План
индивидуального логопедического занятия
с ученицей 4
класса с тяжелым нарушением интеллекта, F71.
(Уфимская
специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида.)
Мамаева А.Г., учитель-
логопед высшей категории.
Тема.
Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях.
Цели.
Образовательные:
- закреплять умение соотносить
звук и букву;
- совершенствование навыков
чтения;
- упражнять в определении
наличия и места звука;
- осуществлять слоговой анализ
слов;
- запоминать цепочки речевых
звуков и слогов;
- закрепление структуры
нераспространённого предложения (субъект-предикат).
Развивающие:
- способствовать развитию общей,
ручной и артикуляторной моторики;
- создать условия для развития
фонематических процессов;
- развитие познавательных
интересов.
Коррекционные:
- закрепление правильного
произношения корригируемых звуков в слогах, словах и предложениях;
- расширение и уточнение
лексики;
- расширение словаря как
активного, так и пассивного;
- развивать фонематический слух,
общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.
Развивающая среда:
предметные картинки, схемы, дидактический журнал «Конфетка»,
наглядно-дидактический материал, мяч.
Ход занятия.
Организация начала
занятия.
1. Поздороваться реверансом.
Логопед:
«Есть волшебные слова:
Скажешь - сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок!»
I.Подготовительный
этап.
Проводим артикуляционную гимнастику. Выполняем комплекс артикуляционных
упражнений:
Жил был
весёлый Язычок в беленьком домике.
|
Подготовка артикуляционного аппарата к выполнению
артикуляционных упражнений. Улыбнуться и показать зубы.
|
Утром рано встал, открыл форточки и дверь.
|
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
|
Начал делать зарядку.
|
Движения кончиком языка вверх и вниз. Развитие точности
переключаемости движений языка.
|
А потом стал убираться в доме. Протирать пыль.
|
Проводить широким кончиком языка по нёбу. Закрепление умения
удерживать движение определённое время. Растяжение подъязычной уздечки.
|
Затем стал готовить себе завтрак. Испёк лепёшку.
|
Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и
нижнюю губу. Переключаемость движений.
|
Лепёшка горячая, надо её остудить, и подуем на неё.
|
Выработка плавного, длительного речевого выдоха.
|
Язычок стал пить утренний чай. Покажем, из какой чашки он пил
чай.
|
Язык чашечкой поднимается внутри ротовой полости. Умение
удерживать язык в заданном фиксированном положении близкой к артикуляционной
позиции звука «Р».
|
Чай очень горячий. Надо его остудить и подуть на него.
|
Задувание на чашечку внутри ротовой полости.
|
После завтрака Язычок поскакал на коне в лес. Конь скакал так:
|
Щёлкаем кончиком языка при широко открытом рте. Следить за
чистотой, точностью выполнения упражнения т. к. это упражнение близко к
кинестетическому образу звука «Р».
|
В лесу росли грибы. Язычок стал собирать грибы. Это - грузди,
маслята, опята, подосиновики, рыжики, лисички, подберёзовики, волнушки,
сыроежки.
|
Растяжение подъязычной уздечки, удерживание движения
определённое время. Пропедевтическое развитие номинативного словаря.
|
После сбора грибов Язычок присел отдохнуть под деревом и вдруг
услышал кукование волшебной кукушки. И стал за ней повторять:
"Ку-ку-ку, ку-ко-ку, ко-ку-ку" и т.д.
|
Развитие фонематического слуха.
|
Затем Язычок решил поохотиться. Его ружьё стреляло вот так:
|
Быстрое, слегка утрированное произношение звука «Д» (д д д д д
д).
|
Отдохнув в лесу, поехал в лесную школу.
|
Щёлкаем кончиком языка.
|
Приехав
в школу, он встретился с друзьями и стал рассказывать свои дорожные
приключения.
|
Упражнение
«Болтушка» для вызывания вибрации кончика языка.
|
2. Друзья сообщают радостную весть:
скоро конкурс смелых и умелых.
Чтобы стать участником конкурса, надо выполнить ряд заданий. За выполнение
каждого занятия флажок будет подниматься на пьедестал почёта.
Задание №1
Слоговая.
Будем слоги повторять,
Будем весело играть!
Подняв руки на уровень плеч, ладонями к партнёру, в быстром темпе хлопают
одновременно обеими ладонями партнёра, произнося слоги: ва-до-во-ава-са-ву-сы-ада-ева-одо-са
и т.д.
Задание №2
Автоматизация звука «В»
Игра «Найди лишнюю картинку»:
· Назвать птиц.
· Найти лишнюю
картинку и объяснить: почему она лишняя.
· Выбрать картинку
и составить предложение.
· Прочитать слова
по карточке с данным звуком.
Задание №2
Автоматизация звука «Д».
· Прочитать слова
и предложения.
· Выполнить
задание.
Д
|
|
|
Место
звука в слове.
|
|
|
Сколько
слогов?
|
|
|
Последовательность
звуков в слове.
Раскрась гласные и согласные.
|
|
|
· В каких именах
девочек имеется звук «Д»?
· Игра «Один -
много». Игра с мячом: дуб-дубы, ягода-ягоды, пруд-пруды, дом-дома, дар-дары,
дробь-дроби, дрозд-дрозды.
Задание №3
Автоматизация звука «С».
Игра «Спортсмены».
«Чтобы болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
В теннис играет…теннисист.
В футбол играет…футболист.
В хоккей играет…хоккеист.
В волейбол играет…волейболист,
В баскетбол-…баскетболист».
Валя показывает движения, характерные для данных спортивных профессий.
· Работа с
дидактическим журналом «Конфетка»
Итог занятия.
Что мы проходили на этом занятии? Оцени свою работу.
Наш флажок на верхней ступеньке. Это значит Катя - победительница.
Похвали себя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.