Главная / Математика / Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике

Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике

Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике


Преподаватель математики: Даниярова Дарига Байболатовна

КГКП «Красноармейский аграрно-технический колледж», 2014-2015 учебный год


Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.

Под индивидуализацией мы понимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

  • уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

  • индивидуально-типологические особенности;

  • познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

  • скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

Выделяются следующие основные виды индивидуализации:

  1. дифференциация обучения, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;

  2. внутриклассная индивидуализация учебной работы - это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;

  3. прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.

Для проведения опытной работы были использованы следующие приемы: индивидуализация и дифференциация заданий (классных, контрольных, домашних), индивидуальная помощь отдельным школьникам.

Результаты опытной работы показали изменение в обученности школьников (обученность повысилась), в развитии их интересов и повышении мотивации.

Нужно отметить, что наряду с понятием «индивидуальный подход в обучении» часто применяется понятие «дифференцированный подход». Некоторые авторы даже отождествляют эти понятия. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение -

  1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

  2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Цель дифференцированного обучения:

  • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

  • адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике в 5-11 классах являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому учащихся условно можно разделить на три группы.

Первая группа - учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

Вторая группа - учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения изменённых и усложнённых задач находят, опираясь на указания учителя.

Третья группа - учащиеся с низким темпом продвижения: при изучении нового материала испытывают определённые затруднения, нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений усложнённых задач, как правило, не проявляют; слабоуспевающие учащиеся, значительно отстающие в развитии от сверстников, имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы уровня обязательных результатов представляет сложную задачу.

Дифференцированное обучение помогает одним учащимся достичь обязательных результатов обучения, задающих нижнюю границу подготовки школьников, другим - последовательно формировать умения самостоятельно находить решения более сложных задач на основе изученного. Для организации целенаправленной работы по достижению учащимися уровня обязательной подготовки и продвинутого уровня я предлагаю разработки (методику) по индивидуализированному обучению.

Новая методика - это, скорее всего один из способов коллективного (парного) + индивидуализированного обучения. Это изучение нового материала и первичное закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Можно использовать для работы с любой возрастной группой учащихся. Можно использовать при изучении нового материала 15-20 минут. 

Сформулирую основные принципы работы этой методики:

  • добровольность участия в этой работе учащихся;

  • посильность работы для каждого учащегося;

  • открытость плана урока и критериев оценок.

Каковы преимущества:

  • у большинства учащихся появляется заинтересованность.

  • улучшаются осмысленность изученного.

  • каждый работает со своим собственным заданием и скоростью.

  • у учителя появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся. Это не тормозит работу класса.

  • урок можно спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения заданий повышенной сложности.

  • у учащегося появляется право выбора: получать отметку за урок или не получать.

  • увеличивается число отметок в журнале.

  • отпадает необходимость в динамических паузах (учащиеся и так много двигаются во время урока по классу).

Правила, которые должны соблюдаться во время такого урока:

  • нельзя говорить громче отвечающего у доски.

  • нельзя бегать по классу, передвигаться можно только спокойным шагом.

  • подходить с проверкой к учителю только по одному, если учитель свободен.

При работе в парах учащимся передаются функции учителя такие, как: информационная, организационная, контрольная, частично оценивающая. Пары могут быть постоянного и сменного характера, при этом надо учитывать психологическую совместимость ребят.

В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития находится между уровнем актуального развития, когда ребенок решает задачу самостоятельно, и уровнем потенциальной возможности, на котором ребенок успешно решает задачу только в сотрудничестве со взрослым.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя. Внешняя дифференциация - это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Внешняя дифференциация по общим способностям, учеников представляет собой коррекционно-развивающие классы, общеобразовательные и гимназические. Внешняя дифференциация по интересам учеников - это классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, а также выбор учениками ряда учебных предметов при обязательном наборе базовых.

Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.

Если "внешняя дифференциация" может быть "навязана сверху" (директором или другим образовательным органом), то "внутренняя дифференциация" полностью зависит от учителя, от его способностей, от его умения и применяемых им собственных или предлагаемых методик для обеспечения каждому ученику возможностей развития своих задатков.

Во внутренней дифференциации выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проектируемой профессии.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмету. Объективно математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников.

Различают два вида дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.

Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребности всех школьников. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциации в последнее время получил распространение термин "уровневая дифференциация".

Учитель разрабатывает варианты заданий для учащихся с высокими учебными возможностями (имеющих высокий уровень развития способностей к изучению данного предмета и обладающих высокой работоспособностью); для учащихся со средними учебными возможностями (обычно работоспособных, со средним, а иногда даже высоким уровнем способностей к учению, но не проявляющих специального интереса к предмету) и для учащихся с низкими учебными возможностями (с низкой работоспособностью, со средним или низким уровнем способностей к учению, не проявляющих интереса к предмету, имеющих значительные пробелы в знаниях). Учебные задачи в математике рассматриваются как цель и как средство обучения. В силу этого нормативные требования к усвоению того или иного раздела (темы) формулируются и задаются в виде задач различной сложности, решение которых является обязательным или желательным результатом обучения.

Важные условия, выполнение которых необходимо для успешного и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

  • выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся;

  • наличие определенных ножниц между уровней требования и уровнем обучения;

  • в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням обучения;

  • добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.

Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. Однако высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения.

Профильная дифференциация представлена в современной школе в форме классов, ориентированных на вуз, или лицейских классов. Расширение учебной программы происходит за счет более глубокого изучения уже включенных в программу тем, рассмотрения большего числа сторон явления, его связей, зависимостей. Добавляется материал, отобранный на основании интересов самого учителя.

Что касается специфики методов обучения и организационных форм, то в классах с углубленным изучением отдельных предметов увеличивается удельный вес проблемных методов, ученики выполняют большое количество самостоятельных творческих работ (микроисследования, рефераты, доклады, модели и так далее).

Среди организационных форм в этих классах увеличивается объем групповых, индивидуальных форм работы, чаще проводятся лекции, уроки - дискуссии, семинарские и практические занятия.

Оба вида дифференциации сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования, хотя и в разном удельном весе. В основной школе преобладает уровневая дифференциация, не теряющая своего значения и в старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным формам профильного изучения предметов. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже в основной школе, где она осуществляется через кружковые занятия и факультативы.

В дифференцированном обучении математике гуманна концепция единства уровневой и профильной дифференциации, одна без другой неполноценна. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или иной вид дифференциации - значит совершить антигуманный акт. Получать удовольствие от занятий математикой школьник сможет только тогда, когда дифференциация и индивидуализация (как предельная форма дифференциации) будут доступны ему в той степени, в какой он сам пожелает. В противном случае один ребенок будет учиться налегке, не напрягаясь, а другой - пытаться осилить непосильное. Первый не найдет применения имеющимся способностям и не реализует свой потенциал, второй будет чувствовать постоянное унижение, ощущать на каждом шагу собственную неполноценность и умственную убогость.

Изучение математики «на высоком» уровне нельзя осуществить в полной мере, если оно не опирается на профильную дифференциацию. Не использовать ее как рычаг для приведения в действие всех возможностей уровневой дифференциации - значит заранее понизить предполагаемую эффективность обучения.

Профильная дифференциация направлена на углубленное изучение математики, расширение представлений о ее приложениях в различных областях человеческой деятельности. Иначе говоря, мы имеем дело с качественно иным уровнем обучения математике. Поэтому профильная дифференциация является эффективным средством варьирования уровней обучения предмету, независимо от того, в каком классе он преподается: в математическом, гуманитарном, техническом или общеобразовательном; без профильной дифференциации невозможна эффективная уровневая дифференциация. Выбор профиля обучения нисколько не снижает значимости уровневой дифференциации, а изменяет лишь возможности ее осуществления.

Выделение двух видов дифференциации полезно только для того, чтобы более разносторонне, глубоко, детально и полно изучить проблему дифференцированного обучения.
























Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике
  • Математика
Описание:

Под индивидуализацией мы понимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Дифференцированное обучениепомогает одним учащимся достичь обязательных результатов обучения, задающих нижнюю границу подготовки школьников, другим - последовательно формировать умения самостоятельно находить решения более сложных задач на основе изученного. Для организации целенаправленной работы по достижению учащимися уровня обязательной подготовки и продвинутого уровня я предлагаю разработки (методику) по индивидуализированному обучению.

 

Новая методика - это, скорее всего один из способов коллективного (парного) + индивидуализированного обучения. Это изучение нового материала и первичное закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Можно использовать для работы с  любой возрастной группой учащихся. Можно использовать при изучении нового материала 15-20 минут. 

Автор Даниярова Дарига Байболатовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 1060
Номер материала 21228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓