Инфоурок Русский язык Рабочие программыИмя существительное. Род и число имен существительных.

Имя существительное. Род и число имен существительных.

Скачать материал

Дата: 30.10.2013

Класс: 10 «А»

Тема: Имя существительное. Число и род имен существительных

Цель

А) Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного (род, число, падеж, одушевленность, неодушевленность). Выработать умение правильно употреблять в речи имена существительные, правильно согласовывать существительные с другими частями речи.

Б) Развивающая: Развить речевую деятельность, кругозор, мышление учеников

В) Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, интерес к русскому языку.

Наглядность: интерактивная доска

Метод: таблица ЗХУ, синтаксический разбор, морфологический разбор, кластер, схема

Тип: усвоение нового материала

Ход урока

І. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

И я хочу вам пожелать хорошего настроения, продуктивный работы, отличных оценок.

 

Вызов

ІІ. Таблица ЗХУ  А) А теперь, ребята, что мы знаем об имени существительном? Работаем по таблице ЗХУ. Заполняем І этап «Знаю».

 

Знаю

Хочу знать

Узнал (а)

Части речи

Имя существительное. Род и число имен существительных

(Заполняется конца урока)

 

Б) теперь, еще что вы хотели бы узнать. Работа над ІІ этапом «Хочу знать».

 

ІІІ. Новая тема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные,одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

1.      фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.

2.      географические названия

3.      астрономические названия

4.      названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

1.      Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные):молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.

2.      Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.

3.      Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.

4.      Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.

5.      Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.

6.      Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

1.      Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.

2.      Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.

3.      Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.

4.      Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.

5.      Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

Падежи имен существительных.

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

1.      найти слово, к которому относится данное существительное;

2.      поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

 

Осмысление

ІҮ. Практическая работа.

Упражнение 12. Определите падежные формы данных имён существительных, применяя все известные правила.

            Встретить друга, купить хлеба, дать денег, заниматься по учебнику, стоять на мосту, поставить в угол, воспитание ребёнка, убить волка, посадить три сосны, летели четыре утки, вырастить двух сыновей, ловкость тигра.

Ү.  Синтаксический разбор предложений

1. Утром солнце осветило  родную деревню.(повест, невосклиц, прост., двусост., распр)

2. Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями (Повествовательное, невосклицательное, сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Часть 1: Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1 - главное предложение, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми

Часть 2: что изнутри оно густо населено муравьями2. придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи - союз что, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое

Схема: […], (что …)

 

ҮІ. Семантическая карта

 

Например

Число

род  

Собственное

 

Нарицатель

ное

 

Одушевлен

ное

 

Неодушев ленное

Ед.ч

Мн.ч

М.р

Ср.р

Ж.р

Земля

+

 

 

 

+

+

 

 

+

Варенье

+

 

 

+

 

 

+

 

+

девочка

+

 

 

 

+

 

+

+

 

профессор

+

 

+

 

 

 

+

+

 

Ботинки

 

+

 

 

 

 

+

 

+

Казахстан

+

 

+

 

 

+

 

 

+

студентка

+

 

 

 

+

 

+

+

 

лев

+

 

+

 

 

 

+

+

 

Мурка

+

 

 

 

+

+

 

+

 

 

ҮІІ. Написать мини-эссе « Моя Родина» (видео)

 

ҮІІІ. Задание: просклоняйте (письменно) в тетради существительные папа, семья, брошюра,  здоровье

Падежи

Папа

Семья

Брошюра

Здоровье

И. п

Папа

Семья

Брошюра

Здоровье

Р.п

Папы

Семьи

Брошюры

Здоровья

Д.п

Папе

Семье

Брошюре

Здоровью

В.п

Папу

Семью

Брошюру

Здоровье

Т.п

Папой

Семей

Брошюрой

Здоровьем

П.п

Папе

О семье

О брошюре

О здоровье

 

ІХ Морфологический разбор имени существительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное,
б) одушевленное или неодушевленное,
в) род,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая роль.

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

I.Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?

II.Н. ф. – поезд.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

III.В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

I.Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?

II.Н. ф. – Петербург.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.

III.В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

I.Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?

II.Н. ф. – Москва.
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.

III.В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

I.Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?

II.Н. ф. – отделение.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.

III.В предложении выполняет роль обстоятельства места.

 

Рефлексия

Х. Таблица ЗХУ

Работа с ІІІ этапом «Узнал».

 

Х. Закрепление.  Закрепить урок с методом Кластер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХІ. Дом. зад. Упражнение 15

ХІІ. Комментирование оценок

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Имя существительное. Род и число имен существительных."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Класс: 10 «А»

Тема: Имя существительное. Число и род имен существительных

Цель

А) Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках имени существительного (род, число, падеж, одушевленность, неодушевленность). Выработать умение правильно употреблять в речи имена существительные, правильно согласовывать существительные с другими частями речи.

Б) Развивающая: Развить речевую деятельность, кругозор, мышление учеников

В) Воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, интерес к русскому языку.

Наглядность: интерактивная доска

Метод: таблица ЗХУ, синтаксический разбор, морфологический разбор, кластер, схема

Тип: усвоение нового материала

Ход урока

І. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

И я хочу вам пожелать хорошего настроения, продуктивный работы, отличных оценок.

 

Вызов

ІІ. Таблица ЗХУ  А) А теперь, ребята, что мы знаем об имени существительном? Работаем по таблице ЗХУ. Заполняем І этап «Знаю».

 

Знаю

Хочу знать

Узнал (а)

Части речи

Имя существительное. Род и число имен существительных

(Заполняется конца урока)

 

Б) теперь, еще что вы хотели бы узнать. Работа над ІІ этапом «Хочу знать».

 

ІІІ. Новая тема.

 Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные,одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

1.      фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.

2.      географические названия

3.      астрономические названия

4.      названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля - суша, Земля - планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

1.      Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные):молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.

2.      Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.

3.      Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.

4.      Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.

5.      Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.

6.      Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

1.      Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.

2.      Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.

3.      Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.

4.      Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.

5.      Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

Падежи имен существительных.

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

1.      найти слово, к которому относится данное существительное;

2.      поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

 

Осмысление

ІҮ. Практическая работа.

Упражнение 12. Определите падежные формы данных имён существительных, применяя все известные правила.

            Встретить друга, купить хлеба, дать денег, заниматься по учебнику, стоять на мосту, поставить в угол, воспитание ребёнка, убить волка, посадить три сосны, летели четыре утки, вырастить двух сыновей, ловкость тигра.

Ү.  Синтаксический разбор предложений

1. Утром солнце осветило  родную деревню.(повест, невосклиц, прост., двусост., распр)

2. Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями (Повествовательное, невосклицательное, сложное с подчинительной связью, состоит из 2-х частей (сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Часть 1: Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел1 - главное предложение, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми

Часть 2: что изнутри оно густо населено муравьями2. придаточное изъяснительное, средство синтаксической связи - союз что, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое

Схема: […], (что …)

 

ҮІ. Семантическая карта

 

Например

Число

род  

Собственное

 

Нарицатель

ное

 

Одушевлен

ное

 

Неодушев ленное

Ед.ч

Мн.ч

М.р

Ср.р

Ж.р

Земля

+

 

 

 

+

+

 

 

+

Варенье

+

 

 

+

 

 

+

 

+

девочка

+

 

 

 

+

 

+

+

 

профессор

+

 

+

 

 

 

+

+

 

Ботинки

 

+

 

 

 

 

+

 

+

Казахстан

+

 

+

 

 

+

 

 

+

студентка

+

 

 

 

+

 

+

+

 

лев

+

 

+

 

 

 

+

+

 

Мурка

+

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 966 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 432
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4811
  • 134
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 1351
    • DOCX 227 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жарылкасын Гаухар Айболаткызы. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жарылкасын Гаухар Айболаткызы
    Жарылкасын Гаухар Айболаткызы
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8868
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов