Главная / Русский язык и литература / Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Панорамный урок по русскому языку Преподаватель: Еркебаева Г.Т. преподавател...
Применение критического мышления и элементов метода проектов на уроках русско...
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие ...
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представля...
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям...
Стадия Функции Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждени...
Приём "Таблицы" Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) Перекрест...
- это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или...
- это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в ...
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности...
Типы проектов Исследовательские Информационные Творческие Игровые Практико-ор...
Данные педагогические технологии актуализируют важнейшие речевые умения, вклю...
Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении. Использованная технология: «...
Цель урока: углубить знания об обращении, о распространении и способах морфол...
ПЛАН УРОКА: 1. Введение в тему, знакомство с эпиграфом 2. Повторение ранее из...
Ход урока: 1.Организационный этап 2. Этап всесторонней проверки знаний. Блиц...
Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращение – слово или сочетание с...
«Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, ...
- Гей, добрый человек!- закричал я старику.- Скажи, не знаешь ли где дорога?...
- Прочитайте (индивидуально) информационный текст используя метод инсерта - ...
Знаю ( Y ) Новое ( + ) Вызывает сомнение ( - ) Толстые и тонкие вопросы по х...
1. Ануар познакомиться с игроками команды.(Ануар, познакомься с игроками кома...
Задание Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинан...
Задание: Обсудите в группе данные предложения. Объедините предложения в блоки...
Задание Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращ...
Задание Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращ...
Задание. Прослушайте сообщение о традиционных обращениях, используемых в Пол...
Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращения...
 Словарная работа:			 Употребление обращений имеет прямое отношение к культур...
Объект исследования: художественные тексты, эпистолярные жанры Цель исследова...
Проект - это "пять П": Шестое"П" проекта: портфолио, т.е. папка, в которой с...
Обращения в исследуемых художественных текстах и эпистолярных жанрах можем ра...
Группа 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их,...
Группа 2. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, ...
Группа 1. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авто...
Группа 2. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение автор...
Обращения в исследуемых текстах: - по лицу, которое использует их в своей реч...
Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского...
Принцип рекламы: К кому обращаетесь? Чье внимание хотите привлечь? Преимущес...
Составление синквейна - Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обраще...
вежливое убедительное привлекло подготовило побудило Оживило наше приятное о...
изменяющееся, многообразное называет, указывает, передаёт неисчерпаемы богат...
Примером таких проектов могут быть обобщающие таблицы, алгоритмы действий, сх...
Метод проектов и его реализация во внеурочной деятельности
Конкурс «Туған өлкемнің атауы» с научно- исследовательским проектом «Карабут...
Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского...
Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского...
Во время проведения внеклассных мероприятий
Во время награждения
Жаулыбай Акгуль Жанболатовна Студентка I курса группы РУ-105. Специальность: ...
Диплом III степени на областной научной конференции «Жастар және ғылым. Иннов...
Сертификат за участие в областном конкурсе сочинении «Туған өлкем-тұнған сыр»
Ахмаева Залина Победительница областного конкурса сочинений «Туған өлкем - тұ...
Диплом III степени на областном конкурсе сочинении Победительница областного ...
участники различных олимпиад, конкурсов, конференции Областной конкурс «Знато...
участники различных олимпиад, конкурсов, конференции
Областная научно практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодых...
На уроках русского языка и литературы студенты выполняют часто проекты творче...
Грамматическая форма Обращение имеет форму именительного падежа и произноситс...
История обращения в русском языке В древнерусском языке для обращений существ...
Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными одушевлён...
Распространённые и нераспространённые обращения Нераспространённые обращения ...
В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновре...
Использование обращений в поэтической речи В поэтических текстах нередко в ка...
В указанных предложениях поставьте глаголы в повелительном наклонении. Перест...
Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце пре...
Знаки препинания Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него ...
1 из 70

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Панорамный урок по русскому языку Преподаватель: Еркебаева Г.Т. преподаватель р
Описание слайда:

Панорамный урок по русскому языку Преподаватель: Еркебаева Г.Т. преподаватель русского языка и литературы АГК

№ слайда 2 Применение критического мышления и элементов метода проектов на уроках русского
Описание слайда:

Применение критического мышления и элементов метода проектов на уроках русского языка для совершенствования речевой грамотности студентов

№ слайда 3 Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие сла
Описание слайда:

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается, развивается и требует постоянного совершенствования. Выпускник любого учебного заведения должен знать нормы современного русского литературного языка. Одним из основных показателей умственного и речевого развития человека служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли.

№ слайда 4 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет
Описание слайда:

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение сотрудничать и работать в группе и др.

№ слайда 5 Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям ур
Описание слайда:

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока: подготовительный  – стадия вызова восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла) присвоение информации – стадия рефлексии

№ слайда 6 Стадия Функции Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к
Описание слайда:

Стадия Функции Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная(классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

№ слайда 7 Приём "Таблицы" Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) Перекрестная
Описание слайда:

Приём "Таблицы" Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У) Перекрестная дискуссия Прием «Составление кластера» Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" Приём  «Толстые и тонкие вопросы» Приём Инсерт (insert) Прием  "Зигзаг" или "Отсюда – туда" Прием "Кубик" Приём «Синквейн» Приемы обучения в технологии РКМЧП

№ слайда 8 - это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или ин
Описание слайда:

- это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы. Проектная работа позволяет реализовать различные цели и задачи урока в обучении русскому языку и литературе, расширить пространство общения, развивать речевую грамотность, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, подходящие для подростков. Метод проектов

№ слайда 9 - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том
Описание слайда:

- это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Проект - это "пять П": Шестое"П" проекта Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

№ слайда 10 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 1
Описание слайда:

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 1.Поисковык умения 2.Умения и навыки работы в сотрудничестве 3. Коммуникативные умения 4.Презентационные умения и навыки

№ слайда 11 Типы проектов Исследовательские Информационные Творческие Игровые Практико-ориен
Описание слайда:

Типы проектов Исследовательские Информационные Творческие Игровые Практико-ориентированные

№ слайда 12
Описание слайда:

№ слайда 13 Данные педагогические технологии актуализируют важнейшие речевые умения, включая
Описание слайда:

Данные педагогические технологии актуализируют важнейшие речевые умения, включая студентов во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи

№ слайда 14 Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении. Использованная технология: «Раз
Описание слайда:

Тема: Обращение. Знаки препинания при обращении. Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»,  элементов метода проектов Тип урока: комбинированный урок; работа с информационным текстом Вид урока: урок-исследование Использованные приемы: - «мозговой штурм»; - Составление кластера ; - метод инсерта - маркировки текста: - объединение информации в блоки через сопоставление; - синквейн; - перекрёстная дискуссия; Оборудование: - раздаточный материал; - презентация урока

№ слайда 15 Цель урока: углубить знания об обращении, о распространении и способах морфологи
Описание слайда:

Цель урока: углубить знания об обращении, о распространении и способах морфологического выражения обращений, о пунктуации при обращении; расширить представление о принятых формах обращении Задачи урока: Образовательная: - обобщить и расширить знания студентов по теме «Обращение»; - находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации; Развивающая: - продолжить работу по развитию навыков связной речи и грамотного письма; - развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); Воспитательная - воспитывать стремление к культурному речевому общению; - используя примеры из художественной литературы, воспитывать любовь к языку, к его красоте и выразительности. - воспитание уважительного отношения к чужому мнению; -  овладение проектным методом мышления

№ слайда 16 ПЛАН УРОКА: 1. Введение в тему, знакомство с эпиграфом 2. Повторение ранее изуче
Описание слайда:

ПЛАН УРОКА: 1. Введение в тему, знакомство с эпиграфом 2. Повторение ранее изученного о синтаксисе и пунктуации. Чтение отрывка из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Создание проблемной ситуации (Назовите слова, с которыми обращаются ямщик и рассказчик к незнакомцу. Как называются эти слова?). 3. Формулирование цели урока. 4. Составление кластера (Самостоятельная работа учащихся) 5. Проверка 6. Изучение нового материала. Работа с информационным текстом (метод инсерта или «пометки на полях») Стадия рефлексии, беседа Возвращение к кластеру 7. Закрепление изученного материала, выполнение практических заданий: Групповая работа. Прием объединения в блоки. (Практическая работа 1) Прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова Выпишите обращения, которые использует Чехов. (Практическая работа 2) Проведение мини-дискуссии на тему: «Жизнь обращений сегодня» Перекрёстная дискуссия. (Практическая работа 3) Словарная работа: фамильярный, эпистолярный Использование обращений в художественных текстах (по методу проекта) (Практическая работа 4) 8. Итог урока: Составление синквейна.

№ слайда 17 Ход урока: 1.Организационный этап 2. Этап всесторонней проверки знаний. Блиц-оп
Описание слайда:

Ход урока: 1.Организационный этап 2. Этап всесторонней проверки знаний. Блиц-опрос 3. Этап подготовки студентов к активному сознательному усвоению знаний Стадия вызова. Прием «мозговой штурм». Составление кластера. Отчёт групп о результатах работы. 4.Стадия осмысления Работа с информационным текстом. Возвращение к кластеру 5. Стадия рефлексии. Беседа с классом по вопросам 6.Выполнение практических заданий 7. Итог урока. Составление синквейна.

№ слайда 18 Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращение – слово или сочетание слов
Описание слайда:

Обращение. Знаки препинания при обращении. Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, кому или чему обращаются с речью. Саша, у тебя сегодня сколько уроков?

№ слайда 19 «Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а з
Описание слайда:

«Кто хорошо владеет обращением, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, в жизни » Эпиграф урока:

№ слайда 20 - Гей, добрый человек!- закричал я старику.- Скажи, не знаешь ли где дорога? -
Описание слайда:

- Гей, добрый человек!- закричал я старику.- Скажи, не знаешь ли где дорога? - Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе,- отвечал дорожный,- да что толку? - Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега? Стадия вызова. Прием «мозговой штурм».

№ слайда 21 - Прочитайте (индивидуально) информационный текст используя метод инсерта - мар
Описание слайда:

- Прочитайте (индивидуально) информационный текст используя метод инсерта - маркировки текста: “Y” - галочкой отмечается то, что уже известно; “ - “ - знаком “минус” помечается то, что вызывает у вас сомнения; “+”- знаком “плюс” помечается то, что является для вас интересным и неожиданным; “?” - вопросительный знак ставится, если возникло желание узнать об этом подробно. После прочтения текста заполните (кратко) таблицу с соответствующими маркировке графами: Стадия осмысления Работа с информационным текстом.

№ слайда 22 Знаю ( Y ) Новое ( + ) Вызывает сомнение ( - ) Толстые и тонкие вопросы по ходу
Описание слайда:

Знаю ( Y ) Новое ( + ) Вызывает сомнение ( - ) Толстые и тонкие вопросы по ходу чтения ( ? ) О – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Может быть распространённым и нераспространённым. Имеет форму именительного падежа. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Выделяется запятыми или восклицательным знаком. Служит не только для привлечения внимания собеседника, но и для выражения отношения говорящего к собеседнику, а в письмах – к адресату. Может быть выражено прилагательным или причастием. Знаки препинания, которые используются в предложениях с обращениями, являются выделительными. Обращение не отделяется запятой от стоящей перед ним частицы О. Почему обращение не является членом предложения? Только ли звательная интонация используется при обращении? Апобудительная? Тонкие вопросы: чтотакое обращение? Какие бывают обращения? Чем могут быть выражены обращения? Являются ли обращения членами предложения? Как они выделяются на письме? Толстые вопросы:Какие смысловые оттенки могут выражать обращения?Какие функции выполняют обращения?

№ слайда 23 1. Ануар познакомиться с игроками команды.(Ануар, познакомься с игроками команды
Описание слайда:

1. Ануар познакомиться с игроками команды.(Ануар, познакомься с игроками команды.) 2. Занятие кружка Марья Петровна назначит на среду. ( Занятие кружка, Марья Петровна, назначьте на среду) 3. Спортсмены соберутся в здании клуба в воскресенье, в одиннадцать часов утра. (Спортсмены ! Сбор в здании клуба в воскресенье, в одиннадцать часов утра.) 4. Отъезжающие в зимний дом отдыха возьмут с собой тёплые шерстяные вещи. ( Отъезжающие в зимний дом отдыха! Возьмите с собой тёплые шерстяные вещи.) Построить предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

№ слайда 24 Задание Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания
Описание слайда:

Задание Выпишите номера предложений, в которых есть обращения (знаки препинания не расставлены): I группа Не трещите морозы в заповедном бору. К утру мороз крепчал. Вылезайте муравьи после зимней стужи. Муравьи санитары леса. Догорай костёр дотла. II группа Что ты рано осень в гости к нам пришла. Подкралась осень незаметно. Песню эту пронесём друзья по свету. Друзья познаются в беде. Прощай любимый город. Проверка

№ слайда 25 Задание: Обсудите в группе данные предложения. Объедините предложения в блоки по
Описание слайда:

Задание: Обсудите в группе данные предложения. Объедините предложения в блоки по признакам, запишите примеры для каждого блока. 1 блок«Предложения с распространенными и нераспространенными обращениями» 2 блок «Способы выражения обращений» (имя существительное, имя прилагательное) 3 блок «Сфера употребления» 4 блок «Функция обращений» Групповая работа. Прием объединения в блоки.

№ слайда 26 Задание Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращени
Описание слайда:

Задание Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них: Сергей Сергеевич, это вы ли? Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною. Пошёл, кучер! Я и не отговариваюсь, тётушка. Ты что же, молодчик, оброка не платишь? Собственное имя Название лица по родству Название лица по профессии Название лица по возрасту Название лица по общественному положению

№ слайда 27 Задание Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращени
Описание слайда:

Задание Запишите номера предложений в таблицу в зависимости от значения обращений в них: Сергей Сергеевич, это вы ли? Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен в Покровское, пока не вышлите вы мне псаря Парамошку с повинною. Пошёл, кучер! Я и не отговариваюсь, тётушка. Ты что же, молодчик, оброка не платишь? 1 4 3 5 2 Собственное имя Название лица по родству Название лица по профессии Название лица по возрасту Название лица по общественному положению

№ слайда 28 Задание. Прослушайте сообщение о традиционных обращениях, используемых в Польше
Описание слайда:

Задание. Прослушайте сообщение о традиционных обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными обращениями обстоят дела в нашей стране.(студент рассказывает о том, что в большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции – мадам, месье и т.п.) Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д. Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (каждая группа приводит свои аргументы для доказательства отстаиваемой точки зрения.) Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии (перекрёстная дискуссия)

№ слайда 29 Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями
Описание слайда:

Задание: прослушайте в исполнении актёра Дениса Некрасова отрывки с обращениями из рассказов Чехова . Выпишите обращения, которые использует Чехов.

№ слайда 30  Словарная работа:			 Употребление обращений имеет прямое отношение к культуре р
Описание слайда:

 Словарная работа: Употребление обращений имеет прямое отношение к культуре речи. Прежде всего, при вежливом обращении интонация не должна быть резкой, а голос слишком громким. Следует не только избегать в своей речи, но и бороться с употреблением таких просторечно-грубых обращений как малый, тётка, бабка, дядечка, хозяин и т. п. Не нужно пользоваться в обращении к незнакомым людям и такими фамильярными словами как парень, дорогуша, красавица и т. п. -        Откройте словарики, запишите слово «фамильярный», «эпистолярный» (В словарях: Фамильярный — развязный, бесцеремонный; ЭПИСТОЛЯРНЫЙ, -ая, -ое. 1. Относящийся к частной переписке, к письмам. Эпистолярное наследие поэта. 2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном произведении).Эпистолярный жанр. Эпистолярный роман (роман в письмах)

№ слайда 31 Объект исследования: художественные тексты, эпистолярные жанры Цель исследования
Описание слайда:

Объект исследования: художественные тексты, эпистолярные жанры Цель исследования: найти в художественных текстах и эпистолярных жанрах обращения и определить их значения .

№ слайда 32 Проект - это "пять П": Шестое"П" проекта: портфолио, т.е. папка, в которой собр
Описание слайда:

Проект - это "пять П": Шестое"П" проекта: портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики. Проблема: Какова роль обращения в художественных текстах и эпистолярных жанрах Проектирование(планирование): Поиск информации : работа с отрывком художественного текста Продукт: эссе «Роль обращения в художественных текстах и эпистолярных жанрах»; памятка, опорные схемы по нахождению обращения в текстах; сборник. Презентация: -обращения, выражающие предмет (лицо) -обращения, выражающие характеристику, эмоциональную оценку по лицу, которое использует их в своей речи: - по адресату: - по строению: -по способу выражения: - по типу предложений, в которые они включены:

№ слайда 33 Обращения в исследуемых художественных текстах и эпистолярных жанрах можем рассм
Описание слайда:

Обращения в исследуемых художественных текстах и эпистолярных жанрах можем рассматривать по следующим признакам: - обращения, выражающие предмет (лицо) -обращения, выражающие характеристику, эмоциональную оценку по лицу, которое использует их в своей речи: - по адресату: - по строению: -по способу выражения: - по типу предложений, в которые они включены:

№ слайда 34 Группа 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вс
Описание слайда:

Группа 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? К.л.кольчики мои цветики ст.пные! Что гл.дите на меня (тёмно) голубые? (А. К. Толстой.) Ты обо мне родная (не) скучай бл.госл.вив в т.ж.лую дорогу. Пройдёт война и я в любимый край опять вернусь к зн.комому порогу. (С. Орлов.) Проверка выполнения задания. - Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. - Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку. - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? (обращения “колокольчики мои”, “цветики степные”, “тёмно-голубые”, “родная” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения) - Охарактеризуйте стилевые черты отрывков. - Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств). - Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? 1. Использование обращений в художественных текстах

№ слайда 35 Группа 2. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вст
Описание слайда:

Группа 2. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Выясните, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? Ра.буди меня завтра рано о моя т.рп.ливая мать! Я пойду за д.рожным курганом дорогого гостя встр.чать. (С. Есенин.) Мети метель мороз морозь дуй ветер как (на) зло, - с.лдатам холодно поврозь а сообща тепло. (Н. Старшинов.) Проверка выполнения задания. - Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. - Прочитайте со знаками препинания и объясните их постановку. - В каких случаях обращение только называет предмет (лицо), а в каких выражает его характеристику, эмоциональную оценку? (Обращения “метель”, “мороз”, “ветер” только называют предмет, к которому обращаются с речью, а обращения “о моя терпеливая мать” выражают его характеристику, эмоциональную оценку – тёплое, нежное, трепетное отношение к предмету обращения.) - Охарактеризуйте стилевые черты отрывков. - Обмен групп вопросами по теме (вопросы по использованию художественных средств). - Обобщите, каким образом передаётся авторское отношение через обращение? 1. Использование обращений в художественных текстах

№ слайда 36 Группа 1. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов
Описание слайда:

Группа 1. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения? Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок! Так часто я грущу о том, что ты там одна, моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать… Я крепко целую тебя, моя родная… (Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.) (Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.) Проверка выполнения задания. - Прочитайте выразительно отрывки из писем. - Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери. - Какое отношение к адресату передают данные обращения? (Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.) - Чему учат нас эти письма? 2. Использование обращений в ЭПИМТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ

№ слайда 37 Группа 2. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов
Описание слайда:

Группа 2. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Какое отношение авторов писем к адресату передают обращения? Дорогая мамочка! …Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе… Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать… (Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.) (Дорогая мамочка, моя ненаглядная – распространённые обращения, суффикс – ОЧК- .) Проверка выполнения задания. - Прочитайте выразительно отрывки из писем. - Охарактеризуйте обращения, использованные авторами в письмах к матери. - Какое отношение к адресату передают данные обращения? (Распространённые обращения, использованные в письмах А. Фадеева и С. Наровчатова, позволяют авторам выразить нежное, тёплое отношение к матери. Материал писем убеждает нас в том, какими разнообразными могут быть обращения.) - Чему учат нас эти письма? 2. Использование обращений в ЭПИМТОЛЯРНОМ ЖАНРЕ

№ слайда 38 Обращения в исследуемых текстах: - по лицу, которое использует их в своей речи:
Описание слайда:

Обращения в исследуемых текстах: - по лицу, которое использует их в своей речи: - по адресату: - по строению: -по способу выражения: - по типу предложений, в которые они включены: Применение метода проекта при изучении темы  «Обращение. Знаки препинания при обращении»

№ слайда 39
Описание слайда:

№ слайда 40 Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского яз
Описание слайда:

Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского языка

№ слайда 41 Принцип рекламы: К кому обращаетесь? Чье внимание хотите привлечь? Преимущество
Описание слайда:

Принцип рекламы: К кому обращаетесь? Чье внимание хотите привлечь? Преимущество именно нашего колледжа (преподавателя, директор, здание, студентов) Составьте текст короткой рекламы нашего колледжа. В нем должно быть обращение.

№ слайда 42 Составление синквейна - Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обращение
Описание слайда:

Составление синквейна - Подводя итог изучению темы, составим синквейн “Обращение”. Схема 1. Существительное (тема). 2. Прилагательное - прилагательное. 3. Глагол - глагол - глагол. 4. Фраза из четырёх слов. 5. Существительное (синоним темы, эмоциональная точка).

№ слайда 43 вежливое убедительное привлекло подготовило побудило Оживило наше приятное обще
Описание слайда:

вежливое убедительное привлекло подготовило побудило Оживило наше приятное общение! (Вежливое обращение привлекло внимание. Он подготовил убедительное обращение) Обращение Слово(речь, призыв)

№ слайда 44 изменяющееся, многообразное называет, указывает, передаёт неисчерпаемы богатств
Описание слайда:

изменяющееся, многообразное называет, указывает, передаёт неисчерпаемы богатства русского языка! Обращение любите слово!

№ слайда 45 Примером таких проектов могут быть обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы
Описание слайда:

Примером таких проектов могут быть обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, слайды об обращений, сборник «Все об обращений», созданные студентами группы БК-105. Теперь их можно использовать на уроках русского языка или на занятиях факультатива. Практико – ориентированный проект

№ слайда 46 Метод проектов и его реализация во внеурочной деятельности
Описание слайда:

Метод проектов и его реализация во внеурочной деятельности

№ слайда 47 Конкурс «Туған өлкемнің атауы» с научно- исследовательским проектом «Карабутак
Описание слайда:

Конкурс «Туған өлкемнің атауы» с научно- исследовательским проектом «Карабутак – мой край родной» (Актюбинское областное управление по развитию языков , центр обучения демократии через инновационные технологии.

№ слайда 48
Описание слайда:

№ слайда 49 Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского яз
Описание слайда:

Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского языка

№ слайда 50 Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского яз
Описание слайда:

Использование информационных технологий и  метода проектов  на уроке русского языка

№ слайда 51 Во время проведения внеклассных мероприятий
Описание слайда:

Во время проведения внеклассных мероприятий

№ слайда 52 Во время награждения
Описание слайда:

Во время награждения

№ слайда 53 Жаулыбай Акгуль Жанболатовна Студентка I курса группы РУ-105. Специальность: учи
Описание слайда:

Жаулыбай Акгуль Жанболатовна Студентка I курса группы РУ-105. Специальность: учитель русского языка и литературы.

№ слайда 54 Диплом III степени на областной научной конференции «Жастар және ғылым. Инноваци
Описание слайда:

Диплом III степени на областной научной конференции «Жастар және ғылым. Инновациялар. Ой пікірлер. Ізденіс.»

№ слайда 55 Сертификат за участие в областном конкурсе сочинении «Туған өлкем-тұнған сыр»
Описание слайда:

Сертификат за участие в областном конкурсе сочинении «Туған өлкем-тұнған сыр»

№ слайда 56 Ахмаева Залина Победительница областного конкурса сочинений «Туған өлкем - тұрға
Описание слайда:

Ахмаева Залина Победительница областного конкурса сочинений «Туған өлкем - тұрған сыр» («История моего родного села»)

№ слайда 57 Диплом III степени на областном конкурсе сочинении Победительница областного кон
Описание слайда:

Диплом III степени на областном конкурсе сочинении Победительница областного конкурса сочинений «Туған өлкем - тұрған сыр» («История моего родного села») «»

№ слайда 58 участники различных олимпиад, конкурсов, конференции Областной конкурс «Знаток л
Описание слайда:

участники различных олимпиад, конкурсов, конференции Областной конкурс «Знаток литературы»

№ слайда 59 участники различных олимпиад, конкурсов, конференции
Описание слайда:

участники различных олимпиад, конкурсов, конференции

№ слайда 60 Областная научно практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодых уч
Описание слайда:

Областная научно практическая конференция «Интеллектуальный потенциал молодых ученых»

№ слайда 61 На уроках русского языка и литературы студенты выполняют часто проекты творческо
Описание слайда:

На уроках русского языка и литературы студенты выполняют часто проекты творческого характера. Например, оформление сборника стихов любого поэта Серебряного века с использованием технологий обработки информации, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера художника и т.д.)

№ слайда 62 Грамматическая форма Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с
Описание слайда:

Грамматическая форма Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией. Друзья мои, прекрасен наш союз (Пушкин). В разговорной речи существуют особые формы обращения: так называемый усечённый именительный падеж существительного. Маш, дай ручку. Петь, а Петь, приходи пораньше.

№ слайда 63 История обращения в русском языке В древнерусском языке для обращений существова
Описание слайда:

История обращения в русском языке В древнерусском языке для обращений существовал специальный падеж (седьмой). Он назывался звательным. В сказке А.С.Пушкина мы находим древнюю форму обращения «старче». Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

№ слайда 64 Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными одушевлённым
Описание слайда:

Способ выражения Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица. Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин).

№ слайда 65 Распространённые и нераспространённые обращения Нераспространённые обращения выр
Описание слайда:

Распространённые и нераспространённые обращения Нераспространённые обращения выражены одним словом. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (Лермонтов). Распространённые обращения включают в себя пояснительные слова. Эй, славяне, что с Кубани, с Дона, с Волги, с Иртыша, занимай высоты в бане, закрепляйся не спеша! (Твардовский).

№ слайда 66 В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновремен
Описание слайда:

В устной речи обращения служат для привлечения внимания собеседника и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Провожающие, просим вас освободить вагоны. В письменной речи обращения служат для выражения отношения пишущего к адресату. Милый Миша, здравствуй. Роль в языке

№ слайда 67 Использование обращений в поэтической речи В поэтических текстах нередко в качес
Описание слайда:

Использование обращений в поэтической речи В поэтических текстах нередко в качестве обращений используются неодушевлённые предметы. Такая стилистическая фигура речи называется риторическим обращением. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторические обращения не требуют ответа. Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольцов).

№ слайда 68 В указанных предложениях поставьте глаголы в повелительном наклонении. Перестрое
Описание слайда:

В указанных предложениях поставьте глаголы в повелительном наклонении. Перестроенные предложения запишите. 1. Стихнут ветры, перестанут бури. 2. Дети берегут природу. (1. Стихните, ветры, перестаньте, бури). 2. (Дети, берегите природу.)   Перестройте предложения так, чтобы существительное, выступающее в роли обращения, стало подлежащим. Предложение запишите. Приди, туча, и напои землю влагой. (Придет туча и напоит землю влагой.)   Запишите предложение, распространив в нем обращение зависимыми словами. Бабушка, скоро сдам экзамены и приеду к тебе на лето в деревню. (Дорогая бабушка, скоро…) Творческий диктант

№ слайда 69 Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предло
Описание слайда:

Место в предложении Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

№ слайда 70 Знаки препинания Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него ник
Описание слайда:

Знаки препинания Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком. О небо, над нами синей! Так вот судьба твоих сынов, о Рим, о громкая держава. Однородные обращения, соединённые союзом И или ДА запятой не разделяются. Здравствуй, солнце да утро весёлое! Частицы А и ДА, стоящие перед обращением, запятой от них не отделяются, а перед ними запятая ставится. Петька, да Петька же, куда ты запропастился?

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
  • Русский язык и литература
Описание:

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?

Можно задать ещё много вопросов. Как же быть и что делать?

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески.

Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

 

 

 

 

 

 

Технология-это совокупность приемов,

применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве.

(Толковый словарь).

Педагогическая технология-это продуманная

во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию,

организации и проведению учебного процесса

с безусловным обеспечением комфортных условий

для учащихся и учителя.

                                                                                                             ( В. М. Монахов)

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно -ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества 

- самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитие критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество) ;

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- чтение с остановками и Вопросы Блума;

- кластеры;

- синквейн;

- «Продвинутая лекция» ;

- эссе;

- ключевые термины;

- перепутанные логические цепочки; n

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- лингвистическая аллюзия (намек) ;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно.

Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями;

- искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Эффективным я считаю прием « чтение с остановками».

Этот прием требует подготовительной работы:

1. Учитель выбирает текст для чтения.

Критерии отбора текста:

- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае

теряется смысл и логика использования приема);

- динамичный, событийный сюжет;

- неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько).Поможет в этом составление кластера.

Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.(Приложение 1).

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1. написать,что они узнали по новой теме;

2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.

Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.(приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки. 
Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Для чего используют?

- обогащает словарный запас;

- подготавливает к краткому пересказу;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Пример синквейна:

русский язык

живой,удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

познание

Исследовательские методы обучения возможно применять на

всех этапах урока.

Некоторые правила технологии развития критического мышления:

1.Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.

Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.

Приемы постановки вопросов:

- стратегия «Вопросительные слова».( Приложение 2).

Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так называемое «поле интереса».

- «Толстый» и «тонкий» вопрос.( Приложение 3).

Этот прием используется в следующих обучающих ситуациях:

- для организации взаимоопроса;

- для начала беседы по изучаемой теме;

- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.

2. Анализируйте идеи,предположения, тексты.

Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.

ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)

V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял,есть вопросы

Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение 4).

3. Исследуйте факты, доказательства.

4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.

Здесь целесообразно использовать «Ромашку вопросов» или «Ромашку Блума».(Приложение 5).

Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного образования.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов :

- Урок - семинар

- Урок - лекция

- Урок – беседа

- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )

- Урок - КВН

- Урок - защита проекта

- Урок – диспут

- Урок - конференция

- Урок - театрализованное представление

- Урок - маскарад

- Урок – путешествие

- Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

- художественное чтение;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой;

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса;

- овладение нормами литературного языка;

знание лингвистических и литературоведческих терминов;

- формирование общеучебных умений и навыков.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

 

Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного урока?

Ответ прост-нужен адаптивный урок.

Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих комфортную среду урока.

Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками

Автор Еркебаева Гулнар Тулеуовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1726
Номер материала 49346
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓