Главная / ИЗО, МХК / Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства (из опыта работы)

Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства (из опыта работы)

Индивидуализация обучения на уроках

изобразительного искусства

(из опыта работы)

Индивидуальный подход является одним из важных принципов коррекционной педагогики, органической частью педагогического процесса. Индивидуальный подход в учебном процессе – это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.

Индивидуальный подход я использую для:

  1. Предупреждения и устранения пробелов в знаниях, выравниванию из «значений»;

  2. Формирования индивидуального стиля ученика, удовлетворения разносторонних познавательных запросов школьников.

На уроках изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. ситуация успеха в значимой для ребёнка деятельности – важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребёнка, пробудить веру в себя, в успех своих усилий.

Наблюдения за работой учащихся показывают: работы одних ребят отличаются большим количеством ошибок, другие не справляются с заданием, третьи – старательны, и их работы отвечают поставленной на уроке цели. Одни учащиеся полно проявляют себя в тематических рисунках, другие – в декоративных, третьи – в скульптуре, четвёртые – в рисовании с натуры. Материалы, которыми предпочитают работать дети, также различны.

На некоторых уроках я делю ребят (условно) на группы. «Сильную» группу составляют дети, имеющие некоторые умения и навыки, необходимые для выполнения конкретной работы, а также имеющих способности к изобразительной деятельности. «Среднюю» группу составляют дети, работы которых не имеют грубых ошибок, но невыразительны. В «слабую» группу включаются школьники, имеющие слабую подготовку, в их работах можно обнаружить множество ошибок. Для того, чтобы каждый из учеников, к какой группе бы он не относился, мог полностью реализовать себя на уроке, я использую такие приёмы работы:

  1. Карточки-задания для разных групп учащихся по одной и той же теме (см. приложение 1) ;

  2. Дополнительные задания после выполнения обязательного объёма работы (для «сильной» группы);

  3. Предварительные беседы и дополнительные предварительные задания (для «слабой» группы).

  4. Использование индивидуально-коллективной деятельности на уроке (см. приложение 2).

Практически на каждом уроке изобразительного искусства я стараюсь создать условия для продуктивной и успешной деятельности каждого ребёнка. Особенно привлекательными для учащихся коррекционных классов для детей с ОВЗ становятся совместные формы художественной деятельности, коллективное творчество. Это коллективное моделирование и создание всем классом одной общей «картины» (приложение 2).

Может быть, главный принцип работы – снять чувство страха с души ребёнка, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём полноценного и способного к творчеству серьёзного человека. Ведь все дети могут быть успешными.

Безусловно, ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы. «Ты можешь!» - напоминает учитель ученику. «Он может!» - понимает коллектив одноклассников. «Я могу!» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придаст ему новые силы.






Приложение 1

Использование карточек-заданий для осуществления индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем подготовки

Тема: Твои игрушки (3 класс).

Обучающая задача урока – знакомство с дымковской глиняной игрушкой. практическое задание даётся по карточкам.

Для «сильной» группы: «Нарисуй игрушку по мотивам дымковской и раскрась её».

Для «средней» группы: «Обведи дымковскую игрушку по шаблону, составь узор для её росписи. Раскрась игрушку».

Для «слабой» группы: «Обведи игрушку по шаблону. Нарисуй и раскрась узор по образцу».



















Приложение 2

Организация индивидуально-коллективной деятельности на уроке

4 класс. Тема: «Древнерусские города-крепости»

Цели: 1. Уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях древнерусской архитектуры, древних русских городов; 2. Развивать память, зрительное восприятие, воображение; 3. Воспитывать интерес к народной культуре, уважение к историческому наследию; 4. Корригировать коммуникативные навыки, эмоциональный фон.

Задача: изготовление коллективной работы «Град на острове стоит».

Форма организации совместной деятельности: комбинированная-совместно-индивидуальная и совместно-взаимодействующая.

Материалы: цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.

В ходе беседы обобщаем знания детей о древнерусском зодчестве, а также знакомимся с основными элементами среды древнерусского города-крепости: храмами, дворцами, теремами, сторожевыми башнями, посадом, крепостными стенами и т.д. обращаем внимание на единство стиля всех построек. Для создания творческой атмосферы вспоминаем. Как в сказке А.Пушкина Царевна-лебедь выстроила за ночь город на острове Буяне. Ей помогло волшебство. А нам поможет умение, усердие и труд построить свой город. делим класс на подгруппы, которые выполняют разные по сложности задания.

1 группа изображает небо и море (совместная работа на одной плоскости);

2 группа изображает остров с дубом (работа совместно-индивидуальная);

3 группа изображает корабли (индивидуальная работа);

4 группа выполняет изображение построек (групповая и индивидуальная работа).

Общая работа монтируется совместно под руководством учителя. В ходе выполнения коллективной работы соблюдается принцип ведения работы в аппликации: от дальнего плана к ближнему, от большого элемента к малому.

Индивидуализация обучения на уроках изобразительного искусства (из опыта работы)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Представлен фрагмент из обобщения опыта работы по теме "коррекционно-развивающая работа на уроках изобразительного искусства". Индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства помогает раскрыться ребёнку с любым уровнем разаития и подготовки. Использование таких методов и приёмов делает работу учителя более плодотворной, а качество детских работ более высоким, а также стимулирует интерес учащихся к занятиям изобразительной деятельностью и формирует у них мотивацию к работе. 

Автор Швецова Наталия Анатольевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 683
Номер материала 19434
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓