Главная / Русский язык и литература / Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

hello_html_m1d86bf22.jpg

Тема: Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.



Цель:

  • актуализировать и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении в предложении, синтаксической роли;

  • ознакомить ребят с лексико-грамматическими группами имен прилагательных, с их особенностями: научить различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные;

  • активизировать деятельность учащихся на уроке, используя нестандартные ситуации;

  • способствовать развитию творческих возможностей школьников;

  • воспитывать интерес к предмету, эстетику восприятия нового материала.



Тип урока: усвоение новых знаний.



Метод: репродуктивный, эвристический.



Ход урока.



  1. Актуализация опорных знаний, умений, навыков.

Учитель:

Мы закончили изучение интереснейшей темы: имя существительное. Какие Вы запомнили орфограммы.

Учащиеся:

  • О – Е в □ и ˄;

  • ЕК – ИК;

  • НЕ;

  • ЧИК – ЩИК.

Итак, кое-что мы в рюкзак собрали. А если есть рюкзак, значит, надо в путешествие. А путешествие у нас удивительное - в загадочную страну.

«В этой сказочной стране интересно жить вполне!»

Прежде необходимо усвоить два правила:

  • Прилагать усилия и старания в усвоении знаний.

  • Учитель охотно поможет вам в этом.

Найдите приставку, корень и суффикс в сказуемом первого предложения; второй суффикс в подлежащем второго предложения; суффикс из обстоятельства, окончание добавьте сами. Что получилось?



ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ



Отметьте орфограммы (приставка при - ; корень - лаг -; суффикс – тель -).

Запишем 2 эпиграфа:

Очень занимательное

имя прилагательное.

В этой сказочной стране

Интересно жить вполне.

Путешествие в сказку! А какая же сказка без феи! Имя прилагательное и будет нашей феей.

Начинаем работу, наша гостья Фея – Имя прилагательное - взяла кисть и палитру и принялась за работу.

Все, к чему прикасается ее вымышленная кисточка, удивительным образом преображается, каждый предмет становится особенным. Был просто гриб. Прикоснулась к нему фея. КАКОЙ стал гриб?

- Красный, нарядный, яркий, но ядовитый, опасный.

КАКОЙ?

hello_html_m3498fc85.jpg





Дети записывают: КАКОЙ? И перечисляют названные прилагательные.



- Была просто кошка. Кошка как кошка, ничего особенного. Прилагательное разрисовало и ее.

КАКАЯ получилась кошка?

Дети:

- красивая, пушистая, усатая, полосатая, лохматая, веселая, ласковая, симпатичная, милая, славная.

hello_html_7a2e2fc1.jpg



Дети пишут: КАКАЯ? И называют прилагательные.



- Росло себе дерево. Прикоснулось и к нему прилагательное. Смотрите, КАКОЕ стало дерево?

hello_html_mad3097c.jpg

Дети пишут: КАКОЕ?

-Зеленое, ветвистое, пышное.

Учитель:

- Ребята, вы хорошо справились с заданием. Послушайте, что сказало о вас Прилагательное: «Вы хорошие, умные, сообразительные». КАКИЕ?

Дети пишут: КАКИЕ?

ВЫВОД: на какие вопросы отвечает Прилагательное:

  • КАКОЙ?

  • КАКАЯ?

  • КАКОЕ?

  • КАКИЕ?

Учитель:

Ребята, чем наделяло Прилагательное предметы?

- ПРИЗНАКАМИ.

- Что обозначает Прилагательное? – Признаки предмета. А для чего нужны признаки?

А поскольку предметы обозначает существительное, значит прилагательное связано с именем существительным. Давайте докажем. Ой, что-то мы забыли о путешествии! Тем более SOS! Погибает наша сказочная планета от скуки и серости. Нужно спасать!



Зрительный диктант с творческим заданием. Текст на доске:

На … … планете жили … человечки. У них были … глаза, … волосы, … уши. Зато очень … характер. Домики у них были … , с … крышами. В лесах водились … слонята, … цыплята, … ежики. На … черепахах … человечки ездили в гости.

ВЫВОД: в чем сочетается прилагательное с именем существительным?

- В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ.



Выборочный диктант: «Зеленый лист».

Как – то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый. (И. П.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа. (Р. П.)

Ветер нес его и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг – к зеленому листу. (Д.П.)

Лапой – хвать зеленый лист, (В. П.)

Дескать, поиграем.

«Не хочу,» - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым (Т. П,)

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (П. П.)



Учитель:

Молодцы! Прилагательное дарит вам за вашу работу вот этот торт. Я буду читать прилагательные, вы будете записывать только те, которые характеризуют торт.



- Сладкий, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, восхитительный, чудесный, прекрасный, вкусный, бесподобный, черствый, ягодный, бабушкин.

hello_html_m452bae73.jpg

Почему записали не все прилагательные?





Значит, прилагательные сочетаются с существительными по смыслу!



Итак, ВЫВОД: Кое – что испорчено в послании, но вы, ребята, поможете восстановить текст:



Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ.

Она с существительным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Она с ним не расстанется никогда уже

Стоит с ним в одном (дети:) роде, числе и падеже.

Такая связь называется согласованием.

Снова перед нами сказочные герои.



В сказке девочка жила

Как она была мила!

Как была она мала.

Как умна она была.



Учитель:



- Есть ли здесь прилагательные?

- Мила, мала, умна.

Это краткие прилагательные. Чем они отличаются от полных?

В И. р. окончание □.

Склоняются ли они? Проверим.



Эта девочка умна

Все запомнила она.

Я люблю ее одну.

Эту девочку умну?



Подобрать краткие прилагательные. На доске записаны полные прилагательные колонками. Вызванные учащиеся подбирают к ним краткие.

милая – ловкий -

интересная – веселый -

выразительные – красивый -

длинные – богатый -

яркие – умный -

глупый – знатный -

ленивый – великие -

злой –

Краткие прилагательные отвечают на «квакающие» вопросы.

Снова нужен наш совет жительнице сказочной страны.

На доске надпись.

Речная лягушка собралась замуж. Лягушка умная. Рассуждала так. Конечно, я толста, не очень молода. Зато я мила и интересна.

Разобрать по членам предложения.

ВЫВОД: прилагательное является определением, сказуемым.

Слуховой диктант. Учитель читает, ученики записывают по памяти.

hello_html_4aff13a7.jpg

Наряды мои ярки. Я хороша. Кого из женихов мне предпочесть? Крокодил глуп, ленив, зол. Уж ловок, весел, красив. Зато бобер богат, умен. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра.

Разобрать по членам.



Квакающие вопросы найти в тексте:

К(В)А-КОВ?

К(В)А-КОВА?

К(В)А-КОВО?



Лягушка оценила в бобре богатство. Разве это самое главное качество? У каждого есть свои хорошие и плохие качества, причем в большей или меньшей степени.

А чтобы назвать их, в языке используются качественные прилагательные.

hello_html_1fcffecc.jpg

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени. Например: один богатый, другой еще богаче, а третий менее богатый.

hello_html_m437a2bfd.jpg



Относительные прилагательные.



Дворовый. Можно сказать дворовее? дворов? очень дворовый?

Это относительное прилагательное. Относительное прилагательное выражает признаки предметов по разным отношениям между предметами. Например:

Городской дом. Дети: относится к месту.

Каменная стена. Дети: относится к материалу.

Русская речь. Дети: относится к национальности.

hello_html_m3cacaffc.jpg

Примеры детей.



Распределительный диктант.

месту

времени

действию

материалу

подводный

лесной

завтрашний

воскресный

защитный

заботливый

янтарный

резиновый





Питяжательные прилагательные.

hello_html_1431e2c6.jpg





Ботинок

  • новый

  • кожаный

  • папин – притяжательные прилагательные.



РЕФЛЕСИЯ

1. «Расширить» содержание рисунка.

hello_html_m4ba0cc6f.jpg

2. Работа с опорным конспектом.

ПAutoShape 2AutoShape 3РИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

AutoShape 4

КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

Степень сравнения Простр.

Краткая форма * t

Сочетание с наречием * материал

СЛЖН (повтор)

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

принадлежность (чей?)



3. Выберите смайлик, соответствующий вашему участию в уроке.

hello_html_m439531cf.jpg - понравился урок, было интересно;

hello_html_m649c0ab.jpg



- было интересно, но хотелось бы быть более активным;

hello_html_m2a278ed5.jpg



- было трудно работать на уроке.






Домашнее задание:

Умным из умнейших, мудрым из мудрейших, написать мини – сочинение о чертах характера своего друга, которые проявляются в большей или меньшей степени.

hello_html_m4d466bb7.png

Имя прилагательное: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель:

·        актуализировать и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, о его значении в предложении, синтаксической роли;

·        ознакомить ребят с лексико-грамматическими группами имен прилагательных, с их особенностями: научить различать качественные, относительные, притяжательные прилагательные;

·        активизировать деятельность учащихся на уроке, используя нестандартные ситуации;

·        способствовать развитию творческих возможностей школьников;

 

·        воспитывать интерес к предмету, эстетику восприятия нового материала.

Автор Миллер Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 807
Номер материала 37735
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓