Пояснительная
записка
В период школьного возраста происходит физическое и
психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и
интеграция в обществе. Индивидуальная
программа развития познавательных процессов и коммуникабельности предназначена
для занятий с учащимся 6 класса Лычагиным Сергеем. Данная программа разработана
с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Актуальность разработки программы обучения и развития
ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, обучаемого на дому,
обусловлена следующими проблемами:
-необходимость создания продуктивных условий
педагогического процесса;
-отсутствие утвержденной программы
коррекционно-развивающего обучения детей, имеющего тяжелую умственную
отсталость;
Системный подход в планировании развития и обучения
детей, имеющих тяжелую умственную отсталость, заключается в организации
обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается
на познавательные возможности обучающихся.
Предлагаемая программа развития и обучения на дому
ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, построена на общих принципах
коррекционной педагогики и олигофренопедагогики.
Программа составлена с учетом и опорой на
резервные возможности ребенка:
Цель
– создание условий для формирования способности ребёнка к обучению,
овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность
включения его в какую-либо деятельность.
Задачи :
- развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти,
мышления);
- формирование внутренней позиции школьника;
-развитие коммуникативных навыков.
Программа
включает в себя следующие блоки:
1.
Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа - выявить уровень
познавательных процессов, коммуникативных навыков.
2.
Коррекционный/развивающий блок. Цель - развитие и коррекция познавательных
процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной
сферы.
3.
Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности
коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных
процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате
развивающих воздействий.
Форма проводимой работы
Данная программа предполагает проведение занятий в
индивидуальном режиме.
Длительность программы
Программа рассчитана на 24 часа,
занятия проводятся два раза в неделю, длительностью 2 часа.
Ожидаемые результаты:
При условии успешной реализации данной
программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной
деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Эффективность программы оценивается по
результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в
начале и в конце коррекционных занятий.
Учебный
план программы
№
п/п
|
Наименование блоков
|
Всего часов
|
В том числе
|
Форма контроля
|
Теоретические
|
Практические
|
1
|
Исследования
учащегося
|
4
|
1
|
3
|
Наблюдение,
анкетирование
|
2
|
Развитие
интеллектуальных способностей
|
4
|
2
|
2
|
|
3
|
Коррекция
поведения «Познавая себя и других»
|
8
|
6
|
2
|
|
4
|
"Коррекция
эмоционально-личностной сферы"
|
4
|
2
|
2
|
|
5
|
Итоговые
исследования учащегося
|
4
|
1
|
3
|
|
Итого
|
24
|
|
|
|
Учебно-
тематическое планирование
№
п/п
|
Наименование блоков
|
Всего часов
|
В том числе
|
Сроки
|
Теорети-ческие
|
Практи-ческие
|
1
|
Исследования
учащегося
|
4
|
1
|
3
|
|
1.1
|
- Методика исследования типов памяти.
|
2
|
1
|
1
|
|
1.2
|
- Методики на
внимание, воображение, восприятие, мышление
|
2
|
0
|
2
|
|
2
|
Развитие
интеллектуальных способностей
|
4
|
2
|
2
|
|
2.1
|
"Коррекция
внимания. Развитие произвольности психических процессов".
|
2
|
1
|
1
|
|
2.2
|
«Коррекция
памяти (обучение приёмам запоминания), и восприятия»
|
2
|
1
|
1
|
|
3
|
Коррекция
поведения «Познавая себя и других»
|
8
|
6
|
2
|
|
3.1
|
Освоение
приёмов активного общения "Я и другие"
|
2
|
2
|
0
|
|
3.2
|
«Добрым
быть полезно»
|
2
|
1
|
1
|
|
3.3
|
"Индивидуальность
или чем я отличаюсь от других"
|
2
|
1
|
1
|
|
3.4
|
«Конфликты
и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.
|
2
|
1
|
1
|
|
4
|
«Коррекция
эмоционально-личностной сферы»
|
4
|
2
|
2
|
|
4.1
|
Я
учусь владеть собой". Основы саморегуляции.
|
2
|
1
|
1
|
|
4.2
|
"Агрессию
- под контроль. Коммуникативность".
|
2
|
1
|
1
|
|
5
|
Итоговые
исследования учащегося
|
4
|
1
|
3
|
|
5.1
|
-Методика
"Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип);
|
2
|
1
|
1
|
|
5.2
|
-
Методики
на внимание, воображение, восприятие, мышление
|
2
|
0
|
2
|
|
Итого
|
24
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА.
1. Айхингер
А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС,
2003
2. Бабкина Н.
В. Радость познания. - М.: 2000 г.
3. Вагапова
Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель,
1999.
4. Винник М.
О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону:
"ФЕНИКС", 2007.
5. Гунина Е.
В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". -
КЛИО, 1997.
6. Зинкевич -
Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в
сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
7. Игры -
обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.:
Новая школа, 1994.
8. Ильина М.
В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
9. Истратова
О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения,
техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
10. Карелина И. О.
"Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия
развития", 2006.
11. Кипнис М.
"128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить,
настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм -
ЕВРОЗНАК, 2009.
12. Козак О. Н.
"Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
13. Комплексная
методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.