Главная / Директору-завучу / Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор развития и совершенствования воспитательной системы.

Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор развития и совершенствования воспитательной системы.



Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор развития и совершенствования воспитательной системы.


Краткая аннотация работы: В работе отражена система инновационной деятельности ОУ в рамках экспериментальной площадки МАНПО, в ходе реализации модели ДДТ как социально-педагогического комплекса. Показаны стратегические задачи и их решение в ходе разработки модели организации воспитательной системы (Концепция «Шаг к себе») и результаты данной деятельности за последний учебный год.

Ключевые понятия (термины, словосочетания) содержания работы: построение образовательного пространства ОУ ДОД в рамках инновационной деятельности, модель ДДТ как социально-педагогического комплекса, воспитательная система, модель организации воспитательной системы.


  1. Информационная справка об учреждении.


2 сентября 2002 года в поселке Пурпе, КС-02, (ныне п. Пурпе-1) Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа был открыт подростковый клуб «Надежда». Учредителем выступила Администрация Пуровского района ЯНАО, функции учредителя выполнял Пуровский районный Комитет Образования.

Основным видом деятельности подросткового клуба стала деятельность в рамках социально — педагогической направленности:

  • профилактика правонарушений и безнадзорности;

  • первичная профилактика химической зависимости;

  • формирование и обучение актива из группы старших подростков и юношества.

5 декабря 2005 года МОУ ДОД «Подростковый клуб «Надежда»» в соответствии с распоряжением Главы Пуровского района №1238 от 30.11.2005 был переименован в муниципальное образовательное учреждение «Дом детского творчества» п. Пурпе. Сегодня МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района (далее по тексту Дом детского творчества или ДДТ) единственное учреждение дополнительного образования детей в Пуровском районе, созданное по запросу детей и их родителей Таким образом, с открытием Дома детского творчества система дополнительного образования детей в поселке Пурпе стала определяющим обстоятельством, которое можно рассматривать, как возрастание значимости дополнительного образования, направленного на формирование оптимальных условий для образовательных потребностей детей.

До 2008 года ДДТ функционировал только в п. Пурпе-1 (КС-02), что явилось основой для создания образовательного пространст­ва данной муниципальной территории. В сентябре 2008 года к 30-летию п. Пурпе произошло торжественное открытие дополнительного корпуса непосредственно в п. Пурпе.

Юридический и фактический адрес учреждения совпадают: 629841 ЯНАО Тюменская область, Пуровский район, п. Пурпе-1, ул. Труда, д.12- основной корпус, п. Пурпе, ул. Железнодорожная д.6-г - дополнительный корпус.

Тип здания: Оба здания являются приспособленными под образовательные учреждения. Площадь основного корпуса – 459,5 кв.м., дополнительного корпуса – 460,1.

  • Телефон: (34936) 37-901, 67-334; телефон/факс (34936) 37-146, 38-699

  • Электронная почта: nadegda2033@purpe.ru

  • Учредитель: Департамент образования Администрации Пуровского района.

В настоящее время в учреждении реализуется Программа развития на 2009-2014г.г.: «Совершенствование организационно-управленческой модели деятельности образовательного учреждения дополнительного образования детей». В основу деятельности МБОУ ДОД «ДДТ» п. Пурпе вошла концептуальная основа таких передовых педагогических технологий как технология саморазвития личности А.А.Ухтомского – Г.К. Селевко, технология оптимального самоопределения Г.К. Селевко - О.Ю. Соловьевой и технология социально-педагогического комплекса.

  1. Общие стратегические положения деятельности ОУ.

Концепция общепедагогических, психологических и организационных проблем образовательного процесса Дома детского творчества п. Пурпе опирается на общестратегические принципы гуманизации содержания и технологий образования; принципы дифференциации, системности, природосообразности, вариативности, мотивации деятельности детей, преемственности и сотрудничества, творческой направленности.

Создание образовательного пространст­ва, способствующего всестороннему развитию индивидуального и творческого потен­циала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, формированию потребности к саморазвитию и самосовершенствованию при сохране­нии здоровья является основополагающей стратегией образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Решая стратегические задачи, педагогический коллектив ДДТ рассматривает построение образовательного пространства через:

  1. формирование надпредметных понятий у воспитанников;

  2. развитие ключевых компетентностей (здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, гражданственности);

  3. внедрение в образовательно-развивающуюся и досуговую деятельность новых современных технологий;

  4. создание особого психолого-культурного социума для развития взаимного уважения, взаимной помо­щи и сотрудничества (совершенствование компетентности саморазвития и самосовершенствования, компетентности социального взаимодействия);

  5. совершенствование системы управления.

Исходя из стратегических задач, образовательный процесс выполняет две группы функций: обучающие и социально-педагогические.

Первые обеспечивают систематическое обучение и воспитание обучающихся в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), расширяют знания обучающихся и позволяют опробовать возможности в разных видах деятельности.

Социально - педагогические функции формируют у обучающихся общие социальные ценности; выявляют и поддерживают детей, способных к творческой деятельности; предупреждают детскую безнадзорность, формируют духовный образ жизни воспитанника.

Одним из путей качественной перестройки и обновления структуры образования ДДТ является совершенствование организационно-управленческой модели деятельности.

Структура образования Дома детского творчества имеет три составляющие:

  1. Образование. Содержание образовательного процесса сориентировано на формирование обшей культуры личности воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ дополнительного образования детей, максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповтори­мости и раскрытие его потенциальных талантов. Особое внимание уделяется формированию навыка адаптации детей к жизни в обществе, воспита­ние гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье.

  2. Воспитание. Методической основой воспитания является формирование личности - гражданина России - человека здорового образа жизни, образованного, воспитанного на общечеловеческих ценностях, культуре общения, ответственного, творческого человека.

  3. Здоровьесберегающие технологии. Выполняя задачу сохранения физического, психического и нравственного здоровья в Доме детского творчества ежегодно составляется план работы педагога - психолога, социального педагога, происходит корректировка учебного плана по программам дополнительного образования в области профилактики первичной химической зависимости, в области физического воспитания и спорта.

Модель социально-педагогического комплекса, созданная на базе ДДТ, представляет интегрированную, педагогически целесообразную организацию образовательного и воспитательного процесса:

а) с участием всех субъектов воспитания;

б) в различных сферах микросреды личности;

в) в условиях практической социально-экономической обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дети дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подростки).

Основываясь на теоретическом и практическом опыте СПК различных регионов страны педагогический коллектив ОУ выделяет для себя следующие акценты целей:

  • Объединение педагогических воздействий образовательного учреждения дополнительного образования детей и социальных институтов п. Пурпе и других образовательных учреждений поселка.

  • Социализация, формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично меняющегося социума, особенно в условиях оторванности детей, проживающих в условиях Крайнего Севера (инициатива, творчество, конкурентоспособность, предприимчивость).

Эти цели по объединению и социализации педагогический коллектив стремится реализовать на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных методик обучения, воспитания и диагностики уровней развития личности, уровня умений и навыков, способности воспитанников к самопознанию и самореализации.

Реализации Программы развития учреждения в сфере воспитательной работы.

Цель Программы развития: разработка и апробация организационно-управленческой модели деятельности ОУ, обеспечивающей интегрированность усилий всех участников образовательного процесса для совершенствования компонентов развития учреждения дополнительного образования детей в инновационном режиме.

Основными задачами Программы развития являются: 

  1. Изучение возможностей образовательной деятельности Дома детского творчества для социализации личности ребенка.

  2. Совершенствование содержания и технологий образовательно-развивающей и досуговой деятельности.

  3. Создание комфортного культурно-образовательного пространства для успешного самоопределения и самореализации детей и подростков в избранном направлении деятельности, формирование разносторонней творческой личности ребенка.

  4. Развитие психолого - педагогической и социальной поддержки всех субъектов образования.

  5. Совершенствование учебно – методического обеспечения процесса инновационного режима образования Дома детского творчества; обеспечение оптимальных условий для профессионального роста педагога.

Результаты, ожидаемые при условии реализации Программы:

  1. Достижение заданного качества дополнительного образования, развитие творческих способностей, формирование навыков сотворчества, повышение конкурентоспособности выпускников.

  2. Переход на организационно-управленческую модель деятельности, ориентированную на интеграцию образовательного пространства учреждения во взаимосвязи и сотворчестве с другими образовательными учреждениями поселка.

  3. Обеспечение права и возможности каждому воспитаннику на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей, свободы выбора уровня и качества образовательно-развивающих и досуговых видов деятельности в соответствии с его индивидуальными особенностями развития и саморазвития.

  4. Развитие методической и экспериментальной деятельности учреждения, способность к реализации инновационных программ и технологий.

  5. Установление партнерского сотрудничества и сотворчества со всеми участниками образовательного процесса, формирование атмосферы успеха.

МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района, как учреждение дополнительного образования детей в ходе реализации модели деятельности ОУ, как СПК (социально-педагогического комплекса) выстраивает стратегию своего развития таким образом, чтобы развитие системы дополнительного образования детей на территории МО п. Пурпе осуществлялось через:

- взаимодействие между образовательными и культурно-досуговыми учреждениями территории;

- формирование на базе ДДТ организационных функций информационно-методического центра для педагогов дополнительного образования (деятельность КМО, окружная экспериментальная площадка социально-педагогической направленности и др.);

- совершенствование деятельности всех структур и организаций территории по предупреждению асоциальных проявлений в детской и молодежной среде (районная экспериментальная площадка).

Новизна и практическая значимость.

  1. Деятельность Дома детского творчества, как социально-педагогического комплекса в таком контексте на территории Пуровского района ЯНАО рассматривается впервые.

  2. В ходе реализации Программы развития предполагается постоянная работа по разработке и внедрению:

  • Организационно - управленческой модели МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе;

  • Модели деятельности Дома детского творчества, как социально-педагогического комплекса;

  • Модели организации воспитательной системы «Шаг к себе».


3. Экспериментальная площадка как условие инновационного развития образовательного учреждения.

Система дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе за три года претерпела многочисленные изменения, определяющим обстоятельством которых можно назвать возрастание значимости дополнительного образования как института, направленного на формирование оптимальных условий для постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей.

Целью инновационной работы нашего педагогического коллектива является создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Можно сказать, что в настоящее время мы находимся на этапе активного внедрения инноваций.

МБОУ ДОД «ДДТ» п. Пурпе с 2009 года является экспериментальной площадкой Международной Академии наук педагогического образования (МАНПО) по теме: «Развитие творческой личности воспитанника средствами технологии ТСРЛ и ТОСОПР».


Актуальность выбранного направления опытно-экспериментальной работы.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на
2006—2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № I320-р, определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования. В этой связи реализация программных мероприятий по направлению “Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы” направлена на развитие инновационных процессов в системе дополнительного образования детей и повышение качества дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей «Дома детского творчества» п. Пурпе за последний год претерпела многочисленные изменения, определяющим обстоятельством которых можно назвать возрастание значимости дополнительного образования как института, направленного на формирование оптимальных условий для постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей детей.

Целью опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива является создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения дополнительного образования, деятельность которого направлена на непрерывное совершенствовании, творческую реформацию.

Программа развития ОУ на 2009-2014 г.г. представляет собой стратегический план преобразования Дома детского творчества из преимущественно просветительного учреждения в центр духов­но- нравственной и эстетической культуры. Основной идеей является личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме. Удовлетворение и использование интересов детей как главной мотивационной базы обучения становится для педагога главной задачей.

Современная парадигма образования приоритетным направлением выдвигает – формирование личности, отвечающей сегодняшним потребностям общества и способной к постоянному самообразованию и саморазвитию. Поэтому педагогика обращается не только к личности, но и к анализу процессов, влияющих на её формирование. Не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа толь­ко и может существовать.

Пришедшее из гуманистической психологии понятие «саморазвитие личности» в настоящее время получило широкое употребление в педагогических исследованиях и пособиях. В основе технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Д.Б. Элько­ни­на, В.В. Давыдова, в частности:

положение о субъектной позиции ребенка в обучении;

положение о соотношении обучения и развития, где обучение является ведущим фактором развития;

положение о роли теоретического мышления в развитии личности.

Саморазвитие и самосовершенствование – это процессы управляемого личностью своего развития, в котором в субъектных нуждах, целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.

Следовательно, вся педагогика должна быть направлена на поддержку и направление этих внутриличностных процессов. В этом заключается новая образовательная парадигма – парадигма саморазвития.

Ни одна технология не даст результата, если не создан тот «внутренний мир» в образовательном учреждении, который позволил бы личности развиваться в соответствии с её интересами и возможностями, то есть способствовал бы росту успешности и нравственному взрослению. Среда в образовательном учреждении дополнительного образования детей есть то, среди чего пребывает личность в развивающейся творческой образовательной системе. Отсюда возникают педагогические возможности изучения личности в среде, проектирование личности с учётом среды, воспитание личности средой, а значит, формируется тип её обитателей.

Основной задачей и результатом деятельности Дома детского творчества в рамках реализации Программы развития ОУ на 2009-2014 г.г. является создание комфортного культурно-образовательного пространства для успешного самоопределения и самореализации детей и подростков в избранном направлении деятельности, формирование разносторонней творческой личности ребенка.

Чтобы воспитанник мог понять сущность, содержание и закономерности формирования своей личности, среда должна быть развивающая и постоянно развивающаяся. А ряд процессов без теоретического осмысления не может возникнуть, поэтому одним из шагов в реализации подсистемы «Теория» технологии саморазвития является изучение педагогами курса «Самосовершенствование личности» и опора на данные теоретические постулаты в соответствии с этапами саморазвития. Использование теоретических основ курса в области дополнительного образования детей является своего рода теоретической канвой в деятельности педагога по формированию у воспитанника адекватного «Я» в области осознания, умения и способностей воспитывать, развивать, совершенствовать свою личность.

Однако для самосовершенствующейся личности необходима продуктивная деятельность: то, что даётся в теории, должно реализоваться на практике. Поэтому следующий этапом деятельности коллектива будет создание условий реализации подсистемы «Деятельность», т.е. организация той социокультурной среды, в которой удовлетворяются разнообразные потребности саморазвития ребенка. Таким образом, происходит формирование полигоном для успешной и продуктивной самостоятельной и творческой деятельности учащихся во всем спектре их потребностей. Воспитанники вовлекаются в широкую и многообразную творческую деятельность по интересам, которая дает практический тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в огромных возможностях его личности.

Также в ходе внедрения технологии происходит формирование определенного уклада окружающей среды жизнедеятельности ребенка, адекватного целям формирования доминант самосовершенствования его личности.

Продуктом сложившейся таким образом среды может стать социально активный тип личности воспитанников, направленный на достижение социально значимого результата, т.е. способный к саморазвитию в соответствии с индивидуальным темпом продвижения, способный к адекватной социализации в обществе, творческой активности и самореализации.


Программа опытно – экспериментальной работы ЭП МАНПО

Пункт программы


Тема эксперимента

«Развитие творческой личности воспитанника средствами технологии ТСРЛ и ТОСОПР»

Авторы

М.М. Костенко, директор МБОУ ДОД "Дом детского творчества" п. Пурпе;

Паршикова Е.А., заместитель директора по воспитательной работе;

Москаль И.В., методист

Научный консультант

Соловьева О.Ю., руководитель Центра саморазвития личности, кандидат педагогических наук, академик МАНПО.

Актуальность темы



В условиях модернизации системы образования, основным результатом образовательной деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков, а социальная подготовленность выпускников образовательных учреждений к новым общественным – рыночным отношениям, к условиям конкурентной деятельности, к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию.

Экспериментальная идея (идея эксперимента и его замысел)



Современному обществу необходима развивающая педагогика – как система интеллектуального и психического развития, формирующая в личности ученика устойчивые мотивы самовоспитания и саморазвития, самосовершенствования. Главным показателем личностного и творческого развития обучающихся является не столько сумма знаний, приобретенных ребенком, сколько уровень развития культурно – нравственного потенциала подрастающей поколения, а также уровень сформированности социальной зрелости и творческой активности. В этой связи, в системе дополнительного образования детей необходима продуктивная деятельность, направленная на формирование адекватного «Я» личности воспитанника как основы для успешной и продуктивной самостоятельной и творческой деятельности обучающихся во всем спектре их потребностей.

В рамках учебно-воспитательного процесса возможно следующие пути для решения данной проблемы:

  1. организация личностно-ориентированного тренинга, т.е. системы занятий по формированию системообразующей теоретической базы для сознательного управления обучающимися своим развитием. Основной целью таких занятий является развитие знаний о человеке, отношениям между людьми друг с другом и обществом, нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности;

  2. разработка программы развития самосовершенствования личности обучающихся в рамках каждого этапа обучения в системе дополнительного образования детей;

  3. разработка системы социально-психологического сопровождения обучающихся Дома детского творчества, направленной на отслеживание и развитие творческого потенциала воспитанников.

С этой целью при составлении годового планирования учитывается особенность этапов программы развития ОУ на 2009-2014 г.г., в основу которой положена организационно-управленческая модель деятельности ДДТ, ориентированная на интеграцию образовательного пространства во взаимосвязи и сотворчестве с другими образовательными учреждениями поселка и направленная на установление партнерского сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса. Поэтому каждый компонент образовательной деятельности ДДТ и воспитательной системы - это: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, управление - результат творческой деятельности педагогов. Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс ДДТ, интегрируя учебные занятия, культурно - досуговую, исследовательскую и творческую деятельность, в процессе которой происходит общение и содружество детей, формируется единый воспитывающий процесс взаимодействия детей и педагогов.

6.

Объект экспериментирования

Учебно-воспитательный процесс

7.

Предмет эксперимента

Механизм формирования потребности самосовершенствования обучающихся

8.

Цель

  1. Помочь педагогам в формировании воспитанника дома детского творчества как человека, способного к саморазвитию и самореализации своих творческих склонностей и способностей, на основе общечеловеческих и нравственно-духовных ценностей.

  2. Ориентировать дополнительное образование на формирование системы оптимальных методов обучения и воспитания, направленных на активизацию у ребенка потребности саморазвития и самореализации.

9.

Задачи

  • изучить программу спецкурса «Самосовершенствование личности» и курса «Найди свой путь», на основе которых выстраиваются циклы бесед и занятий с обучающимися разного возраста;

  • помочь обучающимся осознать и принять цели и содержание дополнительного образования детей, особенности внешкольного воспитания;

  • выявить образовательные и личностные потребности обучающихся;

  • предоставить возможность создания и реализации воспитанниками микро- и макропрограмм работы над собой, реализации собственного творческого потенциала.

10.

Гипотеза

Если педагог, конструируя образовательный процесс в системе дополнительного образования детей в целом, предварительно изучает и определяет реальные индивидуальные возможности, потребности обучающихся и затем на этой основе:

  1. планирует процесс образования и воспитания как взаимосвязанный комплекс задач образования, воспитания и психического развития и саморазвития обучающихся, определяя саморазвитие как доминирующую из них;

  2. готовит систему вовлечения ребенка в практическую деятельность в объединении и вне его, что формирует у детей доминантную установку мотивации на саморазвитие с учётом его возрастных особенностей и потребностей;

  3. подбирает систему воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, которая позволяет проверить не только уровень самопознания ребенка, но и уровень сформированности потребности к саморазвитию и самореализации,

то анализ результатов позволяет организовать учебно-воспитательную работу, в результате которой воспитанники будут обучаться специальным приёмам и техникам самосовершенствования личности.

11.

Методы и методики исследования

Эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, рейтинг).

Теоретические (сравнение, классификация, обобщение).

12.

Сроки эксперимента

5 лет (этапы: подготовительный, прогностический, внедренческий, практический, итого - обобщающий)

13.

Этапы эксперимента

1. Подготовительный – этап проведения диагностики (анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме, выявление и формулировка противоречий).

2. Прогностический – этап разработки развёрнутой программы эксперимента, апробация.

3. Внедренческий – этап внедрения разработанных проектов эксперимента в подсистеме «Деятельность» и «Уклад».

4. Практический - этап реализации программы эксперимента, проведение исходных диагностических опросов, отслеживание промежуточных результатов, корректировка технологии, контрольные диагностические анкеты.

5. Итогово - обобщающий – этап обработки данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

14.

Состав участников

Обучающиеся Дома детского творчества в возрасте от 6 до 18 лет, педагоги дополнительного образования

15.

База эксперимента

МОУ ДОД "Дом детского творчества" п. Пурпе

16.

Прогноз положительных результатов

  • Организация и проведение тренинговых и коммуникативных занятий способствующих саморазвитию обучающихся (повышение уровня воспитанности, формирование творческой личности выпускника);

  • Усвоенные обучающимися приёмы и способы самовоспитания и саморазвития будут служить основой развития поисковой и познавательной деятельности детей, и обеспечат формирование успешной и творческой деятельности детей во всем спектре их потребностей;

  • Успешное усвоение содержания дополнительного образования детей;

  • Система специальных коммуникативных и тренинговых занятий, проводимых на теоретическом материале, сформируют интеграцию воспитательных усилий образовательного учреждения, семьи и общества и создадут условия для сотрудничества воспитанников и педагогов;

  • Свобода в выборе индивидуального маршрута дополнительного образования и самореализации профессиональных намерений обучающихся старшего школьного возраста;

  • Появление авторских методик, учебников, программ педагогов-практиков.

17.

Прогноз возможных негативных последствий

  • Недостаточная методическая разработка апробации внедрения технологии в деятельность учреждений дополнительного образования детей;

  • Неготовность педагогов работать в инновационном режиме, реализуя актуальные потребности личности и общества.

18.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

Проведение с педагогами теоретико-практических семинаров, курсовая подготовка.

Разработка методического материала по внедрению ТСРЛ и ТОСОПР в деятельность ОУДОД.

19.

Статус эксперимента

Федеральный

20.

Тип эксперимента

Поисковый


План реализации проекта ОЭР

Этапы

Мероприятия (действия)

I этап

2010 – 2011 учебный год

1. Модернизация структуры методической службы.

2. Обучение педколлектива методике организации и проведения учебных занятий с учетом основным постулатом технологии саморазвития и оптимального самоопределения личности ребенка.

3. Проведение работы с педколлективом по вопросам психолого-педагогической диагностики творческого потенциала воспитанника и мотивации к саморазвитию.

3. Анализ и корректировка образовательных программ с учетом парадигмы саморазвития и самореализации выпускника, разработка новых программ.

4. Разработка проекта организации и проведения I поселкового фестиваля творческих театральных коллективов и исполнителей «Весна театральная», проводимого в рамках творческого, эстетического и нравственного воспитания на основе театральных жанров и культурных ценностей.

5. Разработка социального проекта в поддержку одаренных детей 6-10 лет «Сияние звезд».

6. Разработка проекта по формированию условий реализации навыков самоутверждения и самосовершенствования обучающихся через деятельность «Школы волонтерских наук».

7. Защита проекта экспериментальной деятельности для получения статуса ОЭП.

II этап

2011 – 2012 учебный год

1. Организация и проведение II поселкового фестиваля творческих театральных коллективов и исполнителей «Весна театральная».

2. Апробация социального проекта в поддержку одаренных детей 6-10 лет, проведение I фестиваля – конкурса «Сияние звезд».

3. Организация и проведение «Школы волонтерских наук», обучение представителей ученического самоуправления образовательных учреждения поселка.

4. Проведение открытых занятий педагогами - организаторами и педагогом-психологом, которые используют специальные приёмы и методики саморазвития личности детей.

5. Проведение «круглого стола», педагогических чтений по теме.

6. Проведение заседания научно - методического совета по вопросам оптимальной работы по эксперименту.

7. Анализ деятельности ОУ за год. Отчёты руководителей объединений и социально-психологической службы сопровождения.

III этап

2012 – 2013 учебный год

1. Проведение III поселкового фестиваля творческих театральных коллективов и исполнителей «Весна театральная».

2. Организация и проведение II фестиваля – конкурса «Сияние звезд» в поддержку одаренных детей 6-10, апробация проекта фестиваля для детей 11-14 лет.

3. Организация и проведение «Школы волонтерских наук», обучение представителей ученического самоуправления образовательных учреждения поселка.

4. Подготовка и участие в научно-практической конференции по теме эксперимента.

5. Экспертное заключение по выявлению эффективности внедрения эксперимента, выявление позитивных и негативных явлений, коррекция плана эксперимента.

6. Анализ результативности интеграции деятельности объединений социально-педагогической направленности с другими объединениями ДДТ в рамках оптимальной работы по эксперименту.

7. Анализ деятельности ОУ за год. Отчёты руководителей объединений и социально-психологической службы сопровождения.

IV этап

2013-2014 учебный год

1. Проведение IV поселкового фестиваля творческих театральных коллективов и исполнителей «Весна театральная».

2. Организация и проведение III фестиваля – конкурса «Сияние звезд» в поддержку одаренных детей 6-10 и 11-14 лет, апробация проекта фестиваля для детей 15-18 лет.

3. Организация и проведение «Школы волонтерских наук», обучение представителей ученического самоуправления образовательных учреждения поселка. Разработка социального проекта по формированию условий, способствующих дальнейшему развитию волонтерского движения в поселке.

4. Реализация проекта ОЭР, мониторинг успешности внедрения ТСРЛ и ТОСПР.

5. Подготовка и проведение районной научно-практической конференции по теме эксперимента.

6. Анализ и экспертное заключение по опытно-исследовательской, экспериментальной работе педагогов (новые методики и техники, новые модели учебных занятий в системе дополнительного образования детей).

7. Анализ деятельности ОУ за год. Создание информационно- методического сборника по итогам экспериментальной деятельности ОУ

V этап

2014-2015

учебный год

1. Проведение V поселкового фестиваля творческих театральных коллективов и исполнителей «Весна театральная».

2. Организация и проведение фестиваля – конкурса «Сияние звезд» в поддержку одаренных детей 6-18 лет.

3. Организация и проведение «Школы волонтерских наук», обучение представителей ученического самоуправления образовательных учреждения поселка. Апробация социального проекта по формированию условий, способствующих дальнейшему развитию волонтерского движения в поселке.

4. Анализ мониторинговых исследований по изучению успешности внедрения ТСРЛ и ТОСПР в систему дополнительного образования детей.

5. Подготовка и проведение районной научно-практической конференции по теме эксперимента.

6. Анализ и экспертное заключение по опытно-исследовательской, экспериментальной работе педагогов (новые методики и техники, новые модели учебных занятий в системе дополнительного образования детей).

7. Пропаганда результатов внедрения инновационной деятельности ОУ в районе и регионе через СМИ. Выпуск информационно - методического сборника по итогам эффективности реализации экспериментальной деятельности ОУ



Показатели для оценки и контроля саморазвития, самовоспитания и самоопределения личности обучающихся

Направление самоопределения

Критерии контроля и оценки

1.

Культурологическое

-наличие развернутого представления о безграничном спектре культурного проявления человеческих возможностей в истории современности;

-понимание своего реального места в составе конкретных социокультурных (и этнических) групп населения;

- умение сознательно организовывать свой образ жизни в конкретной социокультурной среде и видеть перспективы своего культурного роста.

2.

Творческое

-наличие развернутого представления о сферах творческой деятельности современного человека;

-знание своих творческих способностей и возможностей, их адекватная оценка;

-умение делать сознательный жизненный выбор в пользу творческого самоопределения;

3.

Профессиональное

- наличие развернутого представления о мире профессий;

- знание своих реальных профессиональных склонностей;

- умение делать аргументированный, сознательно мотивированный выбор в процессе профессионального самоопределения

В МБОУ ДОД «ДДТ» п. Пурпе в рамках инновационной деятельности продолжается работа по первичной профилактике химической зависимости как опорного учреждения районной экспериментальной площадки по теме: «Расширение возможностей профилактики негативных явлений в молодежной среде через организацию учебно-воспитательного процесса, направленного на пропаганду здорового образа жизни».

Деятельностью в объединениях и организованной досуговой деятельностью ежегодно охвачено 743 детей в возрасте от 6 до 18 лет, что составляет 70% от количества детей данного возраста в поселке.


Критерии эффективности внедрения технологии саморазвития личности

Название

раздела

Цели, задачи

Критерии

эффективности

Показатели

эффективности

Выводы и

предложения



6-10 лет

саморегуля-

ция поведения


Привлечение внимания обучающихся к основным нравственным; категориями, создание у воспитанников первого опыта самооценки своих качеств, достижений и возможностей


Культурное поведение

Обучающиеся на различных занятиях и культурно-массовых мероприятиях знакомятся с понятиями: нравственность, добро, совесть, трудолюбие, долг,

любовь; умеют анализировать свое поведение с точки зрения нравственных принципов, соблюдают здоровый режим, умеют себя культурно вести в любых жизненных ситуациях, используют общеучебные навыки организации труда. Обучающиеся владеют элементарными навыками саморегуляции поведения, пробужден интерес ребенка к самому себе.

Создание методических и наглядных пособий для работы в системе ДОд, использование различных форм проведения занятий (игры, ситуации, творческие работы). Соблюдение преемственности и связи в работе педагога творческих объединений и педагога организатора по формированию элементов саморегуляции поведения.




11 лет самопознание



Формирование мотивов самопознания. Формирование правильной самооценки.


Адекватная самооценка

Обучающиеся, используя материалы для диагностики и самодиагностики:

- анализируют свои способности и могут рассказать об особенностях своей личности;

- владеют практическими навыками самопознания;

- умеют использовать особенности своей личности для дальнейшего ее развития.

Умение анализировать себя и свои поступки, является важным качеством совершенствующейся личности. Необходима дальнейшая работа по созданию пакета диагностик, использование результатов диагностик в индивидуальной работе с обучающимися.




12 лет

самовоспита-

ние


Побуждение обучающихся к самовоспитанию, помощь ребенку в овладении приемами самовоспитания.


Самовоспитание самоанализ, требовательность к себе.

Обучающиеся могут:

- ставить перед собой цель;

- планировать пути ее достижения;

- организовать деятельность по ее достижению и

- анализировать полученные результаты;

- владеют теорией самовоспитания;

- умеют на практике применить основные ее положения.

Умение анализировать свои поступки и формировать адекватное поведение, исходя из норм социального взаимодействия, является важным качеством совершенствующейся личности. Необходима дальнейшая работа по формированию социальной компетентности обучающихся.




13 лет

самообразо-вание


Педагогическое побуждение к осмыслению обучающимися эффективности своего учебного труда, формирование сознательного отношения к учению


Сформированность мотивации на учебную деятельность, умение планировать свою деятельность, умение работать с информацией. Сформированность самоконтроля.

Обучающиеся умеют:

- найти источники информации;

- планировать свое урочное и внеурочное время;

- составлять алгоритмы решения задач в различных предметных областях;

- умеют проанализировать полученные результаты, на основе которых могут составить программу индивидуального самообучения.

Обучающиеся умеют:

- работать с книгой;

- владеют интеллектуальными умениями;

- способны осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.


Навыки самообразования получаемые обучающимися в системе дополнительного образования, являются необходимым условием, успешного становления профессионального и личностного самоопределения. Необходимо осуществлять интеграцию со всеми изучаемыми предметами для практического применения приобретенных навыков.




14 лет

самоутверж-дение


Обучение умениям самоутверждениям

общению, ответственности, дисциплинирован-ности, самоуправлению


Сформированность коммуникативных навыков, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию.

У воспитанников проявляется активная жизненная позиция,

- обучающиеся умеют войти в контакт с любым интересным для них человеком и построить свое общение в соответствии с особенностями собеседника.

Обучающиеся стремятся:

-заниматься в разнообразных кружках и студиях,

- принимать участие в различных конкурсах и выставках,

У обучающихся:

- сформированы мотивы самоутверждения,

- развиты коммуникативные навыки,

- сформирована положительная

Я - концепция,

- знают свои способности и развивают их в процессах самоутверждения.

Необходима разработка методических пособий, дидактических игр, педагогических ситуаций. Целесообразно предусмотреть интегрированные знания с предметами общекультурного содержания.


15 лет

самоопреде-ление

Помощь подростку в определении своих сил и способностей, в профессиональном самоопределении.

Осознанный выбор профессии с учетом своих сил и способностей, подготовка себя к будущему, повышение уровня своих знаний.

Обучающиеся правильно:

- анализируют результаты соответствующих самодиагностик,

- составляют индивидуальную программу самореализации в различных сферах своей жизнедеятельности,

- принимают участие в различных познавательных и творческих проектах.

Обучающиеся самостоятельно определяют свои силы и способности, выбирают область знаний в соответствии со своими способностями и потребностями, развивают навыки целеполагания, обоснованно выбирают сферы основного и дополнительного образования.

Обучающиеся находятся на этапе необходимости выбора своего дальнейшего жизненного пути и связанного с ним процесса образования.

Необходимо более дифференцированно подходить к подбору изучаемого материала и адаптировать его с учетом особенностей ребенка, привлекать для совместных мероприятий представителей различных профессий.




16 лет

саморегуляция личности


Раскрытие возможностей управления своим состоянием, обучение регулированию своего настроения.


Сформированность умения владеть собой, выдержка.

Обучающиеся:

- знают и умело используют правила этикета,

- владеют мимическими и пантомимическими умениями,

- ведут здоровый образ жизни,

- осуществляют контроль своих потребностей,

- владеют эмоциями в любых жизненных ситуациях.

У большинства обучающихся сформирована доминанта самосовершенствования.

Овладение навыками саморегуляции очень трудный и специфичный вопрос, поэтому для эффективности его формирования и развития необходимо учитывать особенности каждого воспитанника, проводить занятия в микрогруппах и привлекать для их проведения узких специалистов (социального педагога, педагога - психолога).




17-18 дет

самореализа-ция


Адаптация и автономизация выпускников к условиям взрослой жизни.


Социальная зрелость.

Зрелый уровень самосовершенствования. У обучающихся сформирована:

- позитивная и адекватная общественная активность, направленность на общие цели,

- они ведут здоровый образ жизни,

- умеют адаптироваться в любых жизненных условиях,

- низкий уровень тревожности. Выпускники образовательного учреждения умеют адаптироваться в условиях взрослой жизни, принимать правильные решения в жизненных ситуациях. У обучающихся сформировано позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, они владеют основами психологической самозащиты.

Подготовка обучающихся к жизненной саморегуляции – итоговая ступень школьного самосовершенствования личности, поэтому необходимо привлечь внимание учащихся к сформированным навыкам через совместное сотрудничество и сотворчество с педагогами, сверстниками, младшими по возрасту обучающимися, через разработку, апробацию, внедрение совместных творческих и социальных проектов.



Модель сопровождения опытно-экспериментальной работы

Этапы

сопровождения ОЭР


Задачи

ОЭР


Содержание сопровождения

ОЭР

hello_html_23e60c87.gifhello_html_23e60c87.gifhello_html_23e60c87.gif






hello_html_m3becfe5f.gifhello_html_72f1aa26.gifhello_html_m610bd9f1.gifhello_html_m10703762.gif



Диагностический этап


Анализ современных требований общества к уровню формирования личности детей различного школьного возраста


  • Организация обсуждения современных образовательных концепций

  • Организация диагностического обследования

  • Определение наиболее «проблемных» участков УВП





Диагностика уровня саморазвития и самовоспитания обучающихся







Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов


hello_html_23e60c87.gif






hello_html_m245ed825.gifhello_html_6ea5c109.gifhello_html_m610bd9f1.gifhello_html_m10703762.gif



Этап выработки

единых задач и установок


Определение направления

ОЭР Дома детского творчества



  • Организация обсуждений направлений ОЭР

  • Проведение заседания МО с выработкой приоритетных направлений

  • Собеседования с руководителями детских объединений, методическая помощь





Определение направлений

ОЭР МО






Определение тем

ОЭР каждого педагога (руководителя объединений)


hello_html_23e60c87.gif






hello_html_m3becfe5f.gifhello_html_m718239b7.gifhello_html_m689f4151.gifhello_html_m10703762.gif


Этап изучения

проблемы


Анализ психолого-педагогической литературы по теме



  • Изучение педагогического опыта по проблеме

  • Организация теоретических семинаров с привлечением ученых-педагогов

  • Проведение педсоветов, круглых столов, заседаний МО





Анализ передового

педагогического опыта






Анализ состояния

проблемы в ОУ ДОД ДДТ


hello_html_23e60c87.gif



Продолжение модели


Этапы

руководства ОЭР


Задачи

руководства ОЭР


Деятельность

руководителя

hello_html_23e60c87.gifhello_html_23e60c87.gifhello_html_23e60c87.gif






hello_html_m10703762.gifhello_html_m25bf6730.gifhello_html_743feed7.gifhello_html_m8de550a.gif




Этап разработки и апробации


Разработка программы ОЭР

в ДДТ и руководителем объединения, работающего в рамках эксперимента


  • Организация обучающих семинаров по вопросам ОЭР

  • Проведение

мониторинга ОЭР

  • Консультирование педагогов, оказание методической и практической помощи в ОЭР





Проведение

эксперимента







Мониторинг результатов и

корректировка программы ОЭР



hello_html_23e60c87.gif






hello_html_m10703762.gifhello_html_m3d58c7b9.gifhello_html_m31963839.gifhello_html_m8de550a.gif





Этап гласности


Представление и обсуждение

промежуточных результатов

ОЭР ДДТ


  • Организация и проведение общественных экспертиз с привлечением независимых экспертов

  • Проведение педсоветов, методических недель, экспертно- методического совета ДДТ по итогам ОЭР





Представление и обсуждение

промежуточных результатов

ОЭР методических объединений педагогов дополнительного образования






Представление и обсуждение

промежуточных результатов

ОЭР педагогов


hello_html_23e60c87.gif






hello_html_m10703762.gifhello_html_6050da0e.gifhello_html_5a0662c7.gifhello_html_m8de550a.gif






Этап признания


Представление конечных

результатов ОЭР широкой

общественности



  • Представление результатов на районные педагогические чтения

  • Публикация материалов ОЭР

  • Подготовка материалов к аттестации и награждению педагогов






Внедрение результатов ОЭР в практику







Поощрение творчески

работающих педагогов и

детских коллективов (объединений)


hello_html_123dbd07.gif

Деятельность педагогов основывается на использовании и внедрении передовых педагогических технологий:

/п

Используемые технологии

2011-2012 уч. год

(кол-во педагогов -24)

2012-2013 уч. год

(кол-во педагогов -21)

2013-2014 уч. год

(кол-во педагогов -20)

2014-2015 уч. год

(кол-во педагогов -20)

Кол-во педагогов / %, использ. технологию

Кол-во педагогов/ %,использ. технологию

Кол-во педагогов/ %,использ. технологию

Кол-во педагогов/ %,используемых данную технологию

Технология личностно-ориентированного подхода

18/75%

17/81%

19/95%

20/100%

Здоровьесберегающие технологии

24/100%

21/100%

20/100%

20/100%

Технология коллективно-творческого воспитания

4/17%

5/24%

9/45%

15/75%

Технология мастерских

2/12%

4/19%

5/25%

9/45%

Информационные технологии

5/21%

12/57%

12/60%

14/70%

Технология проектного обучения

7/29%

8/38%

9/45%

11/55%

Технология саморазвития личности

4/24%

6/29%

12/60%

14/70%

Технология исследовательской деятельности

1/6%

2/10%

3/17%

5/25%

Технология формирования социальной активности

-

-

9/45%

15/75%


Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект.

Большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы, применяемые в образовательном процессе, позволяют удовлетворять потребности детей и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.

Многопрофильность учреждения создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры, производства.

В Доме детского творчества создается новая система образования, доступного и интересного, отвечающего требованиям времени. Именно поэтому одним из основных критериев успешной деятельности становится результативная инновационная деятельность.

В качестве таких результатов в современной психолого-педагогической науке и практике признается активное творческое развитие и саморазвитие личности, способной к деятельному преобразованию себя и окружающего сообщества, т.е. преобразованию «мира в себе» и «мира вокруг».

Основополагающей стратегией воспитательной системы Дома детского творчества следует считать создание условий поддержки и активизации личностного роста и самоопределения детей, которые будут направлены на гармоничное выстраивание процессов саморазвития, самоопределения и самореализации воспитанников.

Воспитательная система является гуманистической и ориентирована:

  • на личность ребёнка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности;

  • на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними;

  • на самопознание и самовоспитание ребёнка;

  • на создание в Доме детского творчества обстановки социальной защищённости, взаимодействия, взаимопонимания, творческого содружества.


Организация образовательного процесса, воспитательной работы ОУ.

Организация образовательного процесса строится в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о Правах ребенка, Типовым положением об образовательных учреждениях ДОД. Уставом МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района, Программой развития ОУ.

Образовательный процесс осуществляется на основе образовательной программы «Творчество и сотрудничество», плана работы учреждения. Основу образовательного процесса составляет годовой учебный план ОУ, утверждённый приказом руководителя.

Режим работы ДДТ - с 8.00 до 20.00 часов без выходных дней. Такой режим положительно влияет на сложившуюся образовательную и культурно-досуговую деятельность ОУ, позволяет охватывать детей и подростков поселка, которые занимаются в общеобразовательных школах в две смены, проводить образовательные занятия и досуговые мероприятия в удобное для населения поселка время.

Образовательная программа ДДТ строится в соответствии с Программой развития и с учетом концептуальных основ воспитательной системы в дополнительном образовании детей.

Индивидуальной особенностью образовательной программы ОУ является выполнение социального заказа родительской общественности и общественности поселка. Реализация образовательной модели Дома творчества включает в себя четыре основных образовательно-развивающих модуля. Каждый из модулей соответствует определенной ступени обучения.


Образовательная модель Дома творчества

Основные образовательно-развивающие модули-ступени

Начальная
ступень

(ступень игровой деятельности и раннего творчества)

I ступень

(ступень познания)

II
ступень

(ступень определения)

III
ступень
(ступень мастерства)

реализуемые здесь развивающие программы дошкольного образования создают условия для интенсивного психо-социального развития детей, способствуют раннему проявлению и развитию творческих способностей, помогают родителям в становлении конструктивной родительской позиции.

это дополнительные образовательные общепознавательные программы, которые предоставляют детям (преимущественно младшего школьного возраста) возможность знакомства с основами профиля творческой деятельности, приобретения первоначальных умений и навыков, что, в целом, готовит деятельностно-практическую базу для дальнейшего творческого самоопределения ребенка.


реализует комплексные образовательные программы, направленные на освоение определенного вида творческой деятельности на базе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения по образовательной программе предыдущей ступени. На ступени у детей присутствует более глубокая внутренняя мотивация к изучению выбранного вида творческой деятельности. Это способствует не только успешности обучения данному направлению, но и развитию устойчивой мотивации к познанию и творчеству детей в других жизненных сферах, целостному личностному и социальному развитию ребенка.

углубленные профессионально-ориентирующие, специализированные программы, предполагающие выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного, творческого, культурного и профессионального самоопределения каждого участника образовательного процесса.



Создание образовательно-развивающей среды.

Согласно лицензии структура образовательной деятельности Дома детского творчества включает направленности:

  1. социально – педагогическую;

  2. художественную;

  3. техническую;

  4. естественнонаучную;

  5. физкультурно-спортивную;

  6. туристско-краеведческую.

В ходе реализации непрерывного дополнительного образования педагогами ДДТ реализуются планы воспитательных мероприятий в каникулярное время, а также мероприятия и социальные проекты поселкового, районного, окружного уровня:

  • Туристические слеты детских и молодежных команд по летним и зимним видам спорта;

  • Игры на местности «Зарница», «Взятие снежной крепости»;

  • Поселковый этап фестиваля – конкурса «Все краски Ямала»;

  • Окружной этап всероссийской Акции «Я - гражданин России»;

  • Поселковый фестиваль театральных коллективов «Весна театральная» и др.


Основные положения Концепции воспитательной системы «Шаг к себе».

Основные положения воспитательной системы ОУ. Компоненты воспитательной системы.

Целеполагание как проектирование идеальной модели выпускника Дома детского творчества, определяющее и диагностику, и содержание воспитательной деятельности, и характер отношений педагогов и воспитанников.

Содержание деятельности педагогов и воспитанников представляет собой систему разнообразных дел, поручений, заданий, традиций, определяющих социально цельный жизненный опыт детей и духовную атмосферу образовательного учреждения.

Непрерывная педагогическая диагностика, постепенно переходящая в самодиагностику воспитанников.

Создание необходимых условий для достижения нормальной результативности педагогического труда, развития педагогической культуры педагогов дополнительного образования.

Цель воспитательной системы - формирование творческого типа личности, готового и способного к саморазвитию и самореализации.

Основная функция воспитательной системы - создание условий для развития этой личности.

Анализ современных документов по проблеме воспитания, изучение опыта других образовательных учреждений дополнительного образования детей и деятельности педагогов Дома детского творчества п. Пурпе, опрос обучающихся позволил определить основные ценности и идеи, которые легли в основу воспитания:

1 группа - общечеловеческие ценности: человек, Родина, семья, природа, знания, вера, милосердие. Центральное место занимает формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составляющей части природы, к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас.

2 группа - ценности, отражающие культурно-историческую память. На современном этапе особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений.

3 группа - личные ценности. Воспитание не будет полноценным и эффективным, если не будут учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступенькам самопознания, самоопределения, самореализации, ребёнок становится способным найти и достичь истины, цели и смысл собственной жизни. В основу здесь положена идея творчества как результата развития личности.

Задачи воспитательной работы:

  • Развитие системы воспитания, использование всех возможных средств для воспитания у обучающихся общей культуры, развитие творческой личности.

  • Освоение и использование новых педагогических технологий и методик воспитательной работы.

  • Развитие форм детского самоуправления.

  • Совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни.

  • Активизация социально – психологической помощи обучающимся.

Объект воспитания - Ребенок! Личность! Обязанност педагога в этом процессе - вовремя распознать насущные интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности его развития и создать с учетом этого возможно комфортные условия для их реализации.

Условия реализации воспитательной системы Дома детского творчества.

Численность педагогического коллектива: 20 человек. Численность воспитанников: 940 человек. Возраст обучающихся: 6-18 лет.

МБОУ ДОД «ДДТ» п. Пурпе – муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей, которое функционирует на территории двух поселков, расположенных на расстоянии 17 км друг от друга – п. Пурпе и п. Пурпе-1. Транспортное обеспечение между поселками – по 5 рейсов в день в одну сторону - не всегда дает возможность детям двух территорий заниматься тем видом деятельности, которое нравится.

Разрабатывая ежегодный план воспитательной работы, администрация и педагогический коллектив ДДТ рассматривает социальный запрос детей и их родителей, исходя из которого выстраивается организация совместных КТД, социальных акций и проектов, а также открытие новых объединений и др.

Формирование воспитательного пространства и территории.

Воспитательное пространство – это результат созидательной и интегрирующей совместной деятельности участников воспитательного процесса. Образовательный и воспитательный процесс мы проектируем так, чтобы оба эти процесса во всех своих аспектах соответствовали потребностям ребенка. Для этого образовательный процесс должен иметь открытую, многоуровневую, полифункциональную и иерархичную структуру взаимодействующих уровней: от социокультурной адаптации личности через предметно-функциональное обучение персонифицированному образованию. Системообразующая деятельность Дома детского творчества определяется его видовыми особенностями, так как ключевым словом при определении вида учреждения есть творчество, это деятельность и стала системообразующей.

Мы видим образовательную и воспитательную задачи в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми в созидательную самодеятельность. Системообразующая деятельность в Доме детского творчества организуется одновременно на трех уровнях:

    • первичный коллектив – детское объединение;

    • воспитательное пространство Дома детского творчества;

    • воспитательное пространство территории п. Пурпе и п. Пурпе-1.

Стержнем творческой деятельности выступает методика коллективной творческой деятельности, реализуемая, в первую очередь, в форме традиционных массовых мероприятий и социальных проектов.

Перспектива реализации воспитательной системы через:

  • образовательную программу «Творчество и сотрудничество»;

  • программу работы опорного учреждения по первичной профилактике химической зависимости;

  • программу опытно-экспериментальной деятельности по формированию, развитию и саморазвитию творческого типа личности обучающихся;

  • программу по развитию организаторских и лидерских качеств « Я - лидер»;

  • план воспитательной работы Дома детского творчества состоящий их шести блоков:

  • «Досуг и мы» (реализация досуговых воспитательных мероприятий);

  • «Ура, каникулы» (реализация досуговых воспитательных мероприятий в каникулярное время);

  • Родительский клуб «Мампаптин» (работа с родителями);

  • «Тет- а - тет» (работа социально-психологической службы) ;

  • « Сотрудничество» (межведомственное взаимодействие);

  • Территориальный совет АДПОО п. Пурпе.

Как следствие, для нашего ОУ воспитательная система - это источник для самосовершенствования; это процесс для реализации воспитательных целей в постоянной профессиональной рефлексии достигнутого; и как результат - воспитательная система должна иметь смысл в активизации личностного роста, поддержке процессов самоопределения воспитанников.

В основе организации воспитательного процесса используются:

  • физическое воспитание через программы студии спортивной акробатики и туристического клуба «Истоки»;

  • развитие технического мышления, обучение новым информационным технологиям через программы объединений «Самоделкин», «Компьютрон» и СМИ «Юнкор»;

  • досуговая деятельность через программу клуба выходного дня «Любознайка» и плана воспитательной работы;

  • развитие волонтерского движения через программу дополнительного образования детей объединения волонтеров по первичной профилактике химической зависимости «Сверстник — сверстнику»;

  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества через программу студии декоративно-прикладного творчества;

  • формирование творческой и созидающей личности через программу студии изобразительного творчества;

  • организация детского самоуправления, через деятельность объединения «Подростковый клуб «Надежда»»;

  • формирование исследовательской культуры и навыков проектной деятельности через программу объединения «Искатель» и план работы научного общества обучающихся «Эврика»;

  • развитие творческих и специальных склонностей и способностей детей через программы художественно-эстетической направленности «Импульс» по хореографии и «Гольфстрим» по вокальному искусству;

  • формирование навыков демонстрации одежды и обучение элементам подиумного мастерства через деятельность модельной студии «АрхИдея»;

  • формирование гражданского сознания и самосознания и развитие духовно-нравственных и патриотических качеств обучающихся через вовлечение в деятельность военно-патриотического клуба « Служу Отечеству».

Создание образовательно-развивающей среды реализуются через 15 образовательных программ дополнительного образования детей в 20 объединениях и 2 программам индивидуального развития обучающихся: программа деятельности НОО «Эврика» и программа деятельности педагога-психолога «Ступени личностного роста».

Календарь традиционных КТД и месячников:

Мероприятия

Сроки проведения

  1. День открытых дверей

  2. КТД «Учителями славиться Россия»

  3. Окружной конкурс детского творчества «Все краски Ямала»

  4. Игра на местности «Зарница»

  5. Акция «Я – волонтер»

  6. Всемирный день борьбы со СПИДОМ

  7. КТД «Там, на неведомых дорожках…» (новогодние праздники)

  8. КТД «Славим Отечества сынов»

  9. Акция «Сердечко»

  10. Игра на местности «Взятие снежной крепости»

  11. КТД «Весенние мотивы»

  12. КТД «Наследники вперед» (День организаций и объединений)

  13. КТД «Памяти павших будьте достойны»

  14. КТД «В добрый путь, выпускник!»

  15. КТД «Счастливое детство» (День защиты детей)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Февраль

Март

Март

Май

Май

Май

Июнь

Месячники: сентябрь –«Мы за безопасность», октябрь – «Осенний вернисаж», ноябрь – «Мы за здоровый образ жизни», декабрь – «Там на неведомых дорожках», январь «Наша дружная семья», февраль – «Славим Отечества сынов», март – «Весенние мотивы», апрель – «Весь апрель никому не верь», май – «Памяти павших будьте достойны».

Ожидаемые результаты в ходе реализации Концепции и модели воспитательной системы МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района:

    1. Внедрение технологии саморазвития и оптимального самоопределения личности на разных ступенях дополнительного образования.

    2. Увеличение количества детей, имеющих внутренние побуждения к развитию, осознание ими важности своего развития, своего самосовершенствования;

    3. Установление положительной динамики развития личностных ресурсов воспитанников: рост адекватности самооценки, способности к конструктивному общению и к конструктивному ведению дел, креативности, самореализации своих творческих способностей (личностный рост обучающихся);

    4. Рост личных и командных результатов обучающихся и педагогов, создание благоприятной атмосферы совместной деятельности (сотворчества и сотрудничества педагогов и детей);

    5. Повышение количества обучающихся, занятых в объединениях, клубах.

    6. Формирование и развитие первичных детских коллективов с высоким уровнем сплоченности своего сообщества;

    7. Формирование у выпускников Дома детского творчества устойчивой позиции в следующих качествах: любовь к Отечеству, деловитость и организованность, готовность прийти на помощь, умение адаптироваться, целеустремленность, информированность, творческая активность.


Мониторинговая система оценки качества образования и развития личности воспитанника.

Для оценки результатов образовательного процесса используются критерии и показатели, применяемые педагогами с учетом целей и задач, основных идей, этапов развития и становления коллектива. Они являются достаточно конкретными, доступными для измерения, понятны для детей и взрослых. Помимо внешних конкретных критериев (а к ним относятся знания, умения и навыки, личные и коллективные творческие достижения и т.д.) важны общие критерии развития ребенка (изменение мотивации, ценностных ориентаций, жизненной позиции, успешность в социализации, развитие отношений между участниками образовательного процесса и др.). Отбор критериев, показателей и методик ведется с учетом конкретных условий и задач на данный период. Эти методики и критерии используются ежегодно, чтобы с помощью метода сравнения можно было наблюдать динамику, успешность развития и результат образовательного процесса.

Результативность деятельности педагога является обобщенной характеристикой всех профессионально значимых качеств. Педагогическими результатами можно считать целенаправленное получение в ходе педагогической деятельности спрогнозированных изменений на уровне:

  • личности ребенка,

  • системы отношений,

  • содержания образования (обучения и воспитания),

  • творческих достижений и умения применять опыт творчества в коллективе и за его пределами.

  • педагогического процесса и педагогической системы.

Ведущим показателем результативности в дополнительном образовании являются творческие достижения воспитанников, как в личностном плане, так и во внешних проявлениях (смотры, конкурсы и т.д.)

К показателям результативности относятся:

  1. Сохранность контингента.

  2. Умение педагога определить индивидуальный рост воспитанника, спрогнозировать перспективу творческого развития.

  3. Отношение детей к занятиям в данном коллективе и к педагогу.

  4. Успешное освоение детьми программы.

  5. Соответствие результатов деятельности целевым установкам

  6. Создание образовательных и учебных программ, способных увлечь и заинтересовать детей.

  7. Результаты зачетов, соревнований, смотров и т.д.

  8. Самоэкспертиза

  9. Экспертные оценки специалистов.

В образовательном процессе используются следующие методики и виды диагностики для проведения внутриучрежденческого контроля:

На уровне ребенка

На уровне коллективов

В сравнении с другими коллективами

Наблюдение за творческим ростом и достижениями

Наблюдения за сплоченностью коллектива

Конкурсы

Наблюдение за развитием ребенка

Отборочные соревнования, выставки, концерты

Смотры

Наблюдение за взаимодействием с другими детьми

Открытые занятия

Фестивали

Тестирование, анкетирование

Технические зачеты

Соревнования

Выполнение заданий и работ по темам программы

Видеоотчеты

Самоэкспертиза

Портфолио творческих достижений воспитанников

Портфолио творческих достижений коллектива

Взаимоэкспертиза

Анализ «продуктов деятельности»



Аттестация воспитанников объединений ДДТ проводится три раза в году: на начальном этапе обучения, промежуточном и заключительном, в конце второго полугодия.

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;

  • широта кругозора;

  • свобода восприятия теоретической информации;

  • развитость практических навыков работы со специальной литературой;

  • осмысленность и свобода использования специальной терминологией и т.д.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:

  • свобода владения специальным оборудованием и оснащением;

  • соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям;

  • качество выполнения практического задания;

  • технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:

  • культура организации своей практической деятельности;

  • культура поведения;

  • творческое отношение к выполнению практического задания;

  • аккуратность и ответственность в работе;

  • развитость специальных способностей

Критерии и показатели диагностических качеств организации воспитательного процесса:

1. Динамика личностного роста воспитанника;

2. Качество реализации воспитательных программ;

3. Уровень актуализации воспитательного потенциала образовательного процесса;

4. Уровень развития первичного коллектива детей (объединений);

5.Уровень взаимодействия педагогов и родителей воспитанников в решении воспитательных задач;

6. Качество дополнительных образовательных услуг;

7. Качество детско-взрослого соуправления и детского самоуправления;

8. Уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Другими словами, предметом мониторинга воспитательного процесса Дома детского творчества является:

1. Личность самого воспитанника, как главный показатель эффективности процесса воспитания;

2. Детский коллекти,в как одно из условий развития личности ребенка;

3. Профессиональная позиция педагога, как важнейшее условие развития личности ребенка;

4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Методы оценки (оценка процесса, оценка результата).

Качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат:

  1. Мониторинг личностного развития ребенка.

  2. Мониторинг результатов обучения ребенка по программе дополнительного образования.

  3. Мониторинг сохранности контингента.

  4. Мониторинг участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня.

  5. Мониторинг призеров в различных конкурсах и фестивалях.

  6. Мониторинг массовых мероприятий, мониторинг использования педагогами передовых педагогических технологий.

  7. Мониторинг квалификационных характеристик педагогического состава.

  8. Мониторинг кадрового и методического обеспечения.

Показатели результатов обучения ребенка

Владение специальной терминологией

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Умение использовать специальное оборудование и оснащение

Творческие навыки

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Умение писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования

Умение слушать и слышать педагога

Умение выступать перед аудиторией

Умение организовать свое рабочее место

Соблюдение правил безопасности программным требованиям

Умение аккуратно выполнять работу

Умение работать в группе со сверстниками

Умение самостоятельно и адекватно принимать решения в различных ситуациях

Сформированность навыка проектной деятельности и реализации разработанного проект

Сформированность навыка саморазвития и самореализации в учебной деятельности

Показатели личностного развития ребенка

Организационно-волевые качества:

1

Терпение

2

Воля

3

Самоконтроль

Ориентационные качества:

4

Самооценка

5

Интерес к занятиям

Поведенческие качества:

6

Конфликтность

7

Тип сотрудничества

Социальная компетентность:

8

Социальная грамотность

9

Культура общения

10

Социальное сотворчество



Дом детского творчеств, являясь образовательным учебным заведением дополнительного образования детей, ориентирован на обучение, воспитание, развитие обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей. Однако, чтобы спрогнозировать качество образования, первоначально творческими группами педагогов и административной группой были разработаны модели – идеалы, к который необходимо стремиться в ходе реализации педагогической деятельности. В течение трех лет работа педагогического совета, методических объединений была направлена на выработку комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии образовательного процесса ДДТ, о качественных и количественных изменениях в нем, обеспечивающих регулярное и наглядное представление информации о процессах, происходящих в ОУ, о состоянии и развитии составляющих параметров образовательного процесса.



hello_html_m72fbd428.jpg

hello_html_10c92f2.gif

Модель выпускника МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района

    1. Начальная ступень

    2. (ступень игровой деятельности и раннего творчества) – начальный уровень, ступень игровой деятельности, раннего творчества,

    3. возраст детей от 6 до 7 лет.

    4. Качества выпускника:

  • положительная мотивация к игровой деятельности;

  • положительная мотивация к раннему творчеству;

  • сформированы первоначальные коммуникативные навыки, направленные на стремление ребенка к различным формам игр и организационно-массовой деятельности;

  • сформированный достаточный уровень психологической адаптации к образовательному процессу;

  • hello_html_m62b4db79.gifсформировано первоначальное устремление ребенка к определенным видам творческой деятельности.


I ступень (ступень познания) – уровень социального самоопределения и общекультурного и интеллектуального познания, возраст 7-10лет.

Качества выпускника:

  • развитые познавательные навыки и умения в определенной образовательной области;

  • сформирована мотивационная база для выбора направления дальнейшей специализации дополнительного образования;

  • сформированность различных уровней личностного роста ребенка в творческой деятельности;

  • интеллектуальное развитие личности;

  • стремление ребенка к укреплению физического здоровья;

  • успешное освоение программы дополнительного образования по выбранному направлению;

  • наличие первоначального опыта применения полученных знаний;

  • hello_html_6f1c989.gifустойчивый уровень необходимых для следующего уровня обучения знаний, умений и навыков.

hello_html_m63a5fdeb.jpghello_html_5e063ae8.gifhello_html_m444e3379.gif

II ступень

(ступень определения) – это уровень специализации, обеспечивающий глубокие и прочные знания, возраст 11-14 лет.

    1. Качества выпускника:

  • закрепленная у ребенка мотивация к заинтересовавшейся его деятельности;

  • раскрытие своих потенциальных возможностей, ресурсов для реализации выбранного профессионального самоопределения;

  • построение индивидуального маршрута обучения, направленного на совершенствование социальной и познавательной компетентности;

  • развитая компетентность в выбранной образовательной области;

  • сформированность навыков на уровне практического применения;

  • сформированный широкий спектр способов творческой деятельности;

  • углубленный социальный опыт взаимодействия с группами людей;

  • высокий уровень формирования инициативы, деловитости, конкурентоспособности;

  • эмоциональное преобразование, переосмысление личностных ценностей.


III ступень

(ступень мастерства) – это профессионально-ориентированный уровень, возраст 15-18 лет.

    1. Качества выпускника:

  • раскрытие познавательных и творческих потребностей ребенка;

  • осознанный выбор направления продолжения образования;

  • самосовершенствование своих интересов и способностей;

  • сформированность более высокого уровня самосознания, оптимального самоопределения;

  • готовность к определению своих жизненных перспектив, своего места в жизни;

  • умение ставить цели в работе и достигать их;

  • мотивация к самовыражению и творчеству;

  • развитые коммуникативные навыки и умение взаимодействия в сотворчестве и сотрудничестве;

  • реализация спектра познава­тельных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих ус­пешность в будущей профессиональной дея­тельности.


hello_html_15062f81.jpg

hello_html_m4d466bb7.png





Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор развития и совершенствования воспитательной системы.
  • Директору-завучу
Описание:
В работе отражена система инновационной деятельности ОУ в рамках экспериментальной площадки МАНПО, в ходе реализации модели ДДТ как социально-педагогического комплекса. Показаны стратегические задачи и их решение в ходе разработки модели организации воспитательной системы (Концепция «Шаг к себе») и результаты данной деятельности за последний учебный год. Ключевые понятия (термины, словосочетания) содержания работы: построение образовательного пространства ОУ ДОД в рамках инновационной деятельности, модель ДДТ как социально-педагогического комплекса, воспитательная система, модель организации воспитательной системы.
Автор Костенко Майя Михайловна
Дата добавления 16.10.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1550
Номер материала MA-061371
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓