- 27.01.2016
- 720
- 0
В нашем каталоге доступно 74 540 методических разработок
Перейти в каталогМинистерство образования Республики Беларусь
Управление образования Гомельского облисполкома
Отдел образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома
Государственное учреждение образования
«Гомельский городской центр дополнительного образования
детей и молодёжи»
СОГЛАСОВАНО Начальник отдела образования, спорта и туризма «___»______________2015г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГУО
«Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» «____»_________________2015г. |
Инновационный проект
Внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования
Сроки реализации: 2015 – 2017
Руководитель проекта: __________________________ Парачук Андрей Валентинович методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» 246001 г. Гомель, ул. Л.Толстого,17 тел. 40-19-50 |
Консультант: Кошман Михаил Григорьевич _____________________ доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины
|
Содержание
Общие сведения об инновационном проекте. 3
Цель инновационного проекта: 4
Актуальность инновационного проекта: 7
Основная составляющая инновационного проекта и направления его реализации. 11
Программа и сроки проведения инновационной деятельности на 2015/2017 учебные годы.. 15
Описание критериев и показателей определения эффективности инновационной деятельности: 18
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационный проект. 20
Кадровое обеспечение инновационного проекта. 20
Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение. 24
Материально-техническое обеспечение. 25
Общие сведения об инновационном проекте
Полное название проекта: «Внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования»
Полное название учреждения образования:
Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
Адрес учреждения образования: 246001, г. Гомель, ул. Л.Толстого, 17
Телефон: 8 (0232)401950
Автор проекта: методист государственного учреждения образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» Парачук Андрей Валентинович
Временные рамки реализации проекта: 2015 – 2017 годы
Данные о научных консультантах
Ф. И. О. Кошман Михаил Григорьевич
Место работы: УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Должность: доцент кафедры педагогики
УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Ученая степень: кандидат педагогических наук
Целью инновационного проекта является внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования и создание условий для формирования педагогического мастерства.
Задачи инновационного проекта:
· определить основные направления и конкретные механизмы внедрения модели методической сети;
· развивать мотивации педагогов дополнительного образования к социально полезной творческой исследовательской деятельности;
· совершенствовать внедрение новых форм информационных технологий, методов, средств обучения и воспитания;
· развивать и повышать уровень научно-исследовательской и методической культуры педагогов дополнительного образования;
· сориентировать педагогическое мастерство на достижение высокого качества и эффективности обучения через личностно-ориентированный подход педагога дополнительного образования;
· развивать мировоззрение, профессионально-ценностные и личностно-нравственные качества педагога дополнительного образования, готового к самообразованию и самосовершенствованию;
· совершенствовать методическую работу для рационального использования возможностей повышения квалификации педагога дополнительного образования;
· повысить компетентность субъектов образовательного процесса;
· изучить и систематизировать полезный опыт педагогов дополнительного образования по внедрению данной модели.
Предполагаемые результаты.
Проект даёт возможность с решением проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отстаивания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу педагога дополнительно образования.
Если планировать методическую работу в соответствии с проектом, то это значительно повысит компетентность педагогов, расширит образовательное пространство и обеспечит равный доступ субъектов образовательной среды к информационным технологиям и ресурсам. Повысит квалификацию и умножит кадровый потенциал в учреждениях дополнительного образования, создаст условия для изменения статуса педагога, перевод его с позиции «педагога-преподавателя» на позиции педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора. Проект способствует созданию благоприятных условий для личностного профессионального развития педагогов, обеспечивает их карьерный рост, формирование педагогических компетенций и на этой основе профессиональной компетентности педагогов и обучающихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
Самоанализ |
|
Педагог |
|
Диагностика |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Выявление затруднений в педагогической деятельности и недостаточно развитых личностных качеств |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Целеполагание |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Распределение педагогов по группам |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
педагоги, испытывающие затруднения в знании теории науки |
|
педагоги, испытывающие затруднения психолого-педагогического характера |
|
педагоги, испытывающие затруднения методического характера |
|
педагоги, которым требуется совершенствование личностных качеств |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Курсы в ГОИРО, научные семинары, лекции ученых |
|
Психолого-педагогические семинары, дистанционные курсы |
|
Практико-ориентированные формы |
|
Тренинги, деловые игры, организа-ционно-деятельно-стные игры |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Анализ достигнутых результатов |
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Актуальность инновационного проекта:
Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении.
Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего воспитательный процесс. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-деятельностными, диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.
"В современной парадигме управления одним из основных и неотложных путей повышения общественного производства является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из сложнейших проблем нашего общества",– указывает Г.С. Гавреева.
За профессиональными, креативными и инновационно устремленными кадрами – наше будущее, поэтому необходимо создавать условия для развития их творческой и инновационной устремленности в профессиональном росте. В качестве характеристик, присущих инновационному и творческому сознанию, выделяют высокий интеллектуальный потенциал, критическое отношение к действительности, устремленность на поиск альтернативы ее совершенству
Опыт работы с педагогами дополнительного образования в системе единой методической работы и анализ реальной практики свидетельствуют о том, что процесс личностно-профессионального развития педагога носит стихийный и спонтанный узко-прагматический характер, сводясь к отдельным креативным умениям.
Потребность в постоянном творческом развитии, саморазвитии и самореализации не стали нормой профессиональной жизни. В то же время реальные условия процесса повышения квалификации, способствующие освоению передового опыта, учету и использованию индивидуальных творческих особенностей педагога, активному взаимодействию с коллегами и преподавателями, взаимообмену идеями и результатами практики, усилению собственных инициатив в профессиональном самоопределении, непрерывности процесса профессионально-творческого развития и саморазвития используются не в полной мере.
Единая методическая сеть дополнительного образования – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства.
В рамках предлагаемого инновационного проекта особую актуальность приобретает обоснование и создание педагогической модели личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования в процессе работы единой методической сети и комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала педагога.
Проблемой педагогического творчества во всех ее сущностных многообразных проявлениях занимались философы, психологи, ученые-педагоги и практики Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский, А.А. Глинский, В.И.Загвязинский, В. М. Лизинский, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов, В.С. Шубинский и др.
Единая методическая сеть наиболее эффективна, если она организуется как целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта. Формирование структурно-функциональной модели единой методической службы широко освещено в публикациях Г.И Волченковой, Е.А. Дитрих, В.М. Лизинского, С.В. Кульневич, Н.А. Мясниковой, И.В. Никишиной, П.И. Третьякова, Ф.П. Черноусовой и др.
По мнению П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова, успех самообразования в современных условиях зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:
– осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности переквалификации и придания этому личного смысла;
– обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать их, предусматривать и планировать последовательные шаги поиска ответа на них;
– умение мобилизировать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов;
– наличие страстного желания решить проблему (задачу), найти ответ на возникший вопрос, нацелить себя, если это необходимо, на переквалификацию и в свете этой задачи познать новое, привлекая для этого различные источники.
Главная цель деятельности единой методической сети – это непрерывное совершенствование творческого потенциала педагога, содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки под руководством ученых, при сотрудничестве с высшими учебными заведениями.
Экспертный совет является в структуре единой методической сети необходимым звеном. Эффективность работы экспертного совета зависит от слаженности, четкости, реалистичности, прагматичности, мониторинга грамотного анализа, как исследуемых процессов, так и личности обучающегося и педагога, что теснейшим образом связанно с осуществлением программы учреждения. В компетенцию экспертного совета входит оценка авторских программ, учебных, методических пособий и разработок педколлектива.
По мнению В.М. Лизинского структура организации педагогической, методической, психологической и организационной работы выглядит следующим образом.
1-й уровень. Методический совет во главе с директором учреждения. Экспертно-аттестационный совет.
2-й уровень. Методическая служба в составе заместителя директора, кафедры содержания, форм и методов образования, кафедры воспитательной и творческой деятельности, проблемных лабораторий, предметные кафедры, научное общество и педагогический клуб.
3-й уровень. Педагогические инициативные практико-ориентированные, научно-практические малые группы и собственно педагоги.
И.К. Блинова указывает на то, что по отношению к педагогу единая методическая сеть выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Благодаря активному участию в единой методической сети педагог приобретает и закрепляет за собой определенный статус в учреждении.
С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отстаивания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.
Единая методическая сеть стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
А.А. Глинский указывает, что основными функциями методической сети современного образовательного учреждения являются:
– восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам);
– компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной подготовке педагогов);
– коррекционная (внесение коррективов в практические умения и навыки педагогов);
– адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества);
– развивающая (осуществление качественного, творческого роста педагогов);
– опережающая (профессиональная подготовка педагогов с учетом прогнозов развития системы образования).
В.М. Лизинский выделяет следующие функции методической сети:
– обеспечение педагога профессиональной информацией;
– поддержка инновационной работы педагогов в учреждении образования;
– диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
– организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;
– помощь в проведении профессиональных конкурсов;
– выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
– помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов.
Современная методическая сеть учреждения образования включает в себя следующие виды деятельности: организационно-методическая, учебно-методическая, научно-методическая, инновационно-методическая.
Каждое из этих направлений имеет свою специфику и свои задачи. Научно-методическая служба предполагает обеспечение научно-исследовательских подходов в организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессионального уровня педагогов на основе достижений современной психолого-педагогической науки и непосредственно научно-практического опыта. Основными направлениями методической сети являются:
– непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории и практики обучения и воспитания;
– усвоение научных методов диагностики учебно-воспитательного процесса и формирование у педагогов умения анализировать свою педагогическую деятельность на основе научных методов исследования;
– совершенствование анализа и планирования работы научно-методической службы исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии образовательного учреждения;
– совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива;
– активизация работы научно-методических подструктур, опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе полученных результатов диагностики и контроля;
– проведение научно-исследовательской работы;
– методическое сопровождение хода инновации в рамках учебного заведения;
– обсуждение результатов научно-исследовательской работы;
– создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей современной психологии, педагогики и частных методик;
– публикация в педагогической печати материалов из опыта работы;
– сотрудничество с вузами и другими учебно-научными учреждениями;
– организация работы научного общества обучающихся;
– разработка программ и учебно-методических комплексов.
Таким образом, внедрение модели методического сопровождения педагогов дополнительного образования в рамках единой методической сети учреждений дополнительного образования способствует созданию современной информационной образовательной среды учреждения образования.
Основная составляющая инновационного проекта и направления его реализации
Ведущей идеей опыта является стратегия управления методической сетью, направленная на создание оптимальных условий для личностно-ориентированного творческого роста педагогов с учётом профессиональных интересов и индивидуальной траектории развития каждого в интересах совершенствования культурно-образовательного пространства учреждения дополнительного образования.
Содержательным аспектом проекта является:
1. Создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования.
2. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную методическую сеть на основе единой системы обеспечение преемственности учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.
3. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению процессов компетентности педагогов, обучения и развития, созданию оптимальных условий для творческого развития педагогов дополнительного образования, укрепления их развития позитивной социализации и профессионального самоопределения.
4. Планирование и организация информационно-методической деятельности педагогов дополнительного образования, стимулирование проектно- исследовательской деятельности педагогов.
5. Получение теоретических и практических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей.
6. Реализация педагога в профессиональной деятельности: результативность собственного труда: педагог - качество образования, данного обучающимся.
7. Устойчивое умение педагогов применять различные современные методики преподавания.
8. Разнообразие и многофункциональность структурных подразделений методической сети.
9. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнёрских связей и развитие взаимодействия с представителями науки, высшей школы и другими социальными институтами).
В основу проекта заложен поэтапный принцип личностно-профессионального роста педагога. То есть, к конечной цели педагог может прийти, пройдя ряд ступеней. Конечный результат личностно-профессионального развития педагога можно представить как:
Ø Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности.
Ø Разработка авторской программы, методики, технологии.
Ø Методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога.
Ø Авторская педагогическая (диагностическая, воспитательная, методическая система).
1этап
Информационно-аналитический
Определение состава системы методической работы, то есть выбор методических объединений педагогов, творческих групп; формирование банка данных о методической работе педагогов. Консультации и собеседования с педагогами дополнительного образования и руководителями МО по проблематике проекта.
2 этап
Организационно-исследовательский
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы методической сети, определение роли и места каждого структурного компонента внутри целостной системы; обеспечение деятельности педагогов по работе с обновлением содержания образования, в том числе методическое, дидактическое, издательское направления.
Изучение членами МО системы ценностей, которых придерживаются педагоги, соотнесение их с личными представлениями, выстраивание шкалы ценностей.
Выработка «ядра ценностей», имеющих важное значение в системе работы педагогов дополнительного образования, каждого объединения по интересам.
3этап
Контрольно-диагностический
Создание методического взаимодействия, создание методических материалов по организации перехода учреждения дополнительного образования к деятельностному содержанию образования, рецензирование методических разработок педагогов, публикаций их исследований и работ.
Педагогический коллектив разнороден по возрасту, педагогическому опыту, профессионализму. Поэтому в методической работе используется разноуровневый подход.
Коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
Осознание педагогами необходимости самосовершенствования, саморазвития, самореализации.
Разноуровневые группы педагогов
Первая группа педагогов |
Вторая группа педагогов |
Третья группа педагогов |
Обладают высокими педагогическими способностями. Главные проводники новых технологий, разработчики диагностического инструментария. Педагоги объединены в мастер-класс. Итог работы – печатный материал, описание методик, разнообразные дидактические материалы |
Группа совершенствования педагогического мастерства. Для них организуются различные семинары по возникающим проблемам |
Группа становления педагогического мастерства. Ее составляют начинающие педагоги дополнительного образования. Для помощи молодым педагогам организована школа молодого педагога дополнительного образования |
Основные направления реализации проекта:
Работа с педагогическим коллективом |
||
Разработка стратегии и тактики, овладение методологией, теорией и практикой, создание методических комплексов, обеспечивающих реализацию проекта |
Развитие знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами проекта |
Ознакомление педагогов, участников проекта с содержанием инновационного проекта и привлечением общественности к совместной работе по его реализации |
Деятельность методических объединений и творческих групп |
Специально-организованная деятельность |
Методические объединения, мастер-классы, конференции, форумы |
Работа по самообразованию в рамках реализации инновационного проекта |
Занятия объединений по интересам, методические объединения, творческие гостиные
|
Постоянно действующие методические объединения |
Обучение на целевых курсах повышения квалификации при АПО и ГОИРО |
Обучение на курсах |
Участие педагогов в мероприятиях проекта |
Психолого-педагогическое сопровождение реализации проекта |
||
Взаимодействие с государственными организациями, другими заинтересованными институтами, принимающими участие в повышении педагогического роста |
утверждаю |
Директор |
Государственного учреждения |
Образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
______________Бейзеров И.А. |
«_____»________________2015 |
Программа и сроки проведения инновационной
деятельности
на 2015/2017 учебные годы
Этапы |
Сроки |
Содержание деятельности |
Подготовительный |
май 2015 г. |
Определение основных целей, задач и перечня мероприятий по реализации проекта. Определение ответственных исполнителей, сроков и ресурсов для реализации проекта. Организация мониторинга. Методическое обеспечение проекта: 1.Определение группы участников реализации проекта. Формирование информационного банка данных. 2.Выделение основных этапов направлений работы. 3.Подбор и расстановка методистов, педагогических работников, определение функциональных обязанностей участников проекта. 4.Проведение расширенного методического объединения по направлениям деятельности. 5.Создание условий педагогам дополнительного образования для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами. 6.Пополнение учебно-методических ресурсов для обеспечения учебно-воспитательного процесса
|
Организационно-подготовительный |
август-сентябрь 2015 г. |
1.Организация работы по внедрению проекта. Осуществление инструктивно – методической работы с участниками проекта. Подготовка и выпуск информационно- методических материалов, посвященных реализации проекта. 2.Методическая работа с педагогами по комплексному использованию проекта. Изучение педагогами программно-методического обеспечения инновационного проекта, содержания программ и методического обеспечения. 3.Организационно-разъяснительная работа с педагогами дополнительного образования. Ознакомление их с содержанием и задачами инновационного проекта, выявление социальных партнеров. Проведение учебно-методических семинаров-практикумов, круглых столов с педагогами дополнительного образования. 4.Создание инновационных площадок на базе объединений по интересам. Планирование инновационной деятельности учреждений дополнительного образования и взаимодействия с ГОИРО. 5.Стажировки, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые занятия, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество. 6.Работа в творческих группах по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего педагога дополнительного образования или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, монография, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, педагогические мастерские, выступления на педсоветах, выездные семинары. 7.Осуществление промежуточного контроля, экспертиза проведения отдельных мероприятий проекта. Диагностика результатов работы. Коррекция, регулирование направления деятельности.
|
Внедренческий |
Октябрь 2015 г. – май 2017 г.
|
1.Реализация программы основного этапа работы. Создание организационной модели внедрения методической сети учреждений дополнительного образования детей и молодёжи. 2.Учёба и самообразование участников проекта. Проведение курсовой переподготовки педагогов. Проведение индивидуальных консультаций, научно-практических конференций, семинаров по вопросам организации методического обеспечения работы объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи. 3.Внедрение программ постоянно действующих семинаров и лекториев по проблемам дополнительного образования для педагогов. 4.Анализ достигнутых результатов и определение перспектив. Обобщение и описание опыта инновационной деятельности. Подготовка методических пособий для педагогов и промежуточного отчета. Публикации материалов о ходе реализации проекта. 5.Регулярное информирование участников проекта о ходе реализации проекта. 6.Проведение итогового тестирования методической работы. |
Рефлексивно-обобщающий |
Май-июнь 2017г.
|
1.Анализ проделанной работы по реализации проекта. 2. Формирование банка методических разработок по развитию компетентности педагогов дополнительного образования. 3.Мониторинг и обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами. Итоговый анализ результатов инновационной деятельности, формулирование выводов. 4.Подготовка методических рекомендаций по внедрению опыта инновационной деятельности в широкую педагогическую практику и их последующая апробация. Публикации о результатах работы, тиражирование опыта. 5.Подготовка итогового отчета.
|
утверждаю |
Директор |
Государственного учреждения |
Образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
______________Бейзеров И.А. |
«_____»________________2015 |
Примерный календарный план инновационной деятельности
на 2015 / 2016 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки испол- нения |
Ответственные |
1 |
Создание Совета по инноватике и экспертного совета |
Август 2015г. |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
2 |
Подготовка методических рекомендаций по вопросам единой методической сети учреждений дополнительного образования |
Май-август 2014 |
Методисты |
3 |
Консультирование педагогов по работе в инновационный период |
Сентябрь 2015-май 2016 |
Методисты |
4 |
Проведение инструктивно-методического совещаний и рефлексивных планёрок |
С августа 2014 в течение года |
Методисты |
5 |
Организация инновационной деятельности в работе с педагогами по группам: - обладающих высокими педагогическими способностями; - группа совершенствования педагогического мастерства; - группа становления педагогического мастерства. |
Сентябрь 2015 – май 2016
|
Заместители директоров ГГЦДОДиМ, ЦТДиМ |
6 |
Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности |
Август-сентябрь 2015 |
Методисты |
7 |
Заседание экспертного методического совета директоров учреждений дополнительного образования детей и молодежи «Воспитание и развитие личности в обновляющейся системе дополнительного образования детей и молодежи» |
Октябрь 2015 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
8 |
Школа молодого педагога Программное обеспечение образовательного процесса: проблемы и пути решения. Образовательная программа как нормативно-правовая основа деятельности педагога дополнительного образования детей и молодёжи Адаптация молодых педагогов в коллективе (анкетирование) Педагогические технологии. Повышение качества дополнительного образования с использованием современных педагогических технологий. Применение современных технологий в дополнительном образовании детей и молодёжи Проектная деятельность педагога: Социальная значимость молодежных инициатив. Аукцион социальных и педагогических проектов. Положения о грантовых конкурсах Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования детей. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей. Творчество как средство социализации ребенка. Проблемное обучение как средство развития творческих способностей обучающихся Теория и практика воспитательной работы. Детские общественные организации в новом веке. Классификация форм объединений по интересам Коллективная творческая деятельность в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи |
|
Методисты |
9. |
Заседание экспертного методического совета. Интернет-форум «Необходимость или востребованность развития социально-педагогического направления в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи?» |
Ноябрь 2015 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
10. |
Заседание экспертного методического совета: «Обновление содержания образовательно-воспитательного процесса на основе внедрения современных образовательных программ, методик и технологий» |
Декабрь 2015 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
11. |
Проведение круглого стола «Методическая служба учреждения дополнительного образования детей и молодёжи как фактор формирования и развития профессиональной компетентности педагогических кадров» |
Сентябрь 2015 |
Методисты |
12. |
Дистанционный семинар для педагогов дополнительного образования, не имеющих квалификационной категории «Путь к мастерству» |
Декабрь2015 |
Методисты |
13. |
Практикум «Использование современных инновационных методов, технологий в работе с педагогами дополнительного образования |
Февраль 2016 |
Методисты, педагоги дополнительного образования |
14. |
Заседание экспертного методического совета: «Современное лидерство: теория, практика, перспективы» для организаторов детского и молодежного движения, лидеров детских и молодежных общественных объединений |
Январь 2016 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
15. |
Заседание экспертного методического совета: «Проектная деятельность в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи» |
Февраль 2016 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
16. |
Заседание экспертного методического совета: «Научно-методическая поддержка системы дополнительного образования детей и молодежи» |
Март 2016 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
17. |
Заседание экспертного методического совета: «Управление инновационной деятельностью как фактор развития дополнительного образования детей и молодежи» |
Апрель 2016 |
Директор ГГЦДОДиМ, директор ЦТДиМ Железнодорожного района, директор ЦТДиМ Новобелицкого района |
18. |
Подведение мониторинга |
Май 2016 |
Методисты, педагоги дополнительного образования |
Описание критериев и показателей определения эффективности инновационной деятельности:
Для определения эффективности внедрения методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования определены следующие показатели и уровни:
№ п/п |
Показатели профессиональной деятельности |
Уровень (мера) проявления показателей профессиональной деятельности педагогических кадров |
1 |
Уровни профессиональной деятельности |
v Адаптивный v Локально-моделирующий v Системно-моделирующий знания и поведение v Системно-моделирующий деятельность и отношения
|
2 |
Ступени профессионального роста |
v Педагогическая умелость v Педагогическое мастерство v Педагогическое творчество v Педагогическое новаторство
|
3 |
Уровни педагогического творчества |
v Уровень воспроизведения готовых рекомендаций: v использование обратной связи, коррекция собственных действий по ее результатам v Уровень оптимизации деятельности на уроке: v умелый выбор и целесообразное сочетание v содержания, методов и форм обучения v Эвристический уровень: использование творческих v возможностей живого общения с учениками v Личностно самостоятельный (исследовательский) уровень: использование готовых схем при условии их соответствия творческой индивидуальности учителя, особенностям личности воспитанников; создание принципиально новых, высокоэффективных педагогических технологий с опорой на результаты исследовательского поиска
|
4 |
Этапы становления педагогического опыта |
v Этап адаптации опыта деятельности v Этап оптимизации опыта деятельности v Этап модернизации опыта деятельности v Этап проектирования опыта деятельности
|
5 |
Уровни профессиональной компетентности |
v Педагог-стажер v Педагог v Старший педагог v Педагог - методист
|
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется инновационный проект
Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»;
Государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Железнодорожного района г. Гомеля»;
Государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи Новобелицкого района г. Гомеля»
Кадровое обеспечение инновационного проекта
Ф. И. О. |
Занимаемая должность |
Функция в проекте |
Бейзеров Игорь Александрович |
Директор ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Руководство проектом |
Даниленко Ольга Ивановна |
Заместитель директора по учебно-методической работе ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Управление реализацией инновационного проекта |
Коваленко Алла Ивановна |
Заведующий методическим кабинетом ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Методическое обеспечение инновационного проекта |
Парачук Андрей Валентинович |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Методическое обеспечение инновационного проекта |
Сергеенко Сергей Петрович |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Методическое обеспечение инновационного проекта |
Сакович Ирина Сергеевна |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»
|
Методическое обеспечение инновационного проекта |
Сидоренко Мария Ермаковна |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Методическое обеспечение инновационного проекта |
Фомченко Александр Андреевич |
Педагог дополнительного образования ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Внедрение инновационного проекта |
Лысый Николай Фёдорович |
Педагог дополнительного образования ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Внедрение инновационного проекта |
Дидковская Татьяна Васильевна |
Педагог дополнительного образования ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Внедрение инновационного проекта |
Никулина Ольга Евгеньевна |
Методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» |
Методическое обеспечение инновационного проекта |
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· Согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех субъектов инновационной деятельности;
· наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным условиям и возможностям;
· наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих инновационную деятельность;
· создание специальной инфраструктуры инновационной деятельности – кафедр, лабораторий и т.д.;
· наличие постоянной и эффективной поддержки;
· наличие горизонтальных и вертикальных связей между участниками и организаторами инновационной деятельности, а также преемственность в целях, содержании и организации инновационной работы;
· предварительная подготовка кадров к профессиональному осуществлению инновационной деятельности.
Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение
1. Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб. - метод. пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». - 3-е изд. – Мн.: АПО, 2006.
2. Махотин, Д.А. Проектный подход к разработке средств методического обеспечения системы дополнительного профессионального образования / Д.А. Махотин // Дополнительное образование. – 2004. – № 8. – с. 24.
3. Диагностика успешности учителя:сборник методических материалов для директоров учебных заведений, руководителей школ. / Под ред. В.М. Лизинского. – 2-е изд. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
4. Жук, А.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект/ Проблемы профессиональной компетентности кадров образования: содержание и технологии аттестации. / А.И.Жук, Н.Н.Кошель. – Минск, 1996.
5. Воронов, А.В. Проектирование деятельности по управлению инновационными процессами в образовании / А.В. Воронов // Адукацыя i выхаванне. – 2003. – № 2. – С. 25–36.
6. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие / А.А. Глинский. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 252 с.
7. Глинский, А.А. Деятельность общешкольной методической службы на основе компетентностного подхода / А. А. Глинский // Кіраванне ў адукацыі. – 2009. – №5, с.4-8.
8. http://msmag.blog.tut.by/2014/02/06/poryadok-zalog-uspeha/ - more-917Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л.Жук, Е.А. Коновальчик – Мн.: БГУ, 2003.
9. Гавреева, Г.С. Социально – психологические условия творчества / Г.С. Гавреева // Инновации в образовании. – 2007. – №4. – С. 93-108.
10. Шумакова, Н.Б., Щелбанова, Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса / Н.Б. Шумакова, Е.И. Щелбанова // Педагогика и возрастная психология. – 1999. – №5 – С.27-32.
11. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии – 1990. – №1. – С.164-168.
12. Кирсанов, А.А. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития / А.А. Кирсанов // Мир образования – образование в мире. – 2005. – №2. – С.113-125.
13. Щетинская, А. Развитие творческого потенциала педагога / А. Щетинская // Воспитание школьников. – 2001. – №7. – С. 23-26.
14. Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 1996. – 95 с.
15. Сластенин, В.А. Субъектно-деятельностные технологии становления профессионализма социального педагога / В.А. Сластенин // Педагог. – 2003. – №1. – С. 40-46.
16. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354с.
17. Блинова, И.К. Организация научно-методической работы в общеобразовательном учреждении / И.К. Блинова // Практика административной работы в школе. – 2004. – № 1. – С. 17-23.
18. Лизинский, В. М. О методической работе в школе / В. М. Лизинский. – М.: Центр ″Педагогический поиск″, 2004. – 160 с.
19. Глинский, А.А. Методическая работа в общеобразовательном учреждении : учебно-методическое пособие / А. А. Глинский. – Минск : Академия последипломного образования, 2004. – 128 с.
20. Петренко, А.А. Современные подходы в деятельности методических служб в условиях муниципального образования / А. А. Петренко // Методист. – 2005. – № 3. – С. 32-35.
21. Ксенчук, Е.В. Технология успеха / Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. – М. : Просвещение, 1993. – 89 с.
22. Митина, Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. Учебное пособие для практических психологов. – М: Психологический институт, 1992 – 95 с.
Материально-техническое обеспечение.
Для управления инновационным процессом и реализации проекта в учреждении образования создана соответствующая материально-техническая база:
· ресурсно-методический кабинет – аудио, видеотехника, компьютеры
· информационный банк педагогов дополнительного образования
· методическая литература для педагогов, представленная разделами
Финансово-экономическое обеспечение.
Инновационный проект «Внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования» в государственном учреждении образования не требует дополнительного финансирования.
Консультант проекта: М.Г. Кошман
В нашем каталоге доступно 74 540 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 664 320 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Парачук Андрей Валентинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.