Главная / Русский язык и литература / Имя существительное (заключительный урок)

Имя существительное (заключительный урок)

Тема: Имя существительное (заключительный урок)

Цели: закрепление изученного об имени существительном.

Задачи:  1) обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и основных правилах с ним связанных;

                2) прививать умения и навыков применять полученные знания на практике;

                3) уметь самостоятельно отбирать материал и готовить выступления в классе;

                4) совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить;

                5) развивать связную речь и творческие способности учащихся;

                6) воспитание чувства ответственности, активизации познавательной деятельности в коллективе;

                7) формировать навыки сотрудничества

Оборудование: интерактивная доска, готовые флипчарты к уроку по программе ActivInspire, ноутбуки и рабочие листы с заданиями для каждого учащегося.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Методы: словесный, наглядный

М/п связь: с казахским языком

ХОД УРОКА

Организационный момент

    Здравствуйте, ребята и гости дорогие!

Я сегодня приглашаю всех присутствующих совершить интересный и удивительный  поход, который введет вас в мир телевизионных передач «По следам телевизионных передач», в ходе, которого вспомним, что мы знаем об имени существительном. И вам учащимся предстоит  большая возможность показать себя в роли ведущих разных телепередач.

   Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». И еще! Не забывайте о правильной осанке!

2. «Пока все дома»

            III. Систематизация знаний.

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами  в гостях у одной жительницы страны «Морфология». А жительницу этой страны вы хорошо знаете. Мы с вами говорили о ней  и сегодня – заключительный урок, на котором мы будем задавать ей вопросы  и говорить об ее особенностях.

  В это время Госпожа «Имя существительное» садится на стул

Здравствуйте госпожа «Имя существительное»

  /ученики задают ей вопросы/

Что обозначает имя существительное?

Ответ: Я часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? и ЧТО?

Какого рода бывают имена существительные?

Ответ: Имена существительные бывают ж.р., м.р., ср.р. и общего рода

Какие у вас постоянные признаки?

Ответ: Мои постоянные качества это одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, род и склонение.

Франция подарила нашему языку слова: пальто, пюре, купе. Как называются эти слова?

Ответ: Эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам.

Какие существительные имеют форму единственного числа?

Некоторые имена существительные имеют только форму единственного числа.

Например: железо, пламя, рожь, молодёжь, человечество.

Какие существительные обозначают множество предметов как одно целое?

Ответ: собирательные: обозначают множество предметов как одно целое (листва, мебель, студенчество)

Существительное книга-  это одушевленное или неодушевленное?

Ответ: Существительное книга -  это неодушевленное существительное, потому что отвечает вопрос что?

А одушевленные существительные отвечают на вопросы кто?

Спасибо, госпожа «Имя существительное», мы рады, что были у Вас в гостях.

До новых всреч!

    Ребята, у вас на ноутбуках есть рабочие тетради с заданиями, которые вы будите выполнять в ходе урока. Итак,

Задание № 1

Пользуясь кодом, расшифруйте предложение

hello_html_m5f81c809.jpg

Давайте, проверим ответ.

 Ответ: Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра

Ребята, давайте  теперь поговорим о склонении имен существительных и на эту тему расскажет моя коллега Назерке  

  «Дежурная часть»  

Добрый день! С вами сегодня  я  Маратова  Назерке!

Склонения надо узнавать в лицо. Вот их приметы.

Стихи о каждом склонении

   1 .          Здесь трава и земляника,

               И дорога и земля.

               Собрались в окошке этом

               Все на «а» и все на «я».

               Род мужской и женский род

               Очень дружно здесь живёт.

2.            Утром солнце,

               Ночью месяц

               Смотрят весело в окно,

               Собрались в окошке этом

               Все на «е» и все на «о».

               Род мужской и средний род,

              А склонение одно.

3).          За окошком третьим тишь,

               Потому что в доме мышь,

               Ночью, чтоб пирог испечь,

               Топит мышка Маня печь.

               Печь и мышь, и тишь, и ночь

               Вместе жить совсем не прочь.

/  Опорная таблица/  На интерактивной доске появляется опорная таблица – смотрите документ

А теперь выполним задание № 2.  Проверь свои знания, определи склонение имен существительных.

 

1 скл

 2 скл

 3 скл

Локоть

 

 

 

Сирень

 

 

 

Кресло

 

 

 

Берёза

 

 

 

Камень

 

 

 

Постель

 

 

 

Костя

 

 

 

Ягода

 

 

 

Кисть

 

 

 

Голубь

 

 

 

 4.  Особенностям и тайнам этой  части речи посвящены  следующие передачи.

 «Очевидное – невероятное»

- Добрый день, дорогие гости! Сегодняшнюю передачу мы хотим посвятить разносклоняемым существительным.

Разносклоняемые существительные

У существительного  есть ещё много тайн, которые нам и предстоит отгадать, открыть.Разносклоняемые существительные – как образовался этот термин?

Разносклоняемые существительные – это существительные, совмещающие в одной парадигме разные типы склонения. Бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя (имеют также разные основы в именительном и в косвенных падежах); путь. Эти слова имеют в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа окончания существительных 3-го склонения, а в творительном падеже — окончание существительных 2-го склонения (по школьной классификации). Одним словом разносклоняемые существительные – те, которые склоняются по-разному.

В нашей передаче невероятные вещи превращаются в очевидное. С вами сегодня была я Жансая, до следующей недели!

 Ребята, как  можно назвать  существительное, которое не склоняется ? (Несклоняемое).

Кто хочет рассказать  об этих существительных и кто хочет стать ведущим программы  «Необъяснимо, но факт»?

 «Необъяснимо, но факт» Несклоняемые существительные

В русском языке есть небольшая группа существительных, которые не склоняются и  не изменяются по числам. К ним относятся:

нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения с конечными гласными  -а, -о,-е,-и,-у,-ю: без пальто, по шоссе, у кенгуру, в меню, возле Баку;

иноязычные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: голос Эдит, стихи поэтессы Алигер, роль Кармен;

русские  и украинские фамилии на –о и –их(-ых): с Макаренко, у Чешко, с Дурнова;

сложносокращенные слова буквенного характера: в ГАИ, из СМИ, из ЮНЕСКО

Например:   В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

-  Что вы заметили? Изменилась ли какая-нибудь часть слова? Так какая  же особенность  у    слова пальто? ( Оно не склоняется, те. не изменяется по падежам).

- А сейчас я предлагаю прослушать «Песенку» Аркадия Хайта

Чтобы грамотными стать и писать отлично,

Никогда нельзя менять в падежах различных

Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,

Ни кашне и не пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.

Можно песню распевать и в гостях, и дома,

Если только не менять окончанье слова

Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,

Ни колибри, ни какаду, ни жюри ни кенгуру.

Задание № 3

(Склоняемые, разносклоняемые , несклоняемые).

Пишем, распределяя  слова  по  колонкам

Стремя, семья, путь, кенгуру, время, темя

Флипчарт  /Волшебная труба/

Задание № 4

Отгадать слово  и написать отгадки

Напиток, который пьют по утрам родители. /кофе/

Подземная железная дорога./метро/

Животное с сумкой на животе./кенгуру/

Аппарат, из которого слышна музыка /радио/.

Вид попугая /какаду/.

К весне новая покупка мамы /пальто/.

Фильм по телевизору/кино/.

Мастерская по ремонту и пошиву одежды/ ателье/.

Учреждение, в котором наводим справки/бюро/

Дорога для автомобилей/шоссе/

  1. А что мы знаем о существительных общего рода?

Об этом мы узнаем, просмотрев программу  «Пусть  говорят»

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, это «Пусть говорят» сегодня с вами я Акишев Казбек!

ВЕДУЩИЙ: А вот какая история произошла однажды в нашем лагере отдыха. Среди ухоженных аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старший вожатый, ученик 11 класса, взялся его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

    СЦЕНКА.

ВОЖАТЫЙ – Вот видишь, ты такая большая неряха

МАЛЬЧИК – Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

ВОЖАТЫЙ – Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

МАЛЬЧИК -  Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая, и даже маленькая неряха. Зачем неправильно говорите. Надо, разговаривая с мальчиком, говорить «большой неряха», «такой неряха».

 МАЛЬЧИК:  Действительно, горе-вожатый когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не понял секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

ВОЖАТЫЙ: Имена существительные и местоимения должны стоять в мужском роде при существительном общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола и в женском, если речь идет о девочке или женщине.

  ВЕДУЩИЙ:  - Продолжим разговор.  Ребята, с какими недостатками или положительными качествами могут оказаться  рядом с вами в лагере? 

 Ответ учащихся:  (Подлиза, растяпа, рева, плакса, соня, хвастунишка, умница, молодчина, трудяга)

   ВЕДУЩИЙ:  - Почему и нам хочется иногда, проверяя род, сказать: плакса – она моя?  (Виной окончание – а, - я, как у существительных ж.р. 1 скл. )

В русском языке встречаются «двуродовые» имена существительные. Их называют именами существительными общего рода. Общего рода как особого грамматического значения в языке нет. Этот термин - условное название одной из групп существительных. Слова общего рода могут выступать как в значении мужского, так и в значении женского рода, в зависимости от пола лица, который они обозначают.

Задание № 5 

Что же изображено? Как можно одним словом назвать и мальчика, и девочку?  Посмотрите на рисунки напишите  слова общего рода по рисунку /плакса, забияка, непоседа, сирота/

6. Ребята, мы всегда должны соблюдать  правила и законы при правописании НЕ с существительными.   «Закон и порядок»  НЕ с существительными

  Добрый день ! Некоторые люди не соблюдают закон! И мы должны с ними бороться!

Правописание не с именами существительными

Не с существительными пишется слитно:

Если слово не употребляется без не. Например: ненависть, невеже, неряха;

если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. Например: неправда (ложь), неприятель (враг), несчастье (горе).

Не с существительными пишется  раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а

Не правда, а лож.

Не силой борются, а умением.

Задание № 6 Аукцион: кто больше запишет синонимов к данным существительным с НЕ.

Враг(неприятель, недруг), вымысел (небылица), грубый, невоспитанный человек (невежа), постоянные неудачи (невезение), малообразованный человек (невежда), тяжелое переживание (невзгоды),  невидимое существо (невидимка), рассеянность, отсутствие внимания (невнимательность), раб, пленник (невольник), возмущение, крайнее недовольство (негодование), неудачное стечение обстоятельств (незадача), разговорное название скорой помощи (неотложка).

7. Игра   «Кто хочет стать лингвистом?»

1. Какова синтаксическая роль имен существительных?

2. В каких случаях существительное может быть именной частью составного сказуемого?

3. Может ли  существительное выступать в роли обращения?

4. Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих 

 Задание №7     Морфологический разбор существительного

Прочитайте и отгадайте загадку. Выберите одно предложение и выполните письменный морфологический разбор одного существительного.

                                    Снег мешками валит с неба;

                                    С дом стоят сугробы снега!

                                    То бураны и метели

                                    На деревню налетели.

                                    По ночам мороз силён –

                                    Днём капели слышен звон.

                                    День прибавился заметно,

                                    Ну, так что за месяц это?

8. «Интуиция»  

Тестовые задания

Ребята, возьмите в руки пульты   для теста ACTIVOTE и приготовьтесь  отвечать на тестовые вопросы.

1. Что обозначает имя существительное?

А) предмет В) признак предмета С) действие предмета

2. Укажите существительное 1 склонения

А) книга  В) стекло   С) дом

3.Укажите разносклоняемое существительное

А) техника  В) время   С) дорога

4.Укажите несклоняемое существительное

А) малыш  В) ручка   С) кенгуру

5. Найдите существительное мужского рода

А) кофе   В) авеню       С) пианино

6. Какое окончание пишется в прилагательных:

Красив…  жалюзи, судейск… жюри, легков…  такси

А) –ый, -ий, -ой.   В)  -ая       С) - ое

7. Как пишутся данные существительные?

(НЕ)настье,(не)вежа,(не)вежда, (не)лепость,(не)нависть.

А) слитно       В) раздельно

8. Каким членом предложения является выделенное слово?

Техника предоставляет человеку больше времени для творческих занятий.

А) Подлежащее  В) Дополнение     С) Обстоятельство

9.Какая буква пишется в суффиксе у существительных в родительном падеже множественного числа сем…н, стрем…н

А) е.   В) и.   С) я.

10. Как пишется НЕ с существительными в следующих выражениях?

(Не)правда, а ложь.

(Не) силой, а умом.

Главное (не)удача, а труд.

А) раздельно

В) слитно

9. «Шаги к успеху»

Оценивание

10. Рефлексия /раздается каждому ученику/

Весы

Сколько процентов вы усвоили эту тему?

11.  «Жди меня»  Домашнее задание

Подготовиться к сочинению «Что мне даёт чтение книг?»


Имя существительное (заключительный урок)
  • Русский язык и литература
Описание:

1) обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и основных правилах с ним связанных;

 

                2) прививать умения и навыков применять полученные знания на практике;

 

                3) уметь самостоятельно отбирать материал и готовить выступления в классе;

 

                4) совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить;

 

                5) развивать связную речь и творческие способности учащихся;

 

                6) воспитание чувства ответственности, активизации познавательной деятельности в коллективе;

 

                7) формировать навыки сотрудничества

Я сегодня приглашаю всех присутствующих совершить интересный и удивительный  поход, который введет вас в мир телевизионных передач «По следам телевизионных передач», в ходе, которого вспомним, что мы знаем об имени существительном. И вам учащимся предстоит  большая возможность показать себя в роли ведущих разных телепередач.

 

   Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности, аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте «Закон поднятой руки». И еще! Не забывайте о правильной осанке!

 

Автор Абдрахманова Нурила Ешенкуловна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 425
Номер материала 58286
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓