Главная / История / Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций на уроках истории

Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций на уроках истории

Тренинговое занятие


« Инновационные технологии в формировании ключевых

компетенций на уроках истории»


В настоящее время в педагогической науке большое внимание уделяется компетентностному подходу к образованию. Сегодня мы с вами будем говорить о компетентностном подходе в современном историческом образовании.

Компетенция – латинское слово – добиваюсь, соответствую, подхожу – это знание, умение, опыт по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Таким образом, компетенция – это набор, так нам до боли знакомых ЗУНов (знаний, умений и навыков), а компетентность – это качество владения ими, это каким образом, компетенция проявляется в деятельности.

.

Сейчас я познакомлю вас с каждой компетенцией более подробно.

  1. Умение учиться – предусматривает формирование индивидуального опыта ученика в учебном процессе, умение, желание организовать свою деятельность для достижения успешного результата; овладение умениями и навыками саморазвития, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

  2. Информационная компетенция – предусматривает овладение новыми

информационными технологиями, умениями отбирать, анализировать,

оценивать информацию, систематизировать ее; использовать

источники информации для собственного развития.

3. Общекультурная (коммуникативная) компетенция – предусматривает

овладение общением в сфере культурных, языковых, религиозных

отношений; способность ценить достижения национальной,

европейской и мировой культур.

4.Социально-трудовая компетенция – связана с готовностью делать

осознанный выбор, ориентироваться в проблемах современной

социально-политической жизни; овладение этикой гражданских

отношений, навыками социальной активности, функциональной

грамотности; умение организовать собственную трудовую и

предпринимательскую деятельность; оценивать собственные

профессиональные возможности, способность соотносить их с

потребностями рынка труда.

  1. Здоровьесберегающая компетенция – связана с готовностью вести здоровый образ жизни в физической, социальной, психической и духовной сферах.


Цель нашего сегодняшнего занятия ознакомить участников с:

- предметными компетенциями;

- возможностями использования интерактивных методов на уроках

истории для формирования ключевых предметных компетенций.


Упражнение «Знакомство».


Нам предстоит совместная работа, поэтому мы должны познакомиться.

Я попрошу вас представить себя своим любимым цветком. И по очереди назвать свое имя и цветок.

Я начинаю первая.

С этим заданием мы с вами справились.



Для успешной работы мы должны принять правила поведения в тренинге (участники предлагают, я записываю на плакате).

Например:

  1. Обращаться друг к другу по имени, имени и отчеству, по названию выбранного цветка, на «ты», на «вы».

  2. Быть активным, высказывать свое мнение.

  3. Быть доброжелательным.

  4. Не перебивать друг друга, и др.


Упражнение «Ожидание от тренинга».

Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. На пальцах ладошки запишите что вы ожидаете от этого тренинга и что вы готовы вложить в тренинг.

Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.

То, что мы с вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. В конце тренинга у нас с вами будет возможность проанализировать свои ожидания.



Украинские ученые и учителя-практики нашли основу для компетентностного подхода в трансформации традиционных образовательных ориентиров с помощью специально разработанных критериев и показателей для каждого предмета.

Для предмета «История» предметные компетентности для выпускника средней школы выглядят так.



  1. Языковая – предусматривает умения учащихся строить устные и

письменные высказывания относительно исторических личностей и

исторической теории:

- реконструировать образы прошлого в словесной форме в виде

описания ( иллюстративного, аналитического), рассказа ( образного,

конспективного, сюжетного), образной характеристики;

- объяснять исторические понятия, связи и тенденции исторического

развития применяя объяснения, доказательства, мышления,

обобщающую характеристику.


. 2. Аксиологическая – предусматривает умения учащихся

формулировать оценки и версии исторического движения и развития:

- сравнивать и оценивать факты и деятельность исторических

личностей с позиции общечеловеческих и национальных ценностей,

определять собственную позицию относительно спорных вопросов

истории;

- выявлять интересы, потребности, противоречия в позициях

социальных групп и отдельных личностей и их роль в историческом

процессе, тенденции и направления исторического развития;

- оценивать разные версии и мысли о прошлых исторических

событиях, признавая, что некоторые источники могут быть

необъективными.

3. Хронологическая – предусматривает умения учащихся

ориентироваться в историческом времени:

- рассматривать общественные явления в развитии и в конкретно-

исторических условиях определенного времени;

- соотносить исторические события, явления с периодами (эпохами),

ориентироваться в научной периодизации истории;

- использовать периодизацию как способ познания исторического

процесса.

4. Пространственная – предусматривает умения учащихся

ориентироваться в историческом пространстве:

- соотносить развитие исторических явлений и процессов с

географическим положением стран и природными условиями;

- пользуясь картой, объяснять причины и последствия исторических

событий, процессов отечественной и всемирной истории, основные

тенденции развития международных отношений, связанные с

геополитическими направлениями и факторами окружающей среды;

- характеризовать, опираясь на карту, исторический процесс и его

региональные особенности.

5. Логическая – предусматривает умения учащихся определять и

применять теоретические понятия, положения, концепции для анализа

и объяснения исторических фактов, явлений, процессов:

- определять исторические понятия и применять их для объяснения

исторических явлений и процессов;

- анализировать, синтезировать и обобщать значительный объем

фактов, прослеживая связи и тенденции исторического процесса;

- определять причины, сущность, последствия и значение исторических

явлений и событий, связи между ними;

- определять роль человеческого фактора в истории, раскрывать

внутренние мотивы и внешние направления деятельности

исторических личностей.

6. Информационная – предусматривает умения учащихся работать с

источниками исторической информации:

- пользоваться справочной литературой, интернетом для

самостоятельного поиска информации;

- систематизировать историческую информацию, составляя таблицы

(хронологические, синхронистические, конкретизирующие,

сравнительные и др.), схемы, разные типы планов (простой,

развернутый, иллюстративный и др.);

- самостоятельно интрепретировать содержание исторических

источников и отраженных в них исторических фактов, явлений,

событий;

- выявлять разные точки зрения, признавать и воспринимать такое

разнообразие;

- критически анализировать, сравнивать и оценивать исторические

источники, выявлять тенденционную информацию и объяснять ее

необъективность.



Для формирования ключевых компетенций помогают инновационные педагогические технологии. Это:

- проблемные технологии

- интерактивные технологии

- проектные технологии

- групповые технологии

- игровые технологии

- личностно-ориентированные



Упражнение «Объединимся».


Сейчас мы с вами разделимся на группы. Я раздам вам карточки, на которых записаны исторические термины.

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Задача каждого – найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою группу, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все группы будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.


Итак, кто вы?


Группы: «Кариатида», «Амфора», « Пектораль»

Ваша задача показать как с помощью инновационных технологий, различных приемов и методов можно при изучении конкретной темы формировать ключевые компетеностности.


( На столах лежат учебники по истории, группам предложены темы, записанные на листах ватмана в центре солнца. Участники на лучах должны записать интерактивные методы, информационные технологии и проблемные вопросы используемые ими при изучении данных тем для формирования предметных компетентностей).


По выполнению задания, каждая группа представляет свой проект.

Обратимся к нашим ладошкам, на которых записаны ожидания от сегодняшнего тренинга. На игрушках запишите что вы узнали в ходе сегодняшнего занятия. Оправдались ли ваши ожидания?
































Ключевые компетенции в сфере общего среднего

образования в:


1. Умение учиться – предусматривает формирование

индивидуального опыта ученика в учебном процессе, умение,

желание организовать свою деятельность для достижения

успешного результата; овладение умениями и навыками

саморазвития, самоанализа, самоконтроля и самооценки.


2. Информационная компетенция – предусматривает овладение

новыми информационными технологиями, умениями отбирать,

анализировать оценивать информацию, систематизировать ее;

использовать источники информации для собственного

развития.


3. Общекультурная (коммуникативная) компетенция –

предусматривает овладение общением в сфере культурных,

языковых, религиозных отношений; способность ценить

достижения национальной, европейской и мировой культур.


4.Социально-трудовая компетенция – связана с готовностью

делать осознанный выбор, ориентироваться в проблемах

современной, социально-политической жизни; овладение этикой

гражданских отношений, навыками социальной активности,

функциональной грамотности; умение организовать

собственную трудовую и предпринимательскую деятельность;

оценивать собственные, профессиональные возможности,

способность соотносить их с потребностями рынка труда.


5.Здоровьесберегающая компетенция – связана с готовностью

вести здоровый образ жизни в физической, социальной,

психической и духовной сферах.













Инновационные технологии в формировании ключевых компетенций на уроках истории
  • История
Описание:

     В настоящее время  в педагогической науке большое внимание уделяется компетентностному подходу к образованию. Сегодня мы с вами будем говорить о компетентностном подходе в современном историческом образовании.

      Компетенция – латинское слово – добиваюсь, соответствую, подхожу – это знание, умение, опыт по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

       Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

 

       Таким образом, компетенция – это набор, так нам до боли знакомых ЗУНов (знаний, умений и навыков), а компетентность – это качество владения ими, это каким образом, компетенция проявляется в деятельности.

Автор Плужко Светлана Анатольевна
Дата добавления 04.03.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 547
Номер материала 57507
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓