Главная / Другое / Информационный проект "О Снеурочке и Деде Морозе".

Информационный проект "О Снеурочке и Деде Морозе".

14


МБОУ СОШ № 32









Почему Кострома - четырежды

Родина Снегурочки









Коллективный проект 5 «А» класса

Руководитель Алиева И.В.



















План

Введение

Основная часть

1.Образ Снегурочки в искусстве.

2.Почему Кострома - четырежды Родина Снегурочки.

3.Кукла Кострома и три ее превращения.

Заключение

Использованная литература
































Введение

В декабре, на занятиях мы узнали о феномене Снегурочки и о ее Родине на сказочной карте России – Костроме. Нас очень заинтересовало, почему Кострома - четырежды Родина Снегурочки. Мы считаем свою тему очень актуальной, потому что в каждой стране есть свой Дед Мороз и только в России есть Снегурочка. Но мы мало знаем и об истории Снегурочки как новогоднего персонажа, и об отечественном туристическом маршруте «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки».

От опрошенных нами одноклассников, о Родине деда Мороза знали несколько человек, а один мальчик даже ездил в Великий Устюг, о Родине же Снегурочки не знал никто. Мы решили узнать подробнее о Снегурочке и сделать презентацию, чтобы все в школе узнали много нового о любимом персонаже и совершилиинтерактивное путешествие в Кострому,по «Сказочной карте России». Вот поэтому объектом нашего исследования стал сказочный персонаж Снегурочки, а предметом – туристический маршрут «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки»1 и сама история Снегурочки.

Цель: исследовать феномен Снегурочкии ее сказочной Родины и представить об этом проект

Задачи:

1.Исследовать историю появления Снегурочки и рассмотреть образ Снегурочки в искусстве: в литературе, в музыке, в живописи, в кино.

2.Объяснить, почему именно Кострома объявлена родиной Снегурочки

3.Изготовить четыре прототипа костромской Снегурочки

Чтобы наш рассказ был доступнее, мы решили его сопроводить не только слайдами, но и куклами, сделанными своими руками. Когда в руках четыре куклы, гораздо легче объяснить, почему Кострома - четырежды Родина Снегурочки. К тому же, с ними можно еще и поиграть.

1-kostroma.com/history



История Снегурочки

Впервые Снегурочка появилась в печати в известном труде А.Н. Афанасьева. Афанасьев Александр Николаевич (1826-71) был выдающимся русским литературоведом собирателем и обработчиком русского фольклора. С 1855 по 1864 года им был выпущен сборник «Народные русские сказки», которые с тех пор являются основным источником освоения сказочного мира для многих поколений детей. А с 1866-1869 выходит его книга «Поэтические воззрения славян на природу» в трёх томах. Во втором томе он передает такую историю: «Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много.Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою»1.

А в 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей, которые были обработаны собирателем русских народных сказок Владимиром Ивановичем Далем (1801-1872). Среди них и «Девочка Снегурочка».Эту сказку мы и читали перед первоклассниками и показывали им презентацию, созданную по ее мотивам. Потом устроили конкурс раскрасок. Найти раскраски по Интернету было несложно, но найти в магазинах раскраску про отечественных новогодних персонажейоказалось труднее. В основном лежали раскраски про Санта Клаусов. Но нам помогли наши родители.

Е

1-ru.mobile.wikipedia.orgwiki/Снегурочка)



ще в библиотеке мы узнали, что в этом году весной отметит свой юбилей и другая сказка про Снегурочку –«весенняя сказка» Островского.Вот что я узнала из Википедии. Снегурочка («Весенняя сказка») — пьеса-сказка в четырех действиях с прологом Александра Островского. Напечатана в журнале "Вестник Европы", №9, 1873 г.Окончена драматургом 31 марта 1873 г. В первый раз поставлена в Москве, на сцене Большого театра, 11 мая 1873 г.

Сначала пьеса подверглась критике и над её текстомдаже издевались. А нам «весенняя сказка» понравилась сразу, хотя мы ее читали в сокращенном варианте. Нам понравилось Царство берендеев, их добрый царь. Нам очень понравилась Снегурочка, и было жаль, что она не похожа на людей. Но когда она стала чувствовать как люди и от этого растаяла, нам стало ее еще больше жаль. Но учитель нас успокоил, что Снегурочка будет рождаться вновь и вновь, ведь это сезонный дух.

Попытки поставить спектакль и одноименную оперу на государственной сцене оказались неудачными. Спектакль, оперу, да и саму пьесу безжалостно раскритиковали. И лишь в 1882 году по- настоящему «оживил» Снегурочку А.Н. Островского С.И. Мамонтов, известный русский меценат. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка вместе с родственниками и друзьями Саввы Ивановича по его инициативе и при его непосредственном участии поставили спектакль по пьесе А.Н. Островского в 1882 г.

Николаю Андреевичу Римскому –Корсакову первоначально пьеса Островского тоже не нравилась.«…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму 1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…».

В 1886 г. оперу «Снегурочка» с музыкой Н.А. Римского-Корсаковапоказали всей России в знаменитом частном оперном театре Мамонтова. Лишь после этих постановок Снегурочка вошла не только в души русских людей, но и в дома, то есть стала появляться в Новый Год как спутница Деда Мороза. Этому способствовало желание женщин сыграть ставшую тогда модной роль Снегурочки хотя бы раз в году. Большую роль в судьбе Снегурочки сыграл В.М.Васнецов. Нас поразили его изумительные декорации к опере. А еще Васнецов написал в Абрамцеве свою знаменитую картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны». Мы писали сочинение по этой картине. Одни считают, что от картины веет холодом, а другие – светом. Но все сошлись на том, что и лес, и Снегурочка очень загадочны.

Н.К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах, О Снегурочке писалиКустодиев и Климковский. Это на их картинах Снегурочка обрела свои знаменитые наряды: белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем; маленькую меховую шубку.Мы рассмотрели репродукции этих и других художников и использовали их образы, когда делали наших кукол- Снегурочек.

Так, благодаря Островскому, Римскову-Корсакову, нашим прославленным художникам и, конечно, С.И. Мамонтову, Снегурочка стала достоянием общества. В конце ХIХ — начале ХХ века педагоги и методисты начинают вводить образ Снегурочки в детские праздники, но только в виде ёлочных игрушек, декламаций стихов о ней, постановках сказочных пьесок на тему русской народной сказки и отрывков из пьесы Островского. Однако, как постоянная спутница Деда Мороза на детских праздничных «Ёлках», она появляется только после разрешения елки в 1935 году, где Снегурочка появляется рядом с Дедом Морозом.

А подводя итог истории Снегурочки, я скажу, что мы тоже попытались создать свой образ Снегурочки. Ансамбль девочек, одетых в костюмы Снегурочек, спел песню «Метелица» и станцевал танец. Наши Снегурочки были очень красивые, изящные и радостные. А я проводила интерактивное путешествие по терему Снегурочки. Моя Снегурочка был добрая.







П

1-Русское искусство.Детская энциклопедия М., 2000.

очему Кострома - четырежды Родина Снегурочки.

Почему Кострома - четырежды Родина Снегурочки.

Самым интересным для меня оказался вопрос: «Почему именно Кострома стала четырежды Родиной Снегурочки?», ведь родиной Снегурочки могло стать и Абрамцево (имение Мамонтова С.И. в 50 км от Москвы). Чтобы ответить на него, я отправилась в виртуальное путешествие по сказочной карте России, которая была создана по проекту Алексея Козловского в 2010 году.Наиболее популярной среди пользователей сети Интернет является версия «Сказочной карты России», нарисованная художниками агентства «РИА Новости». Япрошлась по "сказочным верстам", которые указывают направление и расстояние до мест рождения или проживания других сказочных героев (одна сказочная верста равняется русской версте и составляет 1, 066 км).

Первый подобный знак установили на родине Царя Берендея в городе Переславль-Залесский (Ярославская область). Вторая "сказочная верста" была установлена в Костроме, на родине внучки Деда Мороза Снегурочки. Третий знак установили в резиденции Ивана-Царевича (г.Киров), а четвертую - в городе Олонец (Карелия) на родине Молодого Морозца Паккайне. Пятую в России и первую в Сибири "сказочную версту" открыли в усадьбе Белого Старца (СагаанаУбгэна) в городе Улан-Удэ (Бурятия).Шестую и седьмую версты откроют летом 2013 года на родине Ильи Муромца (г.Муром, Владимирская область) и Бабы Яги (село Кукобой, Ярославская область) 8 и 29 июня соответственно.1

На сайтах, посвященных «Сказочной карте», я узнала и историю костромского сказочного бренда.В 2009 году в Костроме впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из Великого Устюга, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы.Почему же Кострому считают четырежды родиной Снегурочки?

1-http://ria.ru/infografika/20110318/438423795.html.





Первое рождение – возникновение образа из обряда похорон Костромы. Эта история отражается в древнем обычае сжигания Костромы. Девушка, закутанная в белые одежды, олицетворяла Кострому и в сопровождении хоровода шла к реке, где уже соломенное чучело сжигали на костре. Так провожали весну и встречали лето. После смерти Кострома воскресала, что символизировало плодородие.

Второе рождение Снегурочки – в 1873 году в весенней сказке «Снегурочка» Александра Николаевича Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской земле, в Щелыково.Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, узнает любовь. Но волшебная сказка оказывается драмой — Снегурочка погибает во время празднования дня Ярилы — бога Солнца.

Третье рождение – съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы в 1968 году, где построили специальный дом, который потом стал любимым местом отдыха костромичей.

Четвертое рождение - 6 апреля 2009 г. Именно тогда завершилась процедура регистрации торговой марки «Сказочная Кострома – родина Снегурочки».  В самом центре Костромы находится Терем Костромской Снегурочки. Здесь она встречает гостей. В тереме есть ледяная комната, где прохладно в любое время года. В гостиной представлены костюмы Снегурочки, Деда Мороза и Костромского Новогодника. Сюда поступают письма для Снегурочки и Деда Мороза. А в спаленке - елочка влюбленных, на которой молодожены в день свадьбы оставляют символическое сердечко.

Мы нашли интересную презентацию про терем Костромской Снегурочки. Я была в костюме Снегурочки и вела по нему путешествие.

Снегурочка полна забот весь год: она помогает детям из детских домов, ездит на открытия выставок и ярмарок и даже раз в год, в декабре бывает в Ханты-Мансийске. Костромской туристический бренд "День рождения Костромской Снегурочки" вошел в число номинантов Первой сказочной премии за продвижение сказок в России. В апреле 2013 года предполагается запустить из Москвы в Кострому первый поезд "В гости к Снегурочке».


Кукла Кострома и три кукольных образа Снегурочки

Мы сделали на кружке четыре куклы. Первая кукла – Кострома. Это самая древняя кукла. Предполагают, что под видом похорон Костромы - соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году Церковь окончательно запретила ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века "яриловками", а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.1

Вторая кукла- девочка Снегурочка. Мы ее делали по мотивам сказок Афанасьева и Даля.Она похожа на обыкновенную девочку, с рыжими волосами, в цветастом сарафанчике, только очень белая.

Третья кукла-Снегурочка Островского. Ее костюм мы делали, основываясь на репродукции картин Виктора Васнецова.

Четвертая кукла- современная Снегурочка, которую мы привыкли видеть рядом с Дедом Морозом, ее мы делали с фотографий Костромской Снегурочки.

С

1Куклы в народных костюмах. Кукла в летнем костюме Костромской губернии. Выпуск №2, 2012.



куклами мы не только сопровождали нашу презентацию «Кострома – Родина

Снегурочки», но и проводили разные игры. Прежде всего мы справили им именины. Последнюю куклу мы сделали 30 января, поэтому куклы получили имена, которые упоминаются в январских святцах: Антонина, Серафима и Ксения. Сейчас они стоят на полке, в кукольном шкафу.


Заключение.

В результате нашего исследования мы раскрыли для себя и для наших учеников феномен Снегурочки, объяснили, почему именно Кострома стала четырежды родиной Снегурочки, научилась делать кукол – Снегурочек. Мы научились доступно и интересно делиться своими маленькими открытиями с друзьями нашей творческой мастерской и учениками всей школы. Участвовали в конкурсе раскрасок и рисунков, загадок и поговорок, песен и стихов, посвященных любимым персонажам. Сейчас мы продолжаем готовиться по своей теме к Дням Науки и хотим, чтобы о новом туристическом маршруте «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки» узнало как можно больше людей. Чтобы сургутяне выезжали в зимние каникулы не к финскому Деду Морозу, а в Великий Устюг или Ханты – Мансийск, а в весенние - на день рождения Снегурочки в Кострому. Это не просто интересно, познавательно, но и не подвергает наш организм климатическим переадаптациям. Главное, мы поняли, что у нашего народа очень интересные традиции, богатая культура, и прежде чем ехать за границу, нужно познакомиться с отеческим достоянием. Но об этом надо чаще рассказывать, используя самые разнообразные средства: и Интернет и хороводные игры, слайдовые презентации и народные куклы, классическую музыку и современные песни, что мы попыталась сделать в своем проекте « Дед Мороз и Снегурочка: неизвестное об известном». Нам было очень приятно, что в основу проекта легла наша исследовательская работа «О Снегурочке и ее Родине Костроме». Но мы понимаем, что исследование еще не закончено. Ведь Кострома – не только Родина Снегурочки – это колыбель земли русской! Там можно побывать на лосиной ферме или покататься на хаски. Но больше всего нам бы хотелось посмотреть день рождения Снегурочки в самой Костроме. Мы предлагаем организовать туристический маршрут «Сургут – Ханты-Мансийск - Великий Устюг – Кострома- по следам Деда Мороза и Снегурочки». Если у Снегурочки был меценат Мамонтов, то почему у сургутских школьников не может быть такого мецената?


Использованная литература.

1.Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М.: ИНДРИК, 1994. — Т. 2. — С. 639—641.

2.Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь : журнал. — 2008. — № 1.

3.kostroma.com/history-8

4.kostroma.ru/tur-brends/kostroma-snegurochka/

5.Куклы в народных костюмах. Кукла в летнем костюме Костромской губернии. Выпуск №2, 2012.

6.Островский А.Н. Весенняя сказка.Сокращенный вариант

7.Сказки русских писателейXIXвека.- М.:, 2004.



















ПРИЛОЖЕНИЯ

hello_html_4f050bd1.jpg

hello_html_m66f21869.jpg



Из книги: Русские обряды и традиции. Народная кукла

Основу куклы Костромы делают из свежих березовых прутьев в палец толщиной. К основе разноцветными нитями крепят длинные полосы размочаленной коры, льняную или пеньковую кудель. Наряжают Кострому лоскутами разноцветной ткани. В основе куклы — магический крест. Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы.

Отступив на четверть от конца основы, короткий прут серединой накладывают

взаимно перпендикулярно на основу. Крестовину прочно скрепляют нитью, наложенной крест-накрест (рис. 36, а - смотрите прикреплённые файлы-картинки в конце статьи).

Поперечину крестовины плотно обкладывают длинными прядями размочаленной коры и закрепляют на концах прута нитью, отступив от края по 0,5 см (рис. 36, б). Оставшиеся концы лыка аккуратно обрывают.

Длинные пряди коры, наложенные на основу креста равномерным слоем, скрепляют нитью. В верхней части тонкую полосу коры накладывают петлей, а затем закрепляют узлом (рис. 37, а). Для этого длинным концом лыка от основания петли накладывают 7-9 плотных витков, а оставшийся кончик пропускают в петлю. Потянув за короткий кончик, петлю протягивают под наложенными витками коры (рис. 37, б). Оставшиеся кончики лыка с обеих сторон намотанной нити аккуратно отрывают. На крестовине лыко закрепляют яркой цветной нитью крест-накрест (рис. 37, в).

Верхнюю часть крестовины, перетянутую полоской коры, обкладывают комком кудели или спутанных обрывков нитей. Кудель обтягивают лоскутом белой ткани, который закрепляют несколькими витками нити (рис. 38, а).

Прямоугольный лоскут пестрой ситцевой ткани 2-3 раза обматывают под поперечиной крестовины и закрепляют нитью (рис. 38, б).

Другой небольшой прямоугольный лоскут цветной яркой ткани крепят перевитым из цветных нитей шнуром. Этим лоскутом обозначают передник на лицевой стороне Костромы. 

Шесть длинных полос размочаленной коры складывают друг с другом. Определив середину, сложенный пучок плотно накладывают в верхней части куклы на ткань, обтягивающую кудель, и с тыльной стороны куклы сплетают в косу (рис. 39, а). На закрепленное лыко двумя-тремя витками накладывают полосу красной ткани, которая крепится узлом с тыльной стороны.

hello_html_13b821d9.jpg







Информационный проект "О Снеурочке и Деде Морозе".
  • Другое
Описание:

Предлагаем часть  информационного  проекта "О Снеурочке и Деде Морозе".

В декабре, на занятиях  мы узнали о феномене Снегурочки и о ее Родине на сказочной карте России – Костроме. Нас очень заинтересовало, почему Кострома - четырежды Родина Снегурочки. Мы считаем свою тему очень актуальной, потому что в каждой стране есть свой Дед Мороз и только в России есть Снегурочка. Но мы мало знаем и об истории Снегурочки как новогоднего персонажа,  и об отечественном туристическом маршруте «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки».

От опрошенных нами одноклассников, о Родине деда Мороза знали несколько человек, а один мальчик  даже ездил в Великий Устюг, о Родине же Снегурочки не знал никто. Мы решили  узнать подробнее о Снегурочке и сделать презентацию, чтобы все в школе узнали много нового о любимом персонаже и совершилиинтерактивное путешествие в Кострому,по «Сказочной карте России». Вот поэтому объектом нашего исследования стал сказочный персонаж Снегурочки, а предметом – туристический маршрут «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки»1 и сама история Снегурочки.

Цель: исследовать феномен Снегурочкии ее сказочной Родины и представить об этом проект

 Задачи:

1.Исследовать историю появления Снегурочки и рассмотреть образ Снегурочки в искусстве: в  литературе, в музыке, в живописи, в кино.

2.Объяснить, почему именно Кострома объявлена родиной Снегурочки

3.Изготовить четыре прототипа костромской  Снегурочки

Чтобы наш рассказ был доступнее, мы решили его сопроводить не только слайдами, но и куклами, сделанными своими руками. Когда в руках четыре куклы, гораздо легче объяснить, почему Кострома -  четырежды Родина Снегурочки.  К тому же, с ними можно еще и  поиграть.

 

 

 

 

Автор Алиева Ирина Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 734
Номер материала 45540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓