Главная / Иностранные языки / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 811. 111

Т. Н. Березявка (г. Пинск, Республика Беларусь)



ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ,

ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ



Информационное общество – это объективное условие существования современного человека, что обеспечивается в первую очередь стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии, фактически создавая глобальную инфраструктуру, становятся системой жизнеобеспечения всего человечества.

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

Информатизация образования - это внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, разработка особых моделей и технологий, новых подходов к преподаванию иностранных языков, которые подразумевают:

  • во-первых, использование языка в реальном контексте, формирование функциональных умений и видов речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма);

  • во-вторых, необходимость решения психолого-педагогических задач использования компьютерных средств в учебном процессе на основе соблюдения баланса между лучшими методами традиционного обучения и информационными технологиями;

  • в-третьих, формирование дидактически целесообразной информационно-обучающей среды. [1, с. 24]


Информационно-коммуникационные технологии – это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе.

Однако необходимым условием научно обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. При этом какие бы концепции и теории ни создавались, во главе каждой из них должна стоять личность обучаемого, так как введение ИКТ в учебный процесс возможно путем соединения достижений в области информационной техники, психологии и педагогики в единое целое.

Реализация и успешное функционирование обучения с применением средств ИКТ возможно при наличии следующих основополагающих условий:

  • информационной культуры у педагога и учащегося;

  • информационной обучающей среды;

  • устойчивой мотивации учащихся;

  • психологической грамотности и готовности педагога и учащегося к использованию ИКТ;

  • компьютерной безопасности процесса обучения.

Интересно, что школьники не помнят себя без ИКТ, для этого поколения Интернет был всегда[2, с. 66], а мы преподаватели всеми силами стараемся разобраться в них и внедрить их в учебный процесс. И мы абсолютно правы. Если мы сравним традиционного ученика с современным, то увидим, что современные ученики не ждут от нас прямого ответа – они уверены, что учитель поможет им найти правильный ответ. Они не ограничиваются учебником и тетрадью, сейчас мы говорим об электронных учебниках и всевозможных справочниках, предоставляемых сетью Интернет. Домашние задания уже выполняются не индивидуально, а через Интернет либо с помощью Интернета.

Интернет – это культура участия, а не только потребления. Приобщение педагогов к такому еще необычному образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, поднимет культуру преподавания на качественно новый уровень, обеспечит развитие и социальную адаптацию обучающегося в условиях глобализации мирового сообщества. Поэтому наши ученики ждут и от нас участия. А для нас это:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, комбинированные программы [3, с. 21];

  • программы для создания тестов;

  • примеры шаблонов для лексических и грамматических тестов;

  • руководства по созданию веб-страниц и веб-заданий;

  • коммуникативные службы в преподавании;

  • сайты для размещения объявлений для поиска персонального обмена электронной почтой;

  • форумы, предназначенные для преподавателей и учащихся;

  • чаты, предназначенные для преподавателей и учащихся;

  • сайты, посвященные внедрению видеоконференций в преподавание;

  • телекоммуникационные проекты в преподавании;

  • коллекция методических и учебных сайтов;

  • электронные словари и справочники;

  • электронные библиотеки;

  • интернет-энциклопедии.

Другими словами, мы говорим о 4 категориях информационных технологий, в зависимости от дидактической цели: обучающие (электронные учебные пособия), справочные (справочные приложения), прикладные (текстовые редакторы, базы данных), коммуникационные системы (локальные сети, Интернет). [3, с. 19]

Исходя из всего сказанного, можно себе представить, каким могучим средством мотивации может выступать использование ИКТ на занятиях и какое широкое поле для деятельности открывается перед учащимися и преподавателями. Внедрение ИКТ в учебный процесс даёт возможность:

  • принимать участие в исследовательских работах;

  • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам,

расширяя таким образом кругозор учащихся и повышая их культурный уровень;

  • формировать в процессе переписки коммуникативные навыки, культуру общения;

  • создавать подлинную языковую среду в условиях совместных телекоммуникационных проектов, видеоконференций, формировать умения вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения и умения выслушать партнёра;

  • формировать умения добывать информацию из разнообразных источников и т.д. [4, с. 11]

Современные ИКТ обладают поистине уникальными возможностями для обучения иностранным языкам, однако важно уметь сочетать виртуальное и реальное. Когда учитель увлекается возможностями Интернета, неизбежно возникают вполне очевидные проблемы.

  • Первая и, пожалуй, самая главная проблема – это проблема информомании, чрезмерного увлечения информационными ресурсами без соответствующей методической проработки. [5, с. 33] Какая разница, откуда взят тот или иной текст, если на уроке предлагается читать его и переводить, выполнять все те же традиционные виды деятельности. В этом случае источник информации не столь важен. Работа с интернет-ресурсами требует не только тщательного отбора учителем материалов, но и конечно использования современных технологий, отвечающих направленности всего процесса обучения.

  • Вторая проблема связана с увлечением использования информационных технологий ради них самих, забывая о целях обучения иностранному языку, его специфике. Важно понимать, куда и зачем мы стремимся и что мы должны получить в результате! Часто такие учителя настаивают на оборудовании их кабинетов компьютерами, с выходом в Интернет, что не запрещается, но урок должен быть посвящен в первую очередь устной практике. Именно этой практики и не хватает. Просмотр ресурсов Интернета, переписка не должны проходить на уроке. Для этого используется внеурочное время. На уроке организуется обсуждение полученной информации, отработка соответствующих навыков и умений.

  • Если есть возможность, хорошо использовать иллюстративный материал Интернета, презентации, что значительно обогатит урок. Но для этого нужен мультимедийный проектор, что создаёт дополнительные трудности в установке. Как вариант можно рассматривать ноут-бук и диапроектор, которые легко устанавливаются в нужном кабинете и значительно расширяют возможности современного учебного процесса. Но и здесь главное не переборщить. Можно найти прекрасную презентацию о стране изучаемого языка и показывать её целый урок, будучи уверенным в том, что делаешь хорошо, а на самом деле не принося никакой пользы учащимся. А можно разумно и органично вписать в урок презентацию, состоящую из 5 слайдов, при этом предоставляя возможности знакомства с культурой, расширяя кругозор и вводя учащихся в межкультурное пространство. Презентация должна содержать максимум 9-12 слайдов!

  • Следует отметить, что соответствие образовательных электронных изданий и ресурсов возрастным особенностям обучаемых и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности информатизации учебного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию обучаемыми части информации или к ухудшению их здоровья.

  • Третья проблема связана с культурой коммуникации в сети, будь то контакт со сверстниками либо со школьниками из других стран. Эта серьёзная проблема, предусматривающая необходимость формирования толерантности к чужому мнению, культуре, обычаям, уважение своего партнера, овладение речевым этикетом. И этому надо учить!

Сложно ли это? Совсем просто. Главное, насколько умело пользуется учитель ресурсами Всемирной сети и вводит их в учебный процесс.

Дети живут не в вакууме, они живо интересуются жизнью, прекрасно осознают, какие возможности им предоставлены, используя их как средство общения и как наиболее быстрый способ получить нужные сведения. [2, с. 69]

Так давайте же «успевать за учениками», чтобы не опоздать совсем!




ЛИТЕРАТУРА



  1. Титова, С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов.  М.: Квинто-Консалтинг, 2009.  239 с.

  2. Коптюг, Н.М. Межкультурное общение: виртуальный опыт / Н.М. Коптюг // Иностранные языки в школе. – 2005. № 7. – С.6670.

  3. Капралова, И.М. Различные подходы к классификации современных информационных технологий, применяемых в процессе обучения иностранному языку / И.М. Капралова // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2002. №1. – С. 1821.

  4. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой подготовки учащихся / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2008. - № 8. – С.11-15.

  5. Полат, Е.С. Интеграция очных и дистанционных форм обучения в старших классах общеобразовательной школы / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2005.  № 2. – С.2634.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ И УСЛОВИЯ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОЧЕВИДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  • Иностранные языки
Описание:

Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 60 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением информационной эры в развитии общества и появлением Интернета все больше преподавателей иностранных языков осознают необходимость и эффективность интеграции компьютерных технологий в учебный процесс.

Информационно-коммуникационные технологии – это средство, с помощью которого успешно решаются вопросы интенсификации и оптимизации образования, воспитания личности, адаптированной к жизни в информационном обществе.

Однако необходимым условием научно обоснованного применения ИКТ в обучении является разработка теоретических вопросов организации учебного процесса и форм учебной деятельности с учетом психолого-дидактических особенностей использования ИКТ в образовательном процессе. 

Автор Березявка Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 352
Номер материала 27657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓