Главная / Математика / ИКТ на уроках математики для повышения эффективности обучения.

ИКТ на уроках математики для повышения эффективности обучения.

ИКТ на уроках математики для повышения эффективности обучения.


Л.Ершова,

учитель математики


Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. В этих условиях главная задача образования –формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи.

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока.   Для  меня  очень  важно  не  только  что  я  даю,  но  и  как  я  это  делаю.  Для  учащихся  важно  всё  в  манерах  учителя:  громкость  голоса,  его  интонация,  даже  поза  учителя  у  доски.  Я  стараюсь  доносить  информацию  до  учащихся,  убеждая  их,  видя  в  их  глазах  понимание.  Очень  важным  этапом  в  обучении  считаю  получение  положительного  результата:  в  выполнении  домашних  заданий,  в  положительных  оценках  проверочных  и  контрольных  работ,  в  позитивной  динамике  уровня  обученности  и  «качества  знаний»,  учитывая,  что        я  работаю  в  классах  с  низким  уровнем    обучаемости  и    низкой  мотивацией  знаний.

     В своей педагогической практике наряду с традиционными методами,  я использую информационные технологии обучения с целью   удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей  считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей.


Эффективность любого урока определяется не тем, что дает ученикам учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека.

Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

Типы проблемных ситуаций, используемых мною на уроках:

  • ситуация неожиданности;

  • ситуация конфликта;

  • ситуация несоответствия;

  • ситуация неопределенности;

  • ситуация предположения;

  • ситуация выбора.

В своей практике использую исследовательские, творческие, информационные проекты

В связи с этим передо мной возникла проблема: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике при помощи ИКТ?».

Свою работу в этом направлении начала с изучения теоретического материала, повышения своего методического уровня путем самообразования, курсов повышения квалификации и участия в проблемных семинарах.

Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Исходя из цели, определила следующие задачи:

- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;

- проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению;

- воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

-проанализировать результативность проведенного исследования

     Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет в течение урока:

•    сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

•    эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

•    индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

•    раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

•    самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

•    осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

     Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

   На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.    Наглядно  представить  исторический  материал,  интересные  факты. Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса    Я использую презентацию для устных упражнений. 
Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.  Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.  Можно использовать презентацию для систематической проверки знаний  учащихся. Это интерактивные  тесты  составленные  в  программе  Рower Рoint. Презентации удобно  использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр.   Использование ИТ дает возможность для: 
•    повышения мотивации обучения;
•    индивидуальной активности;
•    направленность на личность школьника;
•    формирование информационной компетенции;
•    свобода творчества;
•    интерактивность обучения. 

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.»

Древняя китайская пословица.

ИКТ на уроках математики для повышения эффективности обучения.
  • Математика
Описание:

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. В этих условиях главная задача образования –формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи.

ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока.   Для  меня  очень  важно  не  только  что  я  даю,  но  и  как  я  это  делаю.  Для  учащихся  важно  всё  в  манерах  учителя:  громкость  голоса,  его  интонация,  даже  поза  учителя  у  доски.  Я  стараюсь  доносить  информацию  до  учащихся,  убеждая  их,  видя  в  их  глазах  понимание.  Очень  важным  этапом  в  обучении  считаю  получение  положительного  результата:  в  выполнении  домашних  заданий,  в  положительных  оценках  проверочных  и  контрольных  работ,  в  позитивной  динамике  уровня  обученности  и  «качества  знаний»,  учитывая,  что        я  работаю  в  классах  с  низким  уровнем    обучаемости  и    низкой  мотивацией  знаний.

     В своей педагогической практике наряду с традиционными методами,  я использую информационные технологии обучения с целью   удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей  считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей.

 

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает ученикам  учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.
Владение  современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современного человека.

Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования деятельностных технологий, методов и приемов работы с учащимся на уроке и во внеурочное время, среди них проблемное и проектное обучение.

Типы проблемных ситуаций, используемых мною на уроках:

  • ситуация неожиданности;
  • ситуация конфликта;
  • ситуация несоответствия;
  • ситуация неопределенности;
  • ситуация предположения;
  • ситуация выбора.

В своей практике использую исследовательские, творческие, информационные проекты

В связи с этим передо мной возникла проблема: «Как воплотить личностные и социальные смыслы образования в процессе обучения математике при помощи ИКТ?».

Свою работу в этом направлении начала с изучения теоретического материала, повышения своего методического уровня путем самообразования, курсов повышения квалификации и участия в проблемных семинарах.

Целью моей деятельности является формирование средствами математики компетенций, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.
Исходя из цели, определила следующие задачи:

- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;

- проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению;

- воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

-проанализировать результативность проведенного исследования

     Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет в течение урока:

•    сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

•    эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;

•    индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

•    раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;

•    самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

•    осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

     Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

 

   На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.    Наглядно  представить  исторический  материал,  интересные  факты. Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса    Я использую презентацию для устных упражнений. 
Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.  Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.  Можно использовать презентацию для систематической проверки знаний  учащихся. Это интерактивные  тесты  составленные  в  программе  Рower Рoint. Презентации удобно  использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр.   Использование ИТ дает возможность для: 
•    повышения мотивации обучения;
•    индивидуальной активности;
•    направленность на личность школьника;
•    формирование информационной компетенции;
•    свобода творчества;
•    интерактивность обучения. 

Автор Ершова Людмила Ивановна
Дата добавления 07.02.2015
Раздел Математика
Подраздел Конспекты
Просмотров 500
Номер материала 55821
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓