Главная / Другое / Информационно-технологическая карта занятия на тему "Интуитивные компоненты творчества"

Информационно-технологическая карта занятия на тему "Интуитивные компоненты творчества"

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 2

1. Ф.И.О. преподавателя: Тутолмин Александр Викторович

2. Курс: 4,

3. Дата: 10 ноября (понедельник)

4. Предмет: ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

5. № учебного занятия (лекция) по расписанию: 1

6. Тема учебного занятия: «ИНТУИЦИЯ: ИНТУИТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСТВА»

7. Место и роль учебного занятия в изучаемом модуле: занятие по теме раздела: Психология творчества (соответствует общей теме первого модуля «Методологические основы творчества» (по рабочей учебной программе А.В. Тутолмина)

8. Тип занятия: Интегрированное.

9. Вид занятия: Бинарная лекция.

10. Цель: Обеспечить профессиональную готовность будущего креатолога к организации уроков творчества как формы становления и развития творческой деятельности детей.

11. Планируемые результаты: Формирование общекультурной, профессионально-педагогической, методической и креативной компетенций.

Знать: основные интуитивные компоненты творчества, иметь представление о неосознаваемых базисных операциях интуитивного решения.

Уметь: применять полученные знания в процессе решения педагогических задач; осуществлять развитие интуитивного мышления у детей

Владеть: устойчивой мотивацией к постижению тайн интуитивных решений и искусству развития интуиции у детей.

12. Основные понятия: творчество, интуиция, неосознаваемые базисные операции интуитивного решения, психологическая защита, конденсация, смещение, символическая трансформация

13. Форма организации учебной деятельности: групповая; диалогическое сотрудничество.

14. Межпредметные связи: Психоанализ, креативная психология и педагогика, методика преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла.

15. Ресурсы: Кабинет креативных технологий (ауд.113), интерактивная доска, классная доска, ноутбук, программные продукты: медиапрезентации, учебники и учебно-методические пособия, программы по основам творческой деятельности, цифровые образовательные ресурсы.

16. Учебники и учебные пособия: Тимофеева Ю.Ф. Оческой деятельности. Часть 1. Эвристика, ТРИЗ, изд. Третье, Изд-во МПГУ Прометей. – Москва, 2012. – 368 с.; Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: учеб. пособие. - М.: Изд-во Когито-центр, 2003. –187 с.; Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза, 1994ю – 340 с.; Грановская , Березная Искусственный интеллект. – М.,1978. – 360 с.; Тутолмин А.В.Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя. – Глазов., 2010. – 300 с.

17. Краткое описание: Ознакомление бакалавров педагогики с интуитивными компонентами творчества, представленными З. Фрейдом в своей теории психоанализа.

18.Информационный и презентационный материал:

  1. Материалы из книги Грановской и Березная «Искусственный интеллект»,

  2. Материалы из работ З. Фрейда о механизмах психологической защиты.

  3. Битструп. Иллюстрации к книге З. Фрейда «Психологическая защита»

  4. Л.Н. Толстой. Война и мир. В 4 томах; Анна Каренина

  5. А.С. Пушкин. Собрание сочинений.

  6. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы; Преступление и наказание.


19. Раздаточный материал: отсутствует

20. Методика: контекстное ассоциативно-рецептивное обучение

21. Презентации: Интуиция. Интуитивные компоненты творчества

22. Музыкальная пауза: Бетховен-Дж. Ласт «К Элизе»

23. Ассистент бинарной лекции:

24. Реквизит:

Магистерская мантия и шляпка, Семь шляп мышления (по Э.де Боно)



25. Оформление классной доски

10 ноября Д/з………….

«Интуиция: интуитивные компоненты творчества»




План:


  1. Общее представление об интуиции.


  1. Механизмы психологической защиты как неосознаваемые базисные операции интуитивного решения.


  1. Интуитивные компоненты творчества
















Тезаурус

Творчество

Интуиция

Психологическая защита: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, катарсис, сублимация.

У детей: пассивный протест, оппозиция, имитация, эмансипация, компенсация, изоляция.

Конденсация

Смещение

Символическая трансформация



Персоналии

З. Фрейд.

Эпикур

Гераклит

Аристотель

Платон

Спиноза

Э. Фром

Л.Толстой

М. Лермонтов

Леонардо да Винчи

Л.Выготский

Я. Корчак




Фрейм проблемы

?

+

!

*

©

этапы драматургии лекции:

завязка –

развитие –

кульминация –

развязка

hello_html_c43bb13.gif





25. Характеристика этапов лекции

Этап занятия

Вре-мя,

мин.

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность ассистентки

Методы
приемы

Компетенции


Мотива-ционный

5


Знакомит студентов с особенностью проведения лекционного занятия.

Представляет свою ассистентку (помощницу)



ОК-1,

Ценностноориентационная


Организа-ционный

Содержа-

тельный


5

10

Классная доска

Слайд 1-5

Презентация «Интуиция»



Слайд 1-2

























Слайд 3












































Слайд 4







Слайд 5






































Слайд 6

Музыкальная пауза



Слайд 7























Слайд 8















Объявляет тему и план лекции. Нацеливает на новый тип занятия – бинарную лекцию.


В течение лекции вы будете заполнять опорный конспект по теме сегодняшнего занятия.

Мы начинаем новую тему “Интуиция: интуитивные компоненты творчества»

Сегодня мы подробно рассмотрим тему по следующему плану: (работа с классной доской)

Эскизное знакомство с Интуицией как сверчуственном восприятии Человека, механизмами интуиции: Эпифиз, Гиппокамп; мозговым излучением Альфа, Бета, Дельта, Тета-мозговыми ритмами.

Можно рассматривать неосознанность некоторых этапов получения результата как одно из важнейших свойств интуиции. Совершенно очевидно, что продукт интуиции не падает с неба. Имеющиеся наблюдения свидетельствуют о том, что должна накопиться достаточная исходная информация и каким-то образом преобразоваться, прежде чем повысится вероятность интуитивного проблеска. Каковы предварительные процессы?

Если можно было бы догадаться, в чем они заключаются, то сведения о них позволили бы целенаправленно вторгаться в механизмы подсознательной подготовки интуитивного решения, чтобы научиться повышать вероятность его достижения.

Первую известную нам попытку описания неосознаваемых операций обработки информации предпринял Фрейд, выделив две из них — конденсацию и смещение

Конденсация — совмещение разнородных элементов в единый образ. Фрейд отмечал, что в сновидении подобное сгущается в новое единство.

Влияние этой операции проявляется в индивидуальном развитии человека очень рано — уже на уровне сенсомоторного интеллекта. Здесь она выступает как сплавление разных способов взаимодействия с предметами в единую сенсомоторную схему.























В этом контексте важно подчеркнуть, что существо конденсации состоит в запечатлении общей части многократно повторенных действий (при потере индивидуальных особенностей) и управлении ею с помощью единой команды. В сфере представлений результат конденсации может выступать в виде обобщенного портрета.





Зная только родной язык, многие могут отличить немецкую речь от английской, английскую от французской, французскую от испанской и т. д.  Если же попросить их выделить общие черты внешнего облика представителей разных национальностей или соответствующего языка или признаки, по которым они осуществляли это различие, то окажется, что такие черты и признаки обычно не осознаются

Исследования дают косвенное подтверждение, что у людей разных культур существует обобщенный портрет отражения на лице различных эмоциональных состояний.





Рассматривая возникновение обобщенного портрета с участием конденсации, интересно напомнить, как рассматривал Кант процесс формирования представления об идеальной фигуре человека:

















Попытку изготовить обобщенный портрет людей одного типа с помощью фотографирования предпринял Гальтон [245]. Он совмещал снимки различных лиц, выполненные в одном масштабе, и получил усиление в тех местах, где черты лица были сходны, и рассеивание в местах индивидуальных особенностей.

Как показал Фрейд [198], сновидение может осуществлять преобразования, подобные тем, которые выполнил Гальтон, изготавливая обобщенные портреты. Оно как бы накладывает различные составные части объекта друг на друга. Поэтому в общей картине сновидения на первый план выступают общие элементы, а контрастирующие детали взаимно уничтожаются.

Сплавление может происходить не только в сенсомоторной сфере и сновидении, но и в мышлении. Когда человек стремится передать некую мысль, он может сделать это не в лоб, а с помощью как бы блуждания в окрестностях темы — «вокруг да около», т. е. поворачивая ее содержание все новыми гранями и формулируя разными способами.

Из ореола индивидуальных деталей аргументации конденсируется, сгущается обобщенный портрет идеи как нечто общее для всех формулировок. Подобным образом возникает в сознании читателя портрет героя художественного произведения.

Комментарий к фрагменту знаменитого музыкального произведения Л.в. Бетховена «К Элизе» об интуитивном прочувствовании каждым слушателем обобщённого образа – «Мелодии Любви».

В качестве элементов в операцию конденсации входят преобразования, обеспечивающие формирование одномоментного и целостного образа. Они обычно описываются как сгущение, концентрация, типизация, слипание, агглютинация, кристаллизация, сплавление. Правополушарные операции конденсации соотносятся с левополушарными обобщением и классификацией.

Продукт последних — уже не целостный портрет, а существенно последовательное образование — список признаков и черт вновь образованного понятия или категории.

Допущение, что конденсация вносит существенный вклад в подготовку интуитивного решения, делает понятными попытки облегчить усилия человека при осуществлении подобных операций в одном из видов мозговой атаки — синектике.

Здесь перед группой ставится цель — сформулировать новую идею или принцип оригинального устройства.







Такое блуждание в пределах задачи способствует трансформации наличного обобщенного чувственно-двигательного образа — сенсомоторной схемы прохождения сквозь землю. В дальнейшем этот образ может быть расшифрован сознанием в виде идеи нового принципа.

Результатом конденсации выступает также метафора — словесный продукт запечатления общности, сходства между ситуациями — свернутое сравнение. При порождении метафоры, так же как при формировании обобщенного портрета, воображение накладывает образы друг на друга, выделяя и подчеркивая, обозначая некую часть их. Но в отличие от обобщенного портрета, где конденсируется основная часть и отбрасывается индивидуально отличительная, в метафоре конденсируется частичное сходство. Относя метафору к разновидности интуиции, М. Бунге [35] приводит ряд примеров из физики, математики и других наук, показывающих, что метафора проявляет некую близость между объектами и процессами разнообразной природы. Так, Джоунз полагает, что метафорами можно считать основополагающие представления физики, такие, как пространство, время, число и материя. Он дает определение метафоре как «установление внутренней связи между вещами»

Важно подчеркнуть, что метафоры могут выполнять роль мостов, соединяющих информационные структуры и контексты весьма отдаленной природы. Сгущая некоторое обнаруженное сходство, метафора воплощает идею связи между объектами, тем самым облегчает, стимулирует перенос мысли с одного объекта на другой, способствуя порождению ассоциации.





























Возникшая как сгущение некого свойства, в дальнейшем метафора может служить ярлыком, по которому воссоздается объект со всеми его разнообразными свойствами. Тогда весь сложный объект олицетворяется метафорой. Она служит уже не только мостом, способствуя переносу мысли из одного поля смыслов в другое, но и осуществляет захват этого нового поля.

Общность, выделяемая метафорой, может относиться к эмоциональной, чувственной, образной и двигательной сферам, акцентируя сходство чего-то с опытом человека.






























Лазерной указкой акцентирует внимание студентов- бакалавров на изречение-максиму Аристотеля о Метафоре

















Когда маленький ребенок учится манипулировать предметами, например хочет взять игрушку, то в зависимости от ее формы, размера и расстояния до нее он совершает поначалу много отдельно управляемых движений. Постепенно, по мере накопления опыта обращения с различными предметами, у него формируется иной способ построения таких программ, выделяются их сходные звенья, которые затем синтезируются — отливаются в единую сенсомоторную схему. Теперь движения руки ребенка становятся плавными, экономными и управляемыми единой командой «что-то взять». По мере дальнейшего усовершенствования и погружения эти схемы могут реализоваться не только во внешнем поле — двигательно, но и мысленно, т. е. осуществляется перенос результатов конденсации во внутреннее поле, что способствует развитию пространственного воображения. Кроме того, за счет конденсации достигается снижение инерционности мысленных манипуляций с объектами, что в свою очередь обусловливает способность ребенка обучаться с помощью подражания.





Так, большинство людей может отличить немца от японца, француза от китайца, англичанина от итальянца, подсознательно руководствуясь целостным представлением о внешности людей указанных национальностей.









Так, в Японии, Аргентине, Чили, Бразилии, США взрослым испытуемым показывали многочисленные фотографии шести эмоциональных состояний. Подавляющее большинство выполнило задание одинаково, независимо от культурной принадлежности.



«Кто-то видел тысячу взрослых мужчин. Если он захочет судить об их нормальной величине, определенной путем сравнения, то воображение (по моему мнению) накладывает огромное число образов (может быть, всю эту тысячу) друг на друга, и если мне будет позволено применить здесь аналогию с оптическим изображением, то в пространстве, где соединится большинство из них, внутри тех очертаний, где часть наиболее густо покрашена, становится заметной средняя величина, которая и по высоте, и по ширине одинаково удалена от крайних границ самых больших и самых маленьких фигур. И это есть фигура Красивого мужчины. Можно было бы то же самое получить механически, если измерять всю эту тысячу, сложить высоту всех, а также ширину и толщину самое по себе, и сумму поделить на тысячу. Но воображение делает это путем динамического эффекта, который возникает из многократного схватывания таких фигур органом внутреннего чувства».



















Примеривает перед воображаемым зеркалом различные шляпки





















Допустим, нужна идея принципиально нового землеройного механизма. Участникам атаки показывают кадры из фильма о кротах. После того как они уловят принцип проходить сквозь землю, используемый кротом, их побуждают представить себя кротом, прокладывающим себе дорогу под землей. Затем, получив соответствующую информацию, предлагают ощутить себя землеройкой, буравящей грунт иным образом, затем — земляным червем с присущими ему приемами «ввинчиваться» в землю и т. д. 































Проиллюстрируем механизм конденсации сходства в метафорах на рассказе К. Чапека «Поэт». На рассвете на пустынной улице автомобиль сбил пьяную старуху и скрылся на бешеной скорости. Полиция разыскивает преступников. Один из свидетелей — поэт. Он не помнит ни цвета, ни номера машины, но под впечатлением события написал такое стихотворение:

Дома в строю темнели сквозь ажур,
Рассвет уже играл на мандолине,
Краснела дева.
В дальний Сингапур
Вы уносились в гоночной машине.
Повержен в пыль надломленный тюльпан.
Умолкла страсть... Безволие… Забвенье.
О шея лебедя! О грудь!
О барабан! И эти палочки — трагедии знаменья.

Поэта спросили, почему именно эти образы возникли у него после происшествия. Вопрос заставил его задуматься, возникшее внутреннее напряжение помогло ему осознать причины порождения данных метафор, и он объяснил, что коричневый цвет всегда ассоциировался у него с Сингапуром, двойка — с шеей лебедя, тройка — с грудью, а пятерка — с барабаном и двумя палочками. Таким образом, выяснилось, что это была коричневая машина с номером 235.







Информаци-онный


Объяснительно-иллюстратив-ный..





Информаци-онная

накачка,





Забегание






















погружение в науку,







содержательное обобщение

ОК-1,


Субъект-

ная

Аналитический

25

Слайды 9-30 (Психологическая защита)

Слайд 9



Слайд 10



















Слайд 11

































Слайд12







Слайд 13







Слайд 14























Слайд 15



















Слайд 16



















Слайд 17













































































Слайд 18























Слайд 19




























Отрицание — это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися представлениям о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть впоследствии восстановлена

При подавлении защита проявляется в блокировании неприятной, нежелательной информации (рис. 30) либо при ее переводе из воспринимающей системы в память, либо при выводе из памяти в сознание. Подавление вступает в действие лишь тогда, когда тенденция нежелательного действия достигает определенной силы. В этих условиях соответствующие следы снабжаются как бы специальными метками, которыми, затрудняют последующее произвольное их вспоминание — блокируют их, хотя информация, маркированная таким образом, в памяти сохраняется.
















Рационализация — это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и непротиворечащее объективным обстоятельствам (рис. 31).

При этом неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразовывается и, после этого, осознается, но уже в измененном виде.






Как видно из этого примера, преобразуется знание о той части реальности, которое, будь оно осознано, сделало бы жизнь слишком, трудной и травмирующей. Защита осуществляется с помощью убедительных доводов, для оправдания своих личностно или социально неприемлемых качеств, желаний и действий.

Главная особенность рационализации состоит в попытке пост-фактум создать гармонию между желаемым и реальным положением, и, тем самым, предотвратить потерю самоуважения.











Итак, рационализация — это поиск ложных оснований, когда человек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируя безболезненным для себя способом. С этой целью реальное состояние дел подвергается содержательному анализу и этому состоянию дается такое объяснение, на основании которого человек может пребывать в иллюзии, что действует из разумных и достойных мотивов.

Вытеснение связано с избеганием внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания (забывания) не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения.



Проекция — вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других (рис. 33). Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывания их другим людям, с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри«Я» на окружающий мир.




Идентификация — разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переключением на себя желаемых чувств и качеств.

Это возвышение себя до другого путем расширения границы «Я».

Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я.»,-заимствует, его мысли, чувства и действия.

Вообразив себя на месте модели, то есть, переместив свое «Я» в этом общем пространстве, он может испытать состояние сочувствия,соучастия, симпатии и, тем самым, глубоко его понять.

Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождеств-ление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действоватъ.










Отчуждение — это психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. При возникновении расщепления, диссоциации личности, мьшление (по локальным субъективным оценкам) становится отчужденным.

При этом некоторые совокупности событий воссоздаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и поэтому не анализируются.

При такой диссоциации психики способность перемещаться из одной изолированной зоны в другую сохраняется, и, находясь в одной из них, человек может наблюдать за самим собой с позиции другой, то есть как бы со стороны.




Факт отчуждения Гегель рассматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы: становление самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости.

Замещение— это вид психологической защиты от нестерпимой ситуации, путем переноса реакции с «недоступного» объекта на другой — «доступный» или замены неприемлемого действия на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Разумеется, замена должна быть достаточно близкой к первично желаемому. Механизм замещения оказывается эффективным тогда, когда замещающая реакция, хотя бы отчасти, разрешает проблемы недостижимой.









Итак, существо защиты по типу замещения связано с переадресацией реакции


Сновидение — вид замещения, где происходит переориентация — перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. Действия, обладающие замещающим характером, разворачиваются в сюжете сновидений. Они конструируются в процессе контакта человека со своим прошлым. Специфика замещения в сновидении в том, что события в нем не связаны требованиями реальности: времени, пространства, силы тяжести, необратимости явлений, смертью. Задача сновидения показать сложные чувства в картинках и дать человеку возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Однако чувства прямо изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно, например, такое выражение страха, как — бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки — достижима.






Средствами маскировки истинного желания в сновидениях служат специальные операции: сгущение, смещение и символизация.

Сгущение — это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ.










Смещение замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые цензурой. Так, во сне нечто может смещаться и переноситься на другие персонажи, или от самой вещи к фетишу (неодушевлённый предмет, наделённый сверхъестественными свойствами.), или от одной части объекта к другой. Нередко первое время после смерти матери возникает конфликт между страстным желанием увидеть ее, хоть во сне, и травмирующими переживаниями по поводу ее смерти. Этот конфликт разрешается в сновидении с помощью смещения: появляется не сам образ матери, а какая-либо из любимых ее вещей или что-либо другое, связанное с ней по ассоциации. Символизация — в сновидении связана с использованием особых форм маскировки. Фромм [213] выделяет три типа символов: случайные, условные, универсальные. Условные опосредованы социально. Они возникли как результат соглашения, и для них характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он обозначает.Случайные символы субъективно связаны с какой-либо ситуацией, важной лишь для данного лица. Универсальные — характеризуются глубинной объективной близостью символа с предметами и явлениями, которые он обозначает, и в этом смысле они общие для всех людей.











Катарсис — психологическая защита, связанная с таким изменением ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора (рис. 38).

Для этого в качестве посредника иногда привлекается некая внешняя глобальная система ценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация теряет в свою значимость.

Структура ценностей человека очень устойчива и инерционна. Поэтому изменения в ней могут происходить только в процессе значительных эмоциональных напряжений, накале страстей.

Так, переживание иногда способствует нравственному пере-рождению, пробуждению совести, благодаря которому происходит духовное обновление. Тогда у человека. ВДРУГ изменяется структура установок и. появляется решимость действовать.

Аналогичное по силе и результатам воздействие может произвести любовь: Недаром говорят, что Любовь — это землетрясение души. Она наделяет человека новой жизненной «позицией, преобразуя всю шкалу его критериев и ценностей.

Для катарсиса ключевым „моментом является усиление эмоций.









Сублимация — это защита путем перевода сексуальной или агрессивной энергии человека, избыточной с точки зрения личностных и социальных норм, в другое русло, в приемлемое и поощряемое обществом — творчество (рис.39). В этом процессе антисоциальные импульсы как бы меняют свое направление без внутреннего конфликта. Это наиболее адаптивная из рассмотренных форм защита, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально одобряемому результату. Здесь, однако, замещается не сам объект (с неприемлемого — на приемлемый), а способ взаимодействия с ним.






Заканчивая анализ различных видов защиты, надо подчеркнуть, что не все они уравновешивают человека с сами собой за счет отвергания, полностью или частично, неприемлемой новой информации. Некоторые из них (идентификация, катарсис и сублимация) способствуют включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, модифицируют модель мира и, таким образом, исключают возможный конфликт между «хочу» и «могу».



















Приведём пример подавления из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

С. 491 (первая книга, 2 том);

С. 95 (вторая книга, 3 том)

Заметим, что «Только в самой тайной глубине души своей Пьер допускал распущенную жизнь и жалел о том, что он принадлежит к знатному роду. Природа влекла его к этому, а оттого, что он влюблен несчастливо в Наташу и подавил в себе эту любовь».







Фрейд, например, полагал, что ко всем желающим отложить лечение надо относиться с недоверием, даже когда мотивировка отсрочки кажется безупречной, так как обычно истинные причины желаемой отсрочки — это страх, а приводимые резоны — рационализация.









Приведем пример рационализации по типу «зелен виноград». Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова хочет освободиться от мысли об измене своей любви к князю Андрею. «После этого вечера Наташа не спала всю ночь и к утру решила, что она никогда не любила князя Андрея...» Внутренняя психологическая работа, подделывающая разумные причины под совершившиеся факты, привела к этому











Комментарий по картинке слайда









Комментарий по картинке слайда















Развивается идентификация в детских ролевых, играх: дочки- матери, пожарные, космонавты и т. д., выступая одним из механизмов самопознания, увеличивает способность человека испытывать чувства наслаждения, единства и гармонии путем, сопричастности кому-то. Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С ее помощью ребенок усваивает образцы поведения других, значимых для него людей, то есть активно социализируется.













Например, артист на сцене часто бывает существом раздвоенным. Ф. И. Шаляпин упоминал, что никогда не бывает на сцене один, там всегда два Щаляпина. Один играет, другой контролирует











Человек творит и охраняет свой внутренний мир и когда не может реализовать себя во внешних событиях, то уходит в события внутренние, осуществляя себя в них. Всякий раз, когда действительность разочаровывает нас или угрожает нам, мы пытаемся вернуться в страну фантазий, где можно достичь того, чего, как думает человек, он не может добиться в реальной жизни. В этой стране, где фантазии замещают реальность, преодолеваются горечь страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта — свершившийся факт: ничто не мешает нам там быть где угодно и кем угодно.

















Наиболее отчетливо разрядка возникшего напряжения и его переориентация обнаруживается в сновидениях детей. Вот пример из коллекции Фрейда. Мальчик двух лет подарил любимому дяде корзину вишен. Вишни были очень вкусные, но он успел съесть из корзины лишь немного, о чем, видимо, очень жалел. Утром он проснулся с радостным сообщением: «Герман (это он сам) съел все вишни!»





Например, Анна Каренина, героиня романа Л. Н. Толстого, почти каждую ночь видела один и тот же сон. Ей снилось, что оба вместе (Каренин и Вронский) были ее мужьями, и они расточали ей свои ласки. Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо. Вронский был тут же, и тоже ее муж. Она удивлялась тому, что прежде казалось ей невозможным, объясняла им, смеясь, что это гораздо проще и что оба теперь довольны и счастливы. Л. Н. Толстой показывает здесь, как несовместимые желания Анны — жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым, породившие, у, нее душевный конфликт, — слились в общей сцене. Причиной подобного сгущения послужила защита, создавшая возможность разрядить душевное напряжение.



















Приведем пример универсального символа, использованного в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского. Раскольников, терзаемый своими сомнениями в праве убить старуху-процентщицу, видит сон: пьяные мужики нещадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры нагруженный воз. Он — ребенок — бросается к ним, умоляет не мучить лошадку, но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают лошадь. В конце концов она падает и издыхает под ударами. Проснувшись, Раскольников задает себе вопрос: зачем он сам себя истязает? Образ истязаемой лошади он сразу воспринимает как символ своей души. Его совесть — та же несчастная лошадь, которую он обрек на непосильное бремя. Здесь можно отметить, что конь, как символ души, универсален для многих мифов и сказок.

















Переживание мощного творческого вдохновения для любого художника есть, в сущности, катарсис, при котором он очищается от душевных конфликтов, возвышается над собой, над своими предрассудками, становится способным преодолеть субъективность. Поэтому искусство реализует особые формы общественного сознания, достигая социально значимых целей — не познавательных, как наука, а направленных непосредственно на нравственное преобразование и совершенствование личности.









В общем-то, сублимация — процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм на высшие, произвольно управляемые и способствующие разрядке энергии инстинктов в иных формах поведения. Она включает перемещение энергии не с одного объекта на другой, а с одной цели на другую, существенно более далекую, которое сопровождается трансформацией эмоций.










































































































































Исследова-

тельская




















Динамичес-кая пауза

5

Гр. «Учитель танцев»

На перемену ассистент преподавателя ставит ритмическую зажигательную дискотечную музыку,


Зажигают, выполняя синхронизированные ритмические движения в свободном импровизированном танцевальном характере

Метод музыкального метроритмичес-кого и био-социального резонанса,








Рекреацион-ная

Интеллекту-альная разминка

15

Слайд 20






Слайд 21










Слайд 22



















Слайд 23











Слайд 24






Слайд 25





Слайд 26











Слайд 27





Слайд 28







Слайд 29
















Любой защитный механизм формируется вначале для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. У маленьких детей, до того как сформируется полноценная система психологической защиты, реакция на неприятные переживания — автоматическая, а именно, физиологический уход от раздражителя.

Пассивный протест — это самая ранняя форма защитного поведения. Она проявляется в отстранении от общения даже с близкими людьми, от пищи, от игр. Такая реакция чаще всего возникает у ребенка, если его внезапно оторвали от матери, семьи, привычной группы сверстников.





Оппозиция — это форма активного протеста против норм и требований взрослых. Когда родители или воспитатели предъявляют к ребенку чрезмерные требования, они провоцируют оппозицию. Частые претензии, непосильная нагрузка (несоизмеримая с реальными возможностями ребенка) порождают у него внутреннее напряжение.









Иногда оппозиция обнаруживается и в форме психической регрессии. Так, в семье, где родился еще один ребенок, старший начинает капризничать и дурачиться как маленький, подсознательно полагая, что за это и любят малыша взрослые и пытаясь тем же способом добиться того же результата.

Имитация — это реакция, выражающаяся в стремлении во всём подражать определенному лицу, любимому человеку, герою.









Эмансипация — это борьба детей за самоутверждение, самостоятельность, свободу и даже за имущественные права. В общем, это высвобождение из-под контроля и покровительства взрослых.





Компенсация — это реакция, с помощью которой ребенок стремится восполнить и объяснить себе слабость и неудачливость в одной области успехами в другой.



Изоляция. Этот вид защиты иногда проявляется достаточно рано. Взяв куклу или зверюшку и играя с ней, ребенок может «дать» ей возможность делать и говорить все, что ему самому запрещено: быть жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.



Игрушки позволяют ребенку вынести наружу расщепление, проецируя на них свои различные ипостаси. Огорчающее нас поведение ребенка — просто свидетельство нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия.

Авторитарный жестокий отец, унижающий и обижающий ребенка, и слабая, потакающая мать, не способная защитить своего ребенка, а лишь беспомощно его защищающая, приводит к формированию в характере ребенка садистической жестокости на фоне излишней сентиментальности.

Сталкиваясь с проявлениями психологической защиты детей, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь и понимание, что их гневный бунт справедлив, и понять, принять их обиду на тех детей, которых взрослые провозглашают добродетельными. Попробуйте заключить союз с этим одиноким в своем протесте маленьким разбойником или даже преступником. Если не в такой — ситуации, то когда же одарить его вниманием и улыбкой?

При помощи игры ребенок разрешает свои внутренние конфликты. Когда он играет в «дочки-матери», в великана и его убийцу, в зверя и охотника, учителя и ученика, полисмена и водителя — он экстериоризирует свою внутренюю драму и, тем самым разряжает очаги своих вутренних конфликтов. Эта разрядка, в некотором смысле, аналогична катарсису творческой личности в момент творения. Кроме тоro, ребенок игрой управляет, то есть он становится активным.





















Обычно пассивный протест обнаруживается в синдроме госпитализма. В этом случае ребенок старается, по возможности, уклониться от любых внешних воздействий. Поза «лёжа, лицом к стене» является при таких состояниях достаточно типичной.





Например, широко распространено представление, что дети обнаруживают любовь к своим родителям раньше, чем к другим людям. Однако, как показали исследования психологов, это иллюзия. Обычно ребенок впервые испытывает любовь к сверстнику, а не к родителям. Это происходит потому, что для ребенка младшего возраста отец и мать — больше объекты зависимости и страха, чем любви, которая по своей природе основана на равенстве и независимости.







У взрослого подражание избирательно. Он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен подражать отдельно этому качеству, не распространяя свою положительную реакцию на. все остальные качества этого человека. Соответственно и эмоциональное отношение к предмету подражания у взрослого более сдержанное, чем у ребенка.

У детей — это глобальное приятие или отрицание. Целостная имитация — это ранняя, форма идентификации со взрослым.





Вырабатывая приемы эмансипации, ребенок отрабатывает с их помощью проецирование на себя способов поведения и черт характера взрослых, перенимая их права и возможности.



Например, хилый подросток утешает себя тем, что «зато» он отлично учится, а плохой ученик — тем, что он «зато» побеждает в драках.





В одном из современных телефильмов герой, выступавший с куклой на сцене, трагически стал воспринимать ее как живого собеседника и советчика.

























Игрушки для детей — слова, а игра — его речь. Ребенок проигрывает свои чувства и таким образом выводит их на поверхность, получая возможность взглянуть на них со» стороны либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Гнев, стpax, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты могут изображаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками.



Метод перезагрузки на поисковую мыследеятель-ность






















Содержа-тельный

20



Слайд 30





















Слайд 31



















Слайд 32

























Слайд 33



























Слайд 34
























































Но вернёмся к теме нашего занятия

Другая базовая операция неосознаваемой обработки информации — смещение. Она реализует сдвиг внимания при анализе из центра на периферию — от основных свойств объекта к второстепенным, т. е. осуществляет представление целостного, личностно значимого события или предмета второстепенной, эмоционально несущественной деталью. Тем самым целое представляется своей частью. Обратим внимание на то, что второстепенных деталей много, отсюда совершенно очевидна неопределенность, многозначность смещения. С помощью смещения нейтрализуется психологическая защита. Если некое событие травмирует человека, то оно может быть зашифровано через второстепенную деталь, и в таком закамуфлированном виде может осознаваться, не встречая сопротивления цензуры, поскольку эта деталь эмоционально нейтральна.

Смещение, как отмечал Фрейд [203], можно назвать переоценкой психической ценности. Когда в сновидении вместо волнующего впечатлений имеет место безразличное, то весьма вероятно, что это результат смещения. Создается впечатление, что возникновение символьных намеков, амулетов и фетишей обязано смещению. В некотором смысле оно родственно переименованию (метонимии), т. е. употреблению названия одного предмета вместо другого — на основании внешней или внутренней связи между ними.

Как известно, защитные механизмы препятствуют поступлению в память информации о событии, травмирующем человека. С помощью смещения выделяется и акцентируется связь между некоей личностно нейтральной деталью и его тревожащим существом. Именно такая связь позволяет втащить информацию в память, минуя защиту.

Теперь в памяти могут возникать разнообразные ассоциации с этим событием.





По содержанию «топляки» обычно весьма далеки от сути вопроса, поднявшего их со дна памяти, но по внутренней своей логике через неявную побочную связь втаскивают в поле сознания нечто значимое, нередко оказывающееся именно тем, что нужно, порождая цепи самых неожиданных ассоциаций и приводя вопрос к решению.



Символическая трансформация — третья, базовая неосознаваемая операция, в некотором смысле она обратна смещению.

Это — представление сложного объекта или явления символом, в котором игнорируются все личностно и эмоционально несущественные его элементы и преувеличиваются, педалируются эмоционально значимые. Здесь так же, как в смещении, целое представляется через свою часть, но не нейтральную, а особо волнующую. Символическая трансформация отчетливо обнаруживается в поэзии. Каждый поэт стремится найти яркие образы, пробуждающие эмоциональный отклик в душах читателей.



Таким способом за счет символической трансформации для достаточно нейтрального события формируется эмоционально-окрашенная, т. е. уже личностно значимая, связь, которая за счет чувственного возбуждения позволяет подготовить (подогреть) определенные зоны памяти, снизить там пороги по отношению к событию, подвергшемуся символической трансформации, и тем самым облегчить вспоминание всего, связанного с ним.

Символическая трансформация является наиболее характерной операцией в детских играх, где символ замещает предмет (палочка — лошадку)

Операции — смещение и символическая трансформация — неоднозначны, но в разной мере. Деталь, на которую произведено смещение, позволяет восстановить целое с точностью до класса объектов, содержащих эту деталь, в соответствии с общепринятой классификацией. Эмоционально и личностно значимая деталь, лежащая в основе символической трансформации, позволяет восстановить целое, зависящее от ценностных ориентиров и состояния человека, поэтому число символов, соотносимых с одним и тем же содержанием, при символической трансформации существенно возрастает по сравнению со смещением, что связано с изменением эмоционального состояния человека и его ценностных ориентиров. Базовые операции подчиняются своим правилам преобразования, своей логике, некоторые особенности которой отмечал Фрейд Представлены на слайде

Мысли превращаются в картины, образы. Логическая связь между объектами или событиями может выражаться в их сближении во времени или пространстве. На отношение причины и следствия указывает прямое превращение одного предмета (ситуации) в другой. Вместо альтернативы «или — или», предполагающей временное развитие, используется рядоположение, которое можно обозначить, как «и — и». Желаемое будущее замещается картиной, представляющей настоящее. Бессознательные процессы находятся как бы вне времени, так как не упорядочены во времени и не меняются с течением времени сами по себе. Противоречие, конфликт между стремлениями выражается в затруднении произвольного превращения одного в другое.

Операции конденсации, смещения и символической трансформации позволяют осуществить, организовать необходимые связи, выявить разного типа общность между ситуациями в зоне задачи. Обобщенные портреты, метафоры, эмоционально значимые символы и второстепенные детали образа решения порождают некоторый контекст, на котором, как на питательной среде, вызревает решение. Продуктивность возникающего контекста связана, с одной стороны, с ориентацией на задачу (зона блужданий в этом смысле ограничена), и с другой — с неоднозначностью операций. Контекст подготовлен обобщенными портретами, метафорами, смещением, символической трансформацией. В нем представлены те разнообразные общности, которые могут послужить полуфабрикатами для возникновения гипотезы как заключения по аналогии. Здесь уместно напомнить — процесс формирования питательной среды для решения до некоторого момента не осознается. Но когда мера общности между чем-то и чем-то превосходит некоторый порог — человеком ощущается изменение эмоционального состояния и воспринимается это как предчувствие решения — намек. Результат каждой из базовых операций формирует специфический намек. Смещение провоцирует подозрение о чем-то важном в связи с восприятием доселе, казалось бы, малозначимой детали. Символическая трансформация вызывает намек иного рода. Здесь объектом внимания выступает сама волнующая деталь, намекающая на все событие. Операции смещения и символической трансформации, каждая по-своему, активизирует память, способствуя порождению новых ассоциаций как в подсознательной ее зоне (смещение), так и в зоне произвольного доступа (символическая трансформация). Смещение и символическая трансформация — операции, определяющие, что будет поступать в память и обрабатываться там с помощью конденсации. Конденсация — операция, ответственная за то, как будет преобразовываться материал, подготовленный смещением и символической трансформацией. Установление множества разнообразных общностей и вплетение их в сеть ассоциаций подготавливает заключение по аналогии, когда акцентированное частное сходство служит основанием для прогнозирования сходства в других свойствах.

При таком прогнозировании осуществляется скачок из области достоверного знания в область, где о существовании выделенного свойства нет необходимых сведений. Аналогии могут инициироваться структурной схожестью, функциональным подобием и сходством отношений.

Итак, Базовые операции интуиции, как особая динамическая логика, реализуя заключения по аналогии выступают, как центральное звено механизма порождения решения в правом полушарии. Для того чтобы быть осознанным и проверенным на корректность и достоверность, решение передается в левое полушарие. Когда само интуитивное решение осуществляется в рамках левого полушария, оно реализуется с помощью операций и мыслительных действий, свойственных этому полушарию: логических операций типа конъюнкции, дизъюнкции, индуктивного и дедуктивного вывода и т. п.












Иногда память ко времени доставляет из своих глубин сведения, казалось бы прочно забытые, которые называют «топляками» по аналогии с утонувшими бревнами. Что-то когда-то случилось или прочитано, забылось, но всплывает вдруг.

































ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

(с томиком стихов в руках)







Иллюстрации детских игр с символическим замещением






























































































Польский математик, профессор Львовского университета  Стефан Банах писал «Математик — это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями, лучший математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств, более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе такого, кто между аналогиями видит аналогию». Аналогия как неосознанное заключение помогает выдвинуть предположение, строить гипотезы.

).




Метод критического мышления.



























Метод педагогической интриги.
































Проблемный метод




























Метод научной полемики,












Метод содержательного обобщения




Метод педагогической эвристики.







Коммуника-тивная

















Акмеологи-ческая.























Личностного самосовер-шенствова-ния.






























Коммуника-тивная



















Резюме

5-7

Обобщающая схема

(работа с классной доской)




Слайд 35

Вывод по учебному занятию: Сегодня нами выявлены основные компоненты интуиции. Определены неосознаваемые базовые операции интуитивного решения. Выявлены способы применения механизмов психологической защиты для актуализации творческого потенциала личности.

Домашнее задание: составить опорный конспект по прослушанной бинарной лекции. Записать в словарь парадоксальных определений примеры интуитивных решений педагогических ситуаций.

.





Метод содержательного обобщения.






Метод герменевтики.

ОК-1








Личност-ного само-совер-шенствова-ния.







Автор разработчик:

Grand Ph. D., д. п. н.,

доцент, профессор кафедры П и МНО _______________________________ Тутолмин А.В.











hello_html_m6272fd83.jpg

ОБЪЯВЛЕНИЕ

10 ноября2014 года состоится открытая бинарная лекция. Читают: Grand Ph.D, д.п.н, проф. каф. ПиМНО Тутолмин А.В.

ассистентка: студентка 342 группы факультета ПиМНО Головина Ксения

по учебной дисциплине: «Основы творческой деятельности»

на тему «Интуиция: Интуитивные компоненты творчества»

Лекция будет прочитана в 113 ауд. третьего корпуса ГГПИ.

Приглашаются все желающие

hello_html_m43d3b972.jpghello_html_781c2a1.png



Начало в 8.20

Информационно-технологическая карта занятия на тему "Интуитивные компоненты творчества"
  • Другое
Описание:

Информационно-технологическая карта к занятию со студентами гуманитарных специальностей по "Основам творческой деятельности" посвящена базовым операциям интуиции, как особой динамической логики, реализующей заключения по аналогии и выступающей, как центральное звено механизма порождения решения в правом полушарии. Когда интуитивное решение осуществляется в рамках левого полушария, оно реализуется с помощью операций и мыслительных действий, свойственных этому полушарию, т.е. логических операций.

Технологическая карта занятия обеспечивает современный компетентностный подход к профессионально-творческой подготовке студентов-педагогов.

Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 393
Номер материала 18940
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓