Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИндивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план самообразования

на 2012-2015 гг.

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №6

Дмитровой Натальи Алексеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные данные

Фамилия, имя, отчество

Дмитрова Наталья Алексеевна

Дата рождения

1963 г

Образование, квалификация по диплому

Средне-специальное, 1982 г, Каменское педагогическое училище, специальность «Учитель начальных классов»

Занимая должность

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

Стаж работы

31 год

Стаж работы в данном образовательном учреждении

22 года

Наличие квалификационной категории, дата присвоения

1 категория, 2009 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсы повышения квалификации

 

 

Год

 

Тема курсов ПК

Документ, полученный по окончании курсов

 

1

 

2009 год

«Основные направления реализации концепции стандартов второго поколения в курсе русского языка в начальной школе»

 

Сертификат

 

2

 

2009 год

«Математика в новых государственных стандартах начальной ступени школы. Стандарты второго поколения»

 

 

Сертификат

 

3

 

2009 год

«Использование программного обеспечения СБППО в учебном процессе и управленческой деятельности»

 

Удостоверение

 

4

 

2010 год 

«Основные направления реализации стандартов второго поколения в начальной школе»

 

Удостоверение

5

2011 год

«Нормативное регулирование и технологии экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров»

Удостоверение

 

 

 

 

Работа по теме самообразования:

 

1.     Индивидуальная тема самообразования:

         Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской  деятельности младших школьников

2.     Начало работы над темой – 2012 г.

3.      Окончание работы над темой – 2015 г.

4.     Цели и задачи работы над темой самообразования:

 

Цель:  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,    обеспечивающие  такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Задачи:

Ø Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

Ø Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

Ø Изучить теоретические основы новой технологии;

Ø Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

Ø Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

Ø Исследовать результативность применения метода проектов;

Ø Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

 

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы технологии  учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

·        Личностно ориентирована;

·        Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

·        Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

·        Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

·        Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Что такое учебный проект и что представляет собой метод учебных проектов.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошен­ный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прооб­раз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирова­ние превращается в процесс создания проекта». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и вне­школьных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное. 

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, по­зволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интерес­ной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный спо­соб решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учителю же учеб­ный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.

Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная де­ятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учи­телем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив дея­тельности, направленной на ее решение. Целью проектной дея­тельности становится поиск способов решения проблемы, а зада­ча проекта формулируется как задача достижения цели в опреде­ленных условиях.


Учебный проект


Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – 

(это важно для меня лично) мотивация

Цель проекта «Зачем?» Целеполагание

(мы делаем проект)

Задачи проекта «Что?» Постановка задач

(для этого мы делаем) 

Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов,

(мы это можем делать) планирование

Результат «Что получится?» Ожидаемый результат

(как решение проблемы). 


С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятель­ной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, ак­туальна, а ее решение имеет общественную и практическую зна­чимость.

Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в за­висимости от совокупности условий, в которых она рассматрива­ется.

Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа ре­шения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой про­блемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логи­ке, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществ­ление.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полу­ченных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/188/187750/187750_html_42f36336.png

                            

 

 

                                  МЕТОДЫ

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/188/187750/187750_html_m2a1921b.png

Проектанты, решив основную задачу проекта, т.е. замыслив способ решения проблемы, значительное время и много сил тратят на подготовку некоего продукта, который соби­раются показывать, предъявлять на всеобщее обозрение, — нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы). Это есть продукт работы над проектом — фактически один из результатов осуществления учебного проекта.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения де­тей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодоле­ли их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.

Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обус­ловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определен­ную тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъ­явлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно — важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта.

Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудно­сти преодолевались и как — это так называемая «рефлексия де­ятельности».

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Это проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятель­ность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необхо­димой информации, анализе, структурировании и синтезе, иссле­довании и принятии решения, организации собственной деятель­ности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется са­мостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рас­сказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора пер­вого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он стал­кивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необхо­димые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сде­лать.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и на­выки проектирования, а именно учить:

--- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделе­нию подпроблем, формулированию ведущей проблемы и поста­новке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и резуль­тативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в на­глядной форме, используя для этого специально подготовлен­ный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необхо­димого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в раз­личных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению ги­потезы, детализации и обобщению).


 

Два плана предъявления учебного проекта

Существуют как бы два плана, две плоскости описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся — видимый и не види­мый для учащихся. 

В проекте есть про­блема, интрига, ситуация. Ее ученики рассматривают вместе с учи­телем, чтобы понять важность, актуальность, острую необходи­мость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. На первый взгляд, ничего общего с прохождением (изучением) программного материала по какому-то конкретному учебному предмету.

В то же время учитель, когда он замышляет свой проект, разраба­тывает его или пользуется разработанным коллегами, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержа­ния или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные каче­ства они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы — решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.

Итак, детям не объявляется, что сейчас они будут изучать такую-то тему. Им сообщается только название или тема проекта, и че­рез несколько минут (время погружения в проблему проекта) они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, занимаются чем-то для них интересным. Например, детям говорят: «В нашем районе есть экологическая проблема — повышенная концентрация вредных веществ в воздухе, выхлопные газы». И они начинают измерять, анализировать, сопоставлять, обобщать, публиковать результаты. Даже если это учащиеся 5-6 классов и есть только лакмусовая бумажка для проведения исследования, экологические проблемы и им по плечу — набирают воду из лужи и определяют, насколько дожди кислотные.

Вся эта так не похожая на традиционное обучение в классе за партой деятельность, имеющая важное значение для общества и тем еще более привлекательная для детей, не что иное как обуче­ние исследовательскому методу, проектному подходу к решению проблем. В классе мы уделяем учебное время лабораторным рабо­там, теоретическим занятиям по химии, формированию понима­ния, как на местности выпадает дождик, как можно наглядно пред­ставить информацию, как сделать карту и т.п. В проекте же дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобре­тают, ни в каком учебном процессе не предусмотренный, опыт про­ектного подхода к решению жизненно важных проблем.

Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта необходимый уровень знаний по дан­ной теме должен быть достигнут. Невозможно заставить детей рабо­тать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как присту­пить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить, «вбрасывая» новое в процессе работы над проектом, но в очень ограниченном ко­личестве (как говорят психологи, 7±2 новых понятия). Это новое содержание подается детям так быстро и коротко, чтобы не «остыла» проектная работа, пока они будут с ним знакомиться.

Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно зак­ладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определенного умения. И в такой про­блемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают как и не умеют, на помощь приходит учитель — т.е. новое знание «подается» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлитель­но применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит, мотивация в проблемной ситуации макси­мальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования но­вого знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.

Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты ее возникновения, развития и разреше­ния. Проектировать — значит представлять умозрительно, как мог­ла бы развиваться ситуация при внесении в нее тех или иных из­менений, принятии кардинальных решений, действий со стороны участников или извне. Этот процесс может быть прерван, игровая условность, полная реального смысла, готовая превратиться в ре­альность, может быть разрушена, если мы вмешаемся и привнесем в нее моменты традиционного учебного процесса, который протека­ет в отрыве от реальной жизни, когда процессы и ситуации рас­сматриваются как бы со стороны, а не проживаются «изнутри».

Не нарушать процесс проектирования детьми помогает наличие второго плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковы­вается учителем с педагогических позиций, с точки зрения их обу­чения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана весьма важно для учителя. Именно в этом пла­не дается описание учебного проекта как педагогического инстру­мента, как дидактического средства.

В педагогическом описании проекта мы указываем цели и задачи учителя, темы программного материала и актуализируемые ЗУН, вводимое новое содержание или тематическое обобщение, используе­мые умения, навыки и знание технологий, уровень владения специ­фическими умениями проектной деятельности и, наконец, возраст учащихся, требуемое время, оснащение и формы реализации.

Два плана учебного проекта

Видимый:
— тема проекта;
— название проекта;
— проблема проекта;

— задача проекта;
— планирование — осуществление;
— презентация.

Невидимый:
-тема учебного курса, урока; 
-цели и задачи обучения, развития, воспитания;
-необходимый уровень ЗУН;
-необходимые специфи­ческие умения и навыки;
-новое содержание;
-обобщение;
-обеспечение проекта;
-организационные формы осуществления проекта

 

 

Практическая  основа технологии учебных проектов:

- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

- опытно-экспериментальная работа.

 

 

 

Разработка проекта

 

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

 

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

 

II этап: Сбор и обработка информации

 

 

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

 

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

ü актуальность и важность данной проблемы;

ü анализ разнообразной информации;

ü программа действий;

ü разработка варианта реализации своей программы.

 

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

 

 

V этап: Подготовка к защите проекта

 ( учащиеся делятся на группы)

представляют проект на конференции

оформляют портфолио,

готовят стендовую защиту

разрабатывают электронную презентацию и т.д.

 

 

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

 

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

 

 

 

Банк проектов

"Поговорка – цветочек, пословица - ягодка"

"Пернатые друзья"

"Осторожно, зима!"

"Охрана зрения"

"Я хочу, чтобы мой город был чистым!"

"Культура и традиции Белой Калитвы"

"В этих сказках всюду счастье"

 

Ожидаемые результаты:

ü повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;

ü развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

ü приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

ü
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.

ü
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2006.

ü
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Изд-во ин-та проф.обр. Мин-ва обр. России, 1995.

ü
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы, 1995. - №6.

ü
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности // Учитель. – 2000, №4.

ü
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула //Директор школы, 1998. - №3.

ü
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е.Щурковой. М.: Новая школа, 1998.

ü
Новые педагогические технологии: Пособие для учителя / Под общ. ред. Е.С.Полат. М., 1997. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист архива

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный план самообразования

на 2012-2015 гг.

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №6

Дмитровой Натальи Алексеевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личные данные

Фамилия, имя, отчество

Дмитрова Наталья Алексеевна

Дата рождения

1963 г

Образование, квалификация по диплому

Средне-специальное, 1982 г, Каменское педагогическое училище, специальность «Учитель начальных классов»

Занимая должность

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №6

Стаж работы

31 год

Стаж работы в данном образовательном учреждении

22 года

Наличие квалификационной категории, дата присвоения

1 категория, 2009 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсы повышения квалификации

 

 

Год

 

Тема курсов ПК

Документ, полученный по окончании курсов

 

1

 

2009 год

«Основные направления реализации концепции стандартов второго поколения в курсе русского языка в начальной школе»

 

Сертификат

 

2

 

2009 год

«Математика в новых государственных стандартах начальной ступени школы. Стандарты второго поколения»

 

 

Сертификат

 

3

 

2009 год

«Использование программного обеспечения СБППО в учебном процессе и управленческой деятельности»

 

Удостоверение

 

4

 

2010 год 

«Основные направления реализации стандартов второго поколения в начальной школе»

 

Удостоверение

5

2011 год

«Нормативное регулирование и технологии экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров»

Удостоверение

 

 

 

 

Работа по теме самообразования:

 

1.     Индивидуальная тема самообразования:

         Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской  деятельности младших школьников

2.     Начало работы над темой – 2012 г.

3.      Окончание работы над темой – 2015 г.

4.     Цели и задачи работы над темой самообразования:

 

Цель:  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,    обеспечивающие  такую ключевую компетенцию как «умение учиться», т.к. это является приоритетной целью обучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Задачи:

ØИзучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;

ØИсследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

ØИзучить теоретические основы новой технологии;

ØВыявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

ØОзнакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;

ØИсследовать результативность применения метода проектов;

ØИспользовать метод проектов в классно-урочной деятельности.

 

Актуальность:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев

 

 

 

 

 

 

Теоретические основы технологии  учебных проектов

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

·        Личностно ориентирована;

·        Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

·        Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

·        Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

·        Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Что такое учебный проект и что представляет собой метод учебных проектов.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошен­ный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прооб­раз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирова­ние превращается в процесс создания проекта». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и вне­школьных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное. 

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, по­зволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интерес­ной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный спо­соб решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учителю же учеб­ный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.

Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная де­ятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учи­телем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив дея­тельности, направленной на ее решение. Целью проектной дея­тельности становится поиск способов решения проблемы, а зада­ча проекта формулируется как задача достижения цели в опреде­ленных условиях.


Учебный проект


Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – 

(это важно для меня лично) мотивация

Цель проекта «Зачем?» Целеполагание

(мы делаем проект)

Задачи проекта «Что?» Постановка задач

(для этого мы делаем) 

Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов,

(мы это можем делать) планирование

Результат «Что получится?» Ожидаемый результат

(как решение проблемы). 


С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятель­ной познавательной и творческой деятельности учащихся. Такая деятельность всегда эффективна, если начинается с побудительных мотивов. А значит, в учебном проекте нужна не просто какая-нибудь проблема, а такая, которая, с точки зрения ученика, ак­туальна, а ее решение имеет общественную и практическую зна­чимость.

Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в за­висимости от совокупности условий, в которых она рассматрива­ется.

Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа ре­шения проблемы, путем решения задач, вытекающих из этой про­блемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логи­ке, которая реализуется в последовательности ее этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществ­ление.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полу­ченных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы.



                            

 

 

                                  МЕТОДЫ



Проектанты, решив основную задачу проекта, т.е. замыслив способ решения проблемы, значительное время и много сил тратят на подготовку некоего продукта, который соби­раются показывать, предъявлять на всеобщее обозрение, — нечто вещественное и наглядное (в отличие от умозрительного решения проблемы). Это есть продукт работы над проектом — фактически один из результатов осуществления учебного проекта.

Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения де­тей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодоле­ли их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.

Презентация имеет важное учебно-воспитательное значение, обус­ловленное самим методом. Ограничиться только демонстрацией продукта проектной работы педагогически неверно. Продуктом может быть чертеж, или эскиз, или альбом всевозможных эссе на тему проекта, школьная газета с подбором статей на определен­ную тему, спектакль или концерт. Каким способом будет предъ­явлен замысел решения проблемы или продукт, не столь важно — важен сам факт презентации результатов работы над проектом, которая является неотъемлемой частью учебного проекта. Продукт работы над проектом при этом помогает наглядно представить, каков был замысел решения проблемы проекта.

Презентуя продукт своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудно­сти преодолевались и как — это так называемая «рефлексия де­ятельности».

На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Это проблематизация, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация, коммуникативность, умение принимать решения.

В работе над проектом проявляется максимальная самостоятель­ность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необхо­димой информации, анализе, структурировании и синтезе, иссле­довании и принятии решения, организации собственной деятель­ности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется са­мостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний.

Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рас­сказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора пер­вого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он стал­кивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необхо­димые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сде­лать.

Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное ди­дактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и на­выки проектирования, а именно учить:

--- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделе­нию подпроблем, формулированию ведущей проблемы и поста­новке задачи, вытекающей из этой проблемы);

— целеполаганию и планированию деятельности;

— самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и резуль­тативности решения проблемы проекта);

— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

— умению готовить материал для проведения презентации в на­глядной форме, используя для этого специально подготовлен­ный продукт проектирования;

— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необхо­димого знания из информационного поля;

— практическому применению знаний, умений и навыков в раз­личных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению ги­потезы, детализации и обобщению).


 

Два плана предъявления учебного проекта

Существуют как бы два плана, две плоскости описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся — видимый и не види­мый для учащихся. 

В проекте есть про­блема, интрига, ситуация. Ее ученики рассматривают вместе с учи­телем, чтобы понять важность, актуальность, острую необходи­мость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. На первый взгляд, ничего общего с прохождением (изучением) программного материала по какому-то конкретному учебному предмету.

В то же время учитель, когда он замышляет свой проект, разраба­тывает его или пользуется разработанным коллегами, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержа­ния или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные каче­ства они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы — решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.

Итак, детям не объявляется, что сейчас они будут изучать такую-то тему. Им сообщается только название или тема проекта, и че­рез несколько минут (время погружения в проблему проекта) они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, занимаются чем-то для них интересным. Например, детям говорят: «В нашем районе есть экологическая проблема — повышенная концентрация вредных веществ в воздухе, выхлопные газы». И они начинают измерять, анализировать, сопоставлять, обобщать, публиковать результаты. Даже если это учащиеся 5-6 классов и есть только лакмусовая бумажка для проведения исследования, экологические проблемы и им по плечу — набирают воду из лужи и определяют, насколько дожди кислотные.

Вся эта так не похожая на традиционное обучение в классе за партой деятельность, имеющая важное значение для общества и тем еще более привлекательная для детей, не что иное как обуче­ние исследовательскому методу, проектному подходу к решению проблем. В классе мы уделяем учебное время лабораторным рабо­там, теоретическим занятиям по химии, формированию понима­ния, как на местности выпадает дождик, как можно наглядно пред­ставить информацию, как сделать карту и т.п. В проекте же дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобре­тают, ни в каком учебном процессе не предусмотренный, опыт про­ектного подхода к решению жизненно важных проблем.

Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта необходимый уровень знаний по дан­ной теме должен быть достигнут. Невозможно заставить детей рабо­тать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как присту­пить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить, «вбрасывая» новое в процессе работы над проектом, но в очень ограниченном ко­личестве (как говорят психологи, 7±2 новых понятия). Это новое содержание подается детям так быстро и коротко, чтобы не «остыла» проектная работа, пока они будут с ним знакомиться.

Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно зак­ладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определенного умения. И в такой про­блемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают как и не умеют, на помощь приходит учитель — т.е. новое знание «подается» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлитель­но применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит, мотивация в проблемной ситуации макси­мальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования но­вого знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.

Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты ее возникновения, развития и разреше­ния. Проектировать — значит представлять умозрительно, как мог­ла бы развиваться ситуация при внесении в нее тех или иных из­менений, принятии кардинальных решений, действий со стороны участников или извне. Этот процесс может быть прерван, игровая условность, полная реального смысла, готовая превратиться в ре­альность, может быть разрушена, если мы вмешаемся и привнесем в нее моменты традиционного учебного процесса, который протека­ет в отрыве от реальной жизни, когда процессы и ситуации рас­сматриваются как бы со стороны, а не проживаются «изнутри».

Не нарушать процесс проектирования детьми помогает наличие второго плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковы­вается учителем с педагогических позиций, с точки зрения их обу­чения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана весьма важно для учителя. Именно в этом пла­не дается описание учебного проекта как педагогического инстру­мента, как дидактического средства.

В педагогическом описании проекта мы указываем цели и задачи учителя, темы программного материала и актуализируемые ЗУН, вводимое новое содержание или тематическое обобщение, используе­мые умения, навыки и знание технологий, уровень владения специ­фическими умениями проектной деятельности и, наконец, возраст учащихся, требуемое время, оснащение и формы реализации.

Два плана учебного проекта

Видимый:
— тема проекта;
— название проекта;
— проблема проекта;

— задача проекта;
— планирование — осуществление;
— презентация.

Невидимый:
-тема учебного курса, урока; 
-цели и задачи обучения, развития, воспитания;
-необходимый уровень ЗУН;
-необходимые специфи­ческие умения и навыки;
-новое содержание;
-обобщение;
-обеспечение проекта;
-организационные формы осуществления проекта

 

 

Практическая  основа технологии учебных проектов:

- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

- опытно-экспериментальная работа.

 

 

 

Разработка проекта

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 2304
    • DOCX 52.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дмитрова Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дмитрова Наталья Алексеевна
    Дмитрова Наталья Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 25478
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Мини-курс

Социальные и правовые аспекты эпохи Просвещения: влияние на образование сегодня

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методики воспитания и развитие в СПО

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек