Главная / Директору-завучу / Информационное обеспечение управленческой сферы системы образования

Информационное обеспечение управленческой сферы системы образования

Информационное обеспечение управленческой сферы

системы образования.

В последние годы наблюдается неуклонный рост интереса к современным технологиям и методологиям управления. Этот интерес свидетельствует о понимании роли управленческой деятельности в создании эффективных социальных институтов, из которых важнейшим является образование.

Глобальные изменения в мировом сообществе, переход к информационному обществу, реформирование образовательной сферы привели к резкому увеличению нагрузки на систему управления образованием. За последние 30 лет функции управления образованием увеличились на 85 %. Значительно усложнились выполняемые задачи, сократились сроки принятия управленческих решений, повысилась ответственность, а управляемая среда при этом стала более подвижной, подверженной постоянным изменениям, более сложной и непредсказуемой. Необходимо учитывать также резкий, экспоненциальный рост объемов информации, необходимой для выполнения управленческих функций в системе образования, повышение значимости стратегического, прогнозного управления, основанного на глубоком, всестороннем анализе информации. Это означает, что при решении проблем, связанных с управлением образованием, не обойтись без активного применения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Эффективность образования напрямую зависит от качества управления, а управление, в свою очередь, – от качества принимаемых решений. Повышение эффективности управления возможно за счет улучшения информационного обеспечения системы управления образованием. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений и доступ к соответствующим информационным ресурсам являются основными условиями повышения эффективности управления, так как проведение качественного анализа невозможно без доступа к достоверной и актуальной информации, которая накапливается в результате всестороннего мониторинга состояния и развития при условии построения современной информационной среды образования.

Анализ деятельности управленца показывает, что сегодня, помимо оперативного управления сетью учреждений, современному работнику системы управления образованием приходится решать такие сложные задачи, как:

  • прогнозирование регионального рынка образовательных услуг и разработка стратегии его развития;

  • нормативно-правовое регулирование деятельности системы образования в регионе;

  • разработка и принятие региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

  • формирование регионального заказа в сфере профессионального образования;

  • разработка нормативов бюджетного финансирования образования на уровне региона;

  • финансирование образовательных учреждений ведения субъектов Федерации;

  • мониторинг функционирования и развития, включая статистическое наблюдение;

  • формирование региональных систем информационного обеспечения сферы образования;

  • регулирование имущественных отношений в подведомственных образовательных учреждениях;

  • координация деятельности местных органов управления образованием; взаимодействие с органами власти и управления субъектов Российской Федерации и федеральными органами управления образованием;

  • разработка и осуществление целевых, комплексных программ поддержки приоритетных направлений развития;

  • анализ, поддержка и активное распространение инновационной образовательной практики; организация и содействие выполнению научных исследований, программ и проектов, направленных на развитие образования;

  • организация переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров сферы образования;

  • привлечение общественности к решению проблем развития образования.

В процессе осуществления управленческой деятельности необходимо систематическое применение таких методов анализа информации, выявления и исследования проблем, как исследование операций, системный анализ, диагноз состояния, кластер-анализ, контент-анализ, морфологический анализ, экспертные оценки, структурный анализ.

Все эти методы невозможно использовать, не имея «под рукой» развитой информационной среды, содержащей и накапливающей данные, необходимые для принятия грамотных управленческих решений. Современные информационные технологии предполагают построение таких управленческих сред, которые обладают свойствами масштабирования информации, гибкой настройки под нужды той или иной группы управленцев и одинаково эффективно обслуживают как оперативные задачи управления, так и процесс построения прогнозных моделей развития и долгосрочное стратегическое планирование.

Специфические требования к информатизации сферы управления образованием естественным образом вытекают из особенностей деятельности работников образования, занимающихся принятием управленческих решений.

Во-первых, информационная управленческая среда должна адекватно подстраиваться под непрерывные изменения вследствие изменений законодательства, структурной перестройки системы управления, изменения приоритетов развития, текущей ситуации и т.д.

Во-вторых, предъявляются жесткие условия востребованности управленческих информационных ресурсов. Востребованность зависит от удобства работы с системой. Информационные системы должны быть наглядными, интуитивно понятными, экономить время, максимально автоматизировать рутинные операции, при этом вписываться в существующие стандарты работы. Например, для систем электронного документооборота формы документов должны с минимальными отличиями от бумажного оригинала воспроизводиться на экране и выводиться на бумагу, пользователь должен иметь возможность самостоятельно создать какую либо новую форму для отчета или справку, формируя на экране компьютера, как на листе, нужную конфигурацию документа и имея возможность обращаться к нужной группе данных.

В-третьих, при разработке комплексных систем должен использоваться принцип территориальной распределенности и корпоративного использования данных. Первичная информация в полном объеме должна храниться и обновляться в тех органах, которые ее собирают. Локальные архивы первичных данных должны отвечать за достоверность, полноту и актуальность «своей» информации. На этом уровне производится первичная обработка и свертывание данных. Обобщенные данные поступают на следующий вышестоящий уровень управления, где обрабатываются совместно с полученными из других архивов, свертываются и в консолидированном виде поступают в более высокие инстанции. При этом даже с самого верхнего уровня обобщения информация может быть развернута до первичных данных, дополнена, выверена или обработана другими методами.

Однако, несмотря на то, что процессу информатизации управления образованием уже более 10 лет, до сих пор большое число управленцев ощущает дискомфорт, вызванный, боязнью применять новые информационные технологии, отсутствием навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении, невысоким уровнем информационной культуры.

Несмотря на значительные масштабы работы по информатизации управления образованием, степень и глубина использования информационных технологий продолжают оставаться недостаточными. Отсутствие целостного подхода не позволяло организовать эффективное объединение существующих ресурсов в действительно комплексную систему информационной и аналитической поддержки управленческих решений. Сегодня стала очевидной необходимость создания такой системы информационного обеспечения управления, в которой должны быть учтены следующие аспекты:

  • Организационно-технологический – создание технологий построения информационной и аналитической поддержки принятия управленческих решений, сбора и обработки статистической и др. отчетной информации о развитии системы образования, формирования информационной инфраструктуры, а также разработка технологии интеграции информационных ресурсов управления образованием, как внутри системы, так и при межведомственном взаимодействии;

  • Организационно-технический – создание аппаратно-программных средств и технологических систем для формирования информационных ресурсов и доступа к ним;

  • Организационно-управленческий – создание благоприятных условий для принятия оперативного и качественного управленческого решения.

Для оперативного обеспечения органов управления информацией различного вида с возможностью анализа, прогнозирования и моделирования событий или ситуаций, с целью формирования базы знаний и условий для выработки оперативных и долгосрочных управленческих решений необходимо разработать комплексную систему информационного обеспечения управления образованием.

К сожалению, несовершенство организационной структуры управления образованием, нехватка ресурсов, дефицит времени и недостаточная компетентность кадров приводят к тому, что нарушается баланс составляющих частей управления в сторону обеспечивающей части. Основным становится ситуационное управление, то есть реагирование на событие, которое уже произошло, борьба с последствиями вместо прогностического управления, предсказывающего тенденции и принимающего управляющие действия до того, как негативные факторы успели проявиться. Стратегическая функция управления оказывается в плачевном состоянии, а ведь именно от ее качества зависит и качество обеспечивающей функции, и эффективность управления в целом.

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751).

  2. Смирнова, О.И. Управление образованием в современных условиях трансформации общества // Социальные проблемы интеллектуальной собственности. М, 2003.

  3. Тихомирова, Н.В. О некоторых вопросах маркетинга образовательных учреждений: Сборник материалов конференции "Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования". М.: МЭСИ, 2001, с. 330-333.

[6]


Информационное обеспечение управленческой сферы системы образования
  • Директору-завучу
Описание:

          В последние годы наблюдается неуклонный рост интереса к современным технологиям и методологиям управления. Этот интерес свидетельствует о понимании роли управленческой деятельности в создании эффективных социальных институтов, из которых важнейшим является образование.

 Эффективность образования напрямую зависит от качества управления, а управление, в свою очередь, – от качества принимаемых решений. Повышение эффективности управления возможно за счет улучшения информационного обеспечения системы управления образованием. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений и доступ к соответствующим информационным ресурсам являются основными условиями повышения эффективности управления, так как проведение качественного анализа невозможно без доступа к достоверной и актуальной информации, которая накапливается в результате всестороннего мониторинга состояния и развития при условии построения современной информационной среды образования.

 

Автор Валеева Диляра Равилевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 374
Номер материала 47360
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓