Главная / Логопедия / Индивидуальное занятие по РСВ и ФП на тему "Дифференциация С-З. Диалогическая речь. Текст "Весна" (5 класс)

Индивидуальное занятие по РСВ и ФП на тему "Дифференциация С-З. Диалогическая речь. Текст "Весна" (5 класс)

ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида





Методическая разработка

индивидуального занятия в 5 классе.

Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь. Текст: Весна.

Провела: Аминева Р.А.

учитель-дефектолог













Бакалы 2014 год

Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля.

2. Совершенствование навыков орфоэпии.

3.Учить воспринимать и воспроизводить логическое ударение в стихотворении и в речи.

2. Учить воспринимать на слух содержание текста, различать голоса знакомых людей, воспринимать на слух и воспроизводить речевой материал урока. Умение вести диалог. Развитие связной речи и речевого слуха. Развитие слухового внимания и мышления. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация по дифференциации звуков, видеоролик про дятла, иллюстрации, таблички с речевым материалом.


  1. Организационный момент.

  1. Добрый день!

- Урок, математика, звонок.

- Как ты слышишь?

- Как ты себя чувствуешь?

- Я чувствую себя хорошо.[ Я не болею. Я здорова]

2. Психологическая установка.

.,ты сегодня очень красивая. На занятии ты будешь хорошо слышать и внятно говорить. Твою речь правильно поймут наши гости, ты им понравишься. Ты готова к работе?

- Да, я готова к работе. Слуховой аппарат работает.

II. Формирование произношения. Дифференциация звуков ж-ш.

Какое сейчас будет занятие?

Что мы будем делать на занятии?

Как мы будем говорить?

1. Послушай загадку (на слух).

Мишка вылез из берлоги,
жижа, лужи на дороге,
В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл ...
(Апрель)

Какие звуки ты услышала?

-Звуки ж-ш.

Скажи, как мы произносим звук Ш?

-Ш без голоса. Это глухой согласный звук.

-Ж с голосом. Это звонкий согласный звук.

Правильно.

  1. Будем различать и правильно говорить звуки Ш-Ж во всех позициях. Послушай, повтори:

ЖА-ША жаль-шаль Журка-Шурка

АЖА –АША сажает – пишет

АЖ –АШ гаражи – шалаш

ЖВА-ШВА жвачка- швабра

Игра «Один -много»

Уж - ужи

нож –

экипаж -

Игра «Скажи ласково»

Маша – Машенька

Миша –

дед -

  1. Замени звук Ш на звук Ж:

Шар-жар

Шить-…

Машет-…

Нашивка-….

Придумай предложение с любым этим словом

  1. Игра «Эхо» - образуй слова по образцу

Дом в два этажа- двухэтажный дом

Дом в пять этажей -

В доме много этажей -

Проспрягай в настоящем времени:

Шуршать в тишине

Я…….. мы….

Ты…. вы…..

Он……. Они…..

В слове тишина какое правило рус. языка используем?

  1. Составь предложения из перепутанных слов.

Кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый

Кому?+кто?+ что делает?+ что?

Плюшевому мишке кошка шьет штанишки

..Что ты делала?

- Я составляла предложения.

5. Закрепление звуков в самостоятельной речи.

Развитие диалогической речи.

Будем беседовать.

Вилияна, спроси у меня, где я родилась?

Р. А., где вы родились?

А где ты живешь?

- Мой адрес :деревня Асавка, Балтачевского района

Вилияна, вспомни и назови города Башкортостана, в которых есть звуки Ш, Ж.

- Город: Ишимбай

Вилияна, вспомни и назови города России, в которых есть звуки Ш, Ж.

..

6. Молодец, ты на занятии правильно говорила звуки Ш,Ж

Слушай себя и следи за произношением на всех уроках, после уроков, дома.

Разговаривай не руками, а устной речью.

III. РСВ.

    1. Вилияна, послушай, продолжи ряд: март, апрель,…..- это

Береза, липа,….-это

Послушай, повтори. Убери лишнее: ель, сосна, кедр, рябина

Назови первый месяц весны.

Назови последний месяц в году

Сейчас лето? – Нет , сейчас наступила весна.

Я люблю весну, а ты?

- Да, я тоже люблю весну. Потому что весной тепло, красиво. В мае цветут цветы, летают бабочки.

2.Поговорим о признаках весны, послушай, повтори и закончи предложения.

Весной ярко светит …………[солнце].

Тает ……………..[снег].

Бегут веселые ……………..[ручейки].

Появляются ………..[первые цветы].

На деревьях распускаются……..[почки].

Прилетают…………[грачи, скворцы].

Признаки весны повтори еще раз .

Послушай и повтори:

Наступила весна.

На деревьях распускаются почки.

Вилияна, почему мы сейчас говорим о деревьях?

-Потому что мы читали текст «Лес»

Правильно, будем работать с текстом « Лес».

Послушай и вспомни текст.

3. Восприятие текста с голоса учителя класса.

О чем рассказ?

4. Послушай слова и предложения, повтори. Говори звуки внятно.

Дерево оживает

Влага

Ветки - к веткам

Березовый сок

Из раны вытекал сок

Молодец, правильно повторила и показала.

  1. Будем работать с деформированным текстом

Послушай, найди, прочитай.

5. Будем отвечать на вопросы.

Вилияна, что делал Коля в лесу?

что услышал Коля в лесу?

Почему береза погибнет?

6. Правильно.

Вилияна, как ты думаешь, если береза погибнет, хорошо будет?

- Будет плохо.

Что надо делать тогда?

- Надо охранять природу

Послушай и повтори:

- Люди должны заботиться о лесе, не рубить деревья

7. Вилияна, расскажи текст.

8. Послушай, отгадай загадку.

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)

9. Весна- самое красивое время года.

Наше занятие мы заканчиваем тестированием.

Вопросы

март

Апрель

май

1. В каком месяце много воды




2. Какой месяц самый теплый




3. В каком месяце прилетают грачи




4. В каком месяце цветут сады




Весну очень любят все. Весной начинается новая жизнь в природе.

10. Вилияна, расскажи, чем мы занимались на занятии.

- На индивидуальном занятии мы правильно говорили звуки Ж,Ш.

Слушали и говорили, повторяли предложения, отвечали на вопросы, отгадывали загадку.

Не теряй, береги свой слуховой аппарат, и всегда его носи.

Спроси у меня.

-Р.А., как я занималась?Ты молодец, занималась хорошо, внимательно слушала и внятно говорила.


Индивидуальное занятие по РСВ и ФП на тему "Дифференциация С-З. Диалогическая речь. Текст "Весна" (5 класс)
  • Логопедия
Описание:

ГБОУ Бакалинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида

 

 

 

 

Методическая разработка

индивидуального занятия в 5 классе.

Тема: Дифференциация звуков С_З. Диалогическая речь. Текст: Весна.

              Провела: Аминева Р.А.    

          учитель-дефектолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бакалы   2014 год

  Цель:1 Автоматизация звука «Ш», «Ж» в чтение и самостоятельной речи, различение в произношении, развитие самоконтроля.                                                  

    2. Совершенствование навыков орфоэпии.          

    3.Учить воспринимать и воспроизводить логическое ударение в стихотворении и в речи.         

 2.  Учить воспринимать на слух содержание текста, различать голоса знакомых людей, воспринимать на слух и воспроизводить речевой материал урока. Умение вести диалог. Развитие связной речи и речевого слуха. Развитие слухового внимания и мышления. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация  по дифференциации звуков,  видеоролик  про дятла, иллюстрации, таблички с речевым материалом.

 

I.                    

II.                 Организационный момент.

  1. – Добрый день!

- Урок, математика, звонок.

- Как ты слышишь?

- Как ты себя чувствуешь?

- Я чувствую себя хорошо.[ Я не болею. Я здорова]

2. Психологическая установка.

….,ты сегодня очень красивая. На занятии ты будешь хорошо слышать и внятно говорить. Твою речь правильно поймут наши гости, ты им понравишься. Ты готова к работе?

- Да, я готова к работе. Слуховой аппарат работает.

II. Формирование произношения. Дифференциация звуков ж-ш.

Какое сейчас будет занятие?

Что мы будем делать на занятии?

Как мы будем говорить?

1. Послушай загадку (на слух).

Мишка вылез из берлоги,
жижа,  лужи на дороге,
В небе жаворонка трель

     В гости к нам пришёл ...
    (Апрель)

Какие звуки ты услышала?

-Звуки ж-ш.

Скажи, как мы произносим звук Ш?

-Ш без голоса. Это глухой согласный звук.

-Ж с голосом. Это звонкий согласный звук.

Правильно.

2.      Будем различать и правильно говорить звуки Ш-Ж во всех позициях. Послушай, повтори:

ЖА-ША                       жаль-шаль       Журка-Шурка

АЖА –АША     сажает – пишет

АЖ –АШ          гаражи – шалаш

ЖВА-ШВА     жвачка- швабра

Игра «Один -много»

Уж - ужи

нож –

экипаж -

Игра «Скажи ласково»

Маша – Машенька

Миша –

дед -

3.      Замени звук Ш на звук Ж:

Шар-жар

Шить-…

Машет-…

Нашивка-….

Придумай предложение с любым этим  словом

 

4.      Игра «Эхо» - образуй слова по образцу

Дом в два этажа- двухэтажный дом

Дом в пять этажей -

В доме  много этажей -

Проспрягай в настоящем времени:

Шуршать в тишине

Я……..              мы….

Ты….                 вы…..

Он…….            Они…..

В слове тишина какое  правило рус. языка  используем? 

5.      Составь предложения из перепутанных слов.

Кошка, мишка, штанишки, шить, плюшевый

Кому?+кто?+ что делает?+ что?

                                  Плюшевому мишке кошка шьет штанишки

…..Что ты делала?

- Я составляла предложения.

5. Закрепление звуков в самостоятельной речи.

Развитие диалогической речи.

Будем беседовать.

Вилияна, спроси у меня, где я родилась?

Р. А., где вы родились?

А где ты живешь?

- Мой адрес :деревня Асавка, Балтачевского района

Вилияна, вспомни и назови города Башкортостана, в которых есть звуки Ш, Ж.

- Город: Ишимбай

Вилияна, вспомни и назови города России, в которых есть звуки Ш, Ж.

…..

6. Молодец, ты на занятии правильно говорила звуки Ш,Ж

Слушай себя и следи за произношением на всех уроках, после уроков, дома.

Разговаривай не руками, а устной речью.

  III. РСВ.

1.      Вилияна, послушай, продолжи  ряд:  март, апрель,…..- это

                                                        Береза, липа,….-это

Послушай, повтори. Убери лишнее: ель, сосна, кедр, рябина

Назови первый месяц весны.

Назови последний месяц в году

Сейчас лето? – Нет , сейчас наступила весна.

Я люблю весну, а ты?

- Да, я тоже люблю весну. Потому что весной тепло, красиво. В мае цветут цветы, летают бабочки.

2.Поговорим о признаках весны, послушай, повтори и закончи предложения.

    Весной ярко светит …………[солнце].

   Тает ……………..[снег].

   Бегут веселые  ……………..[ручейки].

   Появляются ………..[первые цветы].

   На деревьях распускаются……..[почки].

   Прилетают…………[грачи, скворцы].

Признаки весны повтори еще раз .

Послушай и повтори:

Наступила весна.

На деревьях распускаются почки.

Вилияна, почему мы сейчас говорим о деревьях?

-Потому что мы читали текст «Лес»

Правильно, будем работать с текстом « Лес».

Послушай и вспомни текст.

3. Восприятие текста с голоса учителя класса.

О чем рассказ?

4. Послушай слова и  предложения, повтори. Говори звуки внятно.

Дерево оживает

Влага

Ветки - к веткам

Березовый сок

Из раны вытекал  сок

     Молодец, правильно повторила и показала.

6.      Будем работать с деформированным текстом

Послушай, найди, прочитай.

    5. Будем отвечать на вопросы.

Вилияна, что делал Коля в лесу?

                 что услышал Коля в лесу?

                 Почему береза погибнет?

6. Правильно.

Вилияна, как ты думаешь, если береза погибнет, хорошо будет?

                        - Будет плохо.

Что надо делать тогда?

                  - Надо охранять природу

Послушай и повтори:

                 - Люди должны заботиться о лесе, не рубить деревья

7. Вилияна,  расскажи текст.

8. Послушай, отгадай загадку.

Тает снежок.
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной
)

9. Весна- самое красивое время года.

    Наше занятие мы заканчиваем тестированием.

Вопросы

март

Апрель

май

1. В каком месяце много воды

 

 

 

2. Какой месяц самый теплый

 

 

 

3. В каком месяце прилетают грачи

 

 

 

4. В каком месяце цветут сады

 

 

 

Весну очень любят все. Весной начинается новая жизнь в природе.

10. Вилияна, расскажи, чем мы занимались на занятии.

- На индивидуальном занятии мы правильно говорили звуки Ж,Ш.

Слушали и говорили, повторяли предложения, отвечали на вопросы, отгадывали загадку.

Не теряй, береги свой слуховой аппарат, и всегда его носи.

Спроси у меня.

-Р.А., как я занималась?Ты молодец, занималась хорошо, внимательно слушала и внятно говорила.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Автор Аминева Раушания Абдуллаевна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1204
Номер материала 3226
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓