Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИКТ в начальном образовании.

ИКТ в начальном образовании.

Скачать материал

ИКТ  В  ОБРАЗОВАНИИ

И.Г. Горбунова, учитель начальных классов

МАОУ  ДСОШ  №4 с УИОП, г. Домодедово

        На протяжении 2013-2014 учебного года я работала над темой «Использование информационной технологии в процессе обучения — как средство развития познавательного интереса». Работая над своей темой, я использовала различные методы педагогического исследования: беседы, мониторинг учебного процесса, изучение опыта, первоисточников, ученического творчества, педагогический эксперимент, анализ.

       Возможности использования компьютерных технологий в образовании:

·        это — удобно, наглядно и практично;

·         это — повышает интерес (мотивацию) и творческую активность учащихся;

·        использование ИКТ усилива­ет интеграционную составляющую обуче­ния, так как в дальнейшем учащиеся смо­гут применять полученные навыки и уме­ния в других областях знаний;

·         данный подход диктуется жизненной необходи­мостью для современного уровня подго­товки и развития учащихся;

·         простота использования и от­носительная доступность этих средств, так как ПК, как правило, снабжены МS Windows и средствами МS Оfficе.

 Использование учителями текстового редактора МS Word должно стать необходимым атрибутом их деятель­ности. Это и подготовка учителя к уроку, особенно начинающего, например напи­сание конспекта, разработка провероч­ных и самостоятельных работ; подготов­ка самого урока — составление раздаточ­ного материала - карточки, индивидуаль­ные задания, методические пособия и т. д.  И, наконец, что немаловажно, подготовка самого ученика, например — выполнение домашнего задания.

      В возможностях использования средств МS Оfficе в обучении  видится большая перспектива. Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внед­рение компьютерных технологий и муль­тимедиа.

В ИКТ заложены огромные возм­ожности для применения новых техно­логий.

1.     Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

2.     Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

         во время проведения урока;

         в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

         при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

         в процессе создания и передачи общешкольной информации;

         в процессе научной деятельности;

         при обмене опытом как внутри школы, так и
между школами.

Для учащегося  информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

         для более глубокого восприятия учебного материала;

         в проектной деятельности;

         при создании мультимедийных сочинений;

         в презентационной деятельности;

         в локальной и глобальной сети.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке:

         повышение уровня профессиональной культуры;

         снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

         развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

         возможность использования чужого опыта и методических разработок;

         повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

         переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

         возможность самореализации и самоутверждения;

         возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

         повышение авторитета среди учащихся;

         повышение авторитета среди коллег;

         поощрение администрации.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

         повысить у учащихся интерес к предмету;

         облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

         подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

         выявлять и развивать способности;

         овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

         интеллектуально развивать учащихся;

         подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

         использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема и т.д.;

         расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

         повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными
источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

         Обучение по курсу Окружающий мир в 4 классе с применением ИКТ.

Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников, понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.

Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИКТ и получения практических навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос. Проверка домашнего задания: Работа с компьютером. Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер (итоговое тестирование, мультимедийный урок).

III. Изучение нового материала.

Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Толбачик (слайд 3).

— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).

— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется, 
откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще: «огнедышащая гора».)

— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды 2, 4)…

Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд 6) и сделать рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

А также на уроке были использованы  видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера», медиаиллюстрации «Типы вулканов» и т.д.

       Использование ИКТ в преподавании дисциплин начального образования, позволяет повысить уровень грамотности, уровень интереса к чтению, уровень речевого развития учащихся (улучшает качества основных речевых умений: чтения и письма, говорения и слушания с целью презентации себя на рынке труда), позволяет подготовить детей к активной учебной деятельности, поднять их уровень творческих возможностей, интерес к исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1.      Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.- 272 с.

3.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ИКТ в начальном образовании."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

И.Г. Горбунова, учитель начальных классов

МАОУ ДСОШ №4 с УИОП, г. Домодедово

На протяжении 2013-2014 учебного года я работала над темой «Использование информационной технологии в процессе обучения — как средство развития познавательного интереса». Работая над своей темой, я использовала различные методы педагогического исследования: беседы, мониторинг учебного процесса, изучение опыта, первоисточников, ученического творчества, педагогический эксперимент, анализ.

Возможности использования компьютерных технологий в образовании:

· это — удобно, наглядно и практично;

· это — повышает интерес (мотивацию) и творческую активность учащихся;

· использование ИКТ усилива­ет интеграционную составляющую обуче­ния, так как в дальнейшем учащиеся смо­гут применять полученные навыки и уме­ния в других областях знаний;

· данный подход диктуется жизненной необходи­мостью для современного уровня подго­товки и развития учащихся;

· простота использования и от­носительная доступность этих средств, так как ПК, как правило, снабжены МS Windows и средствами МS Оfficе.

Использование учителями текстового редактора МS Word должно стать необходимым атрибутом их деятель­ности. Это и подготовка учителя к уроку, особенно начинающего, например напи­сание конспекта, разработка провероч­ных и самостоятельных работ; подготов­ка самого урока — составление раздаточ­ного материала - карточки, индивидуаль­ные задания, методические пособия и т. д. И, наконец, что немаловажно, подготовка самого ученика, например — выполнение домашнего задания.

В возможностях использования средств МS Оfficе в обучении видится большая перспектива. Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внед­рение компьютерных технологий и муль­тимедиа.

В ИКТ заложены огромные возм­ожности для применения новых техно­логий.

1. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль.

2. Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

во время проведения урока;

в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

в процессе создания и передачи общешкольной информации;

в процессе научной деятельности;

при обмене опытом как внутри школы, так и
между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

для более глубокого восприятия учебного материала;

в проектной деятельности;

при создании мультимедийных сочинений;

в презентационной деятельности;

в локальной и глобальной сети.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке:

повышение уровня профессиональной культуры;

снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;

развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;

возможность использования чужого опыта и методических разработок;

повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;

возможность самореализации и самоутверждения;

возможность тиражирования собственного педагогического опыта;

повышение авторитета среди учащихся;

повышение авторитета среди коллег;

поощрение администрации.

Использование компьютерной техники на общеобразовательных уроках дает возможность:

повысить у учащихся интерес к предмету;

облегчить формирование у учащихся основных понятий по изучаемой теме, так как дети могут несколько раз пройти на компьютере новый материал, обратиться к справке, провести эксперимент или лабораторную работу на компьютере;

подготовить к самостоятельному усвоению дисциплин;

выявлять и развивать способности;

овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

интеллектуально развивать учащихся;

подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

использовать формы организации школьной жизни, обеспечивающие ученику возможности выбора задания, способа его выполнения, материала, темпа, объема и т.д.;

расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта; прежде всего — в русле совместной предметной деятельности;

повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся (проектные виды деятельности школьников в индивидуальной и групповой формах; рост удельного веса самостоятельной работы с различными
источниками и базами данных; с реальным социальным опытом, введение предпрофильной подготовки и т.п.).

Обучение по курсу Окружающий мир в 4 классе с применением ИКТ.

Тема урока: Вулканы. Горячие источники, гейзеры.

Цель урока: сформировать представление о происхождении вулканов, гейзеров и горячих источников, понимать виды движения земной коры; ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов; определять по карте географическое положение вулканов.

Тип урока: комбинированный, с элементами применения новых ИКТ и получения практических навыков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Опрос. Проверка домашнего задания: Работа с компьютером. Тест по теме «Земная кора. Горные породы», оценки выставляет компьютер (итоговое тестирование, мультимедийный урок).

III. Изучение нового материала.

Включить видеофрагмент с записью извержения вулкана Толбачик (слайд 3).

— О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах).

— Вы уже знаете, что такое вулкан, а вот почему он образуется,
откуда пошло название, почему вулканов больше бывает на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют через равные промежутки времени, и многое другое вы узнаете на этом уроке. Но сначала поговорим о том, что вы уже знаете.

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (Дети отвечают чаще: «огнедышащая гора».)

— Давайте послушает сообщение, и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления.

Откуда пошло название «вулкан» (сообщение учащегося) (слайды 2, 4)…

Просмотреть видеофрагмент «Модель извержения вулкана» (слайд 6) и сделать рисунок в тетради, подписать, где находится жерло, кратер, конус, очаг магмы, лава.

Через трещину в земной коре изливается лава. Выливается первый слой лавы и застывает, по нему — выливается второй слой и т. д. И получается слоистый конус.

А также на уроке были использованы видеофрагменты «Модель извергающегося гейзера», медиаиллюстрации «Типы вулканов» и т.д.

Использование ИКТ в преподавании дисциплин начального образования, позволяет повысить уровень грамотности, уровень интереса к чтению, уровень речевого развития учащихся (улучшает качества основных речевых умений: чтения и письма, говорения и слушания с целью презентации себя на рынке труда), позволяет подготовить детей к активной учебной деятельности, поднять их уровень творческих возможностей, интерес к исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. редакцией Е.С. Полат. — М.: Академия, 1999.- 272 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 890 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 285
    • DOCX 27.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горбунова Ирина Габделварисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19524
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе