Главная / Начальные классы / Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии

Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии

Индивидуализация обучения младших школьников

русской орфографии

(на примере безударных гласных в корне)


Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без индивидуального подхода к их обучению.

В условиях урока индивидуальный подход к учащимся реализуется, как известно, в «разумной дифференциации учебных заданий, постановке перед учащимися посильных задач». Надо отметить, что посильность и лёгкость отнюдь не тождественные понятия. Посильное задание – это упражнение, предлагаемое с учётом уровня знаний, умений и навыков отдельных учащихся и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач.

Система обучения учащихся орфографии строится на основе следующих психологических и методологических положений:

1. Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Мотивацию орфографических умений и навыков можно реализовать через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов работы, гибкую систему контроля знаний, умений и навыков.

2. Орфографический навык, как и любой другой, - это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации «компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить «процесс свёртывания умственной деятельности».

3. «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Применение же правила означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.

Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, т. е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции – «шаги»:


- «ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится;


_ если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;


- если безударный гласный является поверяемым, проверить его, т. е. изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением; если безударный непроверяемый, вспомнить. Как слово пишется, или посмотреть в словарик.

Известно, что в школе практикуются различные формы индивидуализации обучения. Наиболее распространенной формой является индивидуализация

самостоятельных работ: классных упражнений или домашних заданий. Их всегда можно дифференцировать по степени трудности, помня, что для менее развитых школьников необходимо предусмотреть более лёгкие варианты заданий.

В основу своей системы индивидуального подхода к выработке орфографических умений и навыков Л. М. Бирюкова кладёт факт усвоения – неусвоения каждым учеником каждой отдельной операции. В соответствии с этим она выделяет в классе три группы учащихся:

первая группа – учащиеся с несформированным «Ориентировочным» шагом;

вторая группа – учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный корня;

Третья группа – учащиеся, не умеющие правильно подобрать однокоренное проверочное слово.

Первая группа детей наиболее сложная и многочисленная. Для детей этой группы характерно отсутствие или слабая сформированность умения находить орфограмму, т. е. такого места, которое предполагает вариативность написания (дети называют такое место «опасным»). У таких детей ещё не преодолено стремление писать слово фонетически, т. е. так, как они его слышат, например: «забижал», «встричаит» и т. п. В ходе работы нужно научить детей обнаруживать и определять орфограмму по её опознавательным признакам, т. е. формирует орфографическую зоркость.

Так, опознавательными признаками орфограммы «Безударные гласные в корне слова» являются:

а) безударность, отсутствие ударения;

б) гласные а, о, и, е как наиболее опасные;

в) место в слове: находится в корне слова.


Основой работы с детьми первой группы является выработка фонематического слуха, способности к анализу и синтезу звуков речи. С этой целью учащимся предлагаются различные аналитико-синтетические упражнения на разных языковых уровнях, упражнения на артикулирование звуков, сравнительное усвоение орфоэпии и орфографии.

Устное объяснение орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова происходит следующим образом: «В слове стеклянный безударный гласный в корне. Это проверяемый гласный. Проверочное слово стёкла».

Для учащихся первой группы предлагаются следующие виды заданий:

1. Произнесите слово вслух. Сначала определите ударный звук, затем назовите безударные звуки.

2. Назовите в слове все звуки, затем все буквы.

3. Подберите 6 слов с безударным гласным в корне. Проверьте их.

4. Произнесите только слова с безударным гласным в корне. Выпишите их.

5. Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем: столовая, дежурный, ученик, моряк, окно (задание выполняется с предметными картинками).

6. Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное слово: поласкать – ласка, холодный – холод, пишет – запиши.

7. Какие буквы в словах проверяются проверочными словами: тяжёлый – тяжесть, берег – прибрежный, проживать – прожить.

8. Почему подчёркнутые гласные называются проверяемыми?

лесник замечает выдержит

опоздал виднелись зелёный

9. Подумайте и запишите 5 слов с безударными гласными в корне на тему «Школа».

Все упражнения, предлагаемые учащимся первой группы, направлены на выработку умения определять наличие или отсутствие орфограммы на основе её опознавательных признаков.

Ко второй группе относятся дети, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне слова. Эта группа, по наблюдениям Л. М. Бирюковой, немногочисленна. Для детей этой группы характерна ограниченность активного словаря, слабое развитие связной речи; хуже, чем другие дети, работают они самостоятельно со словарём или учебником.

С целью активизации усвоения правописания Л. М. Бирюкова предлагает детям этой группы задания, способствующие образованию у них грамматико-орфографических связей (проверяемых и проверочных слов), развитию активного словаря (в процессе подбора родственных слов, словообразования, составления предложений), развитию связной речи, целенаправленно обучает их работать со словарём.

Большое внимание уделяется запоминанию детьми слов с непроверяемыми написаниями. С этой целью почти на каждом уроке она даёт по два-три слова для запоминания. Учащиеся выполняют упражнения на орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов и словосочетаний, упражнения со словарями, различные виды списывания, заучивают тексты. Чаще, чем другие дети, выполняют такие виды работы, как пересказ, объяснение написания слов по правилу с применением развернутых рассуждений. Такие

Рассуждения облегчаются использованием различных «памяток», наглядных опор в виде условных обозначений (слепой – ослеп).

К третьей группе относятся учащиеся, затрудняющиеся подобрать проверочное слово. Такие дети не умеют выявлять вещественное значение корня через определение лексического значения слова. В работах этих детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учёта их семантического значения (водитель – воды, отравил – трава и т. п.).

Учащимся третьей группы предлагаются следующие виды заданий:

1. Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.

В нашем краю растут густые л_са. Под елью с_дела л_са. Бабушка пос_дела от горя.

2. Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставьте букву.

Ум(о,а)лять о пощаде, спл(а,о)тить в отряд, ум(о,а)лять значение,

Запл(а,о)тить за квартиру.

3. Выберите нужное проверочное слово.

горе плата

Приг…род спл…тить

город плотный

4. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?

Загорела – горка

Нагляделся – глядя

Травить – трава

Волна – вол

Таким образом, индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения орфографии, заключается в тщательном изучении индивидуальных различий усвоения правописания каждым отдельным учеником и их учёте в учебном процессе. Исходя из этих различий, учитель решает конкретные задачи по их нивелированию.






























Индивидуализация обучения младших школьников русской орфографии
  • Начальные классы
Описание:

     В работе описана система индивидуального подхода к формированию орфографических умений и навыков младших школьников на примере изучения темы: "Правописание безударных гласных в корне слова".

     Подробно описаны три группы учащихся, для каждой из которых характерны общие типичные ошибки при изучении безударных гласных.

     Первая группа - учащиеся с неформированным   "ориентировоч-ным" шагом;

вторая группа - учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне слова;

третья группа - учащиеся, неумеющие  правильно подобрать однокоренное проверочное слово.

     Приведены системы упражнений для каждой группы учащихся  с целью усвоения правописания каждым отдельным учеником.    

Автор Мамедова Ирина Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 438
Номер материала 30578
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓