебный год;

- СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от « 29 » декабря 2010г. № 189


Цель курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» - обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности биологического разнообразия.


Задачи курса:

  • понимание ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний;

  • формирование научной картины мира;

  • понимание биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития;

  • формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.


Важнейшие особенности данной программы:

  • увеличение объема экологического содержания за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала;

  • усиление внимания к биологическому разнообразию как исключительной ценности органического мира; к изучению живой природы России и бережному отношению к ней;

  • усиление внимания к идеям эволюции органического мира, о взаимосвязях и зависимостях в структуре и жизнедеятельности биологических систем разных уровней организации; к идеям устойчивого развития природы и общества;

  • расширение перечня практических работ и экскурсий в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения у учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА


Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают формирование у школьников предметных результатов освоения курса, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.


















ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Программа имеет следующие лабораторные работы по разделам: «Введение. Общее знакомство с растениями», «Клеточное строение растений», «Органы цветковых растений», «Основные процессы жизнедеятельности растений», «Основные отделы царства растений», «Историческое развитие растительного мира на Земле», «Царство Бактерии», «Царство Грибы. Лишайники», «Природные сообщества».

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 16 учебных часов для обязательного изучения биологии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю 1 полугодие.





























ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностными результатами изучения предмета «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» являются следующие умения:

  • осознавать целостность и единство окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать и готовность к самообразованию;

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, план. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и пр.)


Предметными результатами изучения курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» являются:

  • умение характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов, их практическую значимость;

  • применение методов биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за растениями, ставить опыты и эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использование составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентация в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

  • соблюдение правил при проведении лабораторных работ.

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;

  • правила выращивания комнатных растений, ухода за ними;

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.










СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1. Введение. Общее знакомство с растениями (2 часа)

Лабораторные работы.

1. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички и травы.

2. Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.


  1. Клеточное строение растений (2 час)

Лабораторная работа. Знакомство с клетками растений.

1. Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения.

2. Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм.

  1. Органы цветковых растений (9 часов)

Семя (1 час)

Лабораторная работа. Изучение строения семени двудольных растений.

Внешнее и внутреннее строение семени. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени.

Корень (1 час)

Лабораторная работа.

1.Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стрежневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания и проведения. Кончик корня и корневой чехлик.

Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения.


Побег (4 часа)

Лабораторные работы.

1.Строение вегетативных и генеративных почек.

2. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань.

3.Внешнее и внутреннее строение стебля.

4.Строение корневища, клубня и луковицы.

Цветок и плод (3 часа)

Лабораторные работы.

1.Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик.

2.Соцветия.

3.Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.


  1. Основные процессы жизнедеятельности растений (1 час)

Лабораторная работа.

Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.


5.Царство Бактерии (1 час)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека.






6. Царство Грибы. (1 час)

Лабораторная работа. Изучение строения плесневых и шляпочных грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов.

.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


пп

Темы уроков

Количество часов

Учебная

неделя

Тип урока

Основные виды деятельности

(УУД)

Оборудование

Домашнее задание

1

Знакомство с цветковыми растениями

1

1

Лабораторная работа

1

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Растение пастушья сумка, гербарии, таблицы с изображением растения ,лупа, препаровальная игла.

Оформление результатов работы в тетрадь

2

Споры папоротника

1

2

Лабораторная работа

2

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Споры папоротника, гербарии, таблицы с изображением папоротников

Оформление результатов работы в тетрадь

3

Приготовление микропрепарата

1

3

Лабораторная работа

3

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Микроскоп, пипетка предметное стекло, покровное стекло, марлевая салфетка, томат.

Оформление результатов работы в тетрадь

4

Понятие о тканях

1

4

Лабораторная работа

4

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Микроскоп, предметное стекло, покровное, салфетка, препаровальная игла. Постоянные препараты тканей различных растений

Оформление результатов работы в тетрадь

5

Изучение строения семени фасоли

1

5

Лабораторная работа№5

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Ручная лупа, препаровальная игла, семена фасоли.

Оформление результатов работы в тетрадь

6

Строение корня у проростка тыквы.

1

6

Лабораторная работа№6

Решение проблемных задач; поиск информации

Оформление результатов работы

Лупа, проросшие семена тыквы,таблицы «Внешнее строение корня»,

Оформление результатов работы в тетрадь

7

Строение вегетативных и генеративных почек

1

7

Лабораторная работа№7

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Лупа ручная,годичные побеги с почками, Веточки сирени, тополя, смородины

Оформление результатов работы в тетрадь

8

Внешнее строение листа Внешнее и внутреннее

1

8

Лабораторная работа№8

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Комнатные растения,

Гербарий листьев шиповника, рябины, дуба, сирени.

Оформление результатов работы в тетрадь

9

Стебель, его внешнее и внутреннее строение.

1

9

Лабораторная работа№9

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Зимняя ветка тополя. Комнатное растение пеларгония.

Оформление результатов работы в тетрадь

10

Внешнее строение корневища и клубня.

1

10

Лабораторная работа№10

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Лупа, семь булавок, нить 20 см, клубень картофеля, луковица, гербарий пырея.

Оформление результатов работы в тетрадь

11

Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

1

11

Лабораторная работа№11

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Комнатные растения, Муляжи цветов различных растений, гербарий цветущих растений

Оформление результатов работы в тетрадь

12

Соцветия

1

12

Лабораторная работа№12

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Комнатные растения, Гербарный материал различных растений с соцветиями

Оформление результатов работы в тетрадь

13

Плод. Разнообразие плодов

1

13

Лабораторная работа№13

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Плоды различных растений (яблоко, огурец, слива и т.д.

Оформление результатов работы в тетрадь

14

Черенкование комнатных растений

1

14

Лабораторная работа№14

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Комнатные растения, Веточки растений, склянки с водой, скальпель.

Оформление результатов работы в тетрадь

15

Изучение внешнего строения бактерии сенная палочка

1

15

Лабораторная работа№15

Решение проблемных задач; поиск информации,

Оформление результатов работы

Микроскоп, инструментарий, культур сенной палочки

Оформление результатов работы в тетрадь

16

Изучение строения плесневых грибов на примере гриба мукор

1

16

Лабораторная работа№16

Решение проблемных задач; поиск информации

Лупа ручная, микроскоп, плесень мукор на пищевах продуктах, таблица «Строение клетки грибов»

Оформление результатов работы в тетрадь



ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Для реализации целей и задач курса «Практикума по естествознанию» используется следующий УМК:

  1. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил.

  2. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 64 с.: ил.


Литература для учителя:

  1. Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, Е.А. Никишова, В.З. Резникова – М.: Вентана-Граф, 2010. – 288 с.: ил.

  2. Биология. 6 класс: тесты по всем программам / авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 97 с.

  3. Лернер Г.И. Биология. Тема «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (6 класс): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы. – М.: Эксмо, 2007. – 160 с.

  4. Демьянов Е.Н. Биология: Мир Растений: Задачи. Дополнительные материалы: 6 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил.

  5. Парфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.

  6. Рохлов В. С., Теремов А. В., Петросова Р. А. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 432 с.: ил.


Литература для учащихся:

  1. Трайтак Д.И. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 1998. – 272 с.: ил.

  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: Пособие для учащихся 6 классов общеобразовательной школы / Под ред.д-ра биол. наук проф. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2002. -224 с.: ил.

  3. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – Смоленск: Русич, 2001. – 240 с.

  4. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов / Сост. Т. С. Сухова, В. И. Строганов. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 208 с.: ил.

  5. Энциклопедия для детей. Изд-во «Аванта +»: Биология (том 2)


Наглядные пособия:

  1. Натуральные живые пособия – комнатные растения.

  2. Гербарии, влажные препараты, микропрепараты.

  3. Географические карты.


Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволит обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».


Курс «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» предусматривает проведение значительного числа демонстраций, лабораторных и практических работ. Исходя из этого, должны быть представлены лупы, микроскопы, приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал. Раздаточный материала должен включать гербарии, семена и плоды растений.



















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


В результате изучения лабораторного курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» учащиеся научатся:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о растениях, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


В результате изучения лабораторного курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» учащиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Инструкционная карта к лабораторной работе
  • Биология
Описание:

Инструкционная карта  к лабораторной работе для обучающихся по теме "Строение семени фасоли" (6 класс), позволяет пошагово рассмотреть вопрос и решить следующие задачи

 

  1. формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности при работе с натуральными биологическими объектами (живое семя фасоли);
  2.  изучение строения семени – генеративного органа цветкового растения, предназначенного для размножения и распространения растений;
    Карту можно использовать для дистанционного обучения при болезни ребёнка или неблагоприятных погодных условиях. 
Автор Вопиловская Раиса Ивановна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 701
Номер материала 48925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓