Главная / Информатика / Информационно коммуникационные технологии в школе

Информационно коммуникационные технологии в школе


Министерство образования Республики Саха (Якутия)

МУ «Управление образования» МО «Кобяйский улус/район»

МОУ - Кобяйская средняя общеобразовательная школа

агроэкологического направления имени Эверстова Е.Е.










Информационные и коммуникационные технологии в школе


Выполнил: Ефимов Е.Е.- зам. директора по УВР, учитель информатики















с. Кобяй, 2011 г.





Содержание

  1. Современный этап информатизации в школе. - 3

  2. Основные принципы применения ИКТ. - 11

  3. Базовая подготовка в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий. - 15

  4. Стимулирование использования ИКТ в работе. - 18

  5. Заключение. - 19

  6. Литература. - 21

  7. Приложение №1 - 22








































  1. Современный этап информатизации в школе


XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства.

В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому. Обе эти задачи достаточно сложны. Может ли информатизация школы помочь решить их одновременно? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что представляет собою процесс информатизации школы, из каких этапов он состоит.

Еще одна важная проблема в использовании ИКТ на уроках это, разрыв между потенциальными возможностями, которые предоставляют современные технические средства и телекоммуникации, и пониманием большей части педагогов, как эти новшества использовать для обеспечения профессиональной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса. Возникает проблема для современного учителя – необходимость постоянного совершенствования навыков работы с современной компьютерной техникой, по использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также в организации и проведения уроков. Многие существующие электронные пособия не адаптированы к системе образования или к конкретному учебнику. Система выявления, обобщения и трансляции педагогического опыта несовершенна. Отсутствуют единые методические подходы к использованию техники и технологии в учебном процессе. Программное обеспечение и электронные пособия не всегда соответствуют потребности конкретного учителя и не предполагают модификацию и адаптацию своими силами. Образовательный потенциал электронных средств обучения может быть реализован в случае, если разработчики будут понимать и учитывать педагогические требования, программы.

Что мы понимаем под ИКТ компетентностью современного учителя? –

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителями комплекса средств ИКТ.

Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями.

Компетенция – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.

Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации

Введенное понятие ИКТ – грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать учитель, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.

  • определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

  • доступ к информации — умение собирать или извлекать информацию;

  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;

  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

  • создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

  • сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Учитель, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы. Возникает необходимость разработки критериев эффективности использования ИКТ в образовательном процессе, обеспечение сопоставимости результатов работы без использования ИКТ и в условиях активного внедрения ИКТ в учебный процесс.

Вhello_html_57baaf2f.gif образовательном учреждении МОУ – Кобяйская СОШ, из 20 педагогов базовую ИКТ – компетентность имеют 10 учителей, предметно – ориентированная ИКТ – компетентность - у 7 учителей и у 3 педагогов ИКТ - компетентность, на начальном уровне, но такая ситуация сохраняется во многих образовательных учреждениях и отсюда возникает необходимость повышения уровня ИКТ – компетентности учителей в образовательных школах для того, чтобы соответствовать новому велению времени. Для этого необходимо провести следующие мероприятия:

  • Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике.

  • Участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах.

  • Учителям, прошедшим подготовку при МИОО разработать проект по использованию ИКТ.

  • Использовать учителями при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров.

  • Обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет.

  • Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ.

По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий. За последние годы возросли возможности образовательных учреждений в информатизации школьной среды. Однако информационную среду школы характеризуют не столько установленные компьютеры и наличие другой техники, сколько эффективное применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:

1 этап. Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе – это традиционные задачи всеобуча.

2 этап: «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

3 этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.

4 этап. Этот этап чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача- введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.

Сегодня компьютер необходим учителю, компьютерной технике можно доверить исполнение большого объёма работы, высвобождая время учителя для творчества и индивидуального подхода к каждому учащемуся на уроке. Компьютер может стать незаменимым другом и помощником учителя, надо только научиться владеть им.

Важной составляющей информатизации образовательного процесса на 2 этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникативных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя, неотъемлемой, органичной частью любого урока.

Еще одна важная проблема в использовании ИКТ на уроках это, разрыв между потенциальными возможностями, которые предоставляют современные технические средства и телекоммуникации, и пониманием большей части педагогов, как эти новшества использовать для обеспечения профессиональной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса. Возникает проблема для современного учителя – необходимость постоянного совершенствования навыков работы с современной компьютерной техникой, по использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, а также в организации и проведения уроков. Многие существующие электронные пособия не адаптированы к системе образования или к конкретному учебнику. Система выявления, обобщения и трансляции педагогического опыта несовершенна. Отсутствуют единые методические подходы к использованию техники и технологии в учебном процессе. Программное обеспечение и электронные пособия не всегда соответствуют потребности конкретного учителя и не предполагают модификацию и адаптацию своими силами. Образовательный потенциал электронных средств обучения может быть реализован в случае, если разработчики будут понимать и учитывать педагогические требования, программы.

Что мы понимаем под ИКТ компетентностью современного учителя? –

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителями комплекса средств ИКТ.

Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями.

Компетенция – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации.

Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации

Введенное понятие ИКТ – грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать учитель, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.

  • определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;

  • доступ к информации — умение собирать или извлекать информацию;

  • управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации;

  • интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;

  • оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;

  • создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;

  • сообщение информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.

Учитель, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

hello_html_m1c69fed8.png

Возникает необходимость разработки критериев эффективности использования ИКТ в образовательном процессе, обеспечение сопоставимости результатов работы без использования ИКТ и в условиях активного внедрения ИКТ в учебный процесс.

































  1. Основные принципы применения ИКТ.

Использование ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников основано на следующих принципах:

  • подчинение процессов использования информационно-коммуникационных технологий решению приоритетных задач учебно-познавательной деятельности школьников, модернизации российского образования;

  • обеспечение согласованности внедрения ИКТ с государственными учебными программами;

  • создание методической базы для внедрения ИКТ в учебный процесс по обучению школьников;

  • открытость использования ИКТ в учебно-познавательной деятельности школьников.

Педагогическая цель использования ИКТ на уроках заключается в следующем:

повышение качества знаний учащихся;

  • совершенствование методики проведения уроков по различным областям знаний с применением ИКТ;

  • обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;

  • обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. К.Д. Ушинский когда-то сказал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности школьных кабинетов довольно сложно удерживать постоянный интерес учащихся на уроке. Зачастую, оборудованием на уроке являются тексты, учебник, тетрадь, репродукции. Оказать же значительную помощь в решении этой проблемы помогают ИКТ. Используя ИКТ в обучении, учитель ставит перед собой следующие цели:

эффективное обучение на основе научно разработанной программы;

обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка.

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако они еще не вполне превратились в хорошо освоенный инструмент учителя, как мел и доска. Но с каждым годом происходит объективное усложнение образовательной системы, подталкиваемое техническим прогрессом, растет нагрузка на учащихся, которые уже не в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Прежде всего, возможность как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

На уроках в компьютерном классе нет привычной тишины, во время работы дети обсуждают проблему, с интересом следят за ходом урока. Учитель переходит от одной группы к другой, о чем-то спрашивает, что-то объясняет, нет привычной дистанции: учитель- ученик. И что особенно важно: труд на уроке не испытание на выносливость, а процесс осознанного усвоения материала. Как говорит пословица: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь».

В последнее время очень большую популярность приобрели презентации, выполняемые в среде Power Point. Такую презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить сложные чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный видеофрагмент стереометрического чертежа или физического опыта и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране с помощью проектора.

На уроках «Окружающего мира»

Уроки литературного чтения – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков литературного чтения нужно готовить замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир кино и мультипликации, в мир музыки и живописи, в мир художественного слова и мастеров театра. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

История, это, пожалуй, единственный предмет в системе образования, который за последние 10-15 лет претерпел кардинальные изменения, как в плане взглядов на сам предмет, так и на его методику преподавания. При этом это сложный предмет для усвоения детей в начальной школе. Новые учебники и программы разных авторов, предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. При традиционном подходе к изучению предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое в естественных условиях приходится 80% поступающей информации, хронически остается недогруженным, а это важнейший вид памяти, который несет немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Большой объем информации, падение интереса к предмету – всё это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ.

Уже сейчас со всей актуальностью встает проблема дистанционного обучения на базе ИКТ. Если мы хотим действительно разгрузить наших школьников, то решение этой проблемы следует искать в использовании ИКТ и дистанционного обучения. В этой области нам предстоит еще много работы.

Мы стараемся использовать ИКТ не только в образовательном процессе, но и в воспитательном, организационном, методическом.

Информатизация образовательного процесса школы – дело многотрудное, однако это путь творчества и развития, как Учителя, так и Ученика. Работать по- новому не просто, но это верный путь в будущее школьного образования, этому надо учиться и творчески использовать новые знания в своей работе.






  1. Базовая подготовка в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий

Современный этап информатизации и глобальной массовой коммуникации характеризует процесс активного использования информации в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной среды, позволяющей формировать информационный поток сообразно интересам и предпочтениям конкретного потребителя информации, обеспечивать доступ к информации без ограничения по объему и скорости, а также обращение к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации, в том числе и учебной. Реализация возможностей современных технологий информационного взаимодействия (Мультимедиа, "Виртуальная реальность", Геоинформационные) позволяет разнообразить виды профессиональной и научной деятельности, совершенствовать существующие и разрабатывать новые подходы к решению профессиональных проблем.

Мультимедия технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео, и звук.

"Виртуальная реальность"- компьютерная модель реальности

Геоинформационные система (ГИС, также географическая информационная система) — информационная система, предназначенная для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных данных и связанной с ними информации.

Применение методов и средств информатики как научной области знания позволяет эффективнее и качественнее решать как учебные, так и профессиональные задачи.

При этом быстрота изменений, происходящих в этой сфере, не имеет аналогов в прежнем. В связи с этим необходимо, чтоб учитель имел базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена современного информационного общества и определенный уровень пропедевтической, предпрофессиональной подготовки, так и профессиональную подготовку в области использования средств информатизации и коммуникации.

В связи с вышеизложенным определены следующие требования к учителям в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий:

во-первых,  опираться на определенный инвариант, обеспечивающий необходимый уровень знаний, умений и навыков, позволяющих будущему специалисту грамотно и комфортно организовывать свою жизнедеятельность, в том числе и профессиональную, в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества;

во-вторых, носить мировоззренческий характер, формируя современный стиль профессиональной деятельности члена информационного общества;

в-третьих, развивать личностные качества индивида, формируя умения самостоятельного представления и извлечения знания, развивая алгоритмический, логический, теоретический стили мышления, коммуникативные способности.

Базовая подготовка в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий должна как некий инвариант знаний, умений и навыков опираться на определенную общность и комплексность, а также особенности реализации методов и средств информатики и использования современных информационных и коммуникационных технологий:

интегративный характер содержания информационных ресурсов, используемых в современном обществе, реализованных на базе технологий Мультимедиа, "Виртуальная реальность", Телекоммуникационных, Геоинформационных;

комплексность содержательных, программно-технических, физиолого-гигиенических и эргономических проблем использования программных средств и систем, инструментальных средств и систем разработки профессионального программного продукта непрофессиональным пользователем, а также организации рабочих мест, оснащенных средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации;

необходимость сохранения и развития единого информационного пространства, организованного на базе глобальных коммуникаций в связи с уже существующим и активно развивающимся территориальным распределением источников и потребителей информационных и культурологических ресурсов.

  • Требования к содержанию и структуре базовой подготовки в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий:

  • развитие личностных качеств индивида, подготовка его к комфортной жизнедеятельности в условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации современного общества;

  • обеспечение необходимого уровня информационной культуры учителя как авангарда современного информационного общества;

  • обеспечение необходимого уровня пропедевтической подготовки учителя в области использования методов и средств информатики, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Базовая подготовка должна обеспечивать:

  • освещение общефилософских проблем информатики, информации и информатизации в познании и освоении мира человеком, в приобретении и накоплении знания, в интеграции областей знания, в формировании понятийного аппарата профессиональной области;

  • общие представления о процессах информатизации современного общества вообще;

  • знания об информации и информационных процессах, о представлении информации, о формализации и моделировании, об алгоритмизации, в том числе алгоритмизации обучения;

  • умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, передаче, продуцированию информации, а также деятельности по формализации процессов представления и извлечения знания;

  • знания и умения в области использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа (обучение наполнению корпоративных информационных систем и сетей учреждения определенным предметным содержанием; обучение самостоятельному использованию распределенных информационных ресурсов систем, функционирующих на базе телекоммуникаций);

  • представления об автоматизации процессов информационного обеспечения профессиональной деятельности и организационного управления;

  • деятельность по наполнению баз и банков данных предметным (содержательным) материалом (в том числе авторскими разработками);

  • пользование системами искусственного интеллекта (экспертные системы, базы знаний);

  • ознакомление с эргономическими условиями безопасного и эффективного применения средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации;

  • использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик установления уровня интеллектуального потенциала индивида, а также контроля и самооценки знаний, в том числе своего продвижения в интеллектуальном развитии;

  • организация научно-исследовательской и экспериментальной деятельности на основе средств автоматизации процессов обработки результатов учебного эксперимента (лабораторного, демонстрационного), протекающего как в реальных условиях, так и виртуального.

В связи с вышеизложенным в школе принят двухгодичный план информатизации школы (приложение 1).

План разработан на основе анализа реального положения, наличия материальной базы и основой является введение понятия базовая подготовка. На основе понятия базовая подготовка будет стимулирование использования информационных и коммуникационных технологий учителями.


























  1. Стимулирование использования ИКТ в работе.

Целью введения системы доплат (премий) работникам МОУ- Кобяйская СОШ является стимулирование инициативы, особых профессиональных достижений педагогических работников, прочего педагогического персонала, административно-управленческого персонала, младшего обслуживающего персонала по использовании ИКТ в работе. Рассматривается вопрос направления на эти цели до 50% фонда стимулирования школы.

Основаниями для стимулирования работников является понятие базовая подготовка в области информатики, применения информационных и коммуникационных технологий.

На основе понятия базовая подготовка в области ИКТ установлены следующие критерии и показатели качества и результативности применения информационных и коммуникационных технологий:

  1. использование информационно-коммуникационных технологий, включая применение сети Интернет и в учебно-познавательной деятельности школьников на основе разработанных учебно-методических материалов;

  2. расширение и углубление информационно-коммуникативной компетенции школьников;

  3. совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, овладение которыми как существенными элементами культуры является необходимым условием их развития и социализации;

  4. развитие личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы;

  5. формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия;

  6. формирование у школьников уважительного отношения к российской культуре и своей национальной культуре, толерантного отношения к другим культурным национальным ценностям, чувства гордости за способность внести свой личный вклад в развитие глобального образования посредством создания проектов и их представления мировому сообществу посредством Интернета;

  7. организация обмена опытом по использованию информационных технологий на заседаниях МО, МС и проведение семинаров по внедрению ИКТ;

  8. представление школы в улусных, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах по использованию информационно-коммуникационных технологий.



  1. Заключение

Чтобы использование информационно-коммуникативных технологий стало обычным и привычным в деятельности каждого учителя, неотъемлемой, органичной частью любого урока нужно ввести стимулирование на основе понятия базовая подготовка в области ИКТ.

Без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует и развивает психические процессы - мышление, внимание, память.

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса , и в создании творческой атмосферы его важное значение имеет эмоциональное восприятие школьниками учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его личности, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Творческое применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств и методов обучения позволяет каждому создать свою систему работы.

Для того, чтобы ИКТ по всем образовательным предметам стало действительно средством для развития познавательного интереса учащегося, необходимо материальную базу улучшить и провести работу по повышению ИКТ – компетентности учителя.

После реализации данной программы можно ожидать получения следующих результатов:

Повышение ИКТ компетенции администрации, учителей, учащихся

Создание действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности в школе.

Повышение качества управленческих решений за счёт использования более полной и достоверной оперативной информации на всех уровнях образовательного процесса.

Обеспечение доступа учащихся и преподавателей к глобальным информационным ресурсам.

Создание электронных средств обучения и программно-методического обеспечения.

Создание условий для развития технологии интерактивного дистанционного обучения.

Создание системы методической поддержки преподавателей всех уровней в области новых информационных технологий.

Повышение рейтинга школы.

































Литература:

    1. Окулов С.М. Информатика: развитие интеллекта школьников. Бином, 2008 г.

    2. Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе: методическое пособие. Бином, 2009 г.

    3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Бином, 2004 г.

    4. Устав МОУ- Кобяйская СОШ

    5. «ИКТ в образовании» (приложение к «Учительской газете»), №6, 25.03.2008

    6. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России (информационно-аналитические материалы) / Под общей редакцией А.Н. Тихонова. - М.: Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций "Информика", 2009.

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: "Школа-Пресс", 1994. - 206 с.



























hello_html_m67256e84.jpg
























Программа информатизации
Муниципального общеобразовательного учреждения-
Кобяйская СОШ агроэкологического направления им. Е.Е.Эверстова на 2010 – 2012гг.

























Кобяй 2010 г.

Паспорт программы



Наименование программы

Программа информатизации
Муниципального общеобразовательного учреждения-
Кобяйская СОШ агроэкологического направления им. Е.Е.Эверстова на 2010 – 2012гг.


Нормативно–правовая база программы

Устав школы, Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года».

Заказчик программы

Администрация МОУ- Кобяйская СОШ

Разработчики программы

Егоров Г.К.- директор школы МОУ- Кобяйская СОШ

Ефимов Е.Е. – зам. директора по УВР, учитель информатики, МОУ- Кобяйская СОШ

Сроки реализации программы

2010 г. – 2012 г.

Контроль за исполнением программы

Егоров Г.К.- директор школы МОУ- Кобяйская СОШ






  1. Состояние проблемы

Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования встает сегодня новая проблема - подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей и защите от негативных воздействий

Информатизация - это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.

Человеку XXI века предстоит жить в информационном обществе, в котором главную роль играют интеллект и знания.

Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия решений на основе коллективного знания.

Задача образования как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой.

Для того чтобы система образования смогла готовить граждан информационного общества, она сама должна стать информационной. Поэтому программа информатизации МОУ- Кобяйская СОШ основана на следующих нормативных документах: Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Устав школы.

На настоящий момент можно привести следующие оценки состояния информатизации образовательного учреждения:



Раздел 1. Общие сведения

п/п

Показатель

Значение

1

Полное название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение- Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е.Е. Эверстова

2

Почтовый адрес

678310 РС(Я) Кобяйский улус с.Кобяй, ул. Терехова 12

3

Количество используемых абонентских телефонных номеров

6

4

Адрес электронной почты

kobsc@mail.ru

5

Интернет-сайт

Kobsc.narod.ru

6

Численность учащихся

454 (2010-2011 уч. год)



Раздел 2. Техническая оснащенность

п/п

Показатель

Значение

8

Количество компьютеров (всего)

43

9

Количество компьютеров, используемых в учебном процессе

27

10

Количество компьютеров, используемых в административных целях

14

11

Количество классов (учебных помещений), оснащенных средствами вычислительной техники

2

12

Количество компьютеров, используемых в классах (учебных помещениях)

27

13

Количество переносимых компьютеров (ноутбуков), используемых в учебном процессе

1

14

Наличие локальной вычислительной сети (ЛВС) школы

Да, 2 сети

15

Количество компьютеров, подключенных к ЛВС школы

23/11

16

Количество IBM-совместимых компьютеров аналогичных Intel Pentium I и ниже с монитором

0

17

Количество IBM-совместимых компьютеров выше Intel Pentium I I с монитором

0

18

Количество IBM-совместимых компьютеров выше Intel Pentium I I I с монитором

3


Количество IBM-совместимых компьютеров выше Intel Pentium I Vс монитором

40

18

Количество компьютеров других платформ

19

Количество принтеров

18

20

Наличие (количество единиц) презентационного оборудования (проекторы, видеопроекторы), используемого в учебном процессе

8

21

Количество сканеров

11



Раздел 3. Специальные программные средства, кроме программных средств общего назначения

п/п

Показатель

Значение

22

Наличие обучающих компьютерных программ и электронных версий учебных пособий по отдельным предметам или темам (количество)

222


23

Наличие программ компьютерного тестирования учащихся (да/нет)

да

24

Наличие электронных версий справочников, энциклопедий, словарей и т.п. (да/нет)

да

25

Наличие специальных программ автоматизации процессов обучения (электронное расписание, электронный журнал) (да/нет)

да

26

Наличие программ для решения организационных, управленческих и экономических задач учреждения (кадровое, бухгалтерское ПО и т.п.) (да/нет)

да

27

Наличие электронных библиотечных систем (каталоги) (да/нет)

да



Раздел 4. Доступ в Интернет

п/п

Показатель

Значение

28

Наличие доступа в Интернет (да/нет)

да

29

Количество ПК, имеющих доступ в Интернет

23

30

Вид подключения:

adsl



  1. Цель программы

Основной целью информатизации школы является создание единого информационно-образовательного пространства ОУ, которое включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования. Единое информационно-образовательное пространство осуществляет поддержку образовательного процесса и автоматизацию управленческой деятельности, обеспечивает повышение качества образования и строится на основе развитию ИКТ компетенций администрации, учителей и учащихся. Основными участниками и пользователями единого информационно-образовательного пространства должны быть: педагоги, ученики и администрация школы.



  1. Задачи программы

В образовательной части создание единого информационно-образовательного пространства школы и реализация программы информатизации ОУ должны решать следующие задачи:

  • индивидуализация обучения в сочетании с формированием у учащихся устойчивых профессиональных и этических норм работы в трудовом коллективе, занятом разработкой и применением новых информационных технологий;

  • предоставление всем участникам образовательного процесса возможности обучения современным информационным технологиям как необходимому минимуму для участника информационного обмена в современном обществе;

  • обеспечение возможности как межрегионального и международного информационного обмена, доступа к мировым информационным ресурсам - файловым архивам, базам данных, вычислительным и Web-серверам, включая возможности мультимедиа;

  • предоставление всем участникам системы образования возможностей обмена информацией посредством электронной почты, в целях организации внутриреспубликанских и межрегиональных связей, включая международные контакты;

  • создание и публикация в электронном виде материалов методического и учебного характера, включая электронные учебники, системы проверки знаний и методические пособия и другие виды учебной информации;

  • обеспечение контроля качества образования.



В управленческой части:

  • автоматизация документооборота всех участников единого информационно-образовательного пространства школы;

  • автоматизация финансовой деятельности образовательного учреждения (расчет заработной платы, учет материальных ценностей и т.д.);

  • автоматизация учета кадров;

  • сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в образовательном учреждении.


В социально-общественной части:

  • создание и публикация в электронном и печатном виде изданий (журналов, информационных бюллетеней и т. д.), отражающих общественную жизнь образовательного учреждения;

  • оказание информационных услуг учащимся и их родителям. При этом информация может предоставляться как тиражируемые печатные материалы, локальные информационные ресурсы или Интернет-сайт образовательного учреждения (kobsc.narod.ru);

  • планирование и организация летнего и зимнего отдыха;

  • проведение олимпиад и спортивных соревнований;

  • помощь в трудоустройстве выпускников.



  1. Направления реализации программы



п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственный

Финансирование



1. Научно–методическое обеспечение процесса информатизации образовательного учреждения

Разработка проекта создания единого информационного пространства МОУ- Кобяйская СОШ

Март-май 2011г.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Создание единого информационного-образовательного пространства школы

По 2012г.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ+ привлеченные средства

Ознакомление учителей-предметников с вновь поступившими цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР-2010)

2011г

зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Ознакомление учителей-предметников с методическими рекомендациями методистов ГМЦ, по использованию ЦОР на учебных занятиях

2010-2012гг

зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Проведение пед. советов, посвященных проблемам и процессу информатизации в ОУ

Каждый уч. год (1 раз в год)

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Проведение учителями-предметниками учебных занятий с использованием ЦОР

ежемесячно

учителя-предметники

ОУ

Проведение круглых столов учителей-предметников по обмену опытом внедрения ЦОР в учебный процесс

каждый уч. год

учителя-предметники, зам. директора

ОУ

Проведение открытых учебных занятий с применением ЦОР для учителей школы

Неделя открытых уроков

учителя-предметники, зам. директора

ОУ

Разработка и внедрение учителями-предметниками собственных ЦОР

2010-2012гг.

учителя-предметники

ОУ

Внедрение в учебный процесс курса информатики и ИКТ с2-4 и 8-11 классы

2010г.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Проведение элективных курсов по информатике и ИКТ в 9-11кл.

2010-2012г

зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Поддержка сайта МОУ- Кобяйская СОШ

2010-2012гг

зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ, УО+привлеченные средства (услуги по размещению сайта в Интернете)








2. Кадровое обеспечение процесса информатизации образовательного учреждения

Прохождение администрацией ОУ курсов повышения квалификации в сфере ИКТ-компетенций

2010г.

Директор

ОУ

Прохождение всеми учителями-предметниками курсов повышения квалификации в сфере ИКТ-компетенций

до 2012г.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ



3. Обеспечение образовательного учреждения электронными учебными материалами

Обеспечение школы ЦОР нового поколения в рамках проекта информатизации образования в РФ

2010-2012гг.

зав. библиотекой, зам. директора

РФ (в рамках проекта)

Приобретение ОУ и учителями-предметниками ЦОР нового поколения по различным предметам

2010-2012гг.

зав. библиотекой, учителя предметники

Бюджет ОУ + привлеченные средства

Создание учителями собственных ЦОР по предметам к используемым УМК

2010-2012гг

Учителя-предметники, зам. директора

Бюджет ОУ (премии учителям)



4. Система консультативной, конкурсной и проектной исследовательской работы со школьниками с использованием  информационных технологий

Проведение профориентационных тестов для учащихся 9 кл. с использованием ИКТ

ежегодно

кл. руковод., психолог

ОУ, родители, привлеченные средства

Проведение «Недели математики, информатики и ИКТ, физики»

ежегодно

МО учителей математики, информатики и физики

ОУ

Выполнение проектов с использованием ИКТ учащимися по предметам

ежегодно,

учителя-предметники


ОУ

Участие школьников в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах с помощью Интернета

начиная с 2010г.

учителя-предметники, учитель информатики


ОУ, оплата Интернета – УО (100Мб в мес.)

Создание «Электронного журнала классного руководителя»

2011г.

Классные руководители, зам. директора

ОУ, родители, привлеченные средства

5. Организационно–техническое обеспечение процесса информатизации образовательного учреждения

Обеспечение работоспособности компьютеров школы (техническое и программное обеспечение, в том числе, Интернет, заправка картриджей для принтера)

2010-2012гг.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

ОУ

Обновление компьютерного класса школы (техническое и программное обеспечение)

2011

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

бюджет ОУ + привлеченные средства

Приобретение автоматизированных рабочих мест (АРМ) учителей-предметников (компьютер+проектор)

2010-2012гг.

директор, зам. директора по УВР, учитель информатики

средства РФ (в рамках проекта информатизации) или привлеченные средства



Мероприятия

в рамках реализации Программы информатизации МОУ- Кобяйская СОШ агроэкологического направления им. Е.Е.Эверстова на 2010 – 2012гг.

Направления

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Материально-техническая база

1. Приобретение автоматизированных рабочих мест (АРМ) учителей-предметников (компьютер+проектор)

2010-2012учебный год


Администрация школы


2.Модернизация техники в компьютерном классе

Постоянно

Администрация школы

2.

Работа с кадрами

1.Семинары по использованию ЦОР и интерактивной доски

2010-2012 гг

Совет информатизации

2.Краткосрочные курсы по докурсовой подготовке учителя

2010-2012гг

Совет информатизации

3.Мониторинг качественной результативности труда педагога

Ежеквартально

Зам. директора по УВР

3.

Информационное обеспечение

1.Информирование педагогического коллектива о содержании Программы «Повышение эффективности и качества использования ЦОР в учебном процессе ОУ через: -совещания

-методсовет

-ШМО

-сайт школы, УУО

Август-сентябрь 2010- 2012 г.

Совет информатизации

4.

Нормативно-правовая база

1.Утверждение Положения о школьном Совете информатизации

2010-2011 учебный год

Администрация школы

2.Создание приказа об утверждении состава школьного совета информатизации

Август 2010г

Август 2011г

Август 2011 г

Директор школы

3.Внесение дополнений в положение «О стимулирующих надбавках и доплатах»

2010г

Администрация школы
































Информационно коммуникационные технологии в школе
  • Информатика
Описание:

 Что мы понимаем под ИКТ компетентностью современного учителя? –

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью, профессиональным самоопределением, саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Качество современного учебного процесса напрямую связано с улучшением технологий и методов обучения, что в свою очередь зависит от применения учителями комплекса средств ИКТ.

            Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями.

              Компетенция – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

Автор Ефимов Егор Егорович
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 593
Номер материала 17563
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓