Главная / Русский язык и литература / Имидж педагога 21 века

Имидж педагога 21 века

Имидж педагога ХХІ века

Профессия педагог – особенная.

Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологии, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие.

Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность. Понятие имидж может быть применено не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры в обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.

Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, к которому должны соответствовать представители разных профессии – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа на прямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Каким вы представляете себе облик идеального педагога? (обобщение ответов учащихся старших классов).

Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда должна быть удобной и комфортной. Желательно, чтобы одежда не была в течение недели одной и той же. Хотелось бы, чтобы учителя-женщины чаще ходили в юбках, это выглядит более женственно; вызывает положительные эмоции. Учитель физкультуры не должен ходить по школе в спортивной форме, хотелось бы видеть его если не в костюме, то хотя бы в брюках.

Не важно, какая прическа, главное, чтобы учителю она шла. Макияж легкий, почти не видимый, постельных тонов. Если ногти накрашены, то не ярким лаком. Хотелось бы теплых радужных цветов в облике учителя, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь школа – это не цирк. Туфли или ботинки должны соответствовать костюму.

В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий

готовые истины, а искатель, странник, помогающий найти, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому так и опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным в ХХІ веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

Учитель ХХI века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. ХХI век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компььютер.

Педагог ХХI века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет".

Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель ХХI века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем.

Учитель ХХI века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог ХХI века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

ХХI век – Век Высоких Технологий, сделавший быт комфортным и нетрудоемким. А что же педагогика? Как и прежде она видоизменяется согласно времени. Массовое производство компьютеров обеспечило интенсификацию и наглядность учебного процесса. Появилась возможность получать образование, не выходя из дома (дистанционные курсы, семинары). Всемирная паутина предоставляет широкий спектр услуг: электронная почта, новости из первых уст, быстрый доступ к любой информации. Все это, несомненно, является необходимым современному преподавателю, от которого требуется широкий кругозор, выходящий далеко за рамки его предмета. Динамичность жизни в 21 веке требует сжатой, но емкой подачи информации. Вот почему преподаватель сегодня всегда “на гребне волны”. Лишь одна черта осталась неизменной: учитель-воин. Только его оружие –

это не меч, как в древности, а слово. Он воин за душу ребенка. И успех в этой борьбе зависит не только от его собственных усилий, но и от окружающей действительности: семьи, сверстников. Имидж современного учителя таков: тонкий психолог, улавливающий вибрации детской души и способный эту душу бережно сохранить; разносторонне образованный, умеющий сопоставлять и анализировать факты действительности. Одним словом, современный преподаватель – социально интегрированная личность.

Вот что пишет преподаватель одной из школ: - «В идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения…»

Учитель XXI века :

Владеет различными стратегиями образования; разрабатывает собственную педагогическую стратегию или ее элементы. Владеет фундаментальной системой профессиональных знаний и умеет их использовать в решении профессионально- педагогических задач.

Знает государственную стратегию обучения и воспитания. Владеет стандартной системой знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность: умеет их использовать при решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель, ситуация и действия по ее решению.

Знает различные стратегии обучения и воспитания. Владеет стандартной и дополнительной системами знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, умеет их использовать в решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель и ситуация.

Учитель должен обладать профессионально-педагогической культурой. Превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.

Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно

зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Такой ли вы Учитель, зависит только от вас.

Повышение имиджа профессии педагога выстраивается по трем важнейшим направлениям.

Первое – обеспечить учителям достойную оплату труда.

Второе – радикально повысить квалификацию учителей. Только высококвалифицированные специалисты могут завоевать реальное уважение в обществе.

Третье – системное повышение общественного имиджа педагогической профессии – через средства массовой информации, пропаганду достижений лучших учителей, конкурсы педагогического мастерства, взаимодействие с неправительственными организациями, родителями, работодателями и т.д.

Издревле на Востоке отношение к учителю было самым трепетным, он был одним из самых почитаемых людей. Народная казахская мудрость гласит: «Учителя почитай, как отца родного». И мы должны вернуть эту вековую традицию, обеспечить профессии учителя высочайший престиж и уважение в казахстанском обществе.

Эта профессия должна стать одной из самых уважаемых и престижных, без этого нам не удастся обеспечить выполнение поставленных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым стратегических задач построения процветающего и конкурентноспособного Казахстана, формирования

интеллектуальной нации. Поэтому сегодня мы ставим повышение имиджа профессии и статуса педагога одной из самых ответственных задач.



Имидж педагога 21 века
  • Русский язык и литература
Описание:

Имидж педагога ХХІ века

 

Профессия педагог – особенная.

Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологии, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие.

Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность. Понятие имидж может быть применено не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Так что имидж школы будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?

Чаще всего понятие имидж расшифровывается как сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

В современном, потерявшем многие былые ориентиры в обществе профессия учителя утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж учителя и отношение к нему со стороны учащихся и родителей? Что могут сделать сами учителя, чтобы поднять престиж профессии?

Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога, ведь общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании типичных особенностей ее представителей.

Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж учителя воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним.

Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирование образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Есть и другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие «новых горизонтов». Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.

Уже сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, к которому должны соответствовать представители разных профессии – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т.д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа на прямую будет зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

Каким вы представляете себе облик идеального педагога? (обобщение ответов учащихся старших классов).

Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда должна быть удобной и комфортной. Желательно, чтобы одежда не была в течение недели одной и той же. Хотелось бы, чтобы учителя-женщины чаще ходили в юбках, это выглядит более женственно; вызывает положительные эмоции. Учитель физкультуры не должен ходить по школе в спортивной форме, хотелось бы видеть его если не в костюме, то хотя бы в брюках.

Не важно, какая прическа, главное, чтобы учителю она шла. Макияж легкий, почти не видимый, постельных тонов. Если ногти накрашены, то не ярким лаком. Хотелось бы теплых радужных цветов в облике учителя, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь школа – это не цирк. Туфли или ботинки должны соответствовать костюму.

В моем представлении учитель 21 века - это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий

готовые истины, а искатель, странник, помогающий найти, всегда находящийся в пути. Этот поиск должен быть присущ как молодому так и опытному учителю. Если учитель хочет быть нужным в ХХІ веке, ему не следует бояться изменить свою точку зрения даже после десятилетней работы.

Учитель ХХI века – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. ХХI век невозможно было бы представить и без новых ТСО. И ведущим среди них станет компььютер.

Педагог ХХI века - грамотный, умеющий работать на компьютере человек, обладающий навыками ввода и вывода информации, ее передачи на расстояние, готовый не только к личному общению, но и к общению через "Интернет".

Однако хочется надеяться, что, как бы далеко ни зашел процесс автоматизации обучения, учитель ХХI века не забудет о важности непосредственного общения со своими учениками. Никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника, выразить свое отношение к изучаемому материалу. Нельзя согласиться с теми, кто говорит о возможном упразднении нашей профессии в будущем.

Учитель ХХI века - творец в самых различных сферах педагогической деятельности: опытный технолог, организатор, обязательно стремящийся к подведению итогов своей работы, обобщению своего опыта. Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог ХХI века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.

ХХI век – Век Высоких Технологий, сделавший быт комфортным и нетрудоемким. А что же педагогика? Как и прежде она видоизменяется согласно времени. Массовое производство компьютеров обеспечило интенсификацию и наглядность учебного процесса. Появилась возможность получать образование, не выходя из дома (дистанционные курсы, семинары). Всемирная паутина предоставляет широкий спектр услуг: электронная почта, новости из первых уст, быстрый доступ к любой информации. Все это, несомненно, является необходимым современному преподавателю, от которого требуется широкий кругозор, выходящий далеко за рамки его предмета. Динамичность жизни в 21 веке требует сжатой, но емкой подачи информации. Вот почему преподаватель сегодня всегда “на гребне волны”. Лишь одна черта осталась неизменной: учитель-воин. Только его оружие –

это не меч, как в древности, а слово. Он воин за душу ребенка. И успех в этой борьбе зависит не только от его собственных усилий, но и от окружающей действительности: семьи, сверстников. Имидж современного учителя таков: тонкий психолог, улавливающий вибрации детской души и способный эту душу бережно сохранить; разносторонне образованный, умеющий сопоставлять и анализировать факты действительности. Одним словом, современный преподаватель – социально интегрированная личность.

Вот что пишет преподаватель одной из школ: - «В идеальном сознании образ учителя – это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения…»

Учитель XXI века :

Владеет различными стратегиями образования; разрабатывает собственную педагогическую стратегию или ее элементы. Владеет фундаментальной системой профессиональных знаний и умеет их использовать в решении профессионально- педагогических задач.

Знает государственную стратегию обучения и воспитания. Владеет стандартной системой знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность: умеет их использовать при решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель, ситуация и действия по ее решению.

Знает различные стратегии обучения и воспитания. Владеет стандартной и дополнительной системами знаний и методов включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, умеет их использовать в решении профессионально-педагогических задач, где заданы цель и ситуация.

Учитель должен обладать профессионально-педагогической культурой. Превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется.

Более того, хороший учитель обязан быть энтузиастом: кто же пойдет на работу с детьми, на бессонные ночи проверки домашних заданий и подготовки материала к урокам, на бесконечные споры с родителями, когда гораздо проще и выгоднее пойти на фирму менеджером, и там спокойно

зарабатывать на свой хлеб с маслом? Только когда люди поймут это, поймут, что их детям необходимы талантливые педагоги, только тогда можно чего-то ожидать от образования.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие качества «идеального учителя», как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

«Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен», пишет В.М. Шепель.

В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель – не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель…Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель – это не только профессия, это – жизненное кредо. Такой ли вы Учитель, зависит только от вас.

Повышение имиджа профессии педагога выстраивается по трем важнейшим направлениям.

Первое – обеспечить учителям достойную оплату труда.

Второе – радикально повысить квалификацию учителей. Только высококвалифицированные специалисты могут завоевать реальное уважение в обществе.

Третье – системное повышение общественного имиджа педагогической профессии – через средства массовой информации, пропаганду достижений лучших учителей, конкурсы педагогического мастерства, взаимодействие с неправительственными организациями, родителями, работодателями и т.д.

Издревле на Востоке отношение к учителю было самым трепетным, он был одним из самых почитаемых людей. Народная казахская мудрость гласит: «Учителя почитай, как отца родного». И мы должны вернуть эту вековую традицию, обеспечить профессии учителя высочайший престиж и уважение в казахстанском обществе.

Эта профессия должна стать одной из самых уважаемых и престижных, без этого нам не удастся обеспечить выполнение поставленных Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым стратегических задач построения процветающего и конкурентноспособного Казахстана, формирования

интеллектуальной нации. Поэтому сегодня мы ставим повышение имиджа профессии и статуса педагога одной из самых ответственных задач.

Автор Сыдыкжанова Жанар Сейткалиевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1545
Номер материала 26731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓