Главная / Логопедия / Индивидуальное логопедическое занятие "Овладение практическим навыком образования новых слов с помощью суффиксов и приставок"

Индивидуальное логопедическое занятие "Овладение практическим навыком образования новых слов с помощью суффиксов и приставок"

Документы в архиве:

9.14 МБ Гимнастика для глаз.MP3
41 КБ конспект занятия.doc
695.19 КБ логоп занятие презентация.pptx

Название документа конспект занятия.doc

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Овладение практическим навыком образования новых слов с помощью суффиксов и приставок».

Цель: уточнить «что такое словообразование», какова его функция, единицы словообразования, закрепить знания и практические способы словообразования; формировать умение определять способ словообразования.

Задачи:

- развивать умения планировать, контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас

- создавать у учащихся положительную учебную мотивацию, путём вовлечения в активную учебную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку.

Оборудование: компьютер, электронная доска для демонстрации слайдов, картинки, карточки со словами, карточки с частями слов, текст для творческого задания.

Ход занятия:

  1. ООрганизационный момент.

  2. ЦЦелевая установка:

Учитель: прочитайте на экране четверостишие и попробуйте определить тему занятия.

Слайд 2

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

Учитель: кто догадался, чем мы будем заниматься на занятии?

(ответы учащихся)

Сегодня на занятии мы будем составлять, образовывать слова. Про какие части слова говорится в стихотворении?

(ответы учащихся)

На экране появляются схематичные обозначения частей слова

Слайд 3

Работа по теме занятия

Учитель: посмотрите на экран, прочитайте слова, что общего в этих словах? (ответы учащихся - глаголы)

Прилетел – улетел

Влетел – вылетел

Подлетел – отлетел

Налетел - слетел

Учитель: образуйте от данных слов, слова с противоположным значением, но с тем же корнем (учащиеся называют слова).

Учитель: Когда задание выполнили, что ещё общего в этих словах заметили?

С помощью, какой части слова вы образовывали противоположные по смыслу слова? Как называется такой способ образования новых слов? (приставочный).

Учитель: Послушайте стихотворение

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – слонихой

Топал слонёнок.

За мамой – лисицей

Крался лисёнок.

За мамой – ежихой

Катился ежонок.

За мамой медведицей

Шёл медвежонок.

Учитель: О ком речь в стихотворении? Посмотрите на экран, назовите животное и образуйте название детёныша, запишите на доске.

Слайд 4 Тигр – тигрёнок

Слайд 5 Олень – оленёнок

Слайд 6 Гусь – гусёнок

Слайд 7 Коза – козлёнок

Слайд 8 Утка – утёнок

Слайд 9 Лось – лосёнок

(Учащиеся записывают на доске вновь образованные слова)

Учитель: При помощи, какой части слова вы образовали новые слова? Выделите суффикс в этих словах. Как называется такой способ словообразования?

Учитель: А сейчас я вам предлагаю игру. У меня 4 домика, посмотрите на них.

В этих домиках живут суффиксы, прочитайте их.

-ышк- -ечк- -ушк- -очк-


У меня в руках карточки со словами, ваша задача прочитать слово и попробовать образовать новое слово при помощи суффикса, т. е. расселить слова по домикам.

Горло, солнце, скамейка, баба, Лена, бревно, время, дед, рама, Нина.

Обратите внимание на вновь образованные слова, как изменилось их значение?

(это суффиксы при помощи, которых образовываются слова с уменьшительно-ласкательным значением)

Следующее задание, перед вами конверты в каждом конверте слово которое рассыпалось на части, ваша задача, составить слово, прочитать, разобрать по составу. В каждом из этих слов есть приставка, корень, суффикс, окончание. Вот схема этого слова, посмотрите на экран.

Слайд 10

По крыш к а

пере воз чик и

пере сад к а

под вод н ый

Учитель: От какого слова образовано слово покрышка, перевозчик, пересадка, подводный. Для составления, образования этих слов, вы использовали и суффиксы и приставки. Как называется такой способ словообразования?

Учитель: Следующее задание творческое, это значит вы должны проявить смекалку, фантазию. Перед вами предложения, но некоторые слова в них заменены схемами. Как вы думаете, что вам необходимо сделать? (подобрать подходящее по смыслу и по схеме слова и вставить их в предложения)

Слайд 11

Наступила ранняя весна

Потекли говорливые ручейки.

На деревьях набухают почки.

Скоро вернутся перелётные птицы.

Что у нас получилось? (текст) Как можно озаглавить этот текст?

Подведение итога занятия

Слайд 12

Чем занимались на занятии?

Могут ли приставки и суффиксы существовать самостоятельно от корня? Как вы думаете для чего нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова?
























……….. ранняя весна.

………… говорливые ручейки.

На деревьях ……………почки.

Скоро вернутся …………. птицы.





Название документа логоп занятие презентация.pptx

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательно...
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать ...
прилетел улетел влетел вылетел подлетел отлетел налетел слетел прилетел влет...
Схема слова
 Покрышка Перевозчики Пересадка Подводный
Наступила ранняя весна. Потекли ручейки. На деревьях набухают почки. Скоро в...
Способы словообразования Приставочный Суффиксальный Приставочно - суффиксальный
 Спасибо за внимание
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное у
Описание слайда:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 4 V вида» Логопедическое занятие в 4 классе Тема «Овладение практическим навыком образования новых слов с помощью суффиксов и приставок» Учитель начальных классов, учитель – логопед Павленко Инна Владимировна г. Барнаул 2013

№ слайда 2 Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать сло
Описание слайда:

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 прилетел улетел влетел вылетел подлетел отлетел налетел слетел прилетел влетел
Описание слайда:

прилетел улетел влетел вылетел подлетел отлетел налетел слетел прилетел влетел подлетел налетел улетел вылетел отлетел слетел

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Схема слова
Описание слайда:

Схема слова

№ слайда 12  Покрышка Перевозчики Пересадка Подводный
Описание слайда:

Покрышка Перевозчики Пересадка Подводный

№ слайда 13 Наступила ранняя весна. Потекли ручейки. На деревьях набухают почки. Скоро верн
Описание слайда:

Наступила ранняя весна. Потекли ручейки. На деревьях набухают почки. Скоро вернутся птицы.

№ слайда 14 Способы словообразования Приставочный Суффиксальный Приставочно - суффиксальный
Описание слайда:

Способы словообразования Приставочный Суффиксальный Приставочно - суффиксальный

№ слайда 15  Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

Индивидуальное логопедическое занятие "Овладение практическим навыком образования новых слов с помощью суффиксов и приставок"
  • Логопедия
Описание:

Данное логопедическое занятие рекомендуется для индивидуальной или подгрупповой работы.  Цель занятия - уточнить, что такое "словообразование", его функция, единицы словообразования, практическое использование способов словообразования. Учащиеся учаться определять способ словообразования. В процессе занятия  используются различные игровые задания направленные на овладение учащимися практическими навыками образования новых слов с помощью суффиксов и приставок. Данное занятие проводится с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий.

 

Автор Медведева Наталья Геннадьевна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Логопедия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1317
Номер материала 10327
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓