Главная / Директору-завучу / ИКТ как средство повышения уровня преподавания и обучения, повышения профессионального мастерства педагога.

ИКТ как средство повышения уровня преподавания и обучения, повышения профессионального мастерства педагога.



ИКТ как средство повышения уровня преподавания и обучения, повышения профессионального мастерства педагога.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью в обучение. Поэтому профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (рост профессионального уровня, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Информатизация стала одним из приоритетных направлений развития образования. Процессы информатизации выдвигают требование повышенной профессиональной мобильности. Оснащение школ современными техническими средствами (компьютеры, интерактивные доски, Интернет) способствует развитию профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования. В нашей школе созданы условия для развития профессионального мастерства педагогов. А именно, в школе имеются: компьютерный класс, ЛМК, 9 интерактивных досок, широкополосный интернет, действует школьный сайт, учителям и ученикам открыт доступ ко многим сайтам.

Перед педагогическим коллективом школы поставлена задача поэтапного  внедрения информационных технологий в образовательный процесс, формирования информационного пространства школы для максимально эффективного использования кадровых, материально-технических и других ресурсов, работа которых направлена на обучение, развитие и воспитание детей.

Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой. Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

Говоря о кадровом составе учителей, в нашей школе работают 3 учителей информатики, в том числе инженер по оборудованию и специалист по ИТ

В целях повышения ИКТ педагоги школы проходят курсы по реализации информационных технологий. За последние 3 года 3 учителей прошли курсы по ИКТ (Мажара Е.Г, Лукьянова Н.Н, Нурпаисова Г.С)

Для повышения уровня владения учителей средствами ИКТ ежегодно проводятся семинары по обучению учителей использования интерактивного оборудования в учебном процессе. В школе сформировалась группа учителей активно и на достаточном уровне применяющих средства ИКТ. (Мажара Е.Г, Кирчей И.Н, Баймухамедова Н.А ,Панова Т.П, Карпухина Н.И, Расчетов Л.В. и др). Учителями химии, биологии на уроках применяются флипчарты. В ЛМК в соответствии с расписанием проводятся уроки англ. языка, где используются электронные учебники, презентации. 30% педагогов работают в кабинетах с интерактивным оборудованием

На должном уровне было проведено 8 интерактивных уроков по таким предметам как биология, химия, история Казахстана, математика, казахский язык

Ежегодно учителя нашей школы принимают участие в Интернет–олимпиадах по истории, русскому языку, казахскому языку, математике и др. и добиваются определенных результатов.

Педагоги нашей школы принимают участие и в конкурсах, связанных с ИКТ (Мультимедийный фестиваль «3Д анимация» 2014г 1 место в районе (рук Чебейко Г.М), конкурс «Лучший электронный учебник по физике» 2015г, (Хамраева Н.И.), конкурс «Лучший учитель ЕМЦ» 2015 (Мажара Е.Г)

В 2013-2014 уч году в школе прошел районный семинар «Обобщение опыта работы учителей математики по использованию ИКТ».

С 2013 года школа является не только участником пилотного проекта «e-Leаrning», но и активным пропагандистом ключевых идей проекта в образовательном пространстве района. В рамках внедрения системы электронного обучения в течение 2-х лет 16 педагогов школы прошли курсы «Управление обучением в СЭО в организациях образования». А в 2014г на базе школы был проведен районный семинар «Демонстрация внедрения информационной системы электронного обучения», участниками которого были школы района, также ставшие участниками пилотного проекта.

В целях качественного внедрения СЭО в школе разработан план мероприятий по его реализации.

Особенностью СЭО является не только заполнение базы данных на учеников, учителей, календарно-тематических планов, журналов и др, но и использование ЦОРов, интернет ресурсов на уроках. Возможности СЭО позволяют поддерживать связь между родителями, учениками, учителями. У каждого ученика, родителя имеются логины для входа в СЭО.

Для деятельности компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь теоретических и практических знаний. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что способствует улучшению процессов обучения.

В рамках пилотного проекта СЭО у учителей есть возможность пользоваться цифровыми образовательными ресурсами. Активно используют ЦОРы на уроках учителя биологии Кирчей И.Н., Мажара Е.Г., химии Баймухамедова Н.А., математики Войлошникова Л.И., Гарашова С.З, Расчетов Л.С. Так, например учителя биологии Мажара Е.Г. и Кирчей И.Н. используют на своих уроках электронные учебники по биологии. В программе «Браузер» хорошим подспорьем для учителей являются: лабораторные работы, использование электронного микроскопа, утилиты для ученика и утилиты для учителя, ЦОРы из «Е-библиотеки», датчики и Explorer GLX, электронные пособия для учителя, флипчарты, тесты – онлайн, Activot. Также активно используются «Виртуальные уроки по предметам ЕМН». Учитель химии Баймухамедова Ф.Р. имеет банк дидактического сопровождения преподавания предмета, в который включены электронные учебники по всем классам: уроки химии 8-11 классы, электронный решебник, полный «Мультимедийный курс химии + все опыты неорганической химии», пособие «Школьный химический эксперимент». Учителя математики Войлошникова Л.И., Расчетов Л.С. используют электронные учебники и активно внедряют в практику работы ЦОРы. Расчетов Л.С. является модератором сетевого сообщества учителей математики района, у учителя имеется электронный портфолио. Для учителей школы Войлошниковой Л.И проведен мастер-класс по использованию ЦОРов. На данный момент проблема состоит в том, что не работает интерактивное оборудование кабинета.

Анализ деятельности школьного коллектива по применению ИКТ показывает, что все педагоги в своей практике используют ИКТ. Владение информационными технологиями педагогами находится на среднем уровне. 92% учителей имеют свой адрес электронной почты и активно им пользуются. 18% педагогов имеют свой сайт. Каждый учитель в целях повышения и распространения опыта использует различные сайты. 35% педагогов публикуют свои работы на таких сайтах, как коллеги, методкопилка, инфоурок и др.

Немаловажным фактором повышения профессионального мастерства является сетевое сообщество педагогов, целью которого является методическая поддержка учителей, предоставление дополнительных возможностей для обмена опытом, совместного осмысления и решения профессиональных проблем, повышение профессионального уровня. (сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса поддерживающих общение и ведущих совместную профессиональную деятельность в сети средствами информационно-коммуникационных технологий.). Достижение этой цели становится возможным благодаря той информационно-образовательной среде, которую создают сетевые технологии. Особенно перспективным сетевое педагогическое сообщество представляется для внедрения новых образовательных технологий в систему повышения квалификации учителей, а именно – технологии сетевого обучения.

В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

На школьном уровне сформировано сетевое сообщество учителей, в котором зарегистрированы 42% педагогов школы. Одним из модулей новой Программы является модуль «Применение ИКТ», поэтому учителя, прошедшие уровневые курсы, активно применяют его не только при обучении учащихся, но и в целях повышения своего педагогического мастерства. 70% сертифицированных учителей зарегистрированы на сетевом сообществе учителей Костанайской области, на сайте ЦПМ. Не все желающие вступить в сетевое профессиональное сообщество ясно представляют себе все особенности сетевой формы взаимодействия, ее преимущества и недостатки, так как не имеют достаточного опыта участия в профессиональных социальных сетях.

Участники сетевого педагогического сообщества готовы не только потреблять, но и делиться с коллегами, имеющимися методическими материалами, а также собственными образовательными разработками. Так в 2014, в 2015 году на сетевом сообществе учителей Костанайской области учителями Жумабековой К.Б, Гарашовой С.З, было размещено более 15 работ (разработки уроков, статьи)

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что также ведет к удобным формам повышения квалификации педагога. Именно метод рассылок позволяет держать группу заинтересованных лиц в курсе событий, происходящих внутри сетевого сообщества.

Используя рассылки на сетевом сообществе учителей Костанайской области 4 сертифицированных учителей в ноябре 2014г приняли участие в конкурсе «Мой инновационный урок», из них 2 учителей Гарашова С.З. и Жумабекова К.Б. заняли 3 место. В марте 2015г Жумабекова К.Б приняла участие в конкурсах «Повторяем руководство», «Лучшая мультимедийная презентация» (результат в апреле). В 2014г Жумабекова К.Б. для областной интернет-конференции написала статью «Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования», на сетевом сообществе разместила статью «Использование ИКТ технологий», участвовала в онлайн-конференции «Калейдоскоп методических идей» (презентация урока) и др.

Хотелось бы отметить также, что используя информационные технологии 4 педагогов нашей школы обучаются дистанционно (Расчетов Л.С, Крамарчук Е.С, Махмутова О.А, Хамраева Н.И).

Таким образом, реализуя программу «Информатизации» можно с уверенностью сказать, что ИКТ является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, всесторонне развить ребенка, повышать свой профессиональный и личностный рост, улучшить качество обучения.

Результатом работы школы по активному применению ИКТ стала победа в номинации «Школа интернет-диалога» (2012-2013уч год). На этом наши успехи не заканчиваются, мы продолжаем работу по активному применению ИКТ в учебный процесс.





gulzhan. nurpaisova@mail ru

ИКТ как средство повышения уровня преподавания и обучения, повышения профессионального мастерства педагога.
  • Директору-завучу
Описание:

 

ИКТ   как средство   повышения уровня преподавания и обучения, повышения  профессионального  мастерства педагога.

        Современный   период   развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Компьютерные технологии призваны   стать   неотъемлемой частью в обучение.  Поэтому   профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (рост профессионального уровня, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационными и коммуникационными технологиями. Информатизация стала одним из приоритетных направлений развития образования. Процессы информатизации выдвигают требование повышенной профессиональной мобильности. Оснащение школ современными техническими средствами (компьютеры, интерактивные доски, Интернет) способствует развитию   профессионального мастерства педагогов и повышению качества образования. В нашей школе созданы условия для развития профессионального мастерства педагогов. А именно, в школе имеются: компьютерный класс, ЛМК, 9 интерактивных досок, широкополосный интернет, действует школьный сайт, учителям  и ученикам открыт доступ ко многим сайтам.

          Перед педагогическим коллективом   школы   поставлена задача поэтапного   внедрения информационных технологий в образовательный процесс, формирования информационного пространства школы для максимально эффективного использования кадровых, материально-технических   и других ресурсов, работа которых направлена на обучение, развитие и воспитание детей.

          Всем  известны   новые требования  к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности;  инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная,  исследовательская,  дистанционная форма; новая роль педагога в школе; использование  новых цифровых  учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой.  Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий.

         Говоря о кадровом составе учителей, в нашей школе работают 3 учителей информатики, в том числе инженер по оборудованию и   специалист   по ИТ

         В целях повышения ИКТ педагоги школы проходят курсы по реализации информационных   технологий.  За последние 3 года 3   учителей прошли курсы по ИКТ (Мажара Е.Г, Лукьянова Н.Н, Нурпаисова Г.С)

         Для   повышения   уровня владения   учителей  средствами  ИКТ  ежегодно проводятся семинары  по обучению учителей использования интерактивного оборудования в учебном процессе. В школе   сформировалась группа учителей активно и на достаточном уровне применяющих средства   ИКТ. (Мажара Е.Г, Кирчей И.Н, Баймухамедова  Н.А ,Панова Т.П, Карпухина Н.И, Расчетов Л.В. и др). Учителями химии, биологии на уроках применяются флипчарты.  В ЛМК   в соответствии с расписанием проводятся уроки англ. языка, где используются электронные учебники, презентации.  30% педагогов работают в кабинетах с интерактивным оборудованием

       На должном уровне   было   проведено 8 интерактивных уроков по таким предметам как биология, химия, история   Казахстана, математика, казахский язык

       Ежегодно   учителя нашей школы принимают участие в Интернет–олимпиадах по истории, русскому языку, казахскому языку, математике и др. и добиваются определенных результатов.

        Педагоги  нашей школы принимают участие и в конкурсах, связанных с ИКТ (Мультимедийный фестиваль «3Д анимация» 2014г 1 место в районе (рук Чебейко Г.М), конкурс «Лучший электронный учебник по физике» 2015г, (Хамраева Н.И.), конкурс «Лучший учитель ЕМЦ» 2015 (Мажара  Е.Г)

        В 2013-2014  уч году в школе прошел районный семинар «Обобщение опыта работы учителей математики по использованию ИКТ».

       С 2013 года школа является не только участником пилотного проекта «e-Leаrning», но и активным пропагандистом ключевых идей проекта в образовательном пространстве района. В рамках внедрения системы электронного обучения в течение 2-х лет 16 педагогов школы прошли курсы «Управление обучением в СЭО   в организациях образования». А в 2014г на базе школы был проведен районный семинар «Демонстрация внедрения информационной системы электронного обучения», участниками которого  были школы района, также ставшие   участниками пилотного проекта.

         В целях качественного внедрения СЭО в школе разработан план мероприятий по его реализации.

       Особенностью СЭО является не только заполнение базы данных на учеников, учителей, календарно-тематических планов, журналов и др, но и использование ЦОРов, интернет ресурсов на уроках. Возможности СЭО позволяют поддерживать связь между родителями, учениками, учителями. У каждого ученика, родителя имеются логины для входа в СЭО.

       Для деятельности компетентного учителя характерна тесная взаимосвязь теоретических и практических знаний. При внедрении ИКТ названное единство обеспечивает продуманность их использования, что способствует улучшению процессов обучения.

         В рамках пилотного проекта СЭО у учителей есть возможность пользоваться цифровыми образовательными ресурсами. Активно используют ЦОРы на уроках    учителя биологии Кирчей И.Н., Мажара Е.Г., химии Баймухамедова Н.А., математики   Войлошникова Л.И., Гарашова С.З, Расчетов Л.С. Так, например учителя биологии Мажара Е.Г. и Кирчей И.Н. используют на своих уроках электронные учебники по биологии. В программе «Браузер» хорошим подспорьем для учителей являются: лабораторные работы, использование   электронного микроскопа, утилиты для ученика и утилиты для учителя, ЦОРы из «Е-библиотеки», датчики и Explorer GLX, электронные   пособия   для учителя, флипчарты, тесты – онлайн, Activot.  Также активно используются «Виртуальные уроки по   предметам  ЕМН».  Учитель химии Баймухамедова Ф.Р. имеет банк дидактического сопровождения преподавания предмета, в который включены электронные учебники по всем классам: уроки химии 8-11 классы, электронный решебник, полный «Мультимедийный курс химии + все опыты неорганической химии», пособие «Школьный химический эксперимент». Учителя математики Войлошникова Л.И., Расчетов Л.С.  используют   электронные  учебники и активно внедряют в практику работы ЦОРы.  Расчетов Л.С. является модератором сетевого сообщества учителей математики района, у учителя имеется электронный   портфолио. Для учителей школы Войлошниковой Л.И проведен мастер-класс по использованию   ЦОРов.   На данный момент проблема   состоит в том, что не работает интерактивное оборудование кабинета.

          Анализ деятельности школьного коллектива по применению ИКТ показывает, что все педагоги в своей практике используют ИКТ. Владение информационными технологиями педагогами находится на среднем уровне. 92% учителей имеют свой адрес   электронной почты и активно им пользуются.  18%   педагогов имеют свой сайт.  Каждый учитель в целях повышения и распространения опыта использует   различные сайты. 35% педагогов    публикуют   свои работы на таких сайтах, как коллеги, методкопилка, инфоурок и др.

         Немаловажным фактором повышения профессионального мастерства является сетевое сообщество педагогов, целью которого является методическая поддержка учителей, предоставление дополнительных возможностей для обмена опытом, совместного осмысления и решения профессиональных проблем, повышение профессионального уровня. (сетевое педагогическое сообщество — это группа субъектов педагогического процесса поддерживающих общение и ведущих совместную профессиональную деятельность в сети средствами информационно-коммуникационных технологий.). Достижение этой цели становится возможным благодаря той информационно-образовательной среде, которую создают сетевые технологии. Особенно перспективным сетевое педагогическое сообщество представляется для внедрения новых образовательных технологий в систему повышения квалификации  учителей,  а именно – технологии сетевого обучения.

         В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

           На   школьном уровне   сформировано сетевое сообщество учителей,    в котором зарегистрированы  42% педагогов школы. Одним из модулей новой   Программы является модуль «Применение ИКТ», поэтому учителя, прошедшие уровневые курсы, активно применяют его не только при обучении учащихся, но и в целях повышения своего педагогического мастерства. 70% сертифицированных учителей зарегистрированы на сетевом сообществе    учителей   Костанайской   области, на сайте ЦПМ.  Не все желающие вступить в сетевое профессиональное сообщество ясно представляют себе все особенности сетевой формы взаимодействия, ее преимущества и недостатки, так как не имеют достаточного опыта участия в профессиональных социальных сетях.

        Участники сетевого педагогического сообщества готовы не только потреблять, но и делиться с   коллегами,   имеющимися  методическими материалами, а также собственными образовательными разработками. Так в 2014, в 2015 году на сетевом сообществе   учителей Костанайской   области учителями Жумабековой К.Б, Гарашовой С.З,   было размещено более 15  работ (разработки уроков, статьи)

        Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что также ведет к удобным формам повышения квалификации педагога. Именно метод рассылок позволяет  держать группу заинтересованных лиц в курсе событий, происходящих внутри сетевого сообщества.

          Используя      рассылки    на    сетевом   сообществе учителей    Костанайской   области    4    сертифицированных  учителей   в ноябре 2014г приняли     участие   в конкурсе «Мой инновационный урок»,  из них 2 учителей Гарашова С.З. и Жумабекова  К.Б. заняли 3 место. В марте 2015г Жумабекова К.Б приняла участие в конкурсах «Повторяем руководство», «Лучшая мультимедийная презентация» (результат в апреле). В  2014г  Жумабекова К.Б. для   областной интернет-конференции   написала статью «Инновационная деятельность педагога как одно из условий повышения качества образования», на сетевом сообществе разместила   статью  «Использование ИКТ технологий», участвовала  в онлайн-конференции «Калейдоскоп методических идей» (презентация урока) и др.   

         Хотелось бы отметить также, что используя информационные технологии 4 педагогов нашей школы   обучаются дистанционно (Расчетов Л.С, Крамарчук Е.С, Махмутова О.А, Хамраева Н.И).

       Таким образом, реализуя программу «Информатизации» можно с уверенностью сказать, что ИКТ является эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, всесторонне развить ребенка, повышать свой профессиональный и личностный рост, улучшить качество обучения.

         Результатом работы школы по активному применению ИКТ стала победа в номинации  «Школа  интернет-диалога»  (2012-2013уч год). На этом наши успехи не заканчиваются, мы продолжаем работу по активному применению ИКТ в учебный процесс.

 

 

 

 

 

gulzhan. nurpaisova@mail ru

Автор Нурпаисова Гульжан Сатыбалдиевна
Дата добавления 16.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 1222
Номер материала 59736
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓