Главная / Биология / Информационная карта ППО. Формирование экологического мышления у обучающихся в условиях интеграции физики и биологии

Информационная карта ППО. Формирование экологического мышления у обучающихся в условиях интеграции физики и биологии


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО


Параметры

Содержание

1. Автор опыта

Шалаева Татьяна Владимировна

2. Широта опыта (предмет, область применения)

Биология

3. Тема опыта

Формирование экологического мышления у обучающихся в условиях интеграции физики и биологии

4. Решение каких актуальных задач достигается в опыте

1. Повышение мотивации к обучению.

2. Развитие познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла.

3. Развитие у обучающихся экологического мышления.

4. Формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности.

5. Формирование у обучающихся знаний об изучаемых биологических процессах, которые носят не только описательный характер, но часто и поисковый, что актуально для нашей действительности.

6. Развитие потенциала обучающихся, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

5. Краткое описание содержания опыта

«Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений

моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет

такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души,

с которым трудно соперничать влиянию педагога».

К.Д. Ушинский

Современное состояние экологического образования выглядит парадоксально. Дисциплины в образовательных организациях России нет, но, следуя социальному заказу современности, оно должно осуществляться. Для этого нам приходиться экологизировать содержание разных дисциплин естественнонаучного цикла. Таким образом, успех формирования экологического мышления подрастающего поколения возможен при выработанной системе межпредметных связей и определении вклада каждой дисциплины в становлении экологического сознания обучающихся.

Поэтому, интерес в моей методической работе к отбору ключевых компетенций для развития экологического мышления не случаен. Для меня важно проследить преемственность изучения основных экологических понятий, законов, идей и других экологических категорий в курсе дисциплин естественнонаучного цикла и привести их в соответствие. А также, я считаю одной из продуктивных форм работы практической направленности с обучающимися является исследовательская деятельность в рамках междисциплинарных проектов как на учебном занятии, так и во внеурочное время. Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую, проектную деятельность – взаимообусловленный процесс.

Возможность использования  на интегрированных занятиях различных  технологий, методов, форм - позволяет решать еще одну не менее важную задачу в условиях  образовательной организации - это  здоровьесберегающий подход в обучении.  Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к дисциплине, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей обучающихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность. В рамках данного опыта работа по развитию экологического мышления может проходить как в условиях урочной, так и в условиях внеурочной деятельности. Это необходимо для создания не только высокой планки развития, но и для определенного микроклимата, благоприятствующего развитию личности.

Краткое описание содержания опыта

1. Определение содержания и технологии использования межпредметных связей биологии, физики с целью формирования экологического мышления обучающихся.

2. Поиск содержания материала максимально приближенного к жизни, отражающего естественнонаучную картину мира. Поиск наглядных и содержательных экспериментов и задач с учетом системы естественнонаучных знаний.

Организация ситуаций, которые не сообщаются в готовом виде, а добывающиеся через постановку проблемы.

3. Создание методической копилки разработок интегрированных учебных занятий.

4. Создание набора требований, учитываемых при проведении интегрированных учебных занятий.

5. Создание набора психолого-педагогических условий для проведения интегрированных учебных занятий.

6. Изучение литературы по данной теме.

7. Определение содержания и технологии использования межпредметных связей биологии, физики с целью формирования экологического мышления у обучающихся.

8. Организация образовательного пространства (сотрудничество с общеобразовательными организациями и другими социальными объектами).

6. Условия применения опыта

1. Проведение интегрированных учебных занятий предполагает намного более тщательную подготовку и организацию урока, чем при использовании традиционных форм обучения.

2. Использование интегрированных учебных занятий предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

3. Наличие мультимедийного оборудования.

4. Не менее важным условием является  наличие разнообразных средств обучения.

5. Профессионализм и мастерство преподавателя.

7. Результативность опыта

Что дает данная работа преподавателю?
· Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
· Освобождает учебное время для изучения другого явления.
· Исключает дублирование учебного материала.
· Усиление межпредметных связей.
· Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества преподавателя.

Что дает данная работа обучающимся?
· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.

· Повышается успеваемость и качество знаний обучающихся, повышается учебная мотивация, интерес к дисциплинам естественнонаучного цикла.

· Развиваются: экологическое мышление, познавательная и творческая активность, способность ориентироваться в современном информационном пространстве, коммуникативные способности, целеустремленность, образное и логическое мышление.
· Расширение сферы получаемой информации.
· Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
· Побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
Кроме того, интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для обучающихся и преподавателя в процессе обучения.








Информационная карта ППО. Формирование экологического мышления у обучающихся в условиях интеграции физики и биологии
  • Биология
Описание:

Решение каких актуальных задач достигается в опыте

1. Повышение мотивации к обучению.

2. Развитие познавательного интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла.

3. Развитие у обучающихся экологического мышления.

4. Формирование научного мировоззрения и экологической культуры личности.

5. Формирование у обучающихся знаний об изучаемых биологических процессах, которые носят не только описательный характер, но часто и поисковый, что актуально для нашей действительности.

6. Развитие потенциала обучающихся, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Автор Шалавеа Татьяна Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 596
Номер материала 16159
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓