Инфоурок Музыка Другие методич. материалыИнновационные технологии в вокальном воспитании учащихся (методические рекомендации в помощь руководителям вокально-хоровых коллективов)

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся (методические рекомендации в помощь руководителям вокально-хоровых коллективов)

Скачать материал

Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся

(методические  рекомендации в помощь

руководителям вокально-хоровых коллективов)

В настоящее время  большое значение придаётся  занятиям художествен­но-эстетического цикла, в частности, музыкальному, вокально-хоровому творчеству. Музыка воспитывает доброту, отзыв­чивость, чуткость в отношениях с другими людьми, формирует нравственно-эстетические идеалы. Эти цели особенно актуальны сегодня, в связи с чем воспитание искусством музыки   приобретает важную роль в духовном становлении личности ребёнка.

  Но остаются вопросы: как сделать  занятие по   музыке, вокалу занятием по искусству? Какое место в этом процессе принадлежит самой музыке,  руководителю, ее преподающему, и ребёнку, её постигающему? За­частую эстетические вкусы детей складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит  руководителей. Любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает к действию: надо что-то менять.

1. Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании

Эффективность занятий искусством зависит прежде всего от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Первостепенное значение приобретает единство эмоционального, художественного и сознательного отношения ребёнка к музы­ке, комплексное воздействие на психику, моторику и фи­зиологию учащихся. Дети должны знать, что  занятия музыкальным искусством, - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.

Руководители вокально-хоровых коллективов в своей деятельности должны уделять серьёзное внимание инновационным методам и приёмам. Важнейшая роль отводится личностно ориентированному обучению, педагогике сотрудничества, интегративным процессам, чувствам и эмоциям каждого ребёнка.

Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития. Педагогика сотрудничества, творческая атмосфера  внесут радость в совместную работу педагога и учащихся, создадут творческий настрой, что окажет положительное влияние не только на музыкальное развитие ребенка, но и на нравственное формирование  его личности.  

Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании, целесообразно  выделить следующие технологические модели: 

  - диалоговое взаимодействие преподавателя  и   учащегося;

  - учебно-игровую деятельность;

  - проблемно-поисковые методы;

  - арттерапию.

С повышением  воспитательной функции   занятий во внешкольном учебном заведении возникает потребность введения в практику работы  педагогов, преподающих искусство, таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к воспитаннику, использование искусства в качестве средства  формирования  нравственности ребенка и развития его способностей. 

Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда учитель и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы. Детей нужно научить рассуждать, объективно оценивать творческий процесс, художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими морально-эстетическими позициями, собственным творчеством. 

Таким образом, современное занятие вокально-хоровых коллективов  должно отвечать следую­щим требованиям:

-  реализации личностно ориентированного обучения;

-  воспитательной направленности  занятий;

- созданию отношений в системе "руководитель - ученик" с приставкой "со": сопере­живание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;

- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры;

- построению  занятий  с учётом  метода художественно - педагогической драматургии;

- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с  другими видами искусства, литературой, историей;

- отбору музыкального материала с учётом национальных особенностей музы­кальной культуры и традиций крымского региона, включению такой важной составляющей, как фольклор;

- использованию музыкальной психотерапии как эффективного средства в борьбе  с детскими неврозами.

2. Педагогическая технология воспитания певческой культуры

В отношении воспитания певческой культуры, самое главное, - не лишить  ребёнка радости эмоциональной наполненности, творчества и сохранить благотворное воздействие  вокального искусства на их духовный мир. Технология направлена в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок и образующийся в процессе  занятий вокальный или  хоровой коллектив приходил к пению, как к естественному моменту в своем становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. 

Воспитание должно носить природосообразный характер, т.е. строиться в соответствии с детской природой,  что отвечает целям и задачам общего музыкального образования.     

Путь  ребёнка к музыке, культуре пения имеет свои определенные стадии.

1. первоначальный этап - это знакомство ребёнка с миром искусства и рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности;

2. ощущение каждым ребенком значимости своего голоса в окружающем его Мире песни; 

3. познание радости от совместного звучания голосов и причастности к этому каждого отдельного голоса. 

Характеристика процесса обучения  вокальному искусству

Цель обучения  вокальному творчеству - сформировать нравственные качества, устойчивый интерес к  вокальному искусству у учащихся  посредством их активной музыкально-творческой деятельности, исполнительских вокальных навыков. Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

образовательных: овладение навыками чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, унисона и многоголосия, создание музыкально-художественного образа в исполняемых песнях; знание основ певческой гигиены, самоконтроля голосового аппарата, бережного отношения к нему;

развивающих: развитие музыкальной памяти, внимания, мышления, воображения, эмоциональной сферы; развитие голосового аппарата;  развитие артистических качеств, сценической культуры;

воспитательных: воспитание высоких нравственных качеств, эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Для успешного творческого развития ребенка необходимо много составляющих, главными из которых являются:

1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии;

2. радость творчества, испытываемая каждым ребёнком;

3. интерес окружающих к замыслам  учащегося, дружеское обсуждение      результатов его певческой деятельности;

4. уважение результатов работы  юного исполнителя.

 Образовательный процесс проводится в групповой и индивидуальной форме.

Преобладающим методом вокально-хорового обучения является личностно ориентированный подход, учёт индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяющий сохранить и развить его голосовые особенности: тембр, манеру звукоизвлечения, пластику, подачу музыкального материала.

Задачи индивидуального и коллективного певческого развития учащихся  решаются в  реализации следующей  работы:

- практической  и теоретической деятельности (упражнения, вокализы, сведения о выдающихся музыкантах, композиторах, знание музыкальной грамоты);

- развития пластики, чувства ритма и координации движений;

- репетиционной работы над учебным и концертным репертуаром;

- участия в фестивалях, конкурсах, концертных выступлениях.

В ходе распевания большое внимание уделяется работе по разучиванию упражнений, способствующих  формированию вокальных навыков учащихся: певческого дыхания, звуковысотного, ладотонального, тембрового и гармонического слуха, ритма, дикции, артикуляции.

Имея в виду, что дети младшего возраста любят  играть, следует подбирать вокальные упражнения таким образом, чтобы каждое из них имело интересное содержание, элементы игры и могло заинтересовать детей, помочь им осознать  выразительные особенности пения. С помощью игровых упражнений   преодолеваются различные певческие сложности детей, развивается их музыкальный слух и певческий голос, чистая интонация, эмоциональность, творчество. В процессе вокальной работы дети учатся различать музыкальные оттенки, лады, у них развивается чувство тяготения к тонике,  они создают свои варианты мелодий, исполняют их выразительно,  используя различные  техники пения: legato, staccato, non legato.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут  исполнять охотно и выразительно, ибо без эмоционального компонента   невозможно развить музыкальные способности детей.  В ходе творческих заданий дети учатся  петь выразительно, передавая характер и настроение песни.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются  правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые уроки,  участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах центра, мероприятиях города и республики.

Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков

Начальным этапом  вокальной работы на занятиях является распевание, которое способствует выработке певческих навыков. На распевание отводится  20 - 30 минут в начале  занятия, причём, лучше петь стоя. Формирование качественного певческого звука, как правило, вырабатывается специально подобранной системой упражнений, благодаря которой достигается ровность голоса, ровность гласных, развитие диапазона. Можно использовать комплексы упражнений, разработанные С. Риггсом, В. Емельяновым.

 Распевание имеет две функции:

 - разогревание и настройка к работе голосового аппарата юных певцов; 

 -привитие вокально-технических умений и навыков (певческое дыхание, звукообразование, унисон, дикция, артикуляция, многоголосие, создание музыкального образа), достижение качественного и красивого вокального звучания в исполняемых произведениях.

Воздействие танцевального искусства на пение детей

Танцевальное искусство  для вокалистов – это пластика, искусство танца в руках, жестах. Жесты, пластика рук выступают в роли средства, создающего пение “языком” движений.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети в итоге передавали собственными движениями руки своё певческое состояние. Главное, - выражение художественного образа  звука в пластике, движениях рук; поиск детьми среди жестов (угловатых, монументальных, жестких, насмешливых), предложенных  педагогом, таких, которые наиболее полно помогают воссоздать необходимый   певческий звук. 

Необходимо добиваться, чтобы  дети жестами и пением могли передать  собственное эмоциональное состояние.

Совершенствование вокального  творчества с помощью пластики, жеста, красок и способствует осознанию учащимися уникальности, целостности и всеобщности искусства. Художественно-синкретический метод помогает ребёнку выразить свою духовность, благодаря окружению и проникновению в процесс пения выразительных средств других видов искусства, которые опосредованно влияют на  вокальную культуру детей, раскрывая целостность, неделимость искусства.

Предложенные педагогические технологии ориентируют руководителя на развитие в  ходе вокальной работы  творческого потенциала учащихся, их умения  выразить  собственные чувства и мысли в звучании голоса, на понимание смысла своей деятельности.

 

 

Литература:

 

1.     Варламов А. Е. Полная школа пения. [Текст]: учебное пособие, 3-е изд.  А. Е. Варламов СПб.: Лань, 2008. – 120 с.

2.     Гонтаренко Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст] методическое пособие / Н.Б. Гонтаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.

3.     Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2007. – 368 с.

4.     Огороднов Д. Е. Комплексное музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе. –К.: Радянська школа, 1998 г.

5.     Халабузарь П. В. Методика музыкального воспитания [Текст]: Учебное пособие для музыкальных училищ / П. В. Халабузарь. - М.: Музыка, 1990. – 173 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся (методические рекомендации в помощь руководителям вокально-хоровых коллективов)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист-аналитик

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаемый материал «Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся» содержит методические рекомендации по ознакомлению руководителей вокально-хоровых коллективов с инновационными методами работы, которые можно использовать в ходе учебно-воспитательного процесса по развитию вокального творчества учащихся.

В рекомендациях дана характеристика личностно ориентированного подхода к учебно-воспитательному процессу по вокальному искусству, раскрывается содержание следующих инноваций: личностно ориентированного обучения, педагогической технологии воспитания певческой культуры в условиях центра детского и юношеского творчества, художественно-синкретического метода в вокально-хоровой практике.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 269 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 569
    • DOCX 50 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белкина Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белкина Наталья Викторовна
    Белкина Наталья Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32583
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 80 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу

Преподаватель эстрадного вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 265 человек

Курс повышения квалификации

Организация музыкального воспитания детей в дошкольной организации

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 709 человек

Мини-курс

Эффективное продвижение и организация проектов в сфере искусства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе