Главная / Иностранные языки / Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по французскому языку в условиях модернизации образования

Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по французскому языку в условиях модернизации образования

Название документа Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ...
Направления развития личности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное ...
НЕДЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Цель внеурочной деятельности - это создание условий для проявления и развити...
принципы организации ВУД в гимназии: соответствие возрастным особенностям обу...
Цели программы «Друзья французского языка»: создание условий для интеллектуа...
РОЖДЕСТВО ВО ФРАНЦИИ
НЕДЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ГИМНАЗИИ ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «МЫ ИДЁМ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Результаты внеурочной деятельности: *   разрушается непонимание между учителе...
MERCI POUR VOTRE ATTENTION
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫ
Описание слайда:

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Направления развития личности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Соц
Описание слайда:

Направления развития личности Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общекультурное Общеинтел лектуальное

№ слайда 4 НЕДЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Описание слайда:

НЕДЕЛЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Цель внеурочной деятельности - это создание условий для проявления и развития р
Описание слайда:

Цель внеурочной деятельности - это создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

№ слайда 11 принципы организации ВУД в гимназии: соответствие возрастным особенностям обучаю
Описание слайда:

принципы организации ВУД в гимназии: соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации ВУД; опора на ценности воспитательной системы гимназии; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

№ слайда 12 Цели программы «Друзья французского языка»: создание условий для интеллектуальн
Описание слайда:

Цели программы «Друзья французского языка»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством французского языка; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами традиционной детской франкоязычной культуры; развитие индивидуальности школьников, их коммуникативных навыков через изучение лингвострановедческого материала по французскому языку; формирование у детей интереса к культуре и традициям Франции.

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15 РОЖДЕСТВО ВО ФРАНЦИИ
Описание слайда:

РОЖДЕСТВО ВО ФРАНЦИИ

№ слайда 16 НЕДЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ГИМНАЗИИ ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА
Описание слайда:

НЕДЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ГИМНАЗИИ ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА

№ слайда 17 ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Описание слайда:

ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

№ слайда 18 УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «МЫ ИДЁМ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
Описание слайда:

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ «МЫ ИДЁМ В ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

№ слайда 19
Описание слайда:

№ слайда 20
Описание слайда:

№ слайда 21 Результаты внеурочной деятельности: *   разрушается непонимание между учителем и
Описание слайда:

Результаты внеурочной деятельности: *   разрушается непонимание между учителем и учеником; *       создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками; *        дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе; *         дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу; * ВД способствует развитию потенциала одарённых и талантливых детей; * интересно всем: педагогу — готовиться к урокам, проводить занятия, ученикам — учиться. Занятия всегда живые, яркие, запоминающиеся и всецело поучительные. Все это, несомненно, усиливает интерес к предмету, способствует повышению качества знаний и развитию личности ребёнка.

№ слайда 22 MERCI POUR VOTRE ATTENTION
Описание слайда:

MERCI POUR VOTRE ATTENTION

Название документа статья.docx

Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по французскому языку в условиях модернизации образования

Уважаемые коллеги! В своей статье я хотела бы поделиться с вами опытом организации внеурочной деятельности по французскому языку в 5-х классах «Гимназии № 25» г.Курска.

ФГОС предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в нашем образовательном учреждении организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Направление занятий было сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей по итогам проведённого анкетирования в конце прошлого учебного года и отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий личность школьника потенциал «иностранного языка» как предмета. Сложность организации учебно-воспитательного процесса обучения иностранному языку в школе состоит в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку. 
   При таких условиях одна из важных задач школы в области обучения иностранному языку состоит в повышении качества учебно-воспитательной работы, в формировании более высокого уровня практического владения языком. Благоприятные условия для использования иностранного языка как средства общения создаёт именно внеклассная работа. 

      Немаловажное значение имеет тот факт, что внеурочное образование способствует разумной организации досуга учащихся, направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу им самим и обществу.     У учащихся формируется позитивное отношение к учению, которое способствует развитию творческого потенциала талантливых детей.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей освоению иностранного языка. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. 

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас для развития творческого потенциала талантливых детей они должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. 

Учитывая вышеназванные факторы, администрация гимназии предоставляет среди множества других направлений внеурочной деятельности возможность посещать дополнительные занятия по английскому языку (3 часа в неделю) и кружок по французскому языку как второму иностранному (3 часа в неделю).

В нашей гимназии французский язык имеет статус второго иностранного, и как основной язык не преподаётся. Около 20 лет назад мы были одними из первых в городе Курске, кто начал преподавать французский язык как второй иностранный. Глубокому овладению языком, развитию языковых и речевых умений и творческого потенциала способствовали все эти годы именно внеклассные занятия, т.к. учебный план строился из расчёта 1 час урочной деятельности и 1 час факультатива в неделю. Авторитет предмета, престиж французского языка находились все эти годы в непосредственной зависимости от качества внеклассной работы в гимназии. Совместная внеурочная деятельность помогала учителям в достижении такой цели преподавания французского языка, как развитие, прежде всего, социокультурной компетенции.

За это время был накоплен огромный опыт: многие выпускники нашего образовательного учреждения связали свою профессиональную жизнь с французским языком, многие были победителями городского и регионального этапа, участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, побеждали в многопрофильной олимпиаде по французскому языку, проводимой КГУ, традиционно участвовали в неделе французского языка в КГУ, различного уровня творческих конкурсах, в том числе проводимых на сайте www.Francomania.ru. И стоит отметить, что внеурочная работа по французскому языку, которая традиционно осуществляется в гимназии, сыграла в этом немалую роль.

Бесспорно, что внеклассная работа по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но также способствует расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Однако в начале текущего учебного года передо мной стояла совершенно новая задача – обучающиеся параллели 5-х классов перешли на обучение по ФГОС, и администрацией гимназии был выбран учебный план, не предусматривающий изучения второго иностранного языка. Для сохранения французского языка оставался только один выход – организация внеурочного объединения учащихся. На изучение французского языка было выделено три часа внеурочных занятий в неделю. Таким образом, начался эксперимент, в котором было много вопросов, а ответы я продолжаю искать по сей день.

Своё внеурочное объединение мы назвали с ребятами «Друзья французского языка», в него вошло 16 учащихся, мотивированных и способных к усвоению иностранных языков на высоком уровне.
Помня, что
цель внеурочной деятельностипо ФГОС - это создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, я понимала, как учитель-предметник, что в данной ситуации на первый план выходят учебные задачи овладения иностранным языком. Для решения данных задач мною используются ресурсы учебно-исследовательской, проектной деятельности, ориентированной на личность ученика, совместную деятельность и сотрудничество с обучающимися. 

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Поэтому важно не забывать, что внеурочная деятельность не должна сводиться к набору формальных мероприятий.


Передо мной на начало учебного года стояли непростые задачи:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в рамках собственного внеурочного объединения;

  • теоретически обосновать и разработать рабочую программу внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Так же необходимо было учесть принципы организации ВУД в гимназии:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;

  • опора на ценности воспитательной системы гимназии;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Самой сложной задачей мне казалось составление рабочей программы, учитывая, что в современных условиях обучения иностранному языку в средней школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. В планирование мною были включены темы   страноведческого характера, способствующие расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка.

Рассмотрев основные положения разработки рабочей программы внеурочной деятельности по иностранному языку, я включила в свою программу пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу. 

Пояснительная записка к программе раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу программы, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание программы, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы. Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов.

Без сомнения, изучение иностранного языка связано с такими предметами, как история, музыка, литература и др. Поэтому на моих занятиях ученики не только знакомятся с географическим положением Франции, узнают ее климат, рельеф, знакомятся со странами, граничащими с  этой страной, мы узнаем о столице, ее символике, гербе, флаге, гимне. Близко и наглядно знакомимся с достопримечательностями Парижа, приобщаемся к истории создания некоторых памятников, ученики знакомятся с великими людьми Франции, учёными, писателями, исследователями. Поём прекрасные французские песни. Джо Дассен, Ш. Азнавур, П. Каас не могут не тронуть тонких струн души ребят и не приобщить их к новому пласту культуры. Смотрим интересные презентации и весёлые мультфильмы, учим детские стихи и рифмовки, пословицы и поговорки, играем в подвижные активные игры. Разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников я основываю на разнообразных видах деятельности.
На каждом занятии я стараюсь заинтересовать ребят, а в конце заинтриговать следующей темой. Если сегодня на занятии будет не интересно, завтра дети не придут. Понимая это, на каждом первом занятии недели я использую приём «сказка», рассказывая детям о своей вымышленной встрече по дороге в школу с каким-нибудь сказочным персонажем, который передал мне письмо (книгу, диск и т.д.), попросил помощи, дал ребятам задание и т.п. Настраиваю их, что мы должны обязательно помочь этому герою, а в конце недели я передам ему результат нашей работы (презентация, письмо, перевод текста…). Такая форма работы воспринимается с энтузиазмом.

Помимо этого на своих занятиях я регулярно использую ИКТ, Интернет-ресурсы, с удовольствием ребята играют в обучающие игры «Французский язык на раз-два-три» и «Баба-Яга за тридевять земель».

В конце каждой четверти мы с ребятами подводим итог нашей работы. Так по итогам первой четверти на городском семинаре учителей иностранного языка, проходившем на базе нашей гимназии, мною было проведено внеурочное занятие по теме «Мы идём в волшебный лес», где пятиклассники продемонстрировали знания алфавита, счёта, лексики по теме «Животные» и «Продукты питания», навыки чтения, а также пели, танцевали и веселились. В конце второй четверти объединение подготовило выступление «Рождество во Франции» и участвовало в общешкольном КТД «Рождество в католических странах». В конце учебного года запланирован творческий отчёт объединения, который будет проходить в форме представления обучающимися своих проектных работ по разным темам: «Мода во Франции», «Французские писатели», «Французская кулинария», «Французская песня» и т.д. Итоговые коллективные мероприятия для ребят очень важны, они мотивируют на дальнейшее изучение иностранного языка, особенно приятно, когда их работу оценивают со стороны.

На мой взгляд, такая работа повышает мотивацию изучения французского языка, способствует развитию познавательной активности учащихся, пробуждает интерес не только к предмету французский язык, но и к другим областям знаний, непосредственно связанными с ним. А сама внеурочная деятельность позволяет реализовать тот огромный образовательно-воспитательный потенциал, который заложен в нашем учебном предмете.

Результаты внеурочной деятельности, которые я вижу уже сейчас:

         учитель становится менее доминантным;   разрушается непонимание между учителем и учеником;

         создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения учителя с учениками;

         дети становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе;

          дети учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу;

способствует развитию потенциала одарённых и талантливых детей;

интересно всем: педагогу — готовиться к урокам, проводить занятия, ученикам — учиться. Занятия всегда живые, яркие, запоминающиеся и всецело поучительные. Все это, несомненно, усиливает интерес к предмету, способствует повышению качества знаний и развитию личности ребёнка.





Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности по французскому языку в условиях модернизации образования
  • Иностранные языки
Описание:

В данной статье я хотела бы поделиться своим опытом работы по организации внеурочной деятельности по французскому языку как второму иностранному в 5-х классах МБОУ "Гимназия №  25" города Курска. Считаю данную тему актуальной в условиях введения  ФГОС.

В последнее время внеурочная деятельность приобретает особую важность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников.Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей освоению иностранного языка.

Автор Тихонова Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 922
Номер материала 48794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓