Инфоурок Литература Рабочие программы"Имя существительное" 4 класс

"Имя существительное" 4 класс

Скачать материал

"Имя существительное" 4 класс

Цель:

  • проверить систему знаний учащихся по данной теме, умение применять данные знания на практике;
  • активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, используя элементы соревнования, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся;
  • воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, листки для индивидуальной работы, лепестки цветов из бумаги, клей, медаль «Знаток имени существительного». (6 шт.)

Описание работы: класс делится на 3 группы по 6 человек. После выполнения, работы передают в жюри. В жюри учителя начальных классов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ребята, мы заканчиваем путешествие по большой стране Морфологии «Имя существительное». Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме.

Урок наш не совсем обычный. Мы проведём соревнование на звание «Знатоки имени существительного». В каждой команде капитан, который будет организовывать работу своей группы.

Работая вместе, вы должны помнить, что ваш успех сегодня будет зависеть не только от знаний, но и от умения работать вместе. Девиз нашей работы «Один за всех и все за одного».

Ну, что готовы к преодолению трудностей? Улыбнитесь друг другу и за работу!

II. Конкурсная часть.

Конкурс «Теоретики».

(Капитан каждой команды получает карточку с заданием).

1-я команда:

  1. Что такое имя существительное?
  2. Назвать постоянные признаки имен существительных.
  3. Сколько склонений в русском языке. Приведите примеры.
  4. Как определить падеж имён существительных?

2-я команда:

  1. Что такое склонение имён существительных?
  2. Изменение по падежам это словообразование или словоизменение? Докажите.
  3. Какого рода бывают имена существительные?
  4. Какими членами предложения могут быть имена существительные?

3-я команда:

  1. Назвать непостоянные признаки имени существительного.
  2. Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
  3. Как определить склонение у имени существительного?
  4. Какие существительные относятся к 1,2 3 склонению?

(Команды обсуждают ответы на вопросы, затем представители команд отвечают)

Конкурс «Кто больше?»

Вывешивается плакат со словом «игрушка».

Из букв данного слова составить как можно больше имён существительных.

Конкурс «Сказочный язык»

Стихотворение написано на сказочном языке. Найти и подчеркнуть существительные.

Карточка 2.

Варкалось. Хливкие игорьки
Пырялись на наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мумзики в мове!

По каким признакам определили имена существительные? Докажите.

Конкурс «Найди своё слово».

Ребята, перед вами карточка, в которой записано слово. Образуйте от данного слова три однокоренных существительных 1, 2, 3 склонений. Разберите слова по составу.

Карточка 3.

  • 1-я команда – старый
  • 2-я команда – хитрый
  • 3-я команда – бедный

«Минутка отдыха».

Инсценирование стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж».


Спросили Лежебокина:
А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь
падежи?
Давным-давно все щкольники
Их знают на зубок
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им сперва учёные
Изменят имена:
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж как дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит,
– Да, переделка, кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный ,
Грубительный, Ленительный,
И, наконец, Простительный!


Конкурс «Не ошибись».

В стихотворении определить падежи всех имён существительных.

Карточка 4.

Всю весну мечтал Володя:
«Хорошо бы сделать так,
Чтоб коза на огороде
Прополола весь сорняк».
Он обдумал это дело.
План Володи был не плох:
Чтоб коза сорняк поела,
Но не трогала горох. (А. Барто)

Конкурс «Четвёртое лишнее»

В каждом ряде слов, найти лишнее. Объяснить свой выбор.

Карточка 5.

  • 1-я команда – платья, юбки, шорты, сарафаны.
  • 2-я команда – щипцы, плоскогубцы, ножницы, молотки.
  • 3-я команда – арбуз, клюква, дыня, слива.

Конкурс «Род имён существительных»

Подчеркнуть в тексте имена существительные общего рода.

Карточка 6

Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. Главная классная задира – Оля Комарикова, но она при этом ещё и рёва. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза противная, Шушунчиков Костя – редкий бука: всё молчит. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза несносная.

Конкурс капитанов

На доске записаны существительные с пропущенными безударными окончаниями. Кто быстрее и вернее вставит букву.

  • По линейк_
  • По скатерт_
  • На олен_
  • У тетрад_
  • На лодк_
  • В радост_
  • В театр_
  • С черёмух_

Победившему капитану задаётся хитрый вопрос: как правильно сказать

У рыб нет зуб,
У рыб нет зубов,
У рыбей нет зубей?

Минутка отдыха

Прослушайте стихотворение А. Хайта, которое вам прочитают ребята и ответьте на вопрос. О каких существительных идёт речь в стихотворении?

(3 ученика выходят к доске)


Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян,
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.

Интересное кино,
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать:
Будут польта выдавать.


Как называются сушествительные, о которых рассказывается в стихотворении? Правильно ли употреблены несклоняемые существительные?

Задание: Записать несклоняемые имена существительные, встретившиеся в данном стихотворении.

Конкурс «Исследователи»

Выдаются карточки. На них записаны три существительных. Одно в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путём определённой закономерность и исследовать его как часть речи.

Карточка 7

1-я команда:

  • Букварь (арба) бар
  • Мысль ( ) еда

2-я команда:

  • Охота (хобот) ботва
  • Умелец ( ) тельняшка

3-я команда:

  • Актёр (кулак) кулон
  • Катер ( ) бульвар

Конкурс «Творческий»

Сочинить стишок, в котором есть такие имена существительные:

Слон – вагон – рулон – картон

Дети зачитывают стихи.

III. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу. У вас в конвертах находятся разноцветные лепестки, вырезанные из бумаги. Сейчас каждая команда создаст свой цветок настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали в своей группе, понравилось ли работать командой. Лепестки теплых тонов передают радостное настроение, а холодных – грустное.

Дети создают в своих командах « цветы настроения».

IV. Итог урока.

Жюри подводит итоги, награждает медалями команду победительницу.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ""Имя существительное" 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по оценке имущества

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: проверить систему знаний учащихся по данной теме, умение применять данные знания на практике;активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, используя элементы соревнования, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся; воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные карточки, листки для индивидуальной работы, лепестки цветов из бумаги, клей, медаль «Знаток имени существительного». (6 шт.)Описание работы: класс делится на 3 группы по 6 человек. После выполнения, работы передают в жюри. В жюри учителя начальных классов.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 906 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по литературе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Учебник: «Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.
  • Тема: А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годунов. Капитанская дочка
  • 30.12.2020
  • 722
  • 1
«Литература», Курдюмова Т.Ф., Колокольцев Е.Н. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.06.2020 179
    • DOCX 22.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Доровко Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Доровко Анастасия Игоревна
    Доровко Анастасия Игоревна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83335
    • Всего материалов: 245

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 61 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1527 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 876 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные технологии для бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе