Главная / Начальные классы / ИКТ в начальном образовании.

ИКТ в начальном образовании.

ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

И.Г. Горбунова, учитель начальных классов

МАОУ ДСОШ №4 с УИОП, г. Домодедово

На протяжении 2013-2014 учебного года я работала над темой «Использование информационной технологии в процессе обучения — как средство развития познавательного интереса». Работая над своей темой, я использовала различные методы педагогического исследования: беседы, мониторинг учебного процесса, изучение опыта, первоисточников, ученического творчества, педагогический эксперимент, анализ.

Возможности использования компьютерных технологий в образовании:

  • это — удобно, наглядно и практично;

  •  это — повышает интерес (мотивацию) и творческую активность учащихся;

  • использование ИКТ усиливает интеграционную составляющую обучения, так как в дальнейшем учащиеся смогут применять полученные навыки и умения в других областях знаний;

  •  данный подход диктуется жизненной необходимостью для современного уровня подготовки и развития учащихся;

  •  простота использования и относительная доступность этих средств, так как ПК, как правило, снабжены МS Windows и средствами МS Оfficе.

Использование учителями текстового редактора МS Word должно стать необходимым атрибутом их деятельности. Это и подготовка учителя к уроку, особенно начинающего, например написание конспекта, разработка проверочных и самостоятельных работ; подготовка самого урока — составление раздаточного материала - карточки, индивидуальные задания, методические пособия и т. д.  И, наконец, что немаловажно, подготовка самого ученика, например — выполнение домашнего задания.

В возможностях использования средств МS Оfficе в обучении видится большая перспектива. Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.

В ИКТ заложены огромные возможности для применения новых технологий.

  1. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

  2. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • во время проведения урока;

  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

  • при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

  • в процессе создания и передачи общешкольной информации;

  • в процессе научной деятельности;

  • при обмене опытом как внутри школы, так и
    между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;

  • в проектной деятельности;

  • при создании мультимедийных сочинений;

  • в презентационной деятельности;

  • в локальной и глобальной сети.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке:

  • повышение уровня профессиональной культуры;

  • снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

  • развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

  • возможность использования чужого опыта и методических разработок;

  • повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

  • переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

  • возможность самореализации и самоутверждения;

  • возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

  • повышение авторитета среди учащихся;

  • повышение авторитета среди коллег;

  • поощрение администрации.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

  • повысить у учащихся интерес к предмету;

  • облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

  • подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

  • выявлять и развивать способности;

  • овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • интеллектуально развивать учащихся;

  • подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

  • использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема и т.д.;

  • расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

  • повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными
    источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Обучение по курсу Окружающий мир в 4 классе с применением ИКТ.

Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников, понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.

Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИКТ и получения практических навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос. Проверка домашнего задания: Работа с компьютером. Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер (итоговое тестирование, мультимедийный урок).

III. Изучение нового материала.

Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Толбачик (слайд 3).

— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).

— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, 
откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще: «огнедышащая гора».)

— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды 2, 4)

Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд 6) и сделать рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

А также на уроке были использованы видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера», медиаиллюстрации «Типы вулканов» и т.д.

Использование ИКТ в преподавании дисциплин начального образования, позволяет повысить уровень грамотности, уровень интереса к чтению, уровень речевого развития учащихся (улучшает качества основных речевых умений: чтения и письма, говорения и слушания с целью презентации себя на рынке труда), позволяет подготовить детей к активной учебной деятельности, поднять их уровень творческих возможностей, интерес к исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.- 272 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

6


ИКТ в начальном образовании.
  • Начальные классы
Описание:

ИКТ  В  ОБРАЗОВАНИИ

И.Г. Горбунова, учитель начальных классов

МАОУ  ДСОШ  №4 с УИОП, г. Домодедово

        На протяжении 2013-2014 учебного года я работала над темой «Использование информационной технологии в процессе обучения — как средство развития познавательного интереса». Работая над своей темой, я использовала различные методы педагогического исследования: беседы, мониторинг учебного процесса, изучение опыта, первоисточников, ученического творчества, педагогический эксперимент, анализ.

       Возможности использования компьютерных технологий в образовании:

·        это — удобно, наглядно и практично;

·         это — повышает интерес (мотивацию) и творческую активность учащихся;

·        использование ИКТ усилива­ет интеграционную составляющую обуче­ния, так как в дальнейшем учащиеся смо­гут применять полученные навыки и уме­ния в других областях знаний;

·         данный подход диктуется жизненной необходи­мостью для современного уровня подго­товки и развития учащихся;

·         простота использования и от­носительная доступность этих средств, так как ПК, как правило, снабжены МS Windows и средствами МS Оfficе.

 Использование учителями текстового редактора МS Word должно стать необходимым атрибутом их деятель­ности. Это и подготовка учителя к уроку, особенно начинающего, например напи­сание конспекта, разработка провероч­ных и самостоятельных работ; подготов­ка самого урока — составление раздаточ­ного материала - карточки, индивидуаль­ные задания, методические пособия и т. д.  И, наконец, что немаловажно, подготовка самого ученика, например — выполнение домашнего задания.

      В возможностях использования средств МS Оfficе в обучении  видится большая перспектива. Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внед­рение компьютерных технологий и муль­тимедиа.

В ИКТ заложены огромные возм­ожности для применения новых техно­логий.

1.     Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

2.     Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

         во время проведения урока;

         в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

         при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

         в процессе создания и передачи общешкольной информации;

         в процессе научной деятельности;

         при обмене опытом как внутри школы, так и
между школами.

Для учащегося  информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

         для более глубокого восприятия учебного материала;

         в проектной деятельности;

         при создании мультимедийных сочинений;

         в презентационной деятельности;

         в локальной и глобальной сети.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке:

         повышение уровня профессиональной культуры;

         снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

         развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

         возможность использования чужого опыта и методических разработок;

         повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

         переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

         возможность самореализации и самоутверждения;

         возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

         повышение авторитета среди учащихся;

         повышение авторитета среди коллег;

         поощрение администрации.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

         повысить у учащихся интерес к предмету;

         облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

         подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

         выявлять и развивать способности;

         овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

         интеллектуально развивать учащихся;

         подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

         использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема и т.д.;

         расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

         повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными
источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

         Обучение по курсу Окружающий мир в 4 классе с применением ИКТ.

Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников, понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.

Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИКТ и получения практических навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос. Проверка домашнего задания: Работа с компьютером. Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер (итоговое тестирование, мультимедийный урок).

III. Изучение нового материала.

Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Толбачик (слайд 3).

— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).

— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, 
откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще: «огнедышащая гора».)

— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды 2, 4)…

Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд 6) и сделать рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

А также на уроке были использованы  видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера», медиаиллюстрации «Типы вулканов» и т.д.

       Использование ИКТ в преподавании дисциплин начального образования, позволяет повысить уровень грамотности, уровень интереса к чтению, уровень речевого развития учащихся (улучшает качества основных речевых умений: чтения и письма, говорения и слушания с целью презентации себя на рынке труда), позволяет подготовить детей к активной учебной деятельности, поднять их уровень творческих возможностей, интерес к исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1.      Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.- 272 с.

3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Автор Горбунова Ирина Габделварисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 30192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓