ü
«Угадай
что звучит»
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик,
ширма. Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия
предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане,
звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки.
Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных
предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель
снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за
тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его
название.
ü
«Чудесный
мешочек»
Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки,
изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок,
поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки
сложены в мешочек.
Логопед, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что
в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну,
показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и
внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, логопед
подсказывает ему.
ü
«Магазин»
Наглядный материал: игрушки, в названиях которых
есть звуки м - мь, п - пь, б - бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка,
Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.)
Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям
поиграть. “Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?”
Дети отвечают. “А вы будете покупателями. Кем вы будете?» -
«Покупателями”,-отвечают дети. “ Что делает продавец?» - «Продает”.-“Что
делает покупатель?» - «Покупает”. Логопед показывает игрушки, которые он
собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу
одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет,
например, мишку. Логопед соглашается продать, но предлагает попросить
вежливо, при этом слово пожалуйста выделяет голосом. Педагог дает игрушку и
одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок
отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех
пор, пока все предметы не будут распроданы. Логопед следит за тем, чтобы дети
правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо
выговаривали слова с этими звуками.
ü
«Можно
ездить или нет»
Наглядный материал: коробка и картинки с
изображением средств передвижения, а также других предметов имеющих в
названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус,
автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый
показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно
ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки
с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.
ü
«На
прогулку в лес»
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса,
заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в
названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.
Педагог выставляет игрушки на столе и просит детей
назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с
собой игрушечных животных. Дети выбирают нужные игрушки, называют их, сажают
в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети
верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили
при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
ü
«Возьми
игрушку»
Наглядный материал: игрушки или предметы,
названия которых состоят из трех-четырех слогов (крокодил, Буратино,
Чебурашка, Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены
игрушки. Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом
сидящему ребенку, то так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово
передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает,
подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его. Педагог
следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их достаточно
отчетливо.
ü
«Выдели
слово»
Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в
ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика)
и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для
индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых
недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно
произносит эти звуки.
ü
«Подбери
похожие слова»
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка-
ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим
подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за
тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто,
громко.
ü
«Найди
и назови нужное слово»
Педагог предлагает выделять и называть только те слова,
в которых есть заданные звуки.
звук "C" Папа купил Лене санки. По дороге
движется автобус. Весной оживает природа. Домик над рекою, Светлой полосою В
окнах огонек, На воду он лег. (А. Плещеев. “ На берегу”)
звук "З" На двери висит замок. На небе
появились грозовые тучи. Почему собака лаетНа того, кого не знает? Потому она
и лает –Познакомиться желает. (А. Власов. “Почему?”) Далее используются
отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами
звуков.
ü
«Какой
звук есть во всех словах?»
Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых
есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей,
какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем
предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук,
жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка,
ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось
– "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало,
вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка,
стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба,
ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь –
"рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно
называли твердые и мягкие согласные.
ü
«Назови
первый звук в слове»
Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают
определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает
задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей,
название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки
надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя,
"вэ" – в слове Вадик).
ü
«Назови
последний звук в слове»
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь,
птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней
изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом
обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков,
дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук
"рь", а не "р"). Когда все картинки будут рассмотрены,
педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов
заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не
четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в
конце слова.
ü
«Подумай,
не торопись»
Педагог предлагает детям несколько заданий на
сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и
выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на
последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний
звук слова сыр. (Воробей, грач…)Подбери слово, чтобы первый звук был
бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)Какое получится
слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь
такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м".
(Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии
которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)
ü
«Кто
лучше слушает?»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: педагог называет слова, а дети поднимают руку лишь тогда,
когда услышат в слове заданный звук, например, Ш: шапка, дом, жук, лиса,
ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа,
крыша.
ü
«Найди
картинку»
Цель: развитие слухового внимания и
восприятия.
Задание: логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд
картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и
др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается
задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его
изображением.
Губы логопеда закрываются.
ü
«Хлопки»
Цель: развитие слухового внимания.
Задание: логопед сообщает детям, что он будет называть различные
слова. Как только он назовет животное, дети должны хлопать. При произнесении
других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
ü
«Разноцветные
мячики»
Игра на выделение звука на фоне слога.
Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий
вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.
ü
«Наоборот»
Игра на выделение звука на фоне слога.
Задание: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать
твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот
называет мягкий вариант слога.
ü
«Магазин»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а
название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых
есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки,
апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки,
в названии которых есть звук [л’].
ü
«Какой
звук пропустил Незнайка?»
( - тка, - голка, - рбуз, - камейка,
автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков.
Дети поднимают соответствующие символы (красный или синий) и произносят
каждое слово целиком, называя первый звук и соответствующую букву.
ü
«Какой
звук спрятался в слове?»
Найти гласный звук, обозначить его символом или буквой
(сон, мир, зал, суп, волк и др). Слова четко прочитываются, дети показывают
символы. Игра “Какое слово спряталось?” ( - обот, ли - , за – ор, ве – ы, -
уна, с – ва, са – ки, - бра, коз - , - блоко, огуре - ).
ü
«Волшебный
домик»
Цель: Развитие умения определять
последовательность букв в слове.
Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными
окошками, буквы.
Ход игры: Учитель прикрепляет к доске домик и в
пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики
должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно
составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон
Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр): к, т, о, я, л
(Коля, Толя, кто, кот): м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша): р, ы, б, а, к,
(рыбак, бык, рыбак, рак, бак).
ü
«Полминутки
на шутки»
Цель: Умение подбирать слова по смыслу,
выделять первые звуки в словах.
Ход игры: Учитель читает стихотворение. Ученики находят ошибку в
стихотворении и исправляют её.
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!»
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Мы собрали васильки,
На голове у нас щенки
ü
«Живая
азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются
перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с
изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых
включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет
больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут
разобраны.
ü
«Заколдованное
слово»
Игра способствует развитию фонематического слуха и
звукового анализа слов
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает
слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают,
из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова
правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным.
Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный
грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из
участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается
из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.
Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно
повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они
произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых
трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например,
”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.
ü
«Путаница»
Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой.
Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему
самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить
вместо этих?
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.