Главная / Русский язык и литература / Информатизация образовательного пространства в школе

Информатизация образовательного пространства в школе

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ.

Гончаренко Е. М.

МКОУ Ясенковская СОШ

e-mail:simka-lenka12345@yandex.ru

Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития российской образовательной системы рассматривается ее информатизация.

Доктор педагогических наук Вадим Валерьевич Гришкун в учебнике для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов «Информатизация образования» обращается к понятию «информационная революция»[1] и выделяет шесть типов, говоря о том, что «Сегодня мы являемся свидетелями шестой информационной революции связанной с появлением глобальных телекоммуникационных компьютерных сетей и их интеграцией с технологиями мультимедиа и виртуальной реальности»[2].

Электронный педагогический словарь под информатизацией образования подразумевает « комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; а также внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, информационной продукции, педагогических технологий, базирующихся на этих средствах»[3]

Таким образом, информатизация образования есть ни что иное, как область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации уже имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Понятие «информатизация образования» относительно новое, тем не менее работа в современной школе не мыслима без средств информатизации.

Средствами информатизации образования называются компьютерное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования. В средней общеобразовательной школе самыми доступными средствами информатизации являются: проекционная техника (мультимедийные проекторы); видео и телевизионные средства (цифровые видеокамеры, DVD-проигрыватели и DVD-плееры, электронные карты памяти); компьютерные средства; телекоммуникационные средства общения; средства доступа к информационным ресурсам.

Я в своей практике активно использую средства и возможности информатизации как для личного профессионального развития, так и для достижения высокого уровня образовательного процесса.

Средства ИКТ предоставляют широкий выбор возможностей для самообразования учителя. Я неоднократно принимала участие во Всероссийских сетевых проектах на сайте «Педагогическая планета» Томского государственного педагогического университета, осваивая при этом информационно-методические курсы по интересующим меня темам. Например:

- «Авторский электронный учебник»;

- «Авторский дистанционный урок. Система MOODLE»;

- «Электронное портфолио педагога».

Интернет-ресурсы способствуют широкому обмену опытом посредством участия в различных конференциях. Считаю необходимым условием успешной деятельности педагога обобщение собственного опыта в публикациях и регулярно работаю в этом направлении [4][5]

Также для работы я успешно использую готовые мультимедийные презентации, а также создаю собственные ЦОР, отвечающие современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы. Часто для орфографических разминок («Вставьте пропущенные буквы»), пунктуационных тренажёров («Расставьте знаки препинания»), игровых задач («Корректор», «Найди лишнее») использую презентации, созданные в программе «Mouse Mischief».

Материал в созданных мною презентациях очень разнообразен, это рисунки, схемы, таблицы. Особое внимание на уроках уделяю использованию схем. Зрительное восприятие, с одной стороны, не утомляет учащихся и вносит разнообразие в учебную деятельность, а с другой стороны, обеспечивает более прочное усвоение материала. Часто привлекаю учащихся к самостоятельному или коллективному составлению опорных схем, как в электронном, так и в письменном варианте. 
Важно, что применяемые мною таблицы-алгоритмы можно использовать не только на отдельных уроках в конкретном классе. Так, например, такие таблицы, как «Правописание частицы НЕ с разными частями речи», «Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи» можно использовать и в 5, и в11 классах с каждым годом усложняя материал.

Неоценимо значение электронных тренажёров на уроках контроля, а также при подготовке к итоговой аттестации. Учащиеся, работая с тренажером, не только самостоятельно применяют полученные знания, но и анализируют допущенные ошибки, восполняют пробелы. Работа с электронными тренажёрами формирует предметные (практическое применение полученных ранее знаний, умений и навыков) и личностные умения (самостоятельное решение поставленной задачи).

Применение презентаций на уроках литературы разрешило вопрос недостатка наглядности. В своей методической копилке, совместно с учащимися я собираю материал о писателях, а затем использую его для составления презентаций.

Современный школьник должен уметь самостоятельно получать информацию, применяя полученные умения и навыки. Лучший вариант для самостоятельного изучения предмета – электронный учебник. Электронный учебник также является одной из разновидностей ИКТ.

Освоив в рамках сетевого педагогического проекта информационно-методический курс по теме «Авторский электронный учебник», владею технологией составления электронного учебника или пособия. В своей методической копилке имею авторскую разработку - электронное пособие для учащихся 7 класса по теме «Причастие» http://planeta.tspu.ru/files/file/manual

Могу перечислить следующие преимущества данного электронного ресурса:

- ЭУ максимально облегчает понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения;

- ЭУ по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности, а потому обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий;

-ЭУ позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме (при неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями);

На мой взгляд, очень интересным использовать такое пособие как методическое сопровождение элективного курса, потому что программы таких курсов часто бывают авторскими или модифицированными, а потому не сопровождаются готовым учебно-методическим комплексом. Можно разрабатывать, например, материал для обучающихся с высокой мотивацией к обучению, пособия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

В последнее время всё более популярным становится дистанционное образование. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Я уделяю большое внимание возможностям дистанционного обучения, имею авторскую разработку «Авторский дистанционный урок. Система MOODLE» http://planeta.tspu.ru/files/file/1400394555.doc

Очень важно, что дистанционные ЦОР направлены в первую очередь для работы с детьми, вынужденными обучаться дома.

В Российской  системе образования    в рамках реализации Национального проекта «Образование» (направление «интернетизация образования»)  подготовлена база для дальнейшей модернизации образовательного процесса на основе современных  IT-технологий.  

Уже выявлены преимущества электронного обучения перед традиционным в области открытости, доступности и  расширения  возможностей  дистанционного обучения. Однако, как и любое явление, процесс информатизации имеет не только положительные стороны, встречается много трудностей как для педагога, так и для обучаемого.

Литература

1. Информационная революция заключается в изменении способов и инструментов сбора, обработки, хранения и передачи информации, приводящем к увеличению объёма информации, доступной активной части населения. Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Москва, 2005 с.12 глава II

2. Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Москва, 2005 с.12 глава II

3. Педагогический словарь enc-dic.com…Informatizacija-Obrazovanija-694

4. Гончаренко Е.М. Развитие связной речи учащихся – одна из приоритетных задач современного образования. СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» info@zavuch.info

5. Гончаренко Е.М. Русский язык сегодня (анализ новых тенденций в развитии современного русского языка). СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО» info@zavuch.info


Информатизация образовательного пространства в школе
  • Русский язык и литература
Описание:

  Авторская статья для заочного участия в XII всероссийской научно-практической конференции "Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии".

    Сегодня в качестве одного из перспективных направлений развития российской образовательной системы рассматривается ее информатизация.

    Информатизация образования есть ни что иное, как область научно-практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации уже имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

 

Автор Гончаренко Елена Михайловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 46704
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓