Главная / Школьному психологу / Индивидуальный подход по профилактике правонарушений среди учащихся

Индивидуальный подход по профилактике правонарушений среди учащихся


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложные натуры, а можно найти незаметных и робких. Хотя каждый ученик во многом похож на сверстников, в то же время он значительно отличается от них своими индивидуальными особенностями.

Исследования показывают существенные психологические различия между мальчиками и девочками. Мальчики более подвижны, агрессивны и активны, а девочки послушнее и отзывчивее.

Реакция мальчиков и девочек на одни и те же жизненные явления, требования, обращения к ним, совершенно разная. Неодинаковы и мотивы их поступков. Например, в подростковом возрасте мальчики стремятся быть похожими на "настоящих мужчин" и старательно изживают в себе то, что окружающие могут истолковать как проявление женственности: нежность, мягкость, сострадание, послушание. В этом одна из главных причин несдержанности и грубости, столь свойственных подросткам.

Отклонения в поведении наиболее характерны для учащихся подросткового и юношеского возраста. В этот период происходит изменение личности с детской на взрослую.

При индивидуальной работе с трудными необходимо учитывать темперамент. По определению И.П. Павлова, темперамент - основная характеристика нервной системы, накладывающей отпечаток на стиль человеческой деятельности. Поэтому несоответствие мер педагогического воздействия особенностям темперамента приводит к тому, что значительная часть усилий педагогов пропадает впустую.

Учителям нельзя забывать, что болезненное переживание недостатков физического развития побуждают некоторых ребят нарушать общепринятые нормы. Подобным образом они пытаются повысить свой престиж среди сверстников, завоёвывают ложный авторитет хамством, грубостью.

Доказано, что чувство радости, благодарности, уверенности усиливают эффективность педагогического воздействия на личность. А гнев, страх, обида мешают ему следовать тому, что от него требуют. Поэтому нужно учитывать психологические состояния, которые испытывает школьник, и выбирать меры воздействия в соответствии с ними.

Для осуществления индивидуального подхода необходимо установить со школьниками психологический контакт. Отношения педагогов с подростками должны основываться на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверия. Иначе возникает барьер отчуждения, что приводит к негативному результату в воспитании.

Если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая человеческого достоинства, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверия. В таком случае никакого индивидуального подхода не получится. Если они сталкиваются с равнодушием, то ещё больше замыкаются в себе.

Индивидуально-воспитательную работу с педагогически запущенными ребятами ведут в основном классные руководители. Суть её заключается в улучшении их отношений с учителями-предметниками и одноклассниками, обеспечение надлежащих условий воспитания в семье. Неправильно считать индивидуальным подходом бесконечные упрёки и нравоучения. Ведь перевоспитание ученика происходит не от разговоров, а в процессе изменения к лучшему реального положения в системе межличностных отношений и, по мере достижения успехов, в положительной деятельности (учёбе, спортивной, по интересам). Наряду с классными руководителями, проводники индивидуального подхода в воспитательной работе - психологи и социальные педагоги.

Условия осуществления индивидуального подхода.

В основе отношений педагога к трудным школьникам должны лежать любовь к детям, вера в возможность их исправления и перевоспитания. Педагог чутко подмечает малейшие положительные изменения в его сознании и поведении, хвалит, поддерживает ростки нового, способствует их развитию.

Условие эффективности индивидуального подхода - соблюдение определённых принципов, таких как педагогический оптимизм, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, заинтересованность в дальнейшей судьбе ученика.

Подобное отношение , как правило, пробуждает у детей ответное тёплое чувство, желание доставить педагогу радость, не причинять ему неприятностей своими поступками.

Практика школьной работы даёт массу примеров, когда грубость и неуважение, проявляемые педагогом к ученикам, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. Умение учителя ставить себя на место ученика, верное представление о том, что учение чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок.

Приёмы педагогического воздействия на трудных школьников. Можно условно разделить на - созидающие, тормозящие и "педагогический взрыв".

СОЗИДАЮЩИЕ - содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником: проявление доброты, внимания, заботы (ведёт к пробуждению у школьника радости, благодарности, желания порадовать учителя); просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство гордости и собственного достоинства); поощрение - одобрение, похвала, награда ; авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике, несмотря на то, что он этого! пока ещё не заслуживает, и в результате школьник ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом); проявление огорчения (пробуждает чувство стыда); поручительство (взятие виноватого ученика на поруки, обещание от своего имени, что он в дальнейшем будет достойно себя вести); проявление умений и превосходства учителя в какой-то области (ученики восхищаются своим учителем, признают его авторитет, и это способствует положительным изменениям в поведении).

ТОРМОЗЯЩИЕ - приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога; констатация поступка; осуждение, наказание, предупреждение; пробуждение у ученика тревоги по поводу возможности наказания развивает тенденцию ученика к анализу своего поведения

ПРИЁМ "ВЗРЫВА" - стремительная перестройка личности школьни-ка в результате воздействия, которое вызывает очень сильные эмоциональные переживания, настоящее потрясение. Применение "взрыва" требует хо рошей подготовки и большого мастерства педагога, иначе "взрыв" легко мо жет стать "педагогическим срывом".

КОНТАКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

Большинство родителей - союзники и помощники школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично.

Эти родители за помощью к учителям не приходят. Педагоги настойчиво ищут пути и средства воздействия на таких родителей по оздоровлению обстановки в их семьях, изменения отношения к детям и методам воспитания.

Требования к работе с неблагополучными родителями.

Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания к детям в школе и семье нередко не согласованы. В подобных случаях родители и учителя по-разному понимают содержание методов воспитания, неодинаково оценивают значимость материальных и духовных стимулов.

Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к учащимся, изменения в лучшую сторону характера отношений между взрослыми и детьми в семье, необходимо соблюдать определённые требования.

Во-первых, неправильно видеть только в родителях причину всех сложностей в работе по профилактике преступлений и правонарушений. Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями вызывают их. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к конфликтам между школой и семьёй. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное отношение - тактичность, доброжелательность и терпение.

Во-вторых, чтобы знать, как именно работать с данной семьёй, надо всесторонне изучить её. Выявить положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определить реальные пути их оздоровления. Информацию подобного рода дают посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как "Моя семья", "Как я провожу своё свободное время".

В-третьих, действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении длительного периода времени и по определённой системе.

В-четвёртых, когда меры педагогического воздействия не дают требуемых положительных результатов, школа должна обращаться в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей.

Меры воздействия школы на родителей трудных учащихся условно можно подразделить на следующие виды:

  • повышение педагогической культуры родителей (через "Университет педагогических знаний", "Педагогический клуб" для родителей);

  • работа психологической службы школы - индивидуальные беседы, организация семинара на тему "Психолого-педагогические особенности развития и поведение детей из неблагополучных семей";

  • привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе;

  • педагогическое руководство воспитания детей в семье;

  • организация административно-правового воздействия на отцов и матерей, уклоняющихся от родительских обязанностей по воспитанию детей. Содержание работы с родителями. Практика показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приёмы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.

Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако, жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходит в школу. В этих случаях, классному руководителю необходимо установить с ними тесный контакт

Педагогическое руководство семейным воспитанием осуществляется в процессе бесед классного руководителя с родителями, как в школе, так и на дому.

Предлагаем примерную тематику бесед с родителями:

  1. "Воспитание трудолюбия и культуры поведения".

  2. 2. "Роль родителей в нравственном воспитании детей".

  3. "Трудный возраст и роль родителей в воспитании подростков".

  4. "Как помочь детям хорошо учиться".

  5. "О родительском авторитете".

  6. "Воспитание детей - гражданский долг родителей".

Педагог обсуждает с родителями трудности, которые их сын или дочь испытывают в учебе, методы воздействия на сознание и поведение школьника, вопросы его дружбы со сверстниками, характер отношения к труду, общественным обязанностям и взаимоотношения с самими родителями.

В ряде случаев родителей, моральный облик которых не вызывает нареканий, но которые не умеют найти со своими детьми общий язык, целесообразно привлечь к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущают необходимость повышения своей педагогической культуры.

Что касается мер общественного воздействия, часто оказываются вполне достаточными меры, принимаемые советом школы или родительским комитетом. В особо сложных случаях школа может обратиться в вышестоящий организации, поставить вопрос о привлечении родителей к административной ответственности, вплоть до лишения родительских прав на воспитание или лишения родительских прав и изъятия детей из семьи.

В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удаётся добиться желаемого результата. Но, если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, улучшение обстановки в семье про изойдёт. А это самым положительным образом отразится не только на поведении трудных школьников в жизни и на улице, но и на качестве их учёбы.

РЕКОМЕНДАЦИИ классному руководителю по профилактической работе с трудными подростками.

  1. Проведение каждодневной аналитической деятельности.

  2. Систематическое письменное фиксирование педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися.

  3. Выделение нравственных проблем, существующих в классе у отдельных учеников.

  4. Определение результативных мер воздействия.

  5. Анализ запланированных и неплановых мероприятий.

  6. Систематический учёт взаимодействия с семьёй.

  7. Выяснения проблем семейного воспитания.

  8. Подбор результативных форм работы с семьёй.

  9. Обобщённый анализ за четверть.

  10. Анализ классным руководителем собственной педагогической деятельности.

ОПРОС "ТРУДНОГО" ПОДРОСТКА.

  1. Учеба - любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношение с учителями, участие в общественной работе, имевшиеся нарушения дисциплины.

  2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

  3. Отношения со сверстниками - предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, преследуемый, изгой, независимый одиночка и т.п.), причины выбора приятелей - по определенным личным качествам, по общности увлечения, для увеселений и т.п.

  4. Увлечения - в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор, каковы были достигнуты результаты, почему заброшены и т.д.

  5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения - состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и ' причина конфликтов между др. членами семьи и отношение к ним подростка). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

  6. Полезно также бывает услышать от него его впечатления о чертах характера его родителей.

  7. Нарушения поведения в прошлом - прогулы занятий и работы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией -когда и за что был взят.

  8. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

  9. Перенесенные соматические заболевания - как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушение сна, аппетита, самочувствия и настроения.

  10. Сексуальные проблемы - сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере.

Необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без его согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы.

а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы.

б) самооценка своей привлекательности.

в) начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.

РЕКОМЕНДАЦИИ школьного психолога по стабилизации преступности при работе с учащимися "группы риска".

Работа психолога по предупреждению правонарушений начинается с выделения так называемой "группы риска", которая выявляется следующем образом"

  • в результате фронтальной диагностики (адаптация к среднему звену либо диагностика по запросу: исследование уровня тревожности, межличностных отношений и т.п);

  • в результате сотрудничества с социальной службой (в основном это работа с детьми из трудных семей);

  • в результате запроса классных руководителей, учителей-предметников либо родителей с указанием на снижение успеваемости учащегося, девиантное поведение.

Как правило, при помощи вышеперечисленного выявляется "группа риска". В целях профилактики правонарушений и коррекции тех или иных психологических сфер, с этими учащимися ведется работа в трех направлениях:

  1. составление индивидуальной программы коррекции;

  2. включение учащегося в различные групповые формы работы (тренинга, "Клуб общения");

  3. работа с семьей (наиболее эффективная, но и наиболее сложная работа).

Непосредственно с учащимися, совершившими правонарушения, работа ведется в тесном сотрудничестве с социальной службой, что обеспечивает полный обмен информацией и наиболее точный социально-психологический портрет личности ученика.

В качестве примерной схемы работы с этими учащимися можно определить следующее:

  1. информирование психолога социальной службой об учащихся, состоящих, на учете;

  2. индивидуальная диагностика причин девиантного поведения. (Исследуются все сферы: интеллектуальные способности, особенности личности, межличностные отношения, познавательные процессы);

  3. на основе диагностики составление плана работы с учащимися совместно с социальной службой. Он включает следующее направления:

  • индивидуальные и групповые коррекционные занятая с психологом;

  • консультации для классного руководителя и учителей-предметников об особенностях личности учащегося и рассмотрение конкретных: стратегий поведения на уроке с такими учащимися;

  • консультации для родителей или направление в специальные службы для коррекции детско-родительских отношений, т.к. именно эта сторона жизни ребенка чаще всего является причиной правонарушений и труднее всего поддается коррекции.

Такая работа носит длительный характер и обычно направлена на формирование, ценностных ориентации ребенка, умения сопротивляться воздействию негативных групп, принимать ответственные решения. По возможности, ученик активно включается в общественную жизнь, кружки, факультативы, что способствует переориентации ценностей сферы ребенка. Ведется активная работа по формированию интеллектуальных способностей, познавательных процессов, т к. правонарушения часто совершаются подростками с низкими интеллектуальными данными, подростками, у которых отсутствует критичность мышления и умение строить перспективы на будущее.

РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению характеристики учащегося.

I. Общие данные (Ф.И.О. Число, месяц, год рождения, домашний адрес).


II. Учебная деятельность

  1. Успеваемость и преобладающие оценки.

  2. Уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (умение планировать учебную работу, выделять главное в учебном материале, обобщать, осуществлять самоконтроль).

  3. Общее умственное развитие (интеллект, эрудиция, кругозор).

  4. Особенности внимания, восприятия, памяти, речи.

  5. Отношение к учебе (с интересом или без интереса учится, есть ли пропуски занятий).


III. Общественная и трудовая активность: желание участвовать в школьных и классных делах, выполнение общественных поручений, инициативность, организаторские способности.


IV. Интересы и склонности

  1. К какому виду деятельности проявляет повышенный интерес (музыка, спорт, чтение, бесцельное времяпрепровождение, нездоровые увлечения (алкоголь, курение, наркотики).

  2. Какие кружки, секции, факультативы посещает.


V. Эмоционально-чувственная сфера

  1. Темперамент, степень нервной возбудимости (раздражителен, спокоен).

  2. Ярко выраженные черты характера (упрямство, внушаемость, самостоятельность, эгоизм и т. д.), преобладающее настроение, стиль поведения (агрессивный, сдержанный).


VI. Дисциплинированность: наиболее типичные нарушения дисциплины


VII. Физическое развитие, состояние здоровья.


Индивидуальный подход по профилактике правонарушений среди учащихся
  • Школьному психологу
Описание:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложные натуры, а можно найти незаметных и робких. Хотя каждый ученик во многом похож на сверстников, в то же время он значительно отличается от них своими индивидуальными особенностями.

Исследования показывают существенные психологические различия между мальчиками и девочками. Мальчики более подвижны, агрессивны и активны, а девочки послушнее и отзывчивее.

Реакция мальчиков и девочек на одни и те же жизненные явления, требования, обращения к ним, совершенно разная. Неодинаковы и мотивы их поступков. Например, в подростковом возрасте мальчики стремятся быть похожими на "настоящих мужчин" и старательно изживают в себе то, что окружающие могут истолковать как проявление женственности: нежность, мягкость, сострадание, послушание. В этом одна из главных причин несдержанности и грубости, столь свойственных подросткам.

Отклонения в поведении наиболее характерны для учащихся подросткового и юношеского возраста. В этот период происходит изменение личности с детской на взрослую.

При индивидуальной работе с трудными необходимо учитывать темперамент. По определению И.П. Павлова, темперамент - основная характеристика нервной системы, накладывающей отпечаток на стиль человеческой деятельности. Поэтому несоответствие мер педагогического воздействия особенностям темперамента приводит к тому, что значительная часть усилий педагогов пропадает впустую.

Учителям нельзя забывать, что болезненное переживание недостатков физического развития побуждают некоторых ребят нарушать общепринятые нормы. Подобным образом они пытаются повысить свой престиж среди сверстников, завоёвывают ложный авторитет хамством, грубостью.

Доказано, что чувство радости, благодарности, уверенности усиливают эффективность педагогического воздействия на личность. А гнев, страх, обида мешают ему следовать тому, что от него требуют. Поэтому нужно учитывать психологические состояния, которые испытывает школьник, и выбирать меры воздействия в соответствии с ними.

Для осуществления индивидуального подхода необходимо установить со школьниками психологический контакт. Отношения педагогов с подростками должны основываться на принципах взаимного равенства, уважения к личности и доверия. Иначе возникает барьер отчуждения, что приводит к негативному результату в воспитании.

Если педагог требует от учащихся лишь слепого послушания, не уважая человеческого достоинства, тогда он не будет пользоваться уважением школьников, не вызовет у них доверия. В таком случае никакого индивидуального подхода не получится. Если они сталкиваются с равнодушием, то ещё больше замыкаются в себе.

Автор Мацькайло Инна Владимировна
Дата добавления 12.10.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 141
Номер материала MA-067936
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓