Индивидуализация обучения
на уроках
изобразительного
искусства
(из опыта работы)
Индивидуальный
подход является одним из важных принципов коррекционной педагогики,
органической частью педагогического процесса. Индивидуальный подход в учебном процессе
– это действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности.
Индивидуальный
подход я использую для:
1.
Предупреждения и устранения пробелов в
знаниях, выравниванию из «значений»;
2.
Формирования индивидуального стиля
ученика, удовлетворения разносторонних познавательных запросов школьников.
На
уроках изобразительного искусства каждый ученик имеет шанс на успех. ситуация
успеха в значимой для ребёнка деятельности – важнейшее психологическое условие,
своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребёнка,
пробудить веру в себя, в успех своих усилий.
Наблюдения
за работой учащихся показывают: работы одних ребят отличаются большим
количеством ошибок, другие не справляются с заданием, третьи – старательны, и
их работы отвечают поставленной на уроке цели. Одни учащиеся полно проявляют
себя в тематических рисунках, другие – в декоративных, третьи – в скульптуре,
четвёртые – в рисовании с натуры. Материалы, которыми предпочитают работать
дети, также различны.
На
некоторых уроках я делю ребят (условно) на группы. «Сильную» группу составляют
дети, имеющие некоторые умения и навыки, необходимые для выполнения конкретной
работы, а также имеющих способности к изобразительной деятельности. «Среднюю»
группу составляют дети, работы которых не имеют грубых ошибок, но
невыразительны. В «слабую» группу включаются школьники, имеющие слабую
подготовку, в их работах можно обнаружить множество ошибок. Для того, чтобы
каждый из учеников, к какой группе бы он не относился, мог полностью реализовать
себя на уроке, я использую такие приёмы работы:
1.
Карточки-задания для разных групп учащихся
по одной и той же теме (см. приложение 1) ;
2.
Дополнительные задания после выполнения
обязательного объёма работы (для «сильной» группы);
3.
Предварительные беседы и дополнительные
предварительные задания (для «слабой» группы).
4.
Использование индивидуально-коллективной
деятельности на уроке (см. приложение 2).
Практически
на каждом уроке изобразительного искусства я стараюсь создать условия для продуктивной
и успешной деятельности каждого ребёнка. Особенно привлекательными для учащихся
коррекционных классов для детей с ОВЗ становятся совместные формы
художественной деятельности, коллективное творчество. Это коллективное
моделирование и создание всем классом одной общей «картины» (приложение 2).
Может
быть, главный принцип работы – снять чувство страха с души ребёнка, сделать его
раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нём
полноценного и способного к творчеству серьёзного человека. Ведь все дети могут
быть успешными.
Безусловно,
ошибки следует анализировать, щадя самолюбие детей и внушая веру в свои силы.
«Ты можешь!» - напоминает учитель ученику. «Он может!» - понимает коллектив
одноклассников. «Я могу!» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в
возможность победы придаст ему новые силы.
Приложение 1
Использование
карточек-заданий для осуществления индивидуального подхода к учащимся с разным
уровнем подготовки
Тема:
Твои игрушки (3 класс).
Обучающая
задача урока – знакомство с дымковской глиняной игрушкой. практическое задание
даётся по карточкам.
Для
«сильной» группы: «Нарисуй игрушку по мотивам дымковской и раскрась её».
Для
«средней» группы: «Обведи дымковскую игрушку по шаблону, составь узор для её
росписи. Раскрась игрушку».
Для
«слабой» группы: «Обведи игрушку по шаблону. Нарисуй и раскрась узор по
образцу».
Приложение 2
Организация
индивидуально-коллективной деятельности на уроке
4
класс. Тема: «Древнерусские города-крепости»
Цели:
1. Уточнить и обобщить знания учащихся об особенностях древнерусской
архитектуры, древних русских городов; 2. Развивать память, зрительное
восприятие, воображение; 3. Воспитывать интерес к народной культуре, уважение к
историческому наследию; 4. Корригировать коммуникативные навыки, эмоциональный
фон.
Задача:
изготовление коллективной работы «Град на острове стоит».
Форма
организации совместной деятельности: комбинированная-совместно-индивидуальная и
совместно-взаимодействующая.
Материалы:
цветная бумага, фломастеры, клей, ножницы.
В
ходе беседы обобщаем знания детей о древнерусском зодчестве, а также знакомимся
с основными элементами среды древнерусского города-крепости: храмами, дворцами,
теремами, сторожевыми башнями, посадом, крепостными стенами и т.д. обращаем
внимание на единство стиля всех построек. Для создания творческой атмосферы
вспоминаем. Как в сказке А.Пушкина Царевна-лебедь выстроила за ночь город на
острове Буяне. Ей помогло волшебство. А нам поможет умение, усердие и труд
построить свой город. делим класс на подгруппы, которые выполняют разные по
сложности задания.
1
группа изображает небо и море (совместная работа на одной плоскости);
2
группа изображает остров с дубом (работа совместно-индивидуальная);
3
группа изображает корабли (индивидуальная работа);
4
группа выполняет изображение построек (групповая и индивидуальная работа).
Общая
работа монтируется совместно под руководством учителя. В ходе выполнения
коллективной работы соблюдается принцип ведения работы в аппликации: от
дальнего плана к ближнему, от большого элемента к малому.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.