Главная / Другое / Инклюзивное образование

Инклюзивное образование









Курсы повышения квалификации

«Инклюзивная практика в условиях реализации ФГОС»

(72 часа)

Маркова Татьяна Анатольевна

email: krystal777@inbox.ru

Тема итоговой работы:

«Инклюзивное образование: проблемы и решения»




























Пояснительная записка

В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2,c.2]

1 сентября 2013г. принят Закон "Об образовании в РФ"

Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Стандарт направлен на обеспечение государством равенства возможностей для

каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования (ФГОС ДО, п.

1.5.2)

В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его

жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ДО, п. 1.3.1)

Стандарт направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития

каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола,

нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) (ФГОС ДО, п. 1.6.2)

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 1.7.6)







Актуальность

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие

перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение

качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной системы, полноценное

образование, уверенность ребенка в себе, общение со сверстниками, воспитание

отзывчивости у здоровых воспитанников, гуманизация общества, адаптация и интеграция в социум

Инклюзивное образование в детских садах нужно всем

Детям с ОВЗдети с особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно увеличивает их возможности и способности

Нормативно-развивающимся дошкольникам – здоровые сверстники вырастают более толерантными, творческими, общительными, уверенными, менее тревожными и

агрессивными

Воспитателям - позиция гуманного воспитателя, внутренняя уверенность в возможностях и способностях каждого ребенка, понимание внутреннего мира и поведения каждого ребенка

Детскому саду – новые ценности, новые образовательные формы, методы и

педагогические подходы

Семье – сохранение семьи, развитие ответственной родительской позиции. Родители,

воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть изолированной социальной группой.

Проблемы инклюзивного образования

Инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном

уровне.

Проблемы его организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массового образовательного учреждения(профессионального, психологического и методического) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Это ставит серьезные задачи не только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работа с детьми с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.

Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Система обучения

подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.

Интеграция

Инклюзия


Внимание направлено на проблемы

«особых» детей


Внимание направлено на проблемы

«особых» детей


Преимущество от этого процесса получают

только дети с особыми потребностями


Преимущество получают все дети


Организуют образовательный процесс

специалисты и специально подготовленные

педагоги


Образовательный процесс организуется с

помощью творческой командной работы

всех его участников: детей, родителей,

педагогов, специалистов


Образовательный процесс предполагает

использование специальных методов

обучения и терапии для детей с ОВЗ


Качественное обучение и воспитание всех

детей





Решение проблем в инклюзивном образовании

Задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей.

Реализация этого принципа означает, что: все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства. В инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Для решения проблем в инклюзивном образовании необходимо создание

моральной, материальной, педагогической среды, адаптированной к образовательным

потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном

сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе, посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги должны следовать принципам включения:

Принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»

Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи

Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач

Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты,

лаборатории, исследования.

Для решения проблем инклюзивного образования должны быть соблюдены

принципы дошкольного инклюзивного образования

Принцип индивидуального подхода

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников

Принцип междисциплинарного подхода

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания

Принцип партнерского взаимодействия с семьей

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада

Необходимо создать специальные условия

- Наличие развивающей среды

-Использование специальных образовательных программ и методов обучения и

воспитания

- Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,

специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального

пользования;

- Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитанникам

необходимую техническую помощь;

- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

- Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия, без которых невозможно

Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.

Участие и взаимодействие всех взрослых участников образовательного процесса,

работающих с ребенком с особыми образовательными потребностями, только при этом

условии возможно решение проблем инклюзивного образования.

Структурные подразделения инклюзивного ДОУ

Центр игровой поддержки развития

Консультативный пункт

Лекотека

Служба ранней помощи

Группа развития «Особый ребенок»

Инклюзивная группа

Консультативный пункт

Служба ранней помощи

Группа развития «Особый ребенок»

Инклюзивная группа ДОУ

Совместное воспитание и образование здоровых детей и детей с ограниченными

возможностями здоровья

ПМПконсилиум образовательного учреждения

Задачи ПМПк

Организация деятельности ПМПконсилиума образовательного учреждения

Заседание ПМПконсилиума

-Плановый ПМПк –

Внеплановый ПМПк

В заключение необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и образование в целом:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных

взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они

могут делать, чем в том, что не могут;

Все люди нуждаются друг в друге.

Решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательных учреждений, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования все дети, несмотря на физические, социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно включены в систему образования и воспитываться со своими

сверстниками.

Инклюзивное образование
  • Другое
Описание:

В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2,c.2]

Автор Маркова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 27.11.2016
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 71
Номер материала MA-068739
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓