Главная / Русский язык и литература / Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного (5 класс)

Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного (5 класс)

УРОК


Тема: Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного * (с презентацией)


Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного (практикум).

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

6/4ЛР: обобщить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»; выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам; работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы; совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами; достичь более глубокого усвоения изученного материала; способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных.




Ход урока


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Орг. момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно».


- Запишите число, классная работа.



II. Активизация знаний обучающихся

-- У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках нашего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики?

- Какую часть речи вы использовали, характеризуя себя?

- Как вы узнали, что это имя прилагательное?
- Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку?

- Именно по этому признаку прилагательные отличаются от других частей речи.



III. Формулирование темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока.

- Каковы цели урока?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (тему) урока.

IV. Вступительное слово учителя


Слайд 1.

- Сегодня у нас урок- путешествие. Я приглашаю вас вместе с гостями побывать в прошлом и настоящем родного города, которому совсем недавно исполнилось 980 лет.

Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого города.








V. Повторение и систематизация изученного

1. Языковая разминка

- Итак, в путь! Сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретем билеты на волшебный поезд.


Слайд 2. Курский железнодорожный вокзал.


Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно выполнить задания, предложенные кассиром. И вот его первое задание:


Слайд 3.

Орфографическая разминка

(В) (железнодорожный) округе, (красивейший) здание, (больш_й) вокзал, (архитектурный) достопримечательностью, (скрипуч_) вагон.


- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?

- Давайте проверим, это ли задание подготовил кассир?

Голос кассира за кадром: «Самостоятельно согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные».


- Какое правило о правописании окончаний имен прилагательных мы будем применять, выполняя это задание?

- Напомните это правило.

- Как это будет выглядеть на первом примере?

- Приступайте. Не забудьте указать вид работы: орфографическая разминка.


- Проверьте себя.


Слайд 4.

(В железнодорожном округе, красивейшее здание, большой вокзал, архитектурной достопримечательностью, скрипучий вагон)


- Признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка?

- Те, кто не совсем справился с заданием или у кого были сомнения, поставьте на полях напротив этого задания вопросительный знак зеленой ручкой. При проверке работ я это учту и путем индивидуальных заданий мы еще раз поработаем над этим правилом.


- Работая с этими словосочетаниями, какое еще правило о правописании прилагательных вам пришлось вспомнить? (о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных)

- Какие слова иллюстрируют это правило?

- Объясните написание этих слов.


- Какая загадка содержится в словосочетании скрипучий вагон?

- Какое правило спрятано в прилагательном скрипучий, если изменить форму этого прилагательного? (Правописание ь после шипящих)

- Напомните это правило.

- Приведите примеры.


- Ребята, на уроках мы говорили о правильном употреблении имен прилагательных. С какой нормой употребления мы еще раз столкнулись в слове красивейшее? ( с орфоэпической – правилами произношения)

- Запомните, в этом слове только одни вариант произношения: красивейшее.

- Поставьте ударение в этом слове. На полях нарисуйте значок: ОВ! – «Обратите внимание».



Голос кассира за кадром: « Поздравляю, задание выполнено успешно, вы получаете билеты на волшебный поезд. Счастливого пути!»

ТОУУ

2. Выборочный диктант по материалам творческого проекта-презентации обучающихся


Наше путешествие продолжается. Мы смотрим в окошки и вспоминаем, чем так славится Курский край. Постепенно приближаемся к станции «Разрядной».

- Как вы думаете, что нас ожидает на этой станции?

- Какие разряды прилагательных существуют в русском языке?


Авторская группа в составе … подготовила творческий проект-презентацию на тему «Визитная карточка города Курска» с использованием прилагательных различных разрядов.

- Запишите в тетради зеленой ручкой следующий вид работы «Выборочный диктант»

Так как наш волшебный поезд состоит из трех вагонов: 1, 2, 3 – получите задание по вагонам.

Первый вагон. Выпишите в тетрадь словосочетания, в состав которых входят качественные имена прилагательные.

Второй вагон. Выпишите словосочетания, в состав которых входят относительные прилагательные.

Третий вагон. Выпишите словосочетания, в состав которых входят притяжательные имена прилагательные.


Презентанция



Голос за кадром: «Станция «Разрядная».


- Ребята, стоянка 3 минуты. Нужно многое успеть. Поэтому не будем терять время, выйдем на перрон и проверим задание.

(качественные – ароматная (антоновка), родной (герб), пышная (природа), прохладный (Сейм).

относительные – Курский (регион), государственный (цирк), войлочные (валенки)

притяжательные – соловьиные (трели), бабушкина (картошка)


- Какие способы определения разрядов прилагательных вы использовали?

Да, задание было не из лёгких. Поэтому, кто засомневался, поставьте на полях вопросительный знак зеленого цвета. А создатели проекта получают отметки «5».

- Но я рада, что всё-таки мы с заданием справились! Можно продолжать путь!






Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу).

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. «Четвертое лишнее»






















4.«Учимся играя». (Фронтальный опрос и индивидуальные задания)

Мы приближаемся к Базарной площади. Так ранее называлась современная Красная площадь.


Слайд 5. Базарная (Красная) площадь.


- Как вы думаете, почему?


- Курск являлся немаловажным торговым центром. Развитию торговли способствовало его расположение на пересечении речных путей: Десны, Сейма, Тускари и т.д. Из города курские купцы увозили свои товары за границу, сюда прибывали заморские гости, промышляющие торговлей.

Голос за кадром: «Станция Непостоянная».


- Какое-то странное название. Вы не знаете, почему?

- Здесь нас должны встречать. Но почему-то встречающие задерживаются. Мы пока подготовимся к встрече с ними.


- Запишите следующий вид работы – «Четвертое лишнее»

- Спишите с доски. Подчеркните четвертое лишнее.

1. Падеж, спряжение, число, род.

2. (По) многоголосой (ярмарке) – Д.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.

3. Разноцветные (платки) – прил., мн.ч., Им.(В.п.), м.р.


- Назовите «четвертое лишнее» под цифрой 1. Почему?

-//- под цифрой 2?

-//- под цифрой 3?

- Ребята, кто затрудняется, не забывайте о зеленом «вопросике».



(звучит песня Н.Кадышевой)


- А вот и скоморохи! Здравствуйте, мы рады встрече с вами!
 

(Инсценирование. Входят скоморохи, коробейники под веселую музыку)


1 скоморох: На ярмарку! На ярмарку!


2 скоморох: Спешите все сюда!


3 скоморох: Торопись, честной народ!

Тебя ярмарка зовет!


1 скоморох: Все товары хороши!


2 скоморох: Что угодно для души!


3 скоморох: А товары не простые.


1 скоморох: Все заданья удалые!


2 скоморох: За оценки дорогие!


3 скоморох: И подарки расписные!


1 скоморох : У меня вопросик есть!

Ответьте нам старательно,

Что такое прилагательное?


Слайд 6. Курский государственный цирк.


2 скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского цирка + индивидуальное задание (образовать все формы степеней сравнения от слова раздольный).


Медведи в танце кружатся,

Урчит проворный тигр.

Мы приглашаем вас прийти

В наш новый Курский цирк!!



3 скоморох: Что ж, ответы – загляденье!

Прямо всем на удивленье!

1 скоморох: Подходи-ка, детвора!

Приз разыгрывать пора!

Кто из вас повнимательней?

Как изменяется прилагательное?


Слайд 7. Курский драматический театр имени А.С. Пушкина.


2 скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского Драматического театра имени А.С. Пушкина + индивидуальное задание задание (образовать все краткие формы слова звонкий)


Театр – полет свободной мысли,

В нем мир фантазии живет.

Чудесная игра актеров

Любых сердец растопит лед.




VI. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности

3 скоморох: Устали с вами не на шутку!

Настало время физминутки.


1 cкоморох: Я высокий!


2 скоморох: А я ниже!


1 скоморох: Я широкий!


2 скоморох: А я уже!


1 скоморох: Я силач!


2 скоморох: А я слабее!


1 скоморох: Я мудрец!


2 скоморох: А я глупее!


3 скоморох: Вот и солнце закатилось!

Наша ярмарка закрылась!



Все дружно: Приезжайте снова к нам!

Рады мы всегда гостям! (под музыку скоморохи уходят)



Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5. Совместная проверка индивидуальных заданий

- Ребята, на какие слова вы обратили внимание, когда упражнялись со скоморохами? (ниже, уже, слабее, глупее)

- С точки зрения лексикологии что это за слова? (антонимы)

- Формами чего являются эти слова? (формами степеней сравнения прилагательных)

- Наше путешествие по Базарной площади закончилось. Но не все смогут войти в вагон, занять свои места и продолжить путешествие. У нас остались ребята, получившие индивидуальные задания от скоморохов.

- Давайте проверим их! И в случае необходимости поможем!

- Найдите в конспектах правило «Степени сравнения прилагательных».

- Как образуется простая форма сравнительной степени?

- Проверяем: звонче. Правильно?

- Как образуется составная форма сравнительной степени? и т.д.


- Молодцы! Ну что? Поехали дальше? Вдалеке виднеются огни новой станции  



6. Самостоятельная работа с последующей проверкой


- И пока мы приближаемся, следующий вид работы – «Проверь себя».

Слайд 8. Коренная пустынь

- Перед вами текст под названием «Коренная пустынь», к нему задание (Cлайд 9. Карточка с заданием). Это задание вы должны выполнить самостоятельно в карточках. Будьте внимательны. Поезд движется с быстрой скоростью, поэтому не задерживайтесь. До стоянки осталось 3 минуты.





Голос за кадром: Станция «Синтаксическая»


- Проверим себя.

- Каким образом вы выполнили задание В1?

- Каким образом вы выполнили задание В2?

- Каким образом вы выполнили задание В3?

- Ребята, сделайте вывод. Какими членами предложения могут являться полные прилагательные?

- Краткие прилагательные?

- Те, кто испытывал затруднения, выполняя эту работу, напротив заданий поставьте вопросительный знак.

- Вложите карточки в тетради для проверки.





7. «Подбери эпитет»



- Ребята, вот мы и приближаемся к завершению нашего путешествия, к нашему привычному Курску, к конечной станции.


Слайд 10. «Черно-белый» Курск.


- Но разве таким – черно-белым – видим мы наш Курский край?


(чтение учителем текста, записанного на доске)

Эта земля … . … степи тянутся вдаль. …лентой вьется … река. Лучи солнца озаряют отблесками ее … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь

воздухом … трав.

ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.


- Ребята, смог ли автор передать прелесть курской земли, насколько точно показал ее неповторимость? Почему?

- Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость курской земли, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных).

- Запишите следующий вид работы «Подбери эпитет».

- Чтобы наш текст не оставался без прилагательных, словно птица без крыльев, помогите автору передать красоту и своеобразие Курского края.

- Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет вам выразить свои чувства, свою любовь к нашему городу. Пользуясь «Словариком эпитетов», вставьте прилагательные и озаглавьте текст.


Голос за кадром: «Станция выразительная».


- Ребята, кто из вас желает прочитать получившийся текст? (1-2 уч-ся)


Слайд 11. «Красочный» Курск.


- Ребята, посмотрите – вам удалось передать своеобразие и красоту нашего края – и город окрасился яркими, сочными красками.

- Какова роль имен прилагательных в нашей речи?





VII. Итог урока

- Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы совершить наше увлекательное путешествие?

- Какой учебный материал вы знаете хорошо?

- Какой учебный материал вам надо повторить?



Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. Домашнее задание

- Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения по конспекту и составив словарный диктант из 15 слов, включающий те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.

- Некоторые ученики в качестве домашнего задания получат индивидуальные задания: подготовить сообщение об этимологии слов: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая.

- Ребята, знакомы ли вам эти слова?


IX. Рефлексия

- Ребята, я надеюсь, что после нашего урока наш город открылся для вас по-новому, он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Курск, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием курянин!


- В конце урока вас ожидает небольшой сюрприз. В знак того, что вам понравился наш урок и вы хотите продолжить совершать такие увлекательные путешествия, возьмите из корзины красное яблоко. Если что-то разочаровало, возьмите зеленое яблоко. Кушайте на здоровье! И вспоминайте еще один символ Курского края.







Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

   Данный урок - урок повторения и обощения изученного (практикум), в ходе которого необходимо обобщить теоретический материал по теме "Имя прилагательное", выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам; работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы; совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами; достичь более глубокого усвоения изученного материала; способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных;ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

 

Автор Нагорнова Наталья Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 668
Номер материала 39288
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓