Главная / Физика / Инсценированный вечер по физике "Трение полезно или вредно?".

Инсценированный вечер по физике "Трение полезно или вредно?".

Предлагаю разработку инсценированного вечера по физике для 7 класса "Трение полезно или вредно?". 

Основные цели проведения данного мероприятия:

1.Углубление и повторение материала, пройденного на уроках физики.

2.Показать роль изученного явления в повседневной жизни.

3.Развивать познавательный интерес к предмету.

4.Развивать интеллект, логическое мышление, артистические способности учащихся.

5.Воспитывать умение пользоваться дополнительными средствами для подготовки и выполнения заданий данного мероприятия.

Была подготовлена выставка работ учащихся по данной теме и подготовлены презентации,составлены ребусы.



Вечер по физике «Трение полезно или вредно».

Цель проведения: углубление и повторение пройденного на уроках материала;

       Показать роль изученного явления в повседневной жизни, воспитывать интерес к изучаемому предмету;

       Развивать логическое мышление, культуру речи.

Оформление: плакат «Трение», юмористические картинки-рассказы.

 

                                        План вечера:

 

1.     Инсценировка: «Трение полезно или вредно?»

2.     Сообщение «Какова причина трения?»

3.     Викторина – соревнование команд класса.

4.     Рассказ «Если бы трения не стало».

5.     «Трение в жизни растений и животных».

6.     «Трение в швейном деле».

7.     Викторина (продолжение) «Веселые состязания».

8.     Подведение итогов вечера.

 

                             Содержание вечера.

1.Инсценировка. Трение полезно или вредно.

Посреди сцены стоит тяжелый ящик. Ученик А (одет в рубаху с протертыми рукавами и стоптанные башмаки), пробует передвинуть его. Он заходит то с одной стороны, то с другой стороны, толкает, тянет, а ящик не перемещается.

  А. И с места не сдвинешь! А все потому, что трение большое.  (Останавливается  задумчиво). Если бы не было трения! Только нажмешь пальцем, а он как начал бы двигаться, как начал…  А тут… Очень вредная вещь – трение. ( Во время его последних слов на сцену выходит его одноклассник Б.)

 Б. Неужели все-таки вредное? А я тебе скажу, что оно очень полезно.

 А. Не думаю. Вот видишь, я не могу сдвинуть ящик.

 Б. но без трения тебе тоже не так-то удобно будет сделать. Я сейчас тебе это докажу.     (Поворачивается и кричит: «В, беги сюда и неси с собой тележки!»)

(На сцену выходит В. с большими легкоподвижными тележками.)

Б. Смотри,  А, совсем уничтожить трение мы не можем, но значительно ослабить его, используя эти тележки, в наших силах ( показывает, как легко движутся тележки). Поставим ящик на тележку (берутся за ящик втроем и ставят), а на другую станешь ты. (А становится на тележку, Б его поддерживает). А теперь передвигай свой ящик.

   (А с силой упирается в ящик, тележка с ящиком передвигается в одну сторону, а его тележка – в другую. От неожиданности А падает, Б и В смеются.)

Б. Теперь ты представляешь, что было бы без трения? Человек не смог бы ходить. Его ноги бы разъезжались бы по полу.

А (сидит на полу, потирая ушибленные места, и упрямо качает головой). Видно, что так… А все-таки трение вредно. Смотри, как подметки стерлись (поднимает ногу и показывает). А не было бы трения, всю жизнь можно было бы в одних  ботинках ходить.

  Б. Отнеси ботинки в мастерскую, тебе прибьют там новые подметки. А если бы не было трения, вообще нельзя было бы сделать ботинки.

 А. Почему?

 В. Да потому, что нитки в швах не держались бы, гвоздики выскакивали бы из кожи (достает порванный ботинок, у которого отстала подошва, расползлись швы). Новые ботинки были бы как эти старые.

 А. Я связал бы их веревкой.

 Б. Узел тоже не держался бы. Он ведь удерживается только трением одной части веревки о другую. Да и веревки не было бы – она растрепалась бы на отдельные волоконца.

А. Все-таки трение вредно!  (Встает с полу и показывает протертые на локтях рукава своей рубахи.) Видишь, на локтях материя совсем вытерлась. И все из-за трения.

Б. Возьми иглу и зашей. Но вот если бы трения не было, то ты не смог бы не только зашить рубашку, но даже не удержал бы в руке иглу, да и вообще ничего бы не смог удержать.

А. Как это так? Ты все выдумываешь!

Б. Попробуй.  (В. в это время выносит поднос с бутылкой и стакан с водой.) Вот бутылка, а чтобы уменьшить трение, В смазал ее мылом. Смочи руки водой и бери бутылку.

 (А делает так, как ему сказал Б, бутылка выскальзывает у него из рук.)

А. Скользкая… (Б и В смеются.) И все-таки трение вредно! Я читал, что почти вся механическая энергия, вырабатываемая двигателями всех видов транспорта – автомашинами, мотоциклами, тепловозами, расходуется на преодоление разных видов трения. А ты знаешь, сколько в мире машин и сколько они потребляют топлива! И все это, оказывается, расходуется зря! Что ты теперь скажешь?

Б.  Вот чудак! Если бы не было  трения, то не смогли ездить ни поезда, ни машины! Ты видел, как машина буксует, когда скользко? Колеса бешено крутятся, а машина ни с места. Трение полезно!

А. Нет вредно!

(Мальчики кричат, не слушая друг друга.) Полезно! Вредно! Полезно! Вредно!

В. (обращается к зрителям) Вы видите, какой горячий спор возник. Не могут А и Б разобраться, полезно или вредно трение. Помогите им в этом.

С.( участник инсценировки, находящийся среди зрителей). В природе нет только полезных или только вредных явлений. Все зависит от обстоятельств.  Так и трение. Без трения нельзя ходить и ездить – поэтому для увеличения трения во время гололедицы посыпают песком дорогу, на колеса машин надевают цепи. Если же трение препятствует движению, то его уменьшают – детали смазывают, ставят подшипники. Ваш спор ни к чему, так как трение…

А и Б (вместе, перебивая его). Поняли! Трение может быть и полезно и вредно!

 

2.Сообщение «Какова причина трения».

3. Викторина.   (рыбалка)

1.     Для чего подковывают лошадей? ( Для увеличения сцепления между ногами лошади и поверхностью земли).

2.     Почему нагруженный автомобиль на размытой дороге буксует меньше, чем пустой?  (Нагруженный автомобиль оказывает большее давление на дорогу, вследствие этого сцепление колес с грунтом у него больше, чем у пустого.)

3.     Почему спускаясь по канату, опасно быстро скользить?   (Вследствие большого трения можно обжечь руки и ноги.)

4.     Осенью у трамвайных путей, идущих под уклон вблизи деревьев, вывешивается табличка «Листопад. Берегись юза!» Что такое юз? Чем вызвано появление такой надписи?  ( Скольжение заторможенного,  не вращающегося  колеса называется юзом. Попавшие под колеса свежие листья, будучи раздавленными, дают влагу, значительно уменьшающую трение. Начинается скольжение.)

5.     Для чего подковывают лошадей?

6.     Зачем медицинские иглы полируют до зеркального блеска?

7.     Что труднее: сдвинуть с места шкаф, заполненный книгами, или продолжать его дальнейшее передвижение по полу? (сдвинуть шкаф труднее с места, чем продолжать его дальнейшее передвижение, так как трение покоя больше силы трения скольжения).

 

4.Рассказ ученика «Если бы трения не стало».

Всю ночь я спал неспокойно. Одеяло то и дело падало на пол,и поднять его было невероятно трудно – оно непременно старалось выскользнуть из рук. Все же, наконец,  я уснул, но проснувшись утром, не узнал своей комнаты. Оказывается, я спал на полу в углу, где почему-то сгрудились все вещи. Очевидно, исчезло трение, поэтому я упал с кровати, а все вещи под действием силы тяжести двинулись в один угол: там пол был немного ниже. Я попробовал было встать, но, поднявшись, тут же упал. После неоднократных, очень неудачных попыток встать, я пришел к выводу, что нет ничего вернее, чем перебираться на четвереньках. Правда, руки и ноги все время разъезжались, но все-таки я кое-как добрался до умывальника и в удивлении остановился: вода сильной струей била из крана. Ручка крана оказалась почему-то очень скользкой, и я с большим трудом  завинтил  было кран, но стоило мне отпустить руку, как кран тотчас же развинтился, и вода полилась с прежним напором. Решил я умыться. О, это оказалось очень сложным делом! Сколько я ни старался взять мыло в руки, оно, как бы дразня меня, крутилось в мыльнице, кстати,  тоже крутящейся на полочке, и определенно не хотело поддаваться. Махнув рукой, я сунул руки под струю воды и почувствовал резкий толчок, от которого едва не упал. Все-таки я умылся, хотя и без мыла. Но совсем приуныл, когда обнаружил, что, как бы туго ни затягивал я ремень в брюках, они все равно норовили свалиться, а пиджак тоже все время сползал с плеч. Также плохо было и с ботинками. Никакими хитростями нельзя было завязать шнурки, мгновенно развязывались сложные морские узлы. Случайно подвернулся кусок проволоки, которую я продел в дырочки для шнурков и закрутил. С большой осторожностью, передвигая ноги так, как ходят на лыжах, я направился в кухню. И здесь меня встретили неожиданности. Безуспешно я пытался взять нож, чтобы отрезать ломтик хлеба, нож вел себя примерно так же, как мыло при умывании. Пришлось, навалившись всем телом на буханку и прижав ее обеими руками к груди, откусывать хлеб прямо от буханки, не меняя положения, ибо при малейшем движении, буханка стремилась выскользнуть из рук. Молоко пить пришлось по-кошачьи: стакан взять в руки было абсолютно невозможно. Как я был счастлив, когда снова вернулось трение!

        5. «Трение в жизни растений и животных».

  6. «Трение в швейном деле».

 

 7. Викторина (вторая часть).

1.     Во время гололедицы дороги посыпают песком. Что этим достигается?

2.     Что нужно сделать, чтобы при плавании испытывать меньшее сопротивление? (Погрузить голову в воду: это уменьшит сопротивление движению).

3.     Перечислите все известные вам смазочные вещества

4.     Почему самую распространенную в природе жидкость – воду редко используют в качестве смазки? (Вода обладает малой вязкостью, кроме того, она вызывает коррозию многих металлов).

5.     Автомашина с прицепом должна перевести тяжелый станок. Куда выгоднее погрузить его: в кузов или в прицеп? Почему?  (В кузов, для того чтобы увеличить давление на задние ведущие колеса автомобиля  и тем самым увеличить силу сцепления колес с полотном дороги).

6.     Когда лучше скольжение коньков и саней: в обычный зимний день или в большой мороз? Почему? (В обычный день, так как лед в этот день под лезвиями коньков тает быстрее).

7.     Почему в руках трудно держать живую рыбу?

8.     Зачем на шинах   колес автомобиля делают протекторы?

Инсценированный вечер по физике "Трение полезно или вредно?".
  • Физика
Описание:

 

Основные цели проведения данного мероприятия:

1.Углубление и повторение материала, пройденного на уроках физики.

2.Показать роль изученного явления в повседневной жизни.

3.Развивать познавательный интерес к предмету.

4.Развивать интеллект, логическое мышление, артистические способности учащихся.

5.Воспитывать умение пользоваться дополнительными средствами для подготовки и выполнения заданий данного мероприятия.

 

Была подготовлена выставка работ учащихся по данной теме и подготовлены презентации, составлены ребусы.

Цель проведения: углубление и повторение пройденного на уроках материала;

       Показать роль изученного явления в повседневной жизни, воспитывать интерес к изучаемому предмету;

        Развивать логическое мышление, культуру речи.

Автор Ильина Ольга Анатольевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 490
Номер материала 21887
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓