Инновационная
деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса
Уважаемые коллеги,
разрешите познакомить вас с возможностями использования метода анализа
конкретной ситуации (кейс- метода) в педагогической практике.
1слайд
Воспитание
никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали
соответствующие ему проблемы и трудности Современная ситуация обострила
целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса.
Это связано с тем, что в последние годы в России произошли экономические и
политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и
потере общих духовных ценностей.Я хочу озвучить проблемы в воспитании:
2слайд
1. Занятость родителей 2.Идеальный
дисбаланс. 3 Отчуждение родителей от школы 4 Нравственные нормы.
Образовательная Инициатива Новой школы
делает уклон в сторону воспитания личности. С приходом стандартов в
систему образования мы, учителя, применяем новые технологии и на уроках, и
воспитательной работе.
3слайд
технология
информационного взаимодействия, технология построения культурного пространства,
технология культурной коммуникации, технология формирования эстетического вкуса
и нравственной позиции, технология развития творческих способностей, технология
социального проектирования и рефлексивная технология.
На
современном этапе развития образования разработана технология проведения
интерактивных лекции, проектные технологии, тренинги. Одна из таких технологий
получила название КЕЙС-МЕТОД. Кейс- метод
зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании.
Именно о нем мы сегодня будем говорить.
4
слайд
Кейс-метод (от
англ. Case study) – метод анализа ситуаций. Суть его в том, что учащимся
предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой
одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует
определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении
данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных
решений.
5Слайд
Для
создания кейса как продукта интеллектуальной деятельности классного
руководителя используются следующие источники. Схематически их можно отразить
следующим образом:
Общественная жизнь во всем своём
многообразии выступает источником сюжета, проблемы .
Другим источником выступает образование.
Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания.
Наука
– это третий источник кейса, который отражает методы
и системные подходы в анализе и решении данной проблемы.
В кейс входят не только сама ситуация, но
и описание возможных решений проблемы, факты, помогающие принять решение. Метод
ориентирован не просто на обсуждение ситуации, а на ее анализ, вычленение
основных вопросов, на которые нужно найти ответы в кейсе, что помогает нам
воспитывать в детях умение анализировать, находить решение в данной ситуации.
Уважаемые коллеги. Я хочу предложить
реальную ситуацию, актуальную в наше время.
6
слайд
Ситуация: Кейс «Моя семья»
Идет
разговор в учительской с отцом одного из учеников. Мальчик часто приходит в
школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время
урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Его отец,
руководитель одного из крупных предприятий, говорит в ответ на замечания
педагога:
-
Поймите, у меня ответственная работа. У меня совершенно нет времени. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша
обязанность!
Когда
педагог замечает, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и
семьи, в том числе самого папы, он возражает:
-
Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека,
современный компьютер с выходом в Интернет, он
имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и за
границу, водили по музеям...
Затем
долго перечисляет элементы своего участия в воспитании сына. Говорит, что
считает это главным, а на беспокойство школы по поводу сына отвечает усмешкой.
7 слайд
Покажем, « В чем
заключается суть кейс-метода» в данной ситуации.
Дл обсуждения
выбрана реальная жизненная ситуация «Разговор в учительской»
Для решения данной
ситуации нам пригодились
- знания теории
вопросов семейного воспитания
- понимание
проблемы современной семьи
- знание
психолого-педагогических закономерностей и
- причины, которые
лежат в основе поведения ребенка
Все эти знания
помогут нам правильно и корректно обосновать сложившуюся ситуацию. Найти
решения данной проблемы. Далее
родителям мальчика
предложить психолого-педагогические рекомендации по ее решению.
Проигрывая данную
ситуацию на методическом объединении коллеги выявили:
- Стили семейного
воспитания (либерально- попустительский);
- Проблемы
–занятость родителей, идеальный дисбаланс, незнание последствий воспитания.
- В знании
психолого-педагогических закономерностей отметили, что при таком типе
воспитания ребёнок вырастает безвольным и безответственным
- Всё
вышесказанное раскрыло причины поведения ребёнка.
На основании
актуализации знаний вышли на решение проблемы.
1)Убедить отца в
том, что ребёнок требует большего внимания, общения. 2)Откорректировать
родителям тип воспитания.
3)Классному руководителю поддерживать регулярно тесную связь с семьёй.
Таким образом с
помощью кейс метода был найден выход из этой ситуации.
Я думаю, что вы не
раз использовали на уроках, во внеурочной деятельности проблемные ситуации.
Чем
отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предполагает обучающимся
проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит
вычленить её из той информации, которая содержится в описании кейса.
8 слайд
Кейс-метод -
эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.
Сегодня вы уйдете с
первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет
пополняться новыми разработками, желаю успехов вам на этом поприще. И помните:
умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах! (звучит музыка)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.