Инфоурок Математика Другие методич. материалыИндивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике

Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике

Скачать материал

Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике

 

Преподаватель математики: Даниярова Дарига Байболатовна

КГКП «Красноармейский аграрно-технический колледж», 2014-2015 учебный год

 

Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.

Под индивидуализацией мы понимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

-     уровень умственного развития школьника, его обученность и обучаемость;

-     индивидуально-типологические особенности;

-     познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации);

-     скорость прохождения и понимания учебных предметов: быстро, медленно.

Выделяются следующие основные виды индивидуализации:

1.    дифференциация обучения, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам;

2.    внутриклассная индивидуализация учебной работы - это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует учитель в обычном классе массовой школы;

3.    прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстренно, или замедленно.

Для проведения опытной работы были использованы следующие приемы: индивидуализация и дифференциация заданий (классных, контрольных, домашних), индивидуальная помощь отдельным школьникам.

Результаты опытной работы показали изменение в обученности школьников (обученность повысилась), в развитии их интересов и повышении мотивации.

Нужно отметить, что наряду с понятием «индивидуальный подход в обучении» час­то применяется понятие «дифференцированный подход». Некото­рые авторы даже отождествляют эти понятия. Дифференциация в переводе с латинского означает разделе­ние, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение -

1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Цель дифференцированного обучения:

-  обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

-  адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.

Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения математике в 5-11 классах являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Поэтому учащихся условно можно разделить на три группы.

Первая группа - учащиеся с высоким темпом продвижения в обучении: общие схемы выполнения типовых задач фактически усваивают в процессе первичного обучения, во многих случаях могут самостоятельно находить решения изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

Вторая группа - учащиеся со средним темпом продвижения в обучении: овладение новыми знаниями и умениями не вызывает особых затруднений, способы выполнения типовых задач усваивают после рассмотрения 2-3 образцов, решения изменённых и усложнённых задач находят, опираясь на указания учителя.

Третья группа - учащиеся с низким темпом продвижения: при изучении нового материала испытывают определённые затруднения, нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладевают после длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений усложнённых задач, как правило, не проявляют; слабоуспевающие учащиеся, значительно отстающие в развитии от сверстников, имеющие существенные пробелы в знаниях. Достижение учащимися этой группы уровня обязательных результатов представляет сложную задачу.

Дифференцированное обучение помогает одним учащимся достичь обязательных результатов обучения, задающих нижнюю границу подготовки школьников, другим - последовательно формировать умения самостоятельно находить решения более сложных задач на основе изученного. Для организации целенаправленной работы по достижению учащимися уровня обязательной подготовки и продвинутого уровня я предлагаю разработки (методику) по индивидуализированному обучению.

Новая методика - это, скорее всего один из способов коллективного (парного) + индивидуализированного обучения. Это изучение нового материала и первичное закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Можно использовать для работы с  любой возрастной группой учащихся. Можно использовать при изучении нового материала 15-20 минут. 

Сформулирую основные принципы работы этой методики:

-     добровольность участия в этой работе учащихся;

-     посильность работы для каждого учащегося;

-     открытость плана урока и критериев оценок.

Каковы преимущества:

- у большинства учащихся появляется заинтересованность.

- улучшаются осмысленность изученного.

- каждый работает со своим собственным заданием и скоростью.

- у учителя появляется возможность чаще вызывать к доске слабых учащихся. Это не тормозит работу класса.

- урок можно спланировать так, чтобы у сильных учащихся оставалось время для решения заданий повышенной сложности.

- у учащегося появляется право выбора: получать отметку за урок или не получать.

- увеличивается число отметок в журнале.

- отпадает необходимость в динамических паузах (учащиеся и так много двигаются во время урока по классу).

Правила, которые должны соблюдаться во время такого урока:

-     нельзя говорить громче отвечающего у доски.

-     нельзя бегать по классу, передвигаться можно только спокойным шагом.

-     подходить с проверкой к учителю только по одному, если учитель свободен.

При работе в парах учащимся передаются функции учителя такие, как: информационная, организационная, контрольная, частично оценивающая. Пары могут быть постоянного и сменного характера, при этом надо учитывать психологическую совместимость ребят.

В основу дифференциации положена теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития находит­ся между уровнем актуального развития, когда ребенок решает за­дачу самостоятельно, и уровнем потенциальной возможности, на котором ребенок успешно решает задачу только в сотрудничестве со взрослым.

Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференци­ация внешняя и внутренняя. Внешняя дифференциация - это раз­деление учащихся по определенным признакам (способностям, ин­тересам) на стабильные группы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются. Внешняя дифференциация по общим способностям, учеников пред­ставляет собой коррекционно-развивающие классы, общеобразовательные и гимназические. Внешняя дифференциация по интересам учеников - это классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, а также выбор учениками ряда учебных предметов при обязательном наборе базовых.

Внутренняя (внутриклассная) дифференциация учитывает индивидуальные особенности детей в процессе обучения в классе. Раз­деление на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.

Если "внешняя дифференциация" может быть "навязана сверху" (директором или другим образовательным органом), то "внутрен­няя дифференциация" полностью зависит от учителя, от его способностей, от его умения и применяемых им собственных или пред­лагаемых методик для обеспечения каждому ученику возможнос­тей развития своих задатков.

Во внутренней дифференциации выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проек­тируемой профессии.

В обучении математике дифференциация име­ет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмету. Объективно матема­тика - одна из самых сложных школьных дис­циплин и вызывает трудности у многих учащих­ся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Раз­рыв в возможностях восприятия курса учащими­ся весьма велик. Ориентация же на личность уче­ника требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школь­ников.

Различают два вида дифференциации.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной програм­ме и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом яв­ляется уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении уче­ником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формиру­ются более высокие уровни овладения материа­лом.

Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребности всех школьников. Обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уров­нях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязатель­ной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциа­ции в последнее время получил распространение термин "уровне­вая дифференциация".

Учитель разрабатывает варианты заданий для учащихся с вы­сокими учебными возможностями (имеющих высокий уровень раз­вития способностей к изучению данного предмета и обладающих высокой работоспособностью); для учащихся со средними учеб­ными возможностями (обычно работоспособных, со средним, а иногда даже высоким уровнем способностей к учению, но не про­являющих специального интереса к предмету) и для учащихся с низкими учебными возможностями (с низкой работоспособностью, со средним или низким уровнем способностей к учению, не прояв­ляющих интереса к предмету, имеющих значительные пробелы в знаниях). Учебные задачи в математике рассматриваются как цель и как средство обучения. В силу этого нормативные требования к усвоению того или иного раздела (темы) формулируются и зада­ются в виде задач различной сложности, решение которых явля­ется обязательным или желательным результатом обучения.

Важные условия, выполнение которых необходимо для успешно­го и эффективного осуществления уровневой дифференциации:

-выделенные уровни усвоения материала и в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для уча­щихся;

-наличие определенных нож­ниц между уровней требования и уровнем обучения;

-в обучении должна быть обес­печена последовательность в про­движении ученика по уровням обучения;

-добровольность в выборе уров­ня усвоения и отчетности.

Профильная дифференциация (или дифферен­циация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объе­мом сведений и даже номенклатурой рассматри­ваемых вопросов. Однако высокий уровень учеб­ных требований естественным образом ограни­чивает число учащихся, охваченных этой формой обучения.

Профильная дифференциация представлена в современной школе в форме классов, ориентированных на вуз, или лицейских классов. Расширение учебной программы происхо­дит за счет более глубокого изучения уже включенных в программу тем, рассмотрения большего числа сторон явления, его связей, зависимостей. Добавляется материал, отобранный на основании ин­тересов самого учителя.

Что касается специфики методов обучения и организационных форм, то в классах с углубленным изучением отдельных предметов увеличивается удельный вес проблемных методов, ученики выпол­няют большое количество самостоятельных творческих работ (мик­роисследования, рефераты, доклады, модели и так далее).

Среди организационных форм в этих классах увеличивается объем групповых, индивидуальных форм работы, чаще проводятся лекции, уроки - дискуссии, семинарские и практические заня­тия.

Оба вида дифференциации сосуществуют и вза­имно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования, хотя и в разном удельном весе. В основной школе пре­обладает уровневая дифференциация, не теряю­щая своего значения и в старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается раз­нообразным формам профильного изучения пред­метов. Вместе с тем дифференциация по содер­жанию может проявляться уже в основной шко­ле, где она осуществляется через кружковые за­нятия и факультативы.

В дифференцированном обучении математике гуманна концепция единства уровневой и профиль­ной дифференциации, одна без другой неполноцен­на. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или иной вид дифференциа­ции - значит совершить антигуманный акт. По­лучать удовольствие от занятий математикой школьник сможет только тогда, когда дифферен­циация и индивидуализация (как предельная форма дифференциации) будут доступны ему в той степени, в какой он сам пожелает. В против­ном случае один ребенок будет учиться налегке, не напрягаясь, а другой - пытаться осилить не­посильное. Первый не найдет применения име­ющимся способностям и не реализует свой по­тенциал, второй будет чувствовать постоянное унижение, ощущать на каждом шагу собственную неполноценность и умственную убогость.

Изучение математики «на высоком» уровне нельзя осуществить в полной мере, если оно не опирается на профильную дифференциацию. Не использовать ее как рычаг для приведения в дей­ствие всех возможностей уровневой дифферен­циации - значит заранее понизить предполагае­мую эффективность обучения.

Профильная дифференциация направлена на углубленное изучение математики, расширение представлений о ее приложениях в различных областях человеческой деятельности. Иначе гово­ря, мы имеем дело с качественно иным уровнем обучения математике. Поэтому профильная дифференциация является эффективным средством варьирования уровней обучения предмету, неза­висимо от того, в каком классе он преподается: в математическом, гуманитарном, техническом или общеобразовательном; без профильной диффе­ренциации невозможна эффективная уровневая дифференциация. Выбор профиля обучения ни­сколько не снижает значимости уровневой дифференциации, а изменяет лишь возможности ее осуществления.

Выделение двух видов дифференциации полез­но только для того, чтобы более разносторонне, глубоко, детально и полно изучить проблему дифференцированного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Индивидуализация процесса обучения и дифференцированный подход в обучении математике"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Помощник руководителя отдела библиотеки

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Под индивидуализацией мы понимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

Дифференцированное обучениепомогает одним учащимся достичь обязательных результатов обучения, задающих нижнюю границу подготовки школьников, другим - последовательно формировать умения самостоятельно находить решения более сложных задач на основе изученного. Для организации целенаправленной работы по достижению учащимися уровня обязательной подготовки и продвинутого уровня я предлагаю разработки (методику) по индивидуализированному обучению.

 

Новая методика - это, скорее всего один из способов коллективного (парного) + индивидуализированного обучения. Это изучение нового материала и первичное закрепление, формирование знаний, умений и навыков. Можно использовать для работы с  любой возрастной группой учащихся. Можно использовать при изучении нового материала 15-20 минут. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» основного общего образования 6 класс На 2019-2020 учебный год
  • Учебник: «Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.
  • 03.10.2020
  • 224
  • 0
«Математика», Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. / Под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 402
    • DOCX 39.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Даниярова Дарига Байболатовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Даниярова Дарига Байболатовна
    Даниярова Дарига Байболатовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 40537
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 685 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 808 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 985 человек

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе