Курсы повышения квалификации
«Инклюзивная практика в условиях
реализации ФГОС»
(72 часа)
Маркова Татьяна Анатольевна
email: krystal777@inbox.ru
Тема итоговой работы:
«Инклюзивное образование: проблемы и
решения»
Пояснительная записка
В основу инклюзивного образования
заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая
отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия
для детей, которые имеют особые образовательные потребности. Именно на это
направлена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
выдвинутая президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым: «Новая школа – это
школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без
попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [2,c.2]
1 сентября 2013г. принят Закон "Об
образовании в РФ"
Согласно закону, инклюзивное образование – это
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном
учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь
Приказ Министерства образования и науки РФ
от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
Стандарт направлен на обеспечение
государством равенства возможностей для
каждого ребёнка в получении
качественного дошкольного образования (ФГОС ДО, п.
1.5.2)
В Стандарте учитываются: индивидуальные
потребности ребенка, связанные с его
жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие
особые условия получения им образования (далее - особые образовательные
потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе
с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ДО, п. 1.3.1)
Стандарт направлен на обеспечение равных
возможностей для полноценного развития
каждого ребёнка в период дошкольного детства
независимо от места жительства, пола,
нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья) (ФГОС ДО, п. 1.6.2)
Стандарт является основой для оказания помощи
родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 1.7.6)
Актуальность
Инклюзивное образование –
прогрессивный способ обучения, имеющий большие
перспективы в современном обществе, и это дает
надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет
реализовать право на получение
качественного образования, адаптированного к его возможностям
и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и
потенциал.
Понимание проблем инвалидов, улучшение социальной
системы, полноценное
образование, уверенность ребенка в себе, общение со
сверстниками, воспитание
отзывчивости у здоровых воспитанников, гуманизация общества,
адаптация и интеграция в социум
Инклюзивное образование в детских садах
нужно всем
Детям с ОВЗ – дети с
особенностями развития получают поддержку и реальное принятие обществом, что значительно
увеличивает их возможности и способности
Нормативно-развивающимся дошкольникам – здоровые
сверстники вырастают более толерантными, творческими, общительными, уверенными,
менее тревожными и
агрессивными
Воспитателям - позиция
гуманного воспитателя, внутренняя уверенность в возможностях и способностях
каждого ребенка, понимание внутреннего мира и поведения каждого ребенка
Детскому саду – новые
ценности, новые образовательные формы, методы и
педагогические подходы
Семье –
сохранение семьи, развитие ответственной родительской позиции. Родители,
воспитывающие детей-инвалидов, перестают быть
изолированной социальной группой.
Проблемы инклюзивного образования
Инклюзивное образование ставит
перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач.
Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с
изменениями на ценностном, нравственном
уровне.
Проблемы его организации в современном
образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное
учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться
в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными
являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью
подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап
психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их
профессиональных компетентностей.
Уже на первых этапах развития
инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массового
образовательного учреждения(профессионального, психологического и методического)
к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается
недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной сфере,
наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Основным психологическим «барьером»
является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников
процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога,
нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Это ставит серьезные задачи не
только перед психологическим сообществом сферы образования, но и методическими
службами, а главное – перед руководителями образовательных учреждений,
реализующих инклюзивные принципы. Педагоги общего образования нуждаются в
специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области
коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая
обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с
особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работа с детьми
с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем
педагогическом подходе к каждому.
Традиционной формой обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные)
образовательные учреждения. «Интегративное» образование предполагает создание
коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. «Инклюзивное»
образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к
обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому
ребёнку. Система обучения
подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Интеграция
|
Инклюзия
|
Внимание направлено на проблемы
«особых» детей
|
Внимание направлено на проблемы
«особых» детей
|
Преимущество от этого процесса получают
только дети с особыми потребностями
|
Преимущество получают все дети
|
Организуют образовательный процесс
специалисты и специально подготовленные
педагоги
|
Образовательный процесс организуется с
помощью творческой командной работы
всех его участников: детей, родителей,
педагогов, специалистов
|
Образовательный процесс предполагает
использование специальных методов
обучения и терапии для детей с ОВЗ
|
Качественное обучение и воспитание всех
детей
|
Решение проблем в инклюзивном образовании
Задача инклюзивной школы –
построить систему, удовлетворяющую потребности каждого. В инклюзивных школах
все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой,
которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность. Для
детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию
потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна
соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее
ограничивающей и наиболее включающей.
Реализация этого принципа
означает, что: все дети должны быть включены в образовательную и социальную
жизнь школы по месту жительства. В инклюзивных школах все дети, а не только
дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им
быть успешными, ощущать безопасность и уместность.
Для решения проблем в инклюзивном
образовании необходимо создание
моральной, материальной, педагогической среды,
адаптированной к образовательным
потребностям любого ребенка, которую возможно
обеспечить только при тесном
сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном
взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать
люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только
«особого», но и самого обычного. При принятии решения о разворачивании инклюзивной
практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия для
диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов
и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий,
в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а
также социальному развитию этих детей, в том числе, посредством организации инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги должны следовать принципам
включения:
Принимать
учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»
Включать
их в те же активности, хотя ставить разные задачи
Вовлекать
учеников в групповые формы работы и групповые решения задач
Использовать
активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты,
лаборатории, исследования.
Для решения проблем инклюзивного
образования должны быть соблюдены
принципы дошкольного инклюзивного
образования
Принцип
индивидуального подхода
Принцип
поддержки самостоятельной активности ребенка
Принцип
активного включения в образовательный процесс всех его участников
Принцип междисциплинарного подхода
Принцип
вариативности в организации процессов обучения и воспитания
Принцип
партнерского взаимодействия с семьей
Принцип
динамического развития образовательной модели детского сада
Необходимо создать специальные условия
- Наличие развивающей среды
-Использование специальных образовательных программ и
методов обучения и
воспитания
- Использование специальных учебников, учебных пособий
и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного
и индивидуального
пользования;
- Предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего воспитанникам
необходимую техническую помощь;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных
занятий;
- Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия,
без которых невозможно
Специальные условия должны быть
внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида.
Участие и взаимодействие всех
взрослых участников образовательного процесса,
работающих с ребенком с особыми образовательными
потребностями, только при этом
условии возможно решение проблем инклюзивного
образования.
Структурные подразделения инклюзивного ДОУ
• Центр игровой поддержки развития
• Консультативный пункт
• Лекотека
• Служба ранней помощи
• Группа развития «Особый ребенок»
• Инклюзивная группа
• Консультативный пункт
• Служба ранней помощи
• Группа развития «Особый ребенок»
• Инклюзивная группа ДОУ
• Совместное воспитание и образование здоровых детей и
детей с ограниченными
возможностями здоровья
• ПМПконсилиум образовательного учреждения
• Задачи ПМПк
• Организация деятельности ПМПконсилиума
образовательного учреждения
• Заседание ПМПконсилиума
• -Плановый ПМПк –
• Внеплановый ПМПк
В заключение необходимо выделить восемь
принципов, на которых базируется не только инклюзивное образование, но и
образование в целом:
Ценность
человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый
человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек
имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Разнообразие
усиливает все стороны жизни человека;
Подлинное
образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
Все люди
нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех
обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут;
Все люди
нуждаются друг в друге.
Решение этих
проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательных учреждений,
приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых
сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более
успешному развитию инклюзивного образования все дети, несмотря на физические,
социальные, интеллектуальные и другие особенности, должны быть обязательно
включены в систему образования и воспитываться со своими
сверстниками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.