Главная / Начальные классы / ИКТ во внеурочной деятельности на материале русских народных традиций

ИКТ во внеурочной деятельности на материале русских народных традиций

О.И.Копыльская

Использование ИКТ во внеурочной деятельности на материале русских народных традиций


Современное развитие России ставит перед обществом задачу духовного возрождения. Только модернизация и инновационное развитие позволят России стать конкурентным обществом в XXI веке, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В связи с этими важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбрать профессиональный путь, готовность обучаться в течении всей жизни. Эти навыки формируются с детства. И уже с первой ступени образования я стремлюсь как можно полнее раскрыть творческие возможности и способности каждого ученика, воспитывать духовные и нравственные качества, содействовать воспитанию «по-русски широко образованного человека» (по определению Ф.М.Достоевского) , творчески, самобытно мыслящего человека.

В связи с внедрением в учебный процесс школ ФГОС второго поколения, стало очевидным, что возникла острая необходимость в использовании ИКТ в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Доказано, что народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития учащихся. Современный ученик живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о своих традициях. Национальные отличия сохраняться, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно знакомство с русскими традициями должно найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Практика показала, что обучающимся в начальной школе занятия внеурочной деятельности позволяют глубже и содержательнее изучить русские народные традиции, показать их значение в жизни народа. Сегодня самой жизнью востребовано применение ИКТ во внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащегося. Я стремлюсь строить свои занятия так, чтобы каждый ребёнок мог ощутить свою уникальность и востребованность. Вот уже второй год я работаю по направлению «Русская культура в песнях, играх и обрядах».


Занятия включают в себя изучение старинных русских народных праздников, историю русской одежды, народных песен, игр, народных примет, народных сказок.

Где, как ни в русской сказке, дети могут почувствовать, осознать мудрость наших предков, красоту русского языка. Ох, уж эти сказки, сказочки! Стоит только их услышать, и вот ты целиком там, где летают ковры-самолёты, животные разговаривают человеческим языком, а среди людей живёт всякая нечисть – Баба-Яга, Леший, Кощей Бессмертный, кикиморы.

В процессе изучения русских народных сказок дети знакомятся с их видами , узнают, почему младшие дети изображены в них обиженными, даже глупыми.

Оказывается раньше младшим детям доставалось меньше родительского имущества , поэтому в сказках эти обиженные дети изображаются с такой любовью. Дурак оказывается самым умным и смелым, получает богатство и красавицу.

Дети узнают также, почему лису называют не только плутовкой, но и Патрикеевной. Патрикей – имя старинное. Имя это давали только детям княжеского рода. Давным-давно, лет 700 назад жил был новгородский князь Патрикей Нарумунтович. И так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей приписывали всякому хитрицу. И хитрая, умная лиса, как верная "наследница" хитрого князя получила отчество Патрикеевна. А «лисый» - это желтова­тый, «залисеть» - значит пожелтеть.

Дети узнают происхождение выражений "зарубить на носу", "дело в шляпе" и других. Зарубить на носу - означает запомнить креп­ко-накрепко. В древности неграмотные люди всегда -носили с собой дощечки, а на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и назывались носами.

Дело в шляпе - означает, что все хорошо, все в порядке. Несколько столетий назад, когда почты в нынешнем виде не было, все сообщения доставля­лись гонцами на лошадях. Важные бумаги, или, как их называли, «дела», зашивали под подкладку шля­пы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.

С большим увлечением группой учащихся была показана сценка из русской народной сказки "Волшебное кольцо". И каково было удивление детей, когда они смотрели отрывок из сказки "Волк и семеро козлят", где в роли козы была их учительница – Ольга Ивановна. Дети задумываются над словами поэта Фёдора Сологуба, который назвал сказки маленькими кусочками счастья.

Передо мной восторженные глаза детей. Они начинают верить в чудо, верить в лучшее, помогать тому, кто рядом, быть толерантным. Убеждаю, что добрые, улыбчивые, приветливые и светлые люди - счастливые люди.

Хочется верить , что у детей появится желание изучать, любить, уважать, русские народные сказки.

Использование информационных технологий позволяет качественно и на высоком уровне преподнести задуманное. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это доброжелательная обстановка в класе, заинтересованность учащихся, желание дискутировать, организовывать свою работу, уметь рассуждать, делать выводы и получать положительные эмоции, погружаясь в атмосферу радости и творчества.

В старину говорили: "Нет дерева без корней, дома – без фундамента". Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.


На занятиях я раскрываю перед детьми увлекательный мир народных традиций, обрядов, являвшихся для наших прабабушек и прадедушек не только увеселением, но и возможностью решать свои повседневные проблемы. Такой праздник воспитывает духовность у наших детей.

Хотелось бы присутствующим представить фрагменты православного и всеми любимого праздника «Пасхи», на котором дети в очередной раз учатся понимать и уважать традиции наших предков, учатся жить, соблюдая их. Дети узнали, что Пасху называли "Царицей дней", "Праздников праздников", "Торжеством торжеств", и в переводе с греческого языка это слово означает "избавление". Они узнают, как появилась традиция красить яйца. Сделали открытие, что бывают яйца-крашенки, крапанки, писанки. Приятно отметить, что наши дети от своих предков переняли старинный обычай – троекратное христосывание. Продемонстрировали это. С интересом узнали об обычае – "Отпущение птиц на волю". Утром родители и дети покупали птиц у ловцов и отпускали их на волю, проговаривая определённые слова. И сами ловцы делали тоже самое.

С большим интересом дети познакомились с красивой традицией: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне. Дети представили, что стоят на колокольне и бьют в колокол, возвещая о чудесном Воскресении Иисуса Христа.

Ещё одна интересная традиция была представлена детям – "Хождение волочебников". Слово "волочебники" означает "поющие под окном". Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами. Пели для того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома, а хозяева не одаривать их боялись, так как в адрес скупого могли прозвучать неприятные слова.

А вот ещё обычай, который заставил детей задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас, в наше время, особенно необходимо посещать больных, стариков, развеять их одиночество. Я уверена, что после этого праздника дети станут красивее душой.

Ко всем праздникам дети и родители в совместной деятельности изготавливали костюмы. Это способствовало установлению эмоционального комфорта и более тесному сплочению семьи.

Всем праздникам предшествовали выставки рисунков детей, а к Пасхе выставка раскрашенных яиц и разнообразных сувениров. Творческую продукцию дети увидели по Елецкому телевидению, где был представлен фрагмент.

А использование ИКТ в очередной раз помогает ощутить ребенку свои творческие возможности, свою уникальность и востребованность.

С большим интересом дети отнеслись к изучению истории русского народного костюма. Они узнали, что в старину в народе одежду называли оболочкой. Одежды были свободными, длинными, необычайно красочными. Рубаха – самый главный элемент костюма, праздничного и повседневного. Её надевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Рубаха украшалась вышивкой и подпоясывалась. Каково было удивление детей, когда они узнали, что нагрудные узоры защищали сердце и лёгкие, надплечные – охраняли руки, а наподольные – не давали пробраться злым силам снизу. В орнамент включались символы жизни: вода, дождь, земля, солнце, огонь. Дети узнали, что предпочтение отдавалось красному цвету – символу солнца и огня, радости, празднику, а также символу спасения, и знака преграды злых сил, сил тьмы и ночи. Одежду в крестьянской семье носили несколько поколений, её передавали, как самое ценное. Дети узнали другие элементы старинной русской одежды: порты, кафтан, сарафан, зипун и так далее. Дети самостоятельно выполняли рисунок женского сарафана, мужской рубахи.

Особым положительным моментом стало посещение музея народной игрушки на базе ЕГУ им. И.А.Бунина, где дети с восхищением смотрели на своих мам, которые продемонстрировали русские костюмы.

С каким интересом дети знакомились со старинной русской игрушкой. Для меня очень важно было видеть, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то радостного. Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное место в жизни занимает то, что называется стариной.


В конечном итоге данная деятельность изменила не только представление детей о прошлом наших предков, но и повлияла на отношение родителей к прошлому, подтолкнуло к изучению истории русской культуры.

Я уверена, что использование информационных технологий во внеурочной деятельности повышает качество знаний у детей, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка. В духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

ИКТ создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания между мной и детьми, создаёт условия для сотрудничества.

Максим Горький писал: "Нет нигде такой литературы, как у нас у русских. А народные песни?... такие песни могли родиться только в народе великой души".

Моя задача была не только познакомить с песнями: колыбельными, детскими, свадебными, песнями-плачами, но и с тем, чтобы школьник с ранних лет слышал свою родную песню и привык воодушевляться при звуках её и чувствовать в себе кровь своего народа и всё то героическое и высокое, что таится в народной душе, чтобы ребёнок почувствовал потребности в народной песне. Дети пожелали разучить русскую народную колыбельную песню: "Бай, бай, бай". Они заслушались мелодичностью и красотой звука.

Все проводимые занятия стали очевидным открытием прекрасного мира старины глубокой.

Ребята стали относиться по-новому к процессу проведения занятий. Они стали сами создавать свои детские презентации. Лабузовы Диана и Даниил выступили с двумя работами – "Старинные книги", "Русская игрушка", а Проживарова Анна с работой "Мой дедушка".

И тепрь без информационных технологий не мыслимо ни одно занятие. Использование ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Я убедилась, что использование информационных технологий на занятиях способствует положительной мотивации обучения, активации мыслительных процессов, развитию творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью занятий в начальной школе.

Использование ИКТ – самое главное направление в моей педагогической деятельности. Это самообразование и саморазвитие, важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности. Для тех,. Кто формирует всесторонне развитую личность, содействует воспитанию творчески самобытно мыслящего человека.


ИКТ во внеурочной деятельности на материале русских народных традиций
  • Начальные классы
Описание:

Русские традиции на занятиях внеурочной деятельности.

 

Занятия внеурочной деятельности включают в себя изучение старинных русских народных праздников, историю русской одежды, народных песен, игр, народных примет, народных сказок.

      Дети узнают, почему лису называют не только плутовкой, но и Патрикеевной, происхождение выражений "зарубить на носу", "дело в шляпе" и других.

С большим интересом дети познакомились с красивыми пасхальными традициями.

 

Ко всем праздникам дети и родители в совместной деятельности изготавливали костюмы, сувениры. 

Автор Сарафанова Ольга Вячеславовна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 320
Номер материала 59077
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓