Главная / Логопедия / Индивидуальное занятие:"Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях."

Индивидуальное занятие:"Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях."

План индивидуального логопедического занятия

с ученицей 4 класса с тяжелым нарушением интеллекта, F71.
(Уфимская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №13 VI вида.)

Мамаева А.Г., учитель- логопед высшей категории.

Тема. Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях.

Цели.

Образовательные:

  • закреплять умение соотносить звук и букву;

  • совершенствование навыков чтения;

  • упражнять в определении наличия и места звука;

  • осуществлять слоговой анализ слов;

  • запоминать цепочки речевых звуков и слогов;

  • закрепление структуры нераспространённого предложения (субъект-предикат).

Развивающие:

  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;

  • создать условия для развития фонематических процессов;

  • развитие познавательных интересов.

Коррекционные:

  • закрепление правильного произношения корригируемых звуков в слогах, словах и предложениях;

  • расширение и уточнение лексики;

  • расширение словаря как активного, так и пассивного;

  • развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

Развивающая среда: предметные картинки, схемы, дидактический журнал «Конфетка», наглядно-дидактический материал, мяч.

Ход занятия.

Организация начала занятия.
1. Поздороваться реверансом.
Логопед:
«Есть волшебные слова:
Скажешь - сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок!»

I.Подготовительный этап.
Проводим артикуляционную гимнастику. Выполняем комплекс артикуляционных упражнений:

Жил был весёлый Язычок в беленьком домике.

Подготовка артикуляционного аппарата к выполнению артикуляционных упражнений. Улыбнуться и показать зубы.

Утром рано встал, открыл форточки и дверь.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

Начал делать зарядку.

Движения кончиком языка вверх и вниз. Развитие точности переключаемости движений языка.

А потом стал убираться в доме. Протирать пыль.

Проводить широким кончиком языка по нёбу. Закрепление умения удерживать движение определённое время. Растяжение подъязычной уздечки.

Затем стал готовить себе завтрак. Испёк лепёшку.

Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу. Переключаемость движений.

Лепёшка горячая, надо её остудить, и подуем на неё.

Выработка плавного, длительного речевого выдоха.

Язычок стал пить утренний чай. Покажем, из какой чашки он пил чай.

Язык чашечкой поднимается внутри ротовой полости. Умение удерживать язык в заданном фиксированном положении близкой к артикуляционной позиции звука «Р».

Чай очень горячий. Надо его остудить и подуть на него.

Задувание на чашечку внутри ротовой полости.

После завтрака Язычок поскакал на коне в лес. Конь скакал так:

Щёлкаем кончиком языка при широко открытом рте. Следить за чистотой, точностью выполнения упражнения т. к. это упражнение близко к кинестетическому образу звука «Р».

В лесу росли грибы. Язычок стал собирать грибы. Это - грузди, маслята, опята, подосиновики, рыжики, лисички, подберёзовики, волнушки, сыроежки.

Растяжение подъязычной уздечки, удерживание движения определённое время. Пропедевтическое развитие номинативного словаря.

После сбора грибов Язычок присел отдохнуть под деревом и вдруг услышал кукование волшебной кукушки. И стал за ней повторять:
"Ку-ку-ку, ку-ко-ку, ко-ку-ку" и т.д.

Развитие фонематического слуха.

Затем Язычок решил поохотиться. Его ружьё стреляло вот так:

Быстрое, слегка утрированное произношение звука «Д» (д д д д д д).

Отдохнув в лесу, поехал в лесную школу.

Щёлкаем кончиком языка.

Приехав в школу, он встретился с друзьями и стал рассказывать свои дорожные приключения.

Упражнение «Болтушка» для вызывания вибрации кончика языка.

2. Друзья сообщают радостную весть: скоро конкурс смелых и умелых.
Чтобы стать участником конкурса, надо выполнить ряд заданий. За выполнение каждого занятия флажок будет подниматься на пьедестал почёта.

Задание №1 Слоговая.
Будем слоги повторять,
Будем весело играть!

Подняв руки на уровень плеч, ладонями к партнёру, в быстром темпе хлопают одновременно обеими ладонями партнёра, произнося слоги:
ва-до-во-ава-са-ву-сы-ада-ева-одо-са и т.д.

Задание №2 Автоматизация звука «В»
Игра «Найди лишнюю картинку»:

Назвать птиц.

Найти лишнюю картинку и объяснить: почему она лишняя.

Выбрать картинку и составить предложение.

Прочитать слова по карточке с данным звуком.

Задание №2 Автоматизация звука «Д».

Прочитать слова и предложения.

Выполнить задание.

Д

Дельфины

Водопад

Место звука в слове.

 

 

Сколько слогов?

 

 

Последовательность звуков в слове.
Раскрась гласные и согласные.

 

 

В каких именах девочек имеется звук «Д»?

Игра «Один - много». Игра с мячом: дуб-дубы, ягода-ягоды, пруд-пруды, дом-дома, дар-дары, дробь-дроби, дрозд-дрозды.

Задание №3 Автоматизация звука «С».
Игра «Спортсмены».

«Чтобы болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
В теннис играет…теннисист.
В футбол играет…футболист.
В хоккей играет…хоккеист.
В волейбол играет…волейболист,
В баскетбол-…баскетболист».

Валя показывает движения, характерные для данных спортивных профессий.

Работа с дидактическим журналом «Конфетка»

Итог занятия.
Что мы проходили на этом занятии? Оцени свою работу.
Наш флажок на верхней ступеньке. Это значит Катя - победительница.
Похвали себя.


Индивидуальное занятие:"Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях."
  • Логопедия
Описание:

Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук ещё очень хрупкий, условно - рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук-это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада.  

Автор Мамаева Альмира Галиевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 787
Номер материала 37089
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓