Главная / Классному руководителю / Индивидуальная работа воспитателя группы продленного дня со слабоуспевающими учащимися

Индивидуальная работа воспитателя группы продленного дня со слабоуспевающими учащимися

Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского (АФ)









Индивидуальная работа воспитателя группы продленного дня со слабоуспевающими учащимися.











Выполнила студентка 1 курса (3 года)

Абрамова Оксана Викторовна

Проверила:

Ушенина Татьяна Николаевна











Арзамас

2013 – 2014 уч. г.


Чтобы помочь ученику справиться с проблемами в обучении, вывести его на должный уровень необходимо разобраться : что такое неуспеваемость?какие особенности неуспевающих детей?на каких детей нужно обратить свое внимание?как выявить слабоуспевающих детей?что предпринять для устранения этой проблемы?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. [1]

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема

любой школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. [2]

Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:

Кого учить? Чему учить? Как учить?


Кого учить?

Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся:

- низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

отсутствие познавательного интереса;

- не сформированы элементарные организационные навыки;

- учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения;

- нет опоры на родителей как союзников учителя, дети, в основном, из асоциальных семей;

- отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся, частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта;


Причины отставания ученика могут быть различными:[1,c.34]

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

  • К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

  • Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".


Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся [3](во время всего контактирования с детьми учитель и воспитатель не только обучает детей, но и наблюдает за каждым ребенком во избежании проблем в дальнейшем. Следующие признаки отставания отдельных учащихся должны быть «первыми звоночками» для более пристального внимания и начала корректирующих действий )


1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель или воспитатель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты занятия, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения воспитателя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.


В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе работы, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.


Основные способы обнаружения отставаний учащихся


наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

вопросы воспитателя и его требования сформулировать то или иное положение;

самостоятельные задания. При проведении самостоятельных работ воспитатель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.


Основные признаки неуспеваемости учащихся[2,c.17]

1.Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2.Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3.Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.


Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.


Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.


Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.

Нужно так организовать учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.


Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

Как повысить работоспособность:

Разнообразить виды деятельности.

Проветривать кабинет.

Проводить физминутки.

Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.


Основные виды работы с неуспевающими в группе продленного дня:[4], [3,c. 21]


Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

Развитие основных мыслительных операций.

Развитие различных видов мышления.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Для реализации корекктирующей работы можно использовать следующие задания:[5]

Задание 1.

Изучение анализирующего наблюдения.

Описание внешнего вида объектов

Определение недостающих деталей на рисунках.

Обнаружение малозаметных компонентов.

Задание "Запутанный рисунок.

Узнавание объектов.

Задание 2.

Изучение процессов произвольного внимания

- Школьнику предлагается без ошибок переписать строчки, состоящие из произвольного набора букв.

- Корректурная проба. Школьнику предлагается из небольшого текста за 5-7 минут вычеркнуть определенную букву.

Задание 3.

Выделение существенных признаков и обобщение.

  • Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая "лишняя", т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение.

- Ученику зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти "лишнее" слово и объяснить.

Задание 4.

Выделение отдельных слов из квазислова или предложения.

Задание 5.

Зрительный вербальный анализ.

- В рядах букв ученика просят найти «спрятавшиеся» там слова.


Для данной работы воспитатель должен:

Знать психическое развитие ребёнка.

Стремиться понять и принять каждого ребёнка.

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат.


Проявлять

- разумную требовательность;

- неиссякаемое терпение;

- справедливую строгость;

- веру в возможности ученика;

Уметь встать на позиции ученика.

Уметь вести непринуждённый диалог.

Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план).

Учить работать со словарями и другим справочным материалом.


Формы и виды помощи


Формы помощи:

- Фронтальная;

- Индивидуальная.


Виды помощи:

- Стимулирующая.

- Направляющая.

- Обучающая.

В работе со слабыми учащимися воспитатель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:[4,c.18]

Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос, дав возможность ученикам позаниматься дома.

Путём правильной тактики опросов и поощрений (замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.


Предлагаю рассмотреть некоторые способы стимулирования познавательных интересов, тяги к сотрудничеству и поднятия самооценки учащегося.[6]

  1. Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

- специальных таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Решением таких проблем может служить правильно организованная работа, основанная на личностно-ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

Кроме того, часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. [7]

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели воспитания. Воспитатель направляет работу, частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для:

понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);

помощи со стороны учащихся и воспитателя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, это может быть «мысленная» оценка, не высказанная вслух, ребенок сам придет к анализу своей деятельности. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

  1. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Данный вид работы можно организовать и в группе продленного дня. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. [8]

Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию к проекту?

  1. В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я.А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. Группа продленного дня идеальное место для того, что при выполнении заданий дети получали столько времени, сколько им нужно для осмысления и выполнения той или иной работы.(Воспитателю нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.)

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “средненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. [9]




Для более успешной работы со слабоуспевающими детьми воспитатель группы продленного дня должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, родителями, психологом, социальном педагогом и конечно с классным руководителем. И только тогда можно достичь поистине высоких результатов и воспитать разносторонне развитую личность, которая в дальнейшем сможет легко социализироваться в обществе.


Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И для этого мы должны приложить все свои усилия!!!




Список используемых интернет ресурсов

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/organizatsiya-raboty-so-slabouspevayushchimi-uchashchimisya

  2. http://festival.1september.ru/articles/513208/

  3. shkola2liv.narod.rumat/sl.pdf

  4. http://urez5.narod.ru/index/0-145

  5. BestReferat.rureferat-50369.html

  6. baltayschool.ucoz.rupubl/neuspevajushhie_deti/1…2

  7. ref.byrefs/62/25953/1.html

  8. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3ac68b4d53b89521306c36_0.html

  9. http://mybloginfo.ru/parents/parentsspecrekom/134-shkolnaya-neuspevaemost.html

































Литература.

  1. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. Локалова Н.П. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009.

  2. Школьная неуспеваемость. Диагностика причин. "Работа над ошибками". Екатерина Емельянова


  1. Ничего страшного. Неуспеваемость излечима! Оливье Револь. И.: Ломоносов. 2009




  1. Досуг и занятия в группе продленного дня. Начальная школа : практическое пособие. А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко



Индивидуальная работа воспитателя группы продленного дня со слабоуспевающими учащимися
  • Классному руководителю
Описание:

       Чтобы помочь ученику справиться с проблемами в обучении, вывести его на должный уровень необходимо разобраться : что такое неуспеваемость?какие особенности неуспевающих детей?на каких детей нужно обратить свое внимание?как выявить слабоуспевающих детей?что предпринять для устранения этой проблемы?

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.

      Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих. 

Автор Абрамова Оксана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1624
Номер материала 25428
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓