ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Землянский Борис Васильевич.
МБОУ СОШ №6 г.Пушкино
Московская область
Учитель информатики и ИКТ
Одним из
направлений социальной политики прогрессивной России считается цель охраны
детства . Главнейшей компонентой работы по охране детей считается обеспечивание
их информационной защищенности.
В настоящее время
произошло понимание обществом потребности педагогического контролирования и
надзора в области информационной безопасности, охраны детей от неблагоприятного
информационного воздействия.
Общество через
разные муниципальные институты пытается противодействовать информационным
угрозам, предпринимая отдельные шаги, не носящие системный характер не
гарантированно ликвидирующие имеющиеся трудности.
В системе
отечественного педагогического образования беспристрастно усилилась
необходимость в создании верных технических, правовых, методических и
организационных приспособлений защиты субъектов образовательного процесса от
негативного влияния информационной среды, но данная необходимость пока еще мало
удовлетворена.
П. А. Кисляков
констатирует , что сегодня происходит наложение целей подготовки личности к
обеспечению социальной безопасности на систему педагогического образования, что
отражает дуальный характер данного процесса. Вуз должен создать условия для
подготовки студентов - будущих педагогов к обеспечению личной информационной
безопасности. Выпускник, освоивший основную образовательную программу по
педагогическому образованию , уже в новой роли педагога призван обеспечивать
безопасность школьников.
От компетентности
преподавателей в сфере обеспечивания информационной защищенности зависит, как
подростки станут подготовлены к безопасной жизни в идущем в ногу со временем
социуме. Именно эта дуалистичность различает педагогическое образование от хоть
какого иного и обязует выискивать свежие подходы в профессиональной подготовке
педагогических кадров, даже к деятельности по обеспечиванию информационной
защищенности учеников.
Связанным с данной
свежей для передового преподавателя ролью в педагогических вузах
актуализируются новейшие требования к профессиональной подготовке выпускников.
Для профессионалов в сфере педагогического образования главной считается работа
в сфере педагогики, психологии, методологий преподавания и воспитания, при всем
при этом обеспечивание информационной защищенности персоны учеников -
незаменимое и главнейшее условие достижения педагогических целей.
прогрессивное
становление информационной образовательной среды, распространение
интернет-ресурсов и других общественных сервисов в глобальной сети, становление
телекоммуникационных технологий, электронного документооборота и масштабная
информатизация общества и образования расширяют круг вопросов, входящих в
содержание подготовки передового учителя, исследование которых целенаправлено
осуществлять на этапе вузовского образования. Исходя из данного вместе с единой
информационной подготовкой будущего преподавателя важной становится
необходимость ее логического продолжения - составление профессиональной
компетентности в сфере обеспечивания информационной защищенности подростков.
В настоящее время
развитие и совершенствование информационной подготовки студентов по направлению
050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр) связано с
изучением теории, сущности и значением информации в развитии современного
информационного общества, правовых основ информации и информационной
безопасности, в том числе защиты государственной тайны, умений прогнозировать и
минимизировать риски работы с информацией в профессиональной сфере, овладение
базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными
системами; организаци-онными мерами и приемами антивирусной защиты; методами и
технологиями соблюдения информационной безопасности, в том числе защиты
государственной тайны
Повышение значения
информационной защищенности подростков может быть опосредованно достигнуто с
помощью развития субъекта профессиональной работы (учителя) путем внедрения в
соответствующие стандарты профессионального образования преподавателей
специальных компетенций, нацеленных на составление информационной культуры
профессионала с неотъемлемой сочиняющей - компетентностью в сфере обеспечивания
информационной защищенности персоны подростков.
Под
компетентностью преподавателей в сфере обеспечивания информационной
защищенности подростков будем понимать интегративную характеристику достоинств
персоны учителя, позволяющую ему воплощать в жизнь педагогическую деятельность
согласно с профессиональными и социальными требованиями и владеющего
мотивированной заинтересованностью к организации инфобезопасной образовательной
среды на базе теоретических знаний информационной безопасности, а также практических
умений, навыков и определенного опыта деятельности по недопущению вреда от
опасных информационных воздействий на личность школьника в соответствии с
социальными требованиями современного информационного общества.
Профессионализм
как интегральная черта личности складывается в образовательном процессе через
конкретный набор компетенций. На данный момент сделаны посылы для формирования
компетентности в сфере информационной защищенности будущих преподавателей,
которая стает в неразрывном единстве и системе с ключевыми и
общепрофессиональными компетенциями средством приобретения ряда дополнительных
специальных компетенций:
-способность
ориентироваться в информационных потоках, идентифицировать факторы риска и
потенциальные угрозы, связанные с отбором, оценкой и защитой информации,
запрещенной для распро-странения среди детей ;
-способность
анализировать, оценивать и выбирать аппаратно-программные средства защиты
информации в целях формирования инфобезопасной среды учебно-воспитательного
процесса ;
-готовность
эффективно использовать комплекс мер противодействия несанкционированному
информационному воздействию на личность учащегося с учетом правовых основ,
разработанных аппаратно-программных средств защиты информации и экономической
целесообразности .
В качестве
совокупности мер, обеспечивающих достижение высокого уровня формируемых
компетенций необходимо выделить следующие дидактические условия:
-интеграция
информационной и профессиональной подготовки путем введения проблематики
информационной безопасности в различные дисциплины профессиональной подготовки
будущих педагогов;
-создание
профессионально ориентированной среды обучения посредством представления
содержания и технологий обучения информационной безопасности, защите персональных
данных и профессиональной информации в контексте будущей педагогической
деятельности;
-создание
механизма для оценивания уровня сформированности рассматриваемой компетентности
.
И когда для уже
работающих преподавателей вопрос повышения компетентности в сфере обеспечивания
информационной защищенности личности учеников быть может решен методом
организации надлежащих курсов повышения квалификации, то для студентов
педагогических институтов должна быть научно обоснована, разработана и
реализована на практике методическая система формирования компетентности в
сфере обеспечивания информационной защищенности личности учеников, которая
станет строиться как на общедидактических принципах, но и на принципах,
уточненных в логике компетентностного подхода.
В 2013 году
впервые в российском образовании разрабатывается профессио-нальный стандарт
педагога. На сайте Министерства образования и науки РФ опубликованы для
широкого обсуждения проект концепции и содержание стандарта .
По замыслу авторов
профессионального стандарта педагога он предназначен для установления единых
требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической
деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и
при аттестации, для планирования карьеры, формирования должностных инструкций и
разработки федеральных государственных образовательных стандартов
педагогического образования.
В проекте
профессионального стандарта педагога декларируется значительная роль
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности педагога, что
подтверждается включением в качестве приложения «расширенного, ориентированного
на перспективу перечня ИКТ- компетенций педагога, которые могут рассматриваться
в качестве критериев оценки его деятельности только при создании необходимых и
достаточных условий». Однако в проекте профессионального стандарта не нашли
отражение такие положения, как деятельность педагога по обеспечению информационной
безопасности школьников.
В этой связи
предлагаю дополнить личностные качества и профессиональные компетенции,
необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности следующими
характеристиками:
-знание правовых
норм и законов РФ об информационной безопасности, защите персональных данных,
об авторском праве и смежных правах,
-недопустимость
навязывания ин¬формации школьнику;
-обучение учащихся
критическому ос-мыслению и оцениванию информации на ос-нове нравственных и
культурных ценностей;
-умение
проектировать психологически безопасную и комфортную инфобезо-пасную
образовательную среду, проводить профилактику различных форм зависимостей, насилия
и агрессии в школьном коллективе и в едином информационном образовательном
пространстве;
-опыт деятельности
по подготовке сознания детей к противодействию негативным информационным
воздействиям, формирование навыков критического мышления, развитие способностей
к самоблокированию противоправной информации;
-навыки защиты
профессионально значимой информации и противостояния угрозам информационной
безопасности в профессиональной деятельности.
Спецификой
формирования компетентности будущих преподавателей в сфере обеспечивания
информационной защищенности подростков является и то, что вместе с
исследованием организационных и технических средств охраны информации, нужно
прививать учеником высоконравственную составляющую и ответственность за
внедрение информации, которая, потенциально, имеет возможность причинить вред
от неумелого с ней обращения не столько личности обучающегося, но и оставшимся
субъектам образовательного процесса, а также, что важно, репутации
образовательного учреждения.
Для формирования
специальных компетенций в области обеспечения информационной безопасности
личности учащихся и изучения проблематики информационной безопасности для
будущих бакалавров педагогического образования в Тульском государственном
педагогическом универси-тете им. Л. Н. Толстого на кафедре информационных
технологий был разработан и внедрен вариативный курс «Информационная
безопасность и защита персо-нальных данных». Основная цель изучения курса -
обучение студентов прин-ципам и средствам обеспечения информационной
безопасности личности школьников, конкретных образовательных объектов и
учреждений, общества и государства. В дисциплине объясняется важность освоения
системных комплексных методов защиты персональной информации от различных видов
объективных и субъективных угроз для организации инфобезопасной среды в образовательной
организации для недопущения вреда от опасных информационных воздействий на
здоровье, психику и сознание личности школьника.
Задачи
изучения курса «Информационная безопасность и защита персональных данных»:
-овладение
теоретическими знаниями в области информационной безопасности;
-формирование
умений выбора методов для защиты персональной информации;
-получение
практического опыта дея-тельности по вопросам обеспечения ин-формационной
безопасности личности школьников, семьи, дома, образовательного учреждения.
Студенты
знакомятся с современной концепцией информационной безопасности,
организационно-правовыми аспектами безопасности информации, задачами защиты
персональной учебной информации и информационными ресурсами, а также основными
тенденциями и направлениями формирования и функционирования систем защиты
информации.
Курс включает в
себя лекции в компьютерной учебной аудитории с видеопроектором и с
учебно-методическим материалом в электронном виде по шести основным темам,
таким как:
-информационная
безопасность как составляющая национальной безопасности;
-правовые основы
информационной безопасности и защита интеллектуальной собственности;
-виды и
особенности угроз информа¬ционного воздействия на школьников;
-программные
средства защиты информации;
технические
средства защиты и комплексное обеспечение безопасности;
-безопасность
учащихся в сети Интернет.
В следствии
освоения дисциплины бакалавры педагогического образования получают теоретические
познания об ключевых существующих нормативно-правовых актах в сфере
информационной защищенности и защиты информации, методах фильтрации
информационного контента и родительского контролирования в сети интернет Онлайн,
принципах организационной защиты информационных потоков, а также мерах
противодействия несанкционированному информационному воздействию на личность.
Практические навыки обучаемых после освоения курса включают в себя владение
методами и средствами выявления угроз личности и информации, навыки выявления и
уничтожения компьютерных вирусов, также безопасного использования технических
средств в профессиональной педагогической деятельности; и как результат -
проектирование политики информационной безопасности образовательного
учреждения.
Для магистров по
направлению 050100.68 «Педагогическое образование» предлагаем включить
дидактические единицы и разделы, отражающие особенности обеспечения
информационной безопасности в образовательном учреждении, во все дисциплины
информационного цикла, и объединить полученный комплекс в целостную систему.
Таким образом,
процесс формирования компетенций будущих учителей в области обеспечения
информационной безопасности учащихся в учебном процессе должен носить
комплексный характер и учитывать как существующие стандарты образования, так и
требования и реалии современного информационного общества массовой коммуникации.
При этом необходимо учесть все существенные угрозы и возможные негативные
последствия информатизации. Наряду с традиционно рассматриваемыми аспектами
обучения информационной безопасности и защиты информации в ней должны быть
отражены методологические, социально-философские, культурологические, правовые,
организационно-управленческие аспекты.
Я полагаю,
собственно ключевым фактором обеспечивания информационной защищенности персоны
детей, подростков, считается присутствие контингента компетентных
преподавателей, способных в результате профессиональной подготовки обеспечить
как создание инфобезопасной среды в образовательной организации, но и подготовить
подростков к самостоятельному принятию решений по огораживанию своей личности
от потенциально вредного информационного контента. Подготовка этих
профессионалов обязана вестись на основании единичного плана, понятного
понимания целей и задач проф подготовки преподавателей для системы высшего
педагогического образования.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.