Главная / Иностранные языки / Инновационные технологии в обучении чтению на разных этапах работы с текстом.

Инновационные технологии в обучении чтению на разных этапах работы с текстом.















Инновационные технологии в обучении чтению:

этапы работы с текстом



читая … мы сами

Делаемся лучше, чище,

Добрее, благороднее.

Н. Г. Чернышевский

Известно, что чтение в жизни человека занимает значительное место. Среди других средств общения чтение занимает одно из первых мест по распространенности, важности и доступности, что объясняется рядом особенностей, чтения как средства коммуникации и как вида речевой деятельности. Чтение на изучаемом языке способствует развитию устной речи, обогащает словарный запас, знакомит с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивает аналитическое мышление. В наш век развития телевизоров, компьютеров, интернета и высоких технологий наши учащиеся все меньше читают даже на родном языке. Как увлечь ребят читать иностранный текст и пытаться понять его? Как сделать процесс чтения интересным? Целью данной статьи является ответить на эти вопросы и рассмотреть, как правильно отбирать тексты и четко организовать работу с ними. При чтении текста и извлечении основной или необходимой информации из него учащиеся сталкиваются с рядом трудностей. Учителю необходимо четко скоординировать работу учащихся и предложить им инструкцию, которая помогла бы облегчить понимание текста в целом. При отборе текста необходимо учитывать, прежде всего, возрастные особенности, интерес и потребности учащихся. Не менее важным при этом является само содержание текстов, новизна, практическая значимость, имеющейся в них информации. Эта задача может быть решена на основе аутентичных текстов лингвострановедческого содержания. Именно они отличаются своей избыточностью и информативностью. Работа с ними способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, формирует лингвострановедческую компетенцию, положительно воздействует на личносто-эмоциоальное состояние учащихся, обеспечивает возможность одновременно обращаться к языку и культуре, позволяет в комплексе еще более эффективно решать учебно-воспитательные задачи посредством иностранного языка, используя его общеобразовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Было также выявлено, что особого внимания заслуживает художественные тексты, содержащие проблемный вопрос и способствующие развитию аналитической деятельности учащихся. Мои исследования показали, что учащиеся лучше справляются с более трудными, но интересными по содержанию текстами, чем с легкими, но менее интересными. Считаю, что чтение, ориентированное на страну изучаемого языка, соответствует созданию условий не только для воспитания таких качеств, как чувство уважения к чужой культуре, но и развивает чувство гордости и любви к своей собственной. Следующим принципом отбора текста является объем текста. Учебные тексты могут быть разной длины, от одного слова до нескольких десятков страниц в книге для домашнего чтения. Слишком длинные тексты утомляют, а иногда заведомо формируют мысли о невозможности усвоения. Короткий текст может быть очень информативным, а длинный текст нет. График, таблиц, схемы – это тоже тексты, причем очень информативные. Еще один принцип отбора текста – это место основной идеи текста. Доказано, что понимание текста будет достигнуто быстрее, если основная идея находится либо в начале, либо в конце текста. При обучении написания писем и небольших сообщений это требование является одним их критериев эффективности письменного текста. При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам принято выделять три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не как средство формирования умений читать, а для развития умений говорить на иностранном языке.

  1. Дотекстовый этап.

Цели этапа: мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками в процессе обучения, снять трудности с текста и подготовить к успешному выполнению задания. Различны варианты предвосхищения содержания текста, основанные на обобщении ранее полученных знаний по этой теме, особенностях заголовка, списке новых слов, предложенных до текста, данных иллюстраций по теме, содержании вопросов или правильных\ложных утверждений. В своей практике я использую как коммуникативно-ориентированные, так и тестовые упражнения:

- прочитайте заголовок и постарайтесь определить, о чем может идти речь в данном тексте;

- посмотрите на заголовок и предложенные картинки, догадайтесь, о чем этот текст;

- ознакомьтесь с вопросами к тексту и определите его тематику;

- постарайтесь догадаться о содержании текста по списку новых слов, которые вам встретятся, и т.д.

-определите данные утверждения верные или нет;

Я стараюсь подобрать пословицу или какое-то высказывание известной личности к теме урока, как девиз, использую в фонетической и речевой зарядке. Заголовок должен быть соотносим с ранее пройденными темами, но может таить в себе что-то неожиданное. Тематика должна быть понятной и вызвать различные ассоциативные связи. Я часто использую ассоциации связанные с именем автора. Упражнение следующее:

подумайте к какому жанру можно предположительно отнести текст, кто по-вашему будет главным героем (его профессия, национальность и .т.д)

Такие упражнения могут выполняться в парах, группах или индивидуально. Так, например, на старшем этапе при изучении темы «Писатель, художник и музыкант», «New Headway Intermediate» я делю заранее ребят на три группы по их интересам: «писатель», «художник» и «музыкант». Использую пословицу: «Life is short Art is long» (Жизнь коротка, искусство вечно). Даю следующие задания: можете доказать основную идею этой пословицы?; посмотрите на доску и скажите, кто эти люди, чем они знамениты? Ребята легко узнают Агату Кристи и Пабло Пикассо, их произведения: книгу и репродукцию картины (здесь работают группы «писатель» и «художник»). Но они не знают американского музыканта Скотта Джоплин. Я представляю его им и предлагаю послушать отрывок его известного сочинения «The Entertainer». Задаю вопросы. Какие ассоциации вызвала музыка? Нравится ли она вам? Ребята групп «музыкант» высказывают свои ассоциации, которые вызвала прослушанная музыка. Такие упражнения мотивируют ребят внимательно читать текст. Также я использую предположения учеников о тематике и проблематике текста на основе имеющихся иллюстраций, оформления классной доски. Так, например, при изучении темы «A Visit to London and Visitors» на среднем этапе по учебнику «New Hotline Elementary» или темы «London» по учебнику «Project-3» я стараюсь оформит доску. использую то, что ребята привезли из Лондона. По ней уже можно догадаться, какая будет тема урока. Я привлекаю ребят старшеклассников, которые побывали в Лондоне. Они приходят на урок к ребятам среднего звена и отвечают на вопросы о Лондоне. Работа ведется в ходе фронтального обсуждения, затем каждый из старшеклассников выполняет индивидуальное здание, которое придумал сам. Один называет достопримечательности Лондона по фотографиям, которые он сделал и оформил стенд. Другая показывает и комментирует видеофильм. Третий показывает презентацию о Лондоне. Далее идет снятие трудностей с текста, предложенного в учебнике. Трудные слова выписываются учителем на доску и читаются хором. После такой работы ребята обычно с увлечением читают текст.

  1. Текстовый этап.

Цель этапа: обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой, социокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей общения на иностранном языке. Типы заданий. Задания на поиск языковой и смысловой информации. Этот тип упражнений ориентирован на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики, а также на развитие навыков говорения и социокультурных умений.

Задание следующее:

- найти, прочесть, вставить ответы на предложенные вопросы;

- выбрать даты, соответствующие тексту, соотнести даты с соответствующими картинками;

- подтвердить правильность/ложность утверждений;

- выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- расчлените текст на смысловые части и подберите заголовки к ним;

- вставить подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте вставить предложение со следующими словами, грамматическими явлениями, идеологическими выражениями и т.д. ;

- вставить глаголы, прилагательные, эпитеты, используемые автором при описании чего-то или кого-то;

- найти, прочесть описание внешности, места события. Отношения кого-либо к чему-либо;

- догадаться о значении слова или слов по контексту;

- определить, какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

- предположить, как будут развиваться события во второй главе, следующей части;

- посмотрите на карту города и выберете 4 верных абзаца описания города;

- собрать из разбросанных абзацев связанный текст, соотнести картинки с правильными абзацами текста, определить, какая из картинок не соответствует содержанию текста;

- выбрать правильный вариант из трех предложенных;

- восстановить текст, использую слова из рамки, т.е. клоуз-тест.

При изучении темы «Our environment» в УМК «Project-4» к тексту «Global warming: it’s biggest cause» даются учащимся следующие задания: Прочитайте и прослушайте текст. Заполните пропуски словами A-K из упражнения №1. Какое слово здесь не используется? При изучении темы «Relationship», к тексту «Problem page», УМК «Project-4» ребята должны прочитать текст, в котором пропущены предложения и соотнести предложения данные в упражнении 1(с) с пропусками в тексте.

  1. Послетекстовый этап.

Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

- опровергнуть утверждение или согласиться с ним; доказать, что…; охарактеризовать…;

- сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста, обосновать свой ответ; рассказать текст от лица главного героя;

- составить план текста, выделив его основные мысли;

- кратко изложить содержание текста, составить аннотацию к тексту, дать рецензию на текст, используя опоры, и так далее;

- придумать новый конец текста, придумать, что могло бы случиться, если бы…, придумать новое название;

- подобрать, отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста;

- взяв за основу ситуацию текста, написать собственный ответ в другом жанре. Чтобы достичь необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметь определенный набор знаний о странах изучаемого языка. Очень важно научиться сравнивать различные культуры мира, подмечать в их культурно-специфические особенности и находить общекультурные закономерности. Упражнения: найдите одного из известных писателей, художников, музыкантов и напишите о них, найдите информацию и расскажите о своем городе, столице, стране и т.д. После чтения текста «Sports events» темы «Health and safety» УМК «Project-4» ребятам дается задание упражнения №4. Какие важные спортивные события происходят в вашей стране? Напишите о них. А после чтения текста «Heroes and Heroines in Britain», тема «Experiences», УМК «Project-3» я даю задание ученикам написать о знаменитых людях нашей страны и т.д. Для повторения и расширения лексического запаса можно рекомендовать домашнее чтение в быстром темпе большого количества разного уровня книжек, которые имеются в библиотеке и кабинете.

Библиографический список.

  1. Балакирева М. «Использование книги для чтения на уроках иностранного языка» // «Первое сентября». – 1998,№8.

  2. Мильруд Р.П., Гончаров А.А. «Теоритические и практические проблемы обучения коммуникативного смысла иноязычного текста» // «Иностранные языки в школе», 2003, №1.

  3. Пассов Е.И. «Коммуникативные метод обучения иноязычному говорению». – Москва, «Просвещение», 1991.

  4. Сказкив Г.Г. «Приемы проверки домашнего чтения» // «Иностранные языки в школе». – ИЯШ, 1979, №6.

  5. Фоломкина С.К. «Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом ВУЗе». – М., 1980.

  6. Liz and John Soars/ New Headway Intermediate/ Oxford University. Press. 2007.

  7. Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. New Opportunities Intermediate. Longman 2007

  8. Tom Hutchinson. New Hotline Pre-Intermediate // Oxford University Press, 2008.

  9. Tom Hutchinson. New hotline Elementary // Oxford University Press, 2008.

  10. Tom Hutchinson. New Hotline Intermediate // Oxford University Press, 2008.

  11. Tom Hutchinson. «Project-3» // Oxford University Press, 2010.

  12. Tom Hutchinson. «Project-4» // Oxford University Press, 2011.

Инновационные технологии в обучении чтению на разных этапах работы с текстом.
  • Иностранные языки
Описание:

Известно,что чтение в жизни человека занимает значительное место.Чтение занимает одно из первых мест по распространенности, важности и доступности, что объясняется рядом особенностей чтения как средства коммуникации и как вида речевой деятельности. В наш век распространения телевизоров, компьютеров, интернете и высоких технологий наши учащиеся все меньше читают даже на родном языке. Как увлечь ребят читать иностранный текст и пытаться понять его?Как сделать процесс чтения интересны?В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы и рассмотреть, как правильно отбирать тексты и четко организовать работу с ними.

Автор Гладкова Александра Михайловна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 19304
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓