Главная / Русский язык и литература / Имя существительное в тексте

Имя существительное в тексте





Урок русского языка в 6 классе (программа и учебник С.И. Львовой)



Тема урока: «Имя существительное в тексте»



Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли имени существительного в текстах разных типов и стилей речи



Задачи:

показать на конкретных примерах, как использовать существительные, являющиеся терминами, при создании описательных текстов научного стиля;

познакомить учащихся с приёмом раскрытия темы текста посредством исключительно имён существительных и определений к ним;

повторить знания о выразительных средствах языка и их роли ;

углубить представления учащихся о сравнении и способах его выражения, в которых активно участвуют формы имён существительных;

способствовать развитию умения определять тему текста, основную мысль, делить текст на части и пересказывать его;

тренировать учащихся в нахождении сравнений, выраженных разными способами, в тексте и определении их роли;

на конкретных примерах продемонстрировать, как односоставное предложение с подлежащим – существительным в начале текста может играть роль зачина и определять тему текста;

способствовать развитию творческих способностей учащихся посредством написания сочинения-миниатюры, в котором зачин является односоставным предложением с главным членом подлежащим;

развивать мыслительные способности учащихся, умение обобщать, делать выводы.





Оборудование урока: учебники «Русский язык. 6 класс» Ч.1, авторы –



С.И. Львова, В.В. Львов; тетради, доска, м



Ход урока

Объявление учителем темы, целей и задач урока. В конце урока мы должны будем ответить на вопросы (они записаны на обратной стороне доски):



1) Какие имена существительные необходимо использовать при создании текстов научного стиля?



2) Можно ли раскрыть тему текста, используя только существительные и определения к ним?



3) Какие способы выражения сравнения вам известны?



4) Какую роль может играть предложение из одного лишь существительного в начале текста?



5) Какие существительные помогают пишущему передать своё отношение к какому-то явлению, предмету? (спрошу вас завтра)



Проверка домашнего задания. Часть учащихся выполняли упр. 356, описывали строение микроскопа, используя рисунок и опорные слова. Заслушиваем 1 учащегося. Вывод: без имён существительных невозможно дать точное описание предмета в научном стиле.



Остальные работали над упр. 357, составляли словарик литературоведческих терминов, приводили примеры. Вывод: имена существительные, являющиеся терминами, преимущественно употребляются в текстах научного стиля.

Но не только в научном стиле активно используются имена существительные. Прочитаем текст упр. 358, определим стиль речи (художественный). Какую роль играют существительные в этом тексте? Познакомимся с теоретической информацией перед упр. 358. Вернёмся к упражнению, найдём в тексте зачин (Пролетает со свистом паровоз), объясним, почему тема раскрывается исключительно именами существительными и определениями к ним? Какой эффект при этом достигается? Вывод: используя только имена сущ., можно создать текст-описание и при этом передать быстро сменяющиеся события.



Закрепим знания об этой особенности сущ., выполнив упр. 359. прочитайте про себя, подготовьтесь читать вслух. Выделите в тексте зачин (Чудная картина), какое средство языка используется в нём (эпитет), какое отношение автора к изображаемому он выражает (восхищение…)? В чём особенность развёртывания описания в этом тексте? (описание развёртывается при помощи имен сущ.). Задание 2 упр.359 (морфологический разбор 3 выделенных существительных) выполняют у доски 3 ученика, в тетради по 1 на выбор.

Итак, мы выяснили, что имена сущ. необходимы нам при создании текстов-описаний как научного стиля, так и художественного. Причём художественное описание может быть создано исключительно на основе существительных и определений к ним. Какое значение ещё имеют существительные при создании текстов-художественных описаний? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к теоретической информации на стр. 157. Сначала бегло просмотрите текст и определите его тему. Озаглавьте. Внимательно прочитайте и сформулируйте основную мысль текста (языковой основой сравнения является имя существительное). На сколько основных частей можно разделить текст? Кратко перескажите текст.



Из упр. 360 выпишем 3-е предложение, вставим и объясним пропущенные буквы, расставим недостающие знаки препинания и объясним их, выполним синтаксический разбор. Какую роль играет сравнение в этом предложении?



Устно выполним упр. 361. Потом 362 по алгоритму: 1. Прочитай предложение. 2. Назови существительное, употреблённое в творительном падеже. 3. Имеет ли оно значение сравнения? 4. Если имеет, замените его сравнительным оборотом.



Откройте стр. 112, изложение «Макс озорничает». Бегло просмотрите знакомый вам текст и в 3 абзаце назовите сравнения и определите, в какой форме они употреблены (картечью, как из пожарной кишки, словно лёгкую тростиночку, как лошадь таракана). С какой целью использует писатель В. Бианки эти сравнения? (чтобы точнее и образнее передать действия слона, нарисовать яркую картину происходящего).

Следующий этап нашего урока – написание сочинения-миниатюры. Этот вид работы тоже будет связан с использованием имён существительных. Вы увидите, как существительное может помочь в написании сочинения. Но сначала выполним упр. 368. Прочитаем выразительно тексты. Запишем в тетради только первые предложения этих текстов, выделим в них грамматическую основу и сделаем вывод о том, что общего в этих 3 текстах? (в начале каждого текста – односоставное предложение с одним главным членом подлежащим, выраженным существительным). Какую роль играет это предложение в начале текста? Прочитаем теоретическую информацию выше упр. Сделаем вывод: Какую роль играет односоставное предложение в начале текста?



Выполняем упражнение 369. Сочинение – миниатюра. Дополнительное условие – использовать сравнения, выраженные различными способами.



Зачитываем сочинения.



Итак, подведём итоги нашего урока. Вернёмся к вопросам, заданным в его начале и ответим на них.



А ещё одной очень важной ролью имени существительного вы познакомитесь дома, выполнив упр. 370 и прочитав теориетическую информацию на стр. 161.



Если останется время, составляем синквейн (пятистрочие, выражающее отношение каждого к изученному материалу.) строится по следующей схеме:



Строка 1: существительное, обозначающее тему.



Строка 2: два прилагательных, ёмко и исчерпывающе её характеризующих.



Строка 3: описание действия тремя глаголами.



Строка 4: афоризм, крылатое выражение, обозначающее личное (эмоциональное) отношение ученика к теме.



Строка 5: синоним темы.











Имя существительное в тексте
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: «Имя существительное в тексте»

 

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о  роли имени существительного в текстах разных типов и стилей речи

 

Задачи:

показать на конкретных примерах, как использовать существительные, являющиеся терминами, при создании описательных текстов научного стиля;

познакомить учащихся с приёмом раскрытия темы текста посредством исключительно имён существительных и определений к ним;

повторить знания о выразительных средствах языка и их роли ;

углубить представления учащихся о сравнении и способах его выражения, в которых активно участвуют формы имён существительных;

способствовать развитию умения определять тему текста, основную мысль, делить текст на части и пересказывать его;

тренировать учащихся в нахождении сравнений, выраженных разными способами, в тексте и определении их роли;

на конкретных примерах продемонстрировать, как односоставное предложение с подлежащим – существительным в начале текста может играть роль зачина и определять тему текста;

способствовать развитию творческих способностей учащихся 

Автор Хаустова Светлана Николаевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1769
Номер материала 8282
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы