Главная / Школьному психологу / Индивидуальная программа "Развитие познавательных и коммуникативных способностей"

Индивидуальная программа "Развитие познавательных и коммуникативных способностей"

Пояснительная записка

В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в обществе. Индивидуальная программа развития познавательных процессов и коммуникабельности предназначена для занятий с учащимся 6 класса Лычагиным Сергеем. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Актуальность разработки программы обучения и развития ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, обучаемого на дому, обусловлена следующими проблемами:

-необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

-отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей, имеющего тяжелую умственную отсталость;

Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих тяжелую умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности обучающихся.

Предлагаемая программа развития и обучения на дому ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, построена на общих принципах коррекционной педагогики и олигофренопедагогики.

Программа составлена с учетом и опорой на резервные возможности ребенка:

Цельсоздание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.

Задачи :
- развитие познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование внутренней позиции школьника;
-развитие коммуникативных навыков.


Программа включает в себя следующие блоки:

1. Диагностический (первичная диагностика). Цель данного этапа - выявить уровень познавательных процессов, коммуникативных навыков.

2. Коррекционный/развивающий блок. Цель - развитие и коррекция познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы.

3. Диагностический (вторичная диагностика). Блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащейся в результате развивающих воздействий.

Форма проводимой работы

Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.

Длительность программы

Программа рассчитана на 24 часа, занятия проводятся два раза в неделю, длительностью 2 часа.

Ожидаемые результаты:

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, которое проводиться в начале и в конце коррекционных занятий.


Учебный план программы

п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические

Практические

1

Исследования учащегося

4

1

3

Наблюдение, анкетирование

2

Развитие интеллектуальных способностей

4

2

2


3

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

8

6

2


4

"Коррекция эмоционально-личностной сферы"

4

2

2


5

Итоговые исследования учащегося

4

1

3


Итого

24





Учебно- тематическое планирование


п/п

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Сроки

Теорети-ческие

Практи-ческие

1

Исследования учащегося

4

1

3


1.1

- Методика исследования типов памяти.


2

1

1


1.2

- Методики на внимание, воображение, восприятие, мышление


2

0

2


2

Развитие интеллектуальных способностей

4

2

2


2.1

 "Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов".


2

1

1


2.2

 «Коррекция памяти (обучение приёмам запоминания), и восприятия»

2

1

1


3

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

8

6

2


3.1

Освоение приёмов активного общения "Я и другие"

2

2

0


3.2

 «Добрым быть полезно»


2

1

1


3.3

 "Индивидуальность или чем я отличаюсь от других"

2

1

1


3.4

«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.

2

1

1


4

«Коррекция эмоционально-личностной сферы»

4

2

2


4.1

Я учусь владеть собой". Основы саморегуляции.

2

1

1


4.2

 "Агрессию - под контроль. Коммуникативность".

2

1

1


5

Итоговые исследования учащегося


4

1

3


5.1

-Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип);

2

1

1


5.2

- Методики на внимание, воображение, восприятие, мышление


2

0

2


Итого

24





ЛИТЕРАТУРА.

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

  6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

  7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

  9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

  10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

  11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

  12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

Индивидуальная программа "Развитие познавательных и коммуникативных способностей"
  • Школьному психологу
Описание:

В период школьного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в обществе. Индивидуальная программа развития познавательных процессов и коммуникабельности предназначена для занятий с учащимся (кл. , ФИ). Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Актуальность разработки программы обучения и развития ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, обучаемого на дому, обусловлена следующими проблемами:

-необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

-отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей, имеющего тяжелую умственную отсталость;

Автор Марина Владимировна Путилина
Дата добавления 24.01.2016
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 813
Номер материала MA-064078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓