«Модель взаимодействия учащихся и преподавателей кадетских классов»
(
на примере формирования и развития системы физического и патриотического
воспитания в кадетских классах)
Муниципальная
экспериментальная
площадка
«Кадетские классы»
МБОУ СОШ № 36
г. Усть-Лабинска,
Краснодарского края
«Модель
взаимодействия учащихся и преподавателей кадетских классов»
|
|
Актуальности
темы проекта способствовала ситуация кризиса патриотических ценностей и
физического развития молодежи
|
|
|
|
|
Объект исследования
Система физического и патриотического
воспитания учащихся кадетских классов
|
|
|
Предмет исследования
Модель взаимодействия и координации
усилий учащихся и преподавателей кадетских классов
|
|
Воспитание патриота и физически
развитого гражданина должна строиться на следующих условиях:
1. Создание
механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной
системы физического образования
2. Формирование
активной жизненной позиции, готовности к участию в
общественно- политической жизни страны
|
|
Гипотеза
I.
Концепция и программа развития
Цель
проекта
Экспериментальная
проверка модели взаимодействия учащихся и преподавателей кадетских классов.
Задачи
проекта:
-
проектирование и экспериментальная проверка программ дополнительного образования
в организации работы кадетского класса;
-
педагогическое обоснование организационно-методических и
психолого-педагогических подходов и накопление опыта работы военно - патриотического
отряда «Спецназ».
-
сочетание обучения в кадетских классах (мальчиков и девочек).
В
2000 году был сформирован отряд «Спецназ», в 2003 году на базе нашей школы была
открыта муниципальная экспериментальная площадка «Кадетские классы».
Проект
работает с 2005г. , до получения кадетами основного образования
(
9 классов).
В
дальнейшем предполагается обучение в профильном (оборонно-спортивном) классе
или поступление в кадетский корпус.
Важную
роль в подготовке учащихся играют идеалы и ценности, в соответствии с которыми
молодой человек выбирает себе профессию.
Социальный эффект
-
повышение уровня функциональной и физической подготовки учащихся;
-
обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время;
-привлечение
к работе по патриотическому воспитанию кадетов семьи и социума;
-
рост числа учащихся, занимающихся в оборонно-спортивных клубах и объединениях
патриотической направленности.
На
протяжении 2 лет наблюдается рост уровня физического состояния учащихся
обычного 6 «А» и кадетских классов
(6 «Б»,6 «В»)
Я
верю, что ничто не проходит бесследно, и что каждый малейший шаг
имеет значение для настоящей и будущей жизни (А.П.Чехов)
Проект
в действии
«Модель
взаимодействия учащихся и преподавателей кадетских классов»
I.
Концепция и программа развития
Кадетский
класс является учреждением общего, начального
профессионального образования, а в дальнейшем и среднего профессионального
образования, созданного для осуществления образовательного процесса в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом МОУ
СОШ № 36 г. Усть-Лабинска Краснодарского края.
Основными задачами кадетского
класса являются:
- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том
числе путем удовлетворения потребностей обучающихся в кадетском классе, в
самообразовании и получении дополнительного образования
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного
минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе, глубокой подготовке к офицерской службе
- создание основы для последующего освоения профессиональных образовательных
программ в военных училищах
- воспитание гражданственности и любви к Родине
Социальный
эффект:
•
Объединение усилий органов местного
самоуправления и общественных организаций для целенаправленной подготовки
старшеклассников к службе Отечеству
•
Повышение уровня функциональной и
физической подготовки учащихся
• Обеспечение
занятости детей и подростков во внеурочное время
•
Привлечение к работе по патриотическому и
гражданскому воспитанию средств массовой информации
•
Рост числа учащихся, занимающихся в
оборонно-спортивных клубах и объединениях патриотической направленности
Нормативная база эксперимента:
•
Проект
организации кадетского класса
•
Программа
кадетского класса
•
Учебный план
• Должностные
инструкции классного руководителя и воспитателя
кадетского класса
•
Программы
дополнительного образования кадетского класса
Деятельность коллектива по внедрению
эксперимента:
•
Разработка целевой программы по
военно-патриотическому воспитанию и формированию гражданственности
•
Создание центра военно-патриотического воспитания
•
Поддержка деятельности опорных предметов
гражданского и патриотического воспитания
•
Приобретение государственной символики для
проведения массовых мероприятий
•
Поддержка деятельности поисковых отрядов
патриотического движения
•
Проведение Дня памяти погибших в локальных
конфликтах
• Создание
школьного музея боевой и трудовой славы
•
Участие в организации и проведении
профессиональных праздников родов войск вооруженных сил РФ
•
Проведение фестиваля авторской песни,
посвященного Дню Победы
•
Проведение научно-исторических конференций
по гражданскому и патриотическому воспитанию и истории Усть - Лабинска и РФ
•
Подготовка и проведение смотров – конкурсов
•
Разработка и реализация программ
дополнительного образования
II.
Диагностика и анализ
Сравнительный
анализ успеваемости экспериментального и контрольного классов показал:
1. Альтернативная форма обучения, организация учебно-воспитательного
процесса демонстрирует более высокий результат успешности обучения
2. Интерес к обучению в кадетских классах не падает (в классы
отбираются только по желанию и по состоянию здоровья)
3. Учащиеся
получают всестороннее образование с учетом специфики класса
4.
Учащиеся кадетских
классов принимают активное участие в олимпиадах школьного, районного уровня и
в федеральных конкурсах
III.
Ресурсы,
необходимые
для создания
кадетского класса
1.
Обеспеченность кадетской
формой одежды (парадная, повседневная, полевая, летняя, зимняя), фурнитурой
2.
Материально-техническая
база: наличие учебного оружия – АКМ, ПМ, РПК. Наличие газобаллонного оружия –
АКМ и ПМ. Наличие пневматического оружия – пневматическая винтовка и пистолеты.
Электронный тир, противогазы, костюмы химзащиты – ОЗК и Л-1.Наличие плаца для
занятий строевой подготовкой.
3.
Организация 3-разового
питания: завтрак, обед, полдник.
4.
Организация
дополнительного образования.
IV.
Программа воспитания
в
кадетских классах
Главной целью
программы является воспитание в учащихся патриотических чувств, обучение пониманию
смысла человеческого существования, формирование в учащихся понимания и
осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в
жизни страны, ценностных ориентаций через организацию жизнедеятельности кадетского
класса.
Педагогические задачи: Воспитание гражданина, патриота,
семьянина через изучение истории военного искусства, истории Отечества;
включение семьи в систему воспитательной работы.
Психологические задачи: Воспитание творческой,
социально-адаптированной личности через формирование навыков самоорганизации,
самореализации, саморазвития в ходе организации различных форм
жизнедеятельности классного коллектива.
Основные
направления реализации программы:
1.
Сохранение и развитие чувства гордости за
свою страну, город, район, школу, формирование патриотических чувств и
сознания, учащихся на основе исторических ценностей.
2.
Воспитание личности гражданина – патриота
Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3.
Развитие желания знать, понимать и
действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
4.
Воспитание и умение бороться и выживать в
экстремальных ситуациях.
5.
Воспитание интереса ученика к самому себе,
желание самосовершенствоваться.
6.
Формирование позитивного отношения к обычаям,
традициям своего народа, своей семьи; воспитание уважения и терпимости к
обычаям и традициям других народов.
V.
Модель кадета,
выпускника 9 класса
Каждый ребёнок, вне зависимости от степени своей одарённости и среды существования,
должен жить полноценной жизнью и получать образование, к которому имеет
склонности. Надо отметить, что в процессе создания модели принимали участие
педагоги образовательного учреждения, психолог и родители, учащиеся.
Выпускник кадетского
класса:
- образованный,
интеллигентный, воспитанный
- человек будущего
гражданин, патриот
- здоровый физически и
психически
- творческая личность,
самостоятельный, целеустремлённый
- деловой, трудолюбивый,
конкурентоспособный
- высоконравственный,
духовно культурный
- компетентный, социально
зрелый
Здоровье:
сбалансированное питание, витаминизация, занятия физкультурой и спортом, релаксация
Овладение навыками: личной
гигиены, коммуникативными, культуры поведения, самостоятельности,
самоорганизации, готовности к овладению учебных предметов.
VI.
Режим воспитания и
обучения в
кадетском классе:
07.45
– Утренний осмотр: внешний вид кадетов. Развод на занятия - ознакомление с
задачами на день, объявления
08.00
– начало занятий в первой смене – изучение предметов по общеобразовательной
программе.
08.40
– 09.00 – завтрак
09.00
– 12.40 - продолжение занятий в первой смене
12.40
– 13.00 – обед
13.00
– 14.00 - свободное время: настольный теннис, шахматы, спортивные игры,
спортплощадка, посещение библиотеки, подготовка ко второй смене
14.00
– 16.20 - вторая смена: дополнительное образование
16.20
– вечерняя поверка: подведение итогов, организованный уход домой
Вторая смена
заканчивается в 16.40
VII.Система
и структура управления
МЭП
«Кадетские классы»
Руководитель эксперимента
– Дзёма Виктор Викторович, преподаватель ОБЖ
Административный совет
эксперимента:
1.Учебно-методическая
работа – Глотова Светлана Аксентьевна, координатор проекта
2.Воспитательная
работа – Рубцова
Жулиана
Григорьевна, учитель физической культуры
3.
Психологическая служба – Колесникова Вера Алексеевна, педагог психолог
Структура
учебно-воспитательного процесса:
-Педагогический
совет
-Методический
совет преподавателей дополнительного образования
-Школьное
методическое объединение классных руководителей
-Школьное
самоуправление
-Совместная
работа администрации, преподавателей и родительских комитетов кадетских классов
-Решение конфликтных
ситуаций на собрании Суд Чести.
VIII.
Содержание учебно-воспитательного
процесса
Во
второй половине дня учащиеся получают дополнительное образование, изучают предметы:
1)Военная
подготовка: первоначальная военная подготовка, огневая подготовка, строевая
подготовка, история военного искусства, изучение устава кадетского класса, спецкурс.
2)
Художественно – эстетическое направление:
этика, русская риторика, художественное слово.
3)
Культурологическое направление: основы православной
культуры, вокальное пение, хореография.
4)
Спортивное направление: военно-прикладные
и игровые виды спорта.
5)
Социально-психологическое направление: час
психологической разгрузки, психологическое сопровождение эксперимента. Посещение
краеведческого музея – 1 раз в месяц. Экскурсии, посещение святых мест, мест
боевой славы, изучение краеведения, истории края, культуры и быта (на каникулах)
IX.
Результативность реализации проекта
• наличие устойчивого интереса детей к данному виду деятельности; вовлечение
в кадетский класс девочек;
• единство в подходе военного и классного руководителей к организации жизнедеятельности
класса;
• активное содействие родителей как в плане участия в воспитательном процессе,
так и в плане материальной поддержки (форма, кружковая работа, посещение
культурных учреждений, праздники);
• наличие материальной базы в школе для организации занятий по военному делу
(спортивный городок, тир, тактические занятия, плакаты и т.д.);
• наличие установившихся связей с учреждениями района, которые помогут в организации
воспитательного процесса (центр детского творчества «Созвездие», Дома культуры,
библиотеки, детские спортивные школы);
·
возможность
всех ребят выступать в роли организатора;
·
уважительное
отношение к девочкам, умение пригласить на танец, проводить партнершу;
·
разрешение
конфликтных ситуаций на собрании Суд Чести.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.