Главная / Математика / Инновационная деятельность учителя математики в современных условиях

Инновационная деятельность учителя математики в современных условиях

Инновационная деятельность педагога в современных условиях Учитель математики...
ПЛАН 1 Понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие не...
Что же такое «Инновационная деятельность»?     М.В. Кларин, например, в поня...
Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет...
Основные признаки инновационной деятельности педагога - творческая способност...
Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимо...
Инновационный потенциал педагога представляет собой комплекс разнообразных ко...
. Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?   По...
Методико-ориентированные инновационные процессы  - применение современных инф...
Проблемно ориентированные инновационные процессы - осознавать свою личную и с...
Классификации инноваций по масштабности: - федеральные; - региональные; - нац...
Классификации инноваций по педагогической значимости: - обособленные (частные...
Причины затруднений. - низкий уровень базовой подготовки учеников; - формиров...
Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деяте...
1 из 14

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Инновационная деятельность педагога в современных условиях Учитель математики МБ
Описание слайда:

Инновационная деятельность педагога в современных условиях Учитель математики МБОУ «Баратаевская СОШ» г. Ульяновск Быльнова Надежда Николаевна

№ слайда 2 ПЛАН 1 Понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необх
Описание слайда:

ПЛАН 1 Понятие инновационной деятельности, признаки, причины, определяющие необходимость инноваций в образовании. 2 Проанализировать уровень инновационной деятельности педагогов , во-первых, с точки зрения понимания педагогами сути инновационной деятельности, во-вторых, с позиций требований современного образования 3. Выявить вопросы, которые интересны педагогам и которые помогут нам разобраться в некоторых аспектах инновационной деятельности.

№ слайда 3 Что же такое «Инновационная деятельность»?     М.В. Кларин, например, в понятие
Описание слайда:

Что же такое «Инновационная деятельность»?     М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».   Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

№ слайда 4 Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:  
Описание слайда:

Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:   абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов) относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику) псевдоновизну (видимость новизны).

№ слайда 5 Основные признаки инновационной деятельности педагога - творческая способность г
Описание слайда:

Основные признаки инновационной деятельности педагога - творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах; - открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления; - культурно-эстетическая развитость и образованность; - готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов; - развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения)

№ слайда 6 Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость
Описание слайда:

Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога? - происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики; - усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

№ слайда 7 Инновационный потенциал педагога представляет собой комплекс разнообразных компо
Описание слайда:

Инновационный потенциал педагога представляет собой комплекс разнообразных компонентов Технологический компонент - владение педагогов технологиями комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. Креативный компонент - наличие у педагогов творческого подхода к своей профессиональной деятельности; Мотивационный компонент позволяет понять, какие основные мотивы движут педагогами в инновационной деятельности. Когнитивный компонент подразумевает наличие или отсутствие у субъектов реализации инноваций знаний о новшествах, которые будут вводиться в организации, когнитивных трудностей. Регулятивный компонент определяется как отношение субъекта инноваций к инициаторам нововведений, к способам создания и распространения инноваций. Эмоциональный компонент, эмоции могут способствовать восприятию инноваций или препятствовать им. Сложность организации инновационной деятельности усугубляется тем, что структура эмоциональных состояний индивида и их динамика глубоко. индивидуальны и поэтому очень разнообразны.

№ слайда 8 . Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?   По на
Описание слайда:

. Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?   По назначению инновации в образовании можно условно разделить на: - общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация УВП, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии); - частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в ОУ).

№ слайда 9 Методико-ориентированные инновационные процессы  - применение современных информ
Описание слайда:

Методико-ориентированные инновационные процессы  - применение современных информационных технологий; - применение принципа интеграции содержания образования; - развивающее обучение; - дифференцированное обучение; - проектное обучение; - проблемное обучение; - программированное обучение; - модульное обучение

№ слайда 10 Проблемно ориентированные инновационные процессы - осознавать свою личную и соци
Описание слайда:

Проблемно ориентированные инновационные процессы - осознавать свою личную и социальную значимость; - ставить перед собой цели самоактуализации, самоусложнения задач и проблем (обязательное условие творческого саморазвития конкурентоспособной личности); - адекватно воспринимать свободу и оправданный риск, что отражает ответственность личности в принятии решений; - максимально концентрировать свои способности для их реализации в наиболее подходящий момент (отсроченная победа).

№ слайда 11 Классификации инноваций по масштабности: - федеральные; - региональные; - национ
Описание слайда:

Классификации инноваций по масштабности: - федеральные; - региональные; - национально-региональные; - на уровне образовательного учреждения

№ слайда 12 Классификации инноваций по педагогической значимости: - обособленные (частные, л
Описание слайда:

Классификации инноваций по педагогической значимости: - обособленные (частные, локальные, единичные и т. д.), не связанные между собой; - модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций); - системные. по происхождению: - модификационные, т.е. усовершенствованные; - комбинированные (присоединение к ранее известному нового компонента); - принципиально новые.  

№ слайда 13 Причины затруднений. - низкий уровень базовой подготовки учеников; - формировани
Описание слайда:

Причины затруднений. - низкий уровень базовой подготовки учеников; - формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям; - отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой; - невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата

№ слайда 14 Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельн
Описание слайда:

Главным устойчивым результатом реализации инновационной образовательной деятельности является: - формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;   - создание позитивного имиджа учебного заведения, а дальше может быть и лидерская позиция школы на рынке образовательных услуг;    

Инновационная деятельность учителя математики в современных условиях
  • Математика
Описание:

Инновационная деятельность учителя математики в современных условиях.

1. Что же такое «Инновационная деятельность»?

 

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

 

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность,изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

 

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

 

Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

 

В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.

 

Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям. В связи с этим на первый план выходит задача создания новых по содержанию и идеологии диагностико-развивающих центров, региональных центров управления развитием образования, которые смогли бы взять на себя целый ряд важнейших функций образовательной системы, остающихся на сегодняшний день нереализованными. В этом видится сегодня эффективный путь сближения науки и педагогической практики.

Научное обеспечение экспериментальной работы в обучении и воспитании при всем ее многообразии предполагает определенную унификацию и доступность для широкого практического использования. На это направлены происходящие в настоящее время на федеральном и региональном уровнях процессы стандартизации всех ступеней образования. Это третья волна преобразований современной системы образования.

 

Россия входит в международный рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов. 

 

2. Основные признаки инновационной деятельности педагога.

 

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

- культурно-эстетическая развитость и образованность;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

 

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) испециальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

 

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

 

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. 

 

3. Какие обстоятельства в современной системе образования определяют необходимость инновационной деятельности педагога?

 

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

o    - вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности

o    Инновационный потенциал педагога представляет собой комплекс разнообразных компонентов.

o    Технологический компонент - владение педагогов технологиями комплексной деятельности по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций.

o    Креативный компонент - наличие у педагогов творческого подхода к своей профессиональной деятельности;

o    Мотивационный компонент позволяет понять, какие основные мотивы движут педагогами в инновационной деятельности.

o    Когнитивный компонент подразумевает наличие или отсутствие у субъектов реализации инноваций знаний о новшествах, которые будут вводиться в организации, когнитивных трудностей.

o    Регулятивный компонент определяется как отношение субъекта инноваций к инициаторам нововведений, к способам создания и распространения инноваций.

o    Эмоциональный компонент, эмоции могут способствовать восприятию инноваций или препятствовать им. Сложность организации инновационной деятельности усугубляется тем, что структура эмоциональных состояний индивида и их динамика глубокоиндивидуальны и поэтому очень разнообразны.

 

 

Автор Быльнова Надежда Николаевна
Дата добавления 07.04.2015
Раздел Математика
Подраздел Презентации
Просмотров 1575
Номер материала 59368
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓