Главная / Начальные классы / Индивидуальная программа развития ребёнка-инвалида (обучение на дому)

Индивидуальная программа развития ребёнка-инвалида (обучение на дому)











Демиденко Раиса Николаевна


МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4»

Учитель начальных классов









Индивидуальная программа

развития ребенка-инвалида, ученицы 4-го класса

(индивидуальное обучение на дому)































МБОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4»


«Согласовано» «Утверждаю»

Родитель: Захаров Е. А. Директор ОУ: Азарова Н. В.

Дата: 01.09.2012г. Дата: 01.09.2012г.










ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


учащейся 4 «Б» класса

Захаровой Дарьи


Возраст: 10 лет











Ответственный за реализацию программы:

Демиденко Раиса Николаевна

























Индивидуальная программа

развития ребенка-инвалида, ученицы 4-го класса

(индивидуальное обучение на дому)

Демиденко Раиса Николаевна, учитель начальных классов

Поддубная Марина Викторовна, педагог-психолог

Ильина Евгения Николаевна, учитель-логопед

Пояснительная записка.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей Захаровой Дарьи, ученицы 4 класса, для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.


Цель программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Задачи программы:

  1. Обеспечить формирование универсальных учебных действий, как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащейся.

  2. Обеспечить возможности для продолжения социально-личностного развития ребенка, появления осознанных представлений об окружающем мире, о себе, о нравственно-этических нормах общества.

  3. Обеспечить общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающегося, сохранение своей индивидуальности.

  4. Гарантировать создание условий учащейся с ограниченными возможностями здоровья для получения ей образования, коррекции нарушения развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

  5. Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ОВЗ с учётом её психофизического развития и индивидуальных возможностей.

  6. Осуществить коррекцию индивидуального дефекта на основе медико-психолого-педагогической диагностики.


Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому.

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.


При создании программы следует придерживаться следующих принципов:



  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • единство диагностики и коррекции;

  • принцип научности и доступности обучения;

  • принцип поэтапности и повторяемости;

  • целостность и системность процесса коррекции;

  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

  • сочетание прямых и опосредованных действий (работа с ближайшим социальным окружением);

  • игровая форма проведения занятий как средство повышения активности и самооценки ребенка;

  • принцип связи обучения с жизнью.








Основные методы

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация.

Практические методы: рисунки, схемы, таблицы, обведение контуров материков и т.д.

Конструктивно-рисуночный метод

Формирует зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

Метод двигательных ритмов.

Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу.


Метод звукодыхательных упражнений.

Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек - ритм дыхания и движения.


Релаксационный метод.

Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела). Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

Индивидуализация планирования связана:

с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания ;

— с резкой дисгармоничностью интеллекта и недостаточным развитием вербальных подструктур;

— со сниженным уровнем интеллекта;

— с отклонениями в эмоциональном и личностном развитии.


На уроках будут использованы следующие ресурсы:

— наглядный материал (схемы, таблицы);

— книги школьной, домашней библиотек;

— аудио и видео материалы.


Виды деятельности

1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:

устный ответ;

письменный ответ;

составление/заполнение таблицы;

составление плана;

подбор/поиск примеров;

наблюдение;

сравнительный анализ.

Формы контроля

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

опрос

устный ответ

письменный ответ

тестирование

самостоятельная работа


Общая характеристика трудностей обучения.

Характеристика общеучебных трудностей:

наличие в анамнезе некомпенсированные неврологические осложнения, снижающие общую работоспособность;

— неумение строить развернутый устный ответ на вопрос;

— ограниченность словарного запаса.

неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

неумение применить знания в нестандартной ситуации;

неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.


Характер взаимодействия ученика и учителя:


непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого);

боязнь критики, негативной оценки.



Предполагаемый результат по предметам

Обучающаяся получит возможность для формирования:

уровня устной и письменной речи, формулирование основной мысли высказывания;

распознавания смысловых, грамматических, орфографических ошибок при письменном оформлении высказывания;

дифференциации качественных характеристик звуков;

умения определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;

умения разбора слова по составу;

различения родственных слов и слов с омонимичными корнями;

определения грамматических признаков различных частей речи, различение частей речи;

различения вопросов к именам существительным;

различения двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;

установления синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

умения выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;

навыка применять знание орфограмм при письме под диктовку, при записи собственного текста.

умения обобщить информацию, содержащуюся в разных частях.

умения привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

умения на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

умения скоординировать имеющиеся житейские представления с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;

умения записывать числа (величины) и давать характеристики

умения различать, правильно называть геометрические фигуры;

способность установить зависимость между величинами (часть-целое), решить текстовую задачу в 1-2 действия;

умения пользоваться математической терминологией;

умения применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;

умения использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

способность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов.


Сформировать навык самостоятельной работы, работать над систематизацией ранее изученного, строить развернутый устный ответ на вопрос, увеличить словарный запас ученика.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, логопеда, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Участники программы: родители, учитель начальных классов, учитель-логопед, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.








Индивидуальная программа развития ребёнка-инвалида (обучение на дому)
  • Начальные классы
Описание:

   Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ученицы 4 класса, для получения  полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

    Цель программы: комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     Обучение в связи с ограниченными возможностями здоровья ребенка происходит на дому. Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям. 

Автор Демиденко Раиса Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2125
Номер материала 46002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓