Лобода Екатерина Николаевна, учитель информатики высшей категории МБОУ СОШ №157 г.о. Самара
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: 11.
Тема: «Информационные сервисы сети интернет».
Тип урока: метапредметный
Цели: обобщить известные информационные сервисы сети Интернет; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий:
личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях, установление связи между целью и мотивом деятельности;
регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, коррекция, оценка результата;
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, моделирование, умения структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
Задачи:
образовательная - обобщить известные информационные сервисы сети Интернет; выработать практические умения в определении вида информационного сервиса;
развивающая - способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности, умения работать в группе;
воспитывающая - прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.
Используемые технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; кейс-стади; коллективный способ обучения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, система электронного голосования Verdict. конверты с заданием для самостоятельной работы, листы с опорными конспектами, видеофрагменты, ноутбуки, «кейсы» (листы с текстами).
Ход урока
– Что является главной чертой информационного общества?
– Производство информационных ресурсов.
– Перечислите известные вам информационные ресурсы.
Перечисляют.
– О каком из информационных ресурсов пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете из загадки:
Есть такая сеть на свете.
Ею рыбу не поймать.
В нее входят даже дети,
Чтоб общаться иль играть.
Информацию черпают,
И чего здесь только нет!
Что за сеть? Найди ответ.
Сеть зовется...
Слушают и отгадывают загадку.
– Интернет.
На интерактивной доске записана загадка.
– Нам предстоит выяснить, как и почему Интернет становится ресурсом, вся ли сеть или только ее компоненты. Тема урока – «Информационные сервисы сети Интернет».
Записывают тему урока.
Запись темы
урока
–Что бы вам хотелось узнать по этой теме?
– Итак, цель урока – обобщить известные виды информационных сервисов сети Интернет.
– Хотелось бы узнать о сервисах Интернета.
III. Формирование новых знаний.
- Что вы видите на доске?
- Названия «Yandex», «Google», «Rambler», chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники»,dady@mail.ru, novosti@rambler.ru,
tatyana@yandex.ru, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.
В хаотичном noрядке расположены объекты: названия «Yandex»,«Google», «Ramblег», chat, ICQ, «В контакте»,
«Одноклассники», чаты, аська,
dady@mail.ru novosti@rambler.ги tatyana@yandex.ги Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.
Один ученик работает у доски и формирует группы:
1-я группа – chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники».
2-я группа – Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.
3-я группа – dady@mail.ru, novosti@rambler.ru, tatyana@yandex.ru.
Записаны названия групп.
- Дайте названия каждой из этих групп.
4-я группа – Yandex, Google, Rambler.
Ученик записывает названия групп:
1-я группа – интерактивное общение:
2-я группа – браузеры;
3-я группа – электронная почта;
4-я группа – поисковые системы.
Схема пополняется недостающими данными
– По какому признаку вы сформировали данные группы?
Отвечают на вопрос.
– Все группы предоставляют нам информационные услуги, и эти услуги называют информационными сервисами сети Интернет.
Таким образом, мы решили поставленную задачу – сгруппировали представленные объекты, а критерием группировки были определенные информационные сервисы сети Интернет.
Следующая задача – систематизировать материал о видах информационных сервисов Интернета.
Предлагаю поработать самостоятельно. Перед вами листы с текстами (см. Приложение к уроку). Первый вариант ищет в тексте то, чего мы не назвали, то есть новое для вас знание, а второй вариант – то, что у нас совпало с текстом. Время для выполнения этого задания - 5 минут.
Работают самостоятельно с «кейсами».
Организует проверку выполненного задания.
– Что у вас получилось? Сначала выслушаем второй вариант, которому предлагалось найти в тексте то, что совпало с нашими знаниями.
Высказывания учащегося (каждый ученик зачитывает по одному предложению):
– Совпало: браузеры (к ним относятся Firefox, Internet Explorer, Opera); поисковые системы, интерактивное общение.
– Предлагаю выслушать первый вариант, которому предлагалось найти в тексте то, чего мы не назвали.
– Файловые архивы.
– Благодаря наличию файловых архивов мы можем скачать информацию прямо из Интернета. Есть ли еще что-нибудь, что нами не было названо?
– Гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL. Новая группа информационных ресурсов – телеконференции; группа файловых архивов и группа браузеров.
– Все группы, рассмотренные нами, входят во Всемирную паутину, которая включает в себя гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL.
–Таким образом, мы соотнесли наши предположения с научным текстом.
–Теперь вам предстоит самостоятельно систематизировать материал, составив схему. –Воспользуйтесь представленными опорными конспектами.
Организует проверку.
Составляют схему.
– Итак, мы решили с вами поставленную задачу, а именно – систематизировали материал о видах информационных сервисов Интернета.
– Следующая задача – составить инструкции по пользованию некоторыми сервисами Интернета. Каждый из вас получает конверт с заданием. В течение 5 минут вы выполняете его самостоятельно. Посмотрите видеофрагмент, размещенный на рабочем столе ноутбука.
Смотрят видеофрагмент.
– Составьте инструкцию по использованию сервисов Интернета с учетом просмотренного материала. Запишите ее на листах.
Составляют инструкцию по использованию
– Переходим ко второму этапу: объединитесь в четверки, по месту посадки за столами.
Организует работу в группах.
– В конвертах, которые вы получали, есть указание на ваш номер в четверке. У каждого в четверке задания разные. Постарайтесь научить друг друга по той инструкции, которую вы составили. Первый учит второю, второй – первого, третий – четвертого, четвертый – третьего. Время для выполнения работы – 3 минуты.
Работают в группах
– Переходим к третьему этапу, на котором первый и четвертый учат друг друга, а второй и третий также учат друг друга. Время для выполнения работы – 3 минуты.
Работают в группах.
– Переходим к четвертому этапу – взаимообучение первого с третьим, второго с четвертым. Время для выполнения работы – 3 минуты.
– Таким образом, мы решили с вами следующую задачу урока – составили инструкции по использованию сервисов Интернета и научили друг друга, как им пользоваться
Работают в группах.
IV. Итог урока.
– В течение всего урока мы решали следующие задачи:
1) сгруппировать объекты;
2) систематизировать материал о видах информационных сервисов сети Интернет;
3) составить инструкции по использованию сервисов Интернета и научить им друг друга
– Была ли достигнута цель урока? Обобщили ли мы известные виды информационных сервисов сети Интернет?
Высказывают свое мнение.
Запись задач урока
– Интернет – уникальный ресурс, который предоставляет нам любую информацию. Ответьте на вопросы при помощи программы Verdict. Напоминаю, что отвечать нужно начинать после того, как варианты ответов на экране станут зеленого цвета.
– Первый вопрос: «Какому виду информационного ресурса сети Интернет вы отдаете предпочтение?».
– Второй вопрос: «Какой вид работы на уроке вам понравился больше всего?».
– Третий вопрос: «Вам было комфортно на уроке?»
Домашнее задание:
– Выполните задания по инструкциям, которые были вами составлены
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Приложение к уроку «Информационные сервисы сети Интернет»
ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ («КЕЙС»)
Электронная почта (e-mail) – наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма, который записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @, например: dady@mail.ru, novosti@rambler.ru, tatyana@yandex.ru.
В Интернете существуют десятки тысяч конференций, или групп новостей, каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета, которые поддерживают работу этой конференции. Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается от принципа работы с электронной почтой. Пользователь может посылать свои сообщения в любую телеконференцию и читать сообщения, посланные другими участниками. Для работы обычно используют тс же самые почтовые программы, что и при работе с электронной почтой. Для того чтобы иметь доступ к почтовому ящику какой-либо конференции, на нее необходимо подписаться.
Просмотр web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра - браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются: Mozilla fire fox, Internet Explorer, Opera.
Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и т. д.). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно «скачать» непосредственно из Интернета. Файловые серверы поддерживают многие компании - разработчики программного обеспечения и производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств. Размещаемое на таких серверах программное обеспечение является свободно распространяемым или условно бесплатным и поэтому, «скачивая» тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских правах на программное обеспечение.
Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллионов web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета. Современные поисковые системы часто предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе и так далее).
В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Интернете* в режиме реального времени. Простейший способ общения – разговор (chat) – это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.
Большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ. Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями (chat), передачу файлов, поиск в Сети людей и так далее.
Всемирная паутина – это вольный перевод английского словосочетания World Wide Web, которое часто обозначается как WWW, или web.
Сервисы Интернета, реализующие WWW-технологию, называются web-серверами, а документы, реализованные по технологии WWW, называют web-страницами.
Всемирная паутина – это десятки миллионов web-серверов Интернета, содержащих web-страницы. в которых используется технология гипертекста.
Найти web-страницу или файл в Интернете можно с помощью универсального указателя ресурсов (адреса web-страницы) – URL. Всемирная паутина объединяет в себе различные информационные сервисы Интернета (интерактивное общение, браузеры, телеконференции и т. д.).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.