Главная / Математика / Имя числительное в теме «Нумерация"

Имя числительное в теме «Нумерация"

Рощупкина Людмила Ивановна, учитель математики

Пушкарева Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №96»,г. Барнаул





Тема урока: Имя числительное в теме «Нумерация»


Продолжительность урока: 45 минут

Класс:7

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, компьютерная презентация.


Цели урока:

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания имени числительного и нумерационной системы счисления. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.

В результате чего ученик:

- умеет правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;

- умеет анализировать полученные решения;

- умеет делать выводы и грамотно выражать свои мысли;

- умеет обобщать свои знания и применять их в новых ситуациях.


Результаты обучения:

Математика:

  • I группа – Уровень А (минимальный): учащиеся должны выполнять простейшие преобразования выражении.

  • II группа – Уровень Б (общий): учащиеся должны владеть минимумом; уметь преобразовывать выражения на конструктивном уровне, самостоятельно выполняя проверку по «ключу».

  • III группа – Уровень В (продвинутый): учащиеся должны владеть общим уровнем; уметь создавать проект по заданной теме.

Русский язык:

  • I группа – Уровень А (минимальный): учащиеся должны уметь правильно записывать числительные прописью.

  • II группа – Уровень Б (общий): учащиеся должны выполнять частичный комплексный анализ текста; употреблять числительные в правильной форме, грамотно их записывать

  • III группа – Уровень В (продвинутый): учащиеся должны владеть общим уровнем, уметь создавать проект по заданной теме.







Общая схема урока:

Организационное начало урока, постановка цели.

1. Орг.момент.

2. Постановка проблемы.

3. Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.


Реализация основных этапов урока в определенной последовательности (оптимальная стратегия учения и преподавания ).

1. Работа в группах.

2. Просмотр презентации.

3. Практическая работа в парах.

4. Отработка умений проверить себя.

5. Фронтальная работа.


Проверка. Осуществление обратной связи.

1. Диагностика уровня усвоения материала учащимися с предоставлением права выбора.

2. Подведение промежуточных итогов работы на каждом этапе.

Подведение итогов, подстройка к будущему использованию знаний.

1. Рефлексия.

2. Домашнее задание.

3. Определение перспективы изучения данной темы.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические комментарии


1. Орг.момент













Приветствие учителя, проверка готовности класса к уроку.














Мобилизуют себя, сосредотачиваются.













Учитель обеспечивает внешнюю обстановку на уроке и положительный эмоциональный настрой, что в дальнейшем создает ситуацию успеха, доверия, взаимопонимания.


2. Актуализация знаний.















Постановка проблемы: Что важнее математика или русский язык?



Обобщающее слово учителя: Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.




Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции

(приложение 1).










Использование проблемной ситуации- побуждение учащихся к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов.






3.

Постановка цели с опорой на субъективный опыт учащихся.



Исследовательская беседа позволяющая сформулировать тему урока (приложение 2).



Формируют цель своей работы на уроке, осмысливая её.


Учитель обобщает цель урока.




4. Самостоятельная работа ( тест)


Предлагает учащимся задания (приложение 3) ( по результатам выполнения которого учащиеся делятся на группы).



Самостоятельно выполняют тест.








5.

Работа в группах.







.















Обобщающее слово учителя (приложение 4)

III группа – творческая. Данным ребятам предлагается решить задачу и на основе этого написать рассказ, используя имена числительные.

II группа – это учащиеся, которые будут работать самостоятельно с последующей самопроверкой.

I группа –они будут работать под руководством учителя.



Вырабатывают свои варианты, обсуждают их, приходят к общему выводу.






.

6. Комплексное применение знаний, умений. Тренировочные упражнения

.

Фронтальная работа с 1 группой

Разноуровневая работа с учащимися 2 группы ( приложение 5)

Защита проекта учащимися 3 группы

Работа в парах.

(приложение 6-7)


















.


Проверяют правильность выполнения заданий (взаимопроверка ).


Работают в парах.


7.

Фронтальная работа с классом



Сочини” загадку – таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку.

-(245800 – 245700) одежек и все без застежек. (Капуста).

(699 + 1) ворот, да (100000 – 99999) выход. (Невод).

Выходили (30012 – 30000) молодцев, выносили (2552 – 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни).


Выполняют устно задание.


8. Подведение промежуточных итогов работы на каждом этапе.


Делает выводы об усвоении учащимися данной темы.


Определяют результативность своей деятельности. Оценивают своё участие в работе, осмысливают полученные знания.


Подведение итогов деятельности каждого ученика.

9.

. Рефлексия.




Задаёт вопросы учащимся (лист рефлексии )


Отвечают на вопросы.


10.

Домашнее задание.

Составить и решить задачу на основе начала заданного текста:

Поздним осенним вечером в буфет школы №96 проникла банда грабителей.

Из холодильника было похищено ……

Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.



11.

Определение перспективы изучения данной темы.


















Приложение 1.

М.:

Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?

Р.:

Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких – то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

М:

Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Р:

Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами – 
И боль, и страх, любовь и счастье.

М.:

Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.

Р:

Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.

М: учитель

Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор. 3 мин



Приложение 2.

1. Исследовательская беседа.

Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры)

Продолжите фразу: “Цифры составляют …” (Число)

Составьте слово (запись на доске):

ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О + Ь + НОС – С + Е (Числительное)

Найдите “лишнее слово”: РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА, ЧИСЛО.

(Ручка)

Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте.(Нумерация)

Проверьте – подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация?

Где изучается числительное?

Где изучается нумерация?

Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока “Имя числительное в теме “Нумерация”. 3 мин

2. Поиск решения проблемы

Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов:

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому что я владею

Русским всеохватным языком.

Итак, большинство из вас сказали “нет”. Ну а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления.

Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели.

(Заслушиваются ответы детей).

Обобщающее слово учителя.

Молодцы дети! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать


Приложение 3.

Тест .

  1. Какое числительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя ь?

а) 60;
б) 80;
в) 40.

  1. Какие числительные склоняются так же, как и прилагательные?

а) дробные;
б) собирательные;
в) порядковые.

  1. Выполнить действие hello_html_m74c5dba.pnghello_html_43532ecf.png.

а) сумма двух третьих и трех пятых равна одной целой четырем пятнадцатым;
б) сумма две третьих и три пятых равна одна целая четыре пятнадцатых;
в) сумма дробей две третьих и три пятых равна пять восьмых.

  1. Вычислить hello_html_m1d599a61.png.

а) произведение три восьмых и шестнадцать двадцать первых равно две седьмых;
б) произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых равно двум седьмым;
в) три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых равно  четырем седьмым



Приложение 4.

Наш урок носит прикладной характер. Мы с вами попытаемся соединить изучение математики с изучением русского языка. Великий ученый, скульптор, художник эпохи возрождения Леонардо де Винчи в свое время сказал: “Никакое человеческое исследование не может называться настоящим знанием, если оно не прошло через математическое доказательство”. Он, творец прекрасных скульптур, он, в чьих рукописях были найдены чертежи подводной лодки и космического корабля, знал, о чем говорил. Многие знаменитые математики проявили себя на литературном поприще, соединив логику и художественное воображение в стихе. Всеми признан литературный талант Софьи Ковалевской, а академик, математик Виктор Яковлевич Буняковский в 40-х годах прошлого века опубликовал свои переводы Байрона и поэму “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Трудно сделать в жизни что-то крупное, имея познания только в естественных или только в гуманитарных науках. “Вдохновение нужно в поэзии, как в математике”,- эти слова принадлежат великому Пушкину, и пусть они нас не покидают на этом уроке и в дальнейшем процессе обучения.


Приложение 5.

Разноуровневая работа с учащимися.

Уровень А (математика, с учителем)

Уровень Б (русский язык, самостоятельно)

Уровень А (русский язык, с учителем)

Уровень Б (математика, самостоятельно)

Задание: запишите текст, заменяя числа словами. Вставьте пропущенные буквы.

384 тысячи километров о…деляют нас от Луны. Самолёт, летящий со скоростью 1000 км/ч достиг бы Луны через 16 суток. Луна меньше земли по диаметру почти в 4 раза, а по массе – в 81 раз. Поэтому Луна пр…тягива…т тела гораздо слабее, чем Земля – на лунной поверхност… тяжесть уменьшается почти в шесть раз. На Луне нет воздуха, значит нет и звука, нет ветра, нет воды. Небо там и днём, и ночью звёз…ное, бархатное, чёрное. Днём (а лунный день в 14 раз длиннее нашего) на ч…рном небе осл…пительно сия…т солнце, окружённое ж…мчужной короной.

1. Вычислите:
а) 1,25 – 3,8;
б) -0,4 – 1/8;
в) -2/9 –(-1 5/6);
г) 1 5/7 – (-3 11/14) + (-2 1/4);



2. Решите уравнения:
а) -1,3 + х = -2,18
б) -4,2 – х = 1,3
в) х + 2 1/6 = - 1 1/3.




Приложение 6.


  1. Запиши числа цифрами: 5 тысяч, 50 тысяч, 328 тысяч, 25 тысяч 8 единиц, 300 тысяч 20 единиц, 100 тысяч 3 единицы, 200 тысяч 300 единиц.

  2. Вычисли: 489600 – 235400, 784300 + 200500.

  3. Составь словосочетания существительного рубль с числительными 21, 83, 256, 739, 14, 62. Как изменяется окончание существительного в зависимости от числительного?

Приложение 7.

Задача.


Семиклассница за три дня прочитала книгу, содержащую 156 страниц. В первый день она прочитала 2/5 того, что прочитала во второй день, а в третий в 1,2 раза больше, чем во второй. Сколько страниц прочитала девочка во второй день?



Имя числительное в теме «Нумерация"
  • Математика
Описание:

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить  и систематизировать знания имени числительного и нумерационной системы счисления. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.

В результате чего ученик:

- умеет  правильно употреблять числительные в устной и письменной речи;

- умеет анализировать полученные решения;

- умеет делать выводы и грамотно выражать свои мысли;

 

- умеет обобщать свои знания и  применять их  в  новых ситуациях

Автор Рощупкина Людмила Ивановна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 409
Номер материала 19278
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓