Главная / История / Игровые технологии на уроках истории

Игровые технологии на уроках истории







ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

РЕФЕРАТ




















СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Понятие игры и игровой деятельности.

Глава 2. Функции дидактической игры.

Глава 3. Функции игровых технологий.

Глава 4. Цель игровых технологий.

Глава 5. Классификация дидактических игр.

Глава 6. Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.

Глава 7. Структура организации игры.

Заключение.

Список источников и литературы.

Приложения.

















ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время приоритетным направлением развития образования является формирование конкурентоспособной личности, способной к самостоятельному решению жизненно важных проблем. Для решения этой задачи необходимо создавать условия для овладения универсальными способностями или ключевыми компетенциями:

  • способность к исследованию;

  • способность к эффективной коммуникации;

  • способность к принятию решений и их реализации;

  • способность к критическому осмыслению информации;

  • способность к саморазвитию и самореализации.

Понятно, что развитие этих способностей невозможно без деятельности самого учащегося. Активизация и интенсификация деятельности учащихся становится главной целью современного учителя.

Современная педагогика все больше и больше акцентирует свое внимание на ученике, заботится о его становлении и утверждении как личности. Выявлен и обусловлен целый ряд условий, стимулирующих личностное развитие школьников в процессе обучения. Доказано, что такое развитие происходит в учебных ситуациях равноправного сотрудничества и диалогического общения, творческой и игровой деятельности учащихся, решения ими проблемных задач.

Сегодня психолого-педагогическая наука утверждает: для того, чтобы учение было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, чему мы хотим его научить. А это всегда формируется в процессе деятельности через сложнейший механизм взаимоотношений, общения. Каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными, запоминающимися, увлекательными, пробуждали интерес к предмету. Бытует мнение, что учителю достаточно хорошо знать предмет, интересно рассказывать материал урока - и

цель достигнута. Но это не так. Особенно в сегодняшней школе, которая не остается в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Нынче другие школьники, другие программы, другая история. Требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник, стал активным и заинтересованным на уроке. Одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен, является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные сети значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Цель данного реферата: описание и анализ игровых технологий в процессе обучения вообще и в преподавании истории, в частности. Вначале рассмотрим возможности игровых технологий в процессе обучения, дадим классификацию дидактических игр, а далее приведем примеры использования разных видов игр в преподавании истории и пример конкретной разработки игры.

Уровень изученности проблемы:

Подробный анализ педагогических технологий вообще и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко. Также вопросы применения дидактических игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в книге Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории», в статье Т.С. Бобейко «Активиза­ция познавательной активности учащихся посредством технологии игровой

деятельности» и др. Конкретные разработки и сценарии дидактических игр по истории можно найти в книгах Г.А.Кулагиной, С.Г.Горяйнова, Л.П.Борзовой, Разработки игровых внеклассных мероприятий по истории, праву и другим предметам содержатся в книге «Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе», авторами которой является группа методистов по работе с одаренными детьми. Группа авторов из Волгограда под руководством В. В. Гуковой в пособии «История. Технологии современного урока» предлагают рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока от изучения нового материала до контроля и проверки знаний игровыми ситуациями, как одной из современных средств обучения. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях» утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения, и свободного творчества ученика, требующего умственного напряжения, и эмоционального комфорта, и развития всего духовного облика школьника.














ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИГРЫ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из способов активизации и интенсификации деятельности учащихся является дидактическая игра. Игра - универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. Она является древнейшей формой передачи знаний, поскольку не знает возрастных границ и позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

Игра — вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика личностно-оценочным поведением.

Такого рода активность возникает нечасто, она является следствием целенаправленной педагогической деятельности и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии. Игра по своей природе синтетична. Она органично объединяет эмоциональные

и рациональные виды познавательной деятельности. Игра - это естественная форма обучения, поэтому учитель, организующий игру, исходит из естественных потребностей детей. В процессе игры осуществляется жизненный баланс между ребенком и взрослым человеком. В игре дети создают собственную реальность, творят свой мир.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основ­ных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению учителя истории Пряжниковой О.В., игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (Эксперимент и инновации в школе», № 6, 2009 год, с. 73)

Дидактическая игра - условная занимательная деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Сам термин «дидактические игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении. В нашей стране только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С.Л. Соловейчиком.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом,

она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр;. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей - специальные тренинги.









ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ИГРЫ.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (объяснения, закрепления, контроля и т.п.);

  • как технологии внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая (дидактическая) игра может выполнять следующие функции (по О. В. Пряжниковой):

  1. Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, расширение кругозора;

  2. Коммуникативная функция - объединение коллектива учащихся, установление эмоциональных контактов;

3) Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;

  1. развивающая функция- развитие воображения, фантазии, различных творческих способностей;

  2. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему в процессе обучения.

В. В. Гукова выделяет следующие функции игровой деятельности:

  1. Развлекательная. Доставить удовольствие, пробудить интерес к изучаемому материалу.

  2. Коммуникативная. Освоение диалектики общения.

  3. Самореализация. Проявление личностных качеств.

  4. Игротерапевтическая. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности.

  5. Диагностическая. Выявление отклонений от норм поведения, самопознание.

  6. Коррекция. Внесение позитивных изменений в структуру
    личностных показателей.

  7. Межнациональные коммуникации. Усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей.

  8. Социализация. Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Педагогическая игра должна обладать важнейшим признаком - четко поставленной целью общения и соответствующим ей педагогическим результатом.














ГЛАВА 3. ЦЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.

Дидактическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

  1. Дидактическую. Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

  2. Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности. Ребенок обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре в частности быстро растет, это приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса повышается с каждым днем.













ГЛАВА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы (например, КВН).

Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний;

  • обучающие игры;

  • релаксационные игры-паузы.

Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметпым связям:

- историко-литературные;

  • историко-филологические;

  • историко-географические;

  • историко-математические и т. п.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры но источнику познания;

  • игры на основе работы с наглядностью;

  • игры на основе практической работы;

- игры на основе устного изложения учебного материала.

В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

- на групповые; - индивидуальные;

- диалоговые (парные);

- массовые.

В. Г. Семенов выделил:

  1. интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

  2. интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

  1. неинтерактивные игры (индивидуально-игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

  1. игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

  2. игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

  3. бессюжетные игры (кроссворды).

Г. К. Селевко выделяет сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры и драматизации.

Приведенные классификации игр показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.

Г. К. Селевко также подразделяет игры на деловые и ретро­спективные.







ГЛАВА 5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.

Психолого-педагогические возможности игровой, деятельности в обучении таковы:

  1. это мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная
    мотивация, так как мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности;

  2. в игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.

Использование дидактических игр помогает решать следующие задачи:

-развитие познавательного интереса к истории;

-глубокое усвоение материала даже слабоуспевающими учащимися;

  • активизация познавательной деятельности;

  • создание условий для самовыражения личности;

  • повышение творческого потенциала учащихся;

  • разнообразие учебной деятельности;

  • развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма, отношений доброжелательности.

Чем привлекательна эта педагогическая технология?

Она интересна учителю, работающему со средним звеном школьников. А подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитии личности, отличающийся трудностью в обучении, быстрой утомляемостью, неустойчивостью психики. Основой успешного усвоения предмета, и истории в том числе, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Все это прекрасно реализуется в игре. Она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, исчезает

робость, происходит внутреннее раскрепощение, Ребенок осуществляет самостоятельный поиск знаний. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психологические процессы и функции ребенка.

Я в своей преподавательской деятельности применяю различные виды дидактических игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В игровой форме провожу изучение нового материала по темам «Великие географические открытия» в 7 классе и «Тайные общества декабристов» в 8 классе (обе игры являются ролевыми). Для игры «Великие географические открытия» класс делится на группы, каждая из которых представляет какую-либо из экспедиций: экспедицию Колумба, экспедицию Магеллана, и т.д. Учащиеся самостоятельно (дома) знакомятся с материалом с помощью учебника и дополнительной литературы и готовят отчет о своей экспедиции, с которым выступают на уроке. В каждой группе существует распределение ролей: капитан, штурман, летописцы, художники, матросы. У каждой роли - свое задание, свои функции. Например, летописцы имеют творческое задание: написать дома и зачитать на уроке страничку из путевого дневника своей экспедиции. А суть игры «Тайные общества декабристов» сводится к тому, что разыгрывается совместное заседание Северного и Южного обществ, на котором рассматриваются и обсуждаются программы этих обществ.

Для закрепления и проверки знаний я использую разного рода викторины: чаще - командные, реже - индивидуальные. При этом стараюсь так подбирать и формулировать вопросы для игры-викторины, чтобы они были ориентированы не только на знание, а также и на сообразительность, на применение детьми знаний по другим предметам (т.е. включаю межпредметные связи). Традиционно провожу игры-викторины для закрепления или проверки знаний по темам:

«Эпоха Петра I» (7 класс), «Западноевропейская культура 19 века» (8 класс), «Россия в первой четверти 19 века (правление Александра 1, Отечественная война 1812г. и движение декабристов)» (8 класс), «Русская культура «серебряного века» (9 класс), «Великая Отечественная война» (9 класс). Чаще всего эти викторины проходят у меня в форме игр «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг» и занимают целый урок. Но иногда использую и другие формы, в которых ученики группами (командами) выполняют разные занимательные задания типа «Найдите лишнее в ряду», «Найдите соответствие». «Расставьте в хронологической последовательности», отгадывают кроссворды и т.п. Много заданий такого рода содержится в книгах Г. А. Кулагиной «100 игр по истории» и С. Г. Горяйнова «Задачник по истории России». В 5-6 классах я редко практикую на уроках такие вот масштабные (на целый урок) командные игры, поскольку дети этого возраста не всегда умеют спокойно и организованно работать в команде. В этих классах я чаще использую отгадывание кроссвордов (индивидуальное и фронтальное), элементы парной и групповой работы, элементы театрализации. А масштабные игры для этого возраста использую во внеклассной работе. В качестве внеклассных мероприятий проводила игру «Умники и умницы» (по аналогии с одноименной телевизионной игрой) по истории Древнего мира для 5-6 классов, командную игру «Восток - дело тонкое» по истории и культуре стран Азии для 7класса, КВН по древнерусской истории для 6 класса.

От рассмотрения разных видов игр перейдем теперь к процессу организации игры.








ГЛАВА 6. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ.

Структура организации игры

1. Выбор игры.

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игр на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Выбрав игру, учитель должен четко представить себе, какие результаты он хочет получить.

2. Подготовка игры.

а) Подготовка учителя.

Необходимо разработать сценарии игры, ее правила, содержание инструктажа для участников, подготовить пакет раздаточных материалов для учащихся (наличие такого пакета материалов предполагается преимущественно в деловых играх), подготовить материальное обеспечение. Также, в зависимости от вида и характера игры, этот этап может включать в себя деление учащихся на группы, формирование команд, распределение ролей.

б) Предварительная подготовка учащихся к игре. Не все игры содержат этот этап. Но вот, например, во многих ролевых играх предварительная подготовка как раз несет основную дидактическую нагрузку.

в) Подготовка непосредственно перед игрой.

Этот этап должен быть направлен на создание эмоционального игрового настроения (переставить столы, включить музыку, приготовить к использованию ТСО, вывесить схемы, карты, картины); проверить готовность учащихся к игре.

3. Введение в игру

а) Предложение игры детям.

б) Объяснение правил игры.

Необходимо сформулировать их четко и конкретно.

в) Выбор участников игры.

Этот этап имеет место в тех играх, которые сводятся к индивидуальному состязанию участников в эрудиции, в применении полученных знаний и навыков, и в которых предполагается участие не всего класса, а ограниченного количества участников (остальные - зрители). Выбор участников может осуществляться и по собственному желанию детей, и по жребию, и на основании какого-либо конкурсного отбора (например, на доске нарисована головоломка, анаграмма и т.п., первые несколько человек, которые быстрее других напишут в тетради ответ, и будут участниками).

4. Проведение игры.

Т.е. собственно игровые действия, в ходе которых происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание.

5. Подведение итогов (оценка и поощрение школьников) и анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния).

Подведение итогов включает в себя как дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с заданием, чему научились), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, и что помогло ему достичь победы).

На этом этапе могут иметь место выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов и, разумеется, заключение учителя, в котором формулируется окончательный итог занятия. Это поможет учителю «увидеть» настроение коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных состояний школьников.

Основными структурными компонентами игры являются игровой замысел, правила, игровые действия, дидактические задачи, оборудование и результат игры.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Главная задача любого учителя - это подготовка ребят ко взрослой жизни, и чем последовательнее учитель будет работать в этом направлении, тем успешнее сложится взрослая жизнь каждого из выпускников. Главное - научить детей мыслить, думать, научить работать с картой, книгой, газетой и т. д., анализировать любую информацию, а не принимать все на веру, вырабатывать свое отношение к жизни. Надо, чтобы отношение это было направлено на развитие, созидание, а не на потребление уже произведенного. Навыки такого отношения к жизни должны формироваться в школе, в том числе через игру и использование ее для активизации познавательной активности учащихся.

Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Практика показывает, что игра на уроке - это занятие серьезное. Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра обеспечивает овладение знаниями, умениями, навыками. Она представляет собой одну из форм учета, контроля и самоконтроля учащихся. Это показатель успеха учащихся в овладении учебным материалом. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся, развитии инициативы.



Игра воспитывает культуру общения. Складывается новый демократический тип отношений между учащимися и учителем. Формируется ответственное отношение к учебе.

В процессе игр учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и явления. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, справочной литературой.

Таким образом, можно сделать вывод: игра - это яркий эмоциональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. И это подтверждается качеством знаний учеников: результатами контрольных срезов, итоговой аттестацией.



















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борзова, Л.Н. Игры на уроках истории. Методическое пособие для учителя/ Л.Н. Борзова – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. 101 С.

  2. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России/ С.Г. Горяйнов – Ростов-на-Дону: «Феникс»,1996. 295 С.

  3. Гукова, В.В. История 5-11 классы. Технологии современного урока/ В.В. Гукова – Волгоград, 2009. 205 С.

  4. Кулагина, Г.А. 100игр по истории/ Г.А. Кулагина – М.: Просвещение, 1983. 239 С.

  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. 215 С.

  6. Пряжникова, О.В. От теории к практике на уроках истории/О.В. Пряжникова//Эксперимент и инновации в школе – М. 2009 - № 6 – С. 37-42.

  7. Ярцева Н.Н. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/Н.Н. Ярцева – Волгоград: Учитель, 2009. 95 С.














ПРИЛОЖЕНИЯ.

Примеры некоторых дидактических игр.

Хорошо известно, что игра на уроках истории помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показать им необходимость глубоких и прочных знаний, самообразования. Игры могут заинтересовать школьников любого возраста. Поэтому старшеклассники тоже не без интереса играют. В старших классах применяются следующие игры:

«Узнай политического деятеля». Класс учащихся делится на две команды, каждая из них получает одну из карточек, на которых даны сведения о каком-либо известном политике. Зада­ча ребят - назвать загадочное имя, по возможности - даты жизни политического деятеля, о котором идет речь, не упомянутые в тексте биографические факты, представленные на карточке и т. д.

«Чьи слова?». Учитель раздает школьникам карточки с на­писанными на них высказываниями известных исторических деятелей, политиков, мыслителей. Ребятам предстоит определить кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены или написаны воспроизведенные на карточках слова. Можно ограничиться фразами, цитируемыми в учебнике, то есть наверняка знакомыми учащимся.

«Найди ошибки в тексте».

Игра «Три предложения». Это несложная игра с некоторыми правилами. В ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила - изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры -есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры -работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Предложения можно записать в тетради. В этом случае удобнее выявить победителя. Например, на уроке по теме «Промышленный подъем 90-х годов XIXв. в России» (8 класс) формулируются правила игры перед самостоятельным прочтением учащимися пункта параграфа о правительственной политике по отношению к промышленности. По объему данный пункт занимает больше половины страницы.

Вот один из вариантов ответа победителя игры:

  1. на выкупные платежи правительство расширяло железнодорожное строительство, перевооружало армию;

  2. правительственные заказы стимулировали развитие металлургии и машиностроения;

  3. новый талантливый министр финансов С. Ю. Витте восстановил винную монополию, ввел золотое обеспечение рубля.

Эта игра позволяет развивать очень важное умение - выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, и умение составлять план, конспект, реферат, а также в процессе игры происходит определенная работа по развитию речи.

В этом же методическом направлении применима игра «Дерево мудрости». Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса и задания к нему. После изучения материала листочки сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости» (красные задания - на «5», желтые - на «4», зеленые - на «3»); на следующих уроках при проверке знаний вызываемые ученики «срывают» плод или лист, читают вопрос и отвечают па него.

Детям нравится игра «Чистая доска». Для ее организации перед объяснением нового материала в разных концах школьной доски записывают вопросы, которые могут быть выражены как в обычной форме, так и схемой, датой, картой (берется из атласа), картиной и т. д. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что по ходу объяснения материала учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску, она заполнена различными вопросами. Ответы на них содержатся в моем рассказе. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даете ответ на него, то этот вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалась чистой».

Другой вариант (когда игра проводится не в первый раз) игры может включать небольшое соревнование: «Какой ряд учащихся поможет убрать с доски больше вопросов?» Если некоторые вопросы останутся без ответа, то они автоматически становятся для ребят домашним заданием.

На уроках истории используется большое количество терминов. Для работы с ними можно использовать игру с определенными правилами - «Переводчик». Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В данной игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы - межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом» — «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» - «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

Предлагается высказать разные варианты всем желающим. Лучшие фразы можно записать.

Игра «Аукцион». Эта игра проводится после прохождения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного», На уроке обобщения предлагается ребятам игра: «Продается» оценка «5». Каждый из учащихся может ее «купить». Для этого ученику нужно назвать любое историческое лицо, жившее в эпоху правления царя Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом называемые имена не должны повторяться. Повторившийся участник выбывает из игры. Каждое имя записывается на доске и в тетрадях (это делает повторение более эффективным). Если ученик называет малоизвестное лицо, то надо сказать о нем несколько слов. Если после очередного названного имени возникает пауза, медленно ударяется молотком три раза; ребята за это время могут назвать других исторических героев. Выигрывает тот, кто последним назовет имя героя. После третьего удара молотком никто не должен произносить имен. Победитель получает «5». Можно провести «Аукцион дат, понятий» на первом уроке в начале учебного года, когда на вводном занятии учащиеся восстанавливают в памяти события предыдущего курса истории. Такая игра позволяет обобщить материал изученной темы.

С учащимися, которым трудно дается материал и которых трудно увлечь предметом, проводится игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки нумеруются предложения в произвольном порядке. Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т. д.).

Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся следует внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти используется игра «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.






















25


Игровые технологии на уроках истории
  • История
Описание:

описание и анализ игровых технологий в процессе обучения вообще и в преподавании истории                                                                                                                                                

Автор Гаркавенко Зоя Дмитриевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 2313
Номер материала 21290
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓