Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыИгровой и занимательный материал на уроках русского языка в начальных классах

Игровой и занимательный материал на уроках русского языка в начальных классах

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИГРОВОЙ И ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

 

 

Составитель:

Емельянова Елена Николаевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2011

 

 

Содержание:

 

 

1. Учить по – новому, светло и радостно…………………………………3

2. Учение с увлечением русскому языку в начальных классах…………7

2.1  Стихотворные формы орфографических правил……………..9

2.2 Занимательные и рифмованные упражнения в работе над орфографическими правилами………………………………….

2.3  Упражнения для развития творческой фантазии учащихся младших классов на уроках русского языка……………………

      3. Язык мой – друг мой……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учить по – новому, светло и радостно

«Корень учения горек», - говорили древние римляне. Но время движется

вперед, сменяются эпохи, а вместе с ними меняемся мы. Казалось бы, изменилась и педагогическая методика. Так ли неизбежно сейчас, чтобы корень ученья был до сих пор горек? Ведь горечь эта отравляет «золотую пору» детства. Ребенок идет в школу с огромным желанием учиться, окрыленный ожиданием встречи с новым, неизведанным. И что же он встречает в школе? Утомительное, скучное сидение за партой, зазубривание сухих правили выполнение однообразных, неинтересных упражнений. И так изо дня в день. И огонек радости перед школой, перед тайнами, которые там ждут ребенка, постепенно гаснет.

Конечно, учеба – это серьезный труд. Очень нелегки первые шаги в школе для всех без исключения детей. Надо помочь детям начинать самоутверждаться, создавая теплый микроклимат понимания, участия и творчества.

К сожалению, сегодня нередко перед учителями встает вопрос: «Как заставить учиться?» Можно ли строить учебный процесс, только воздействуя на чувство долга ребенка, ответственности, дисциплины? Если да, то как этого добиться? Внушением? Но ведь, даже если все вокруг -  и учителя, и родители, и сам ребенок будут твердить: «Надо учиться!», то все равно очень скоро наступит у него охранное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться, тормошить соседа). Ведь воля и сознательность у детей развиты очень слабо, поэтому и рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим обязанностям было бы опрометчиво. Внимание и запоминание (особенно у 6-7летних) слабые, особенно, если учение не захватывает. Даже если ребенок будет выучивать все – все со скукой и безразличием, то такие знания, не окрашенные положительными эмоциями, задевшие психику ребенка, в лучшем случае лягут мертвым грузом. Да к тому же скука утомляет.

Что же делать? Ответ один: дарить детям интересные уроки!

Вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнит то, что интересно. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума, развитие воли – вот к чему необходимо стремиться педагогу.

Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Всегда можно найти что- то интересное, увлекательное в жизни. Надо только увидеть это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находками открытиям.

Да, учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как  интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных дисциплин, школьных предметов. Эта сложная дисциплина требует большого труда.

Теперь о самом главном.

Почему наши дети так безграмотны?

Каждый учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике, и все же остается неусвоенным. Дети как будто знают правила, умеют их формулировать, приводят примеры, но в диктантах – ошибки, не говоря уже о том, что в самостоятельной работе не умеют орфографически правильно и толково изложить свои мысли.

Одна из причин видна хорошо. Мы не учим ребенка видеть опасность.

Отправляя ребенка в плавание по безбрежному океану слов, мы надеемся «на авось». Но наша муштровка заученных слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становится для него ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил.

 Но как же занимательность? Даже и она без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Увлекаясь упрощением сложного материала для наилучшего восприятия детьми, учителя нередко пренебрегают конкретными знаниями о русском языке: постоянно смешивают понятия «звук - буква», появляются «мягкие и твердые буквы», «смягчающие гласные» и 10-ть гласных букв вместо шести, и не только это. Поэтому просто необходимы знания фонологической системы русского языка, понятия фонемы, умения различать ее сильные и слабые позиции (фонема в сильной позиции – ошибка исключена, в слабой – можно допустить ошибку). Наверное, все-таки нужно учить детей живому русскому языку попросту, без затей, но весело, толково и интересно. Почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки? Кроме совершенствования письменной речи, логического построения текста, увеличения словарного запаса, эти произведения способны напрямую развивать орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории грамматических правил, соединяя на уроках русского языка то, что часто соединить бывает трудно – теоретические знания и практические навыки.

Затем, почему бы уже в первом классе не давать (в определенном объеме) знания о значении, истории и прохождении слов? Воспринятые с интересом лексика и этимология большинством учащихся запоминается прекрасно. Более того, порой этимологическая справка становится незаменимым средством предупреждения различных орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами. Она также важна, как вспомогательный материал при словообразовательном анализе.

Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т.е. письмо). Поэтому необходимо применять все приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Сюда относятся стихи, рифмованные упражнения, сказки, ребусы, загадки, шарады, кроссворды и т.д.

Нельзя пренебрегать и фактором памяти. Хорошая память не менее важна, чем четкий механизм мышления. Просто запоминание можно облегчить, придав правилу забавную стихотворную форму (веселые стихи, рифмованные упражнения и т.д.). То, что интересно, и запоминается гораздо легче и быстрее. Более того, стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивая интерес к стихам, поэзии, русской речи и языку.

А главная причина безграмотности наших детей заключается, пожалуй, в том, что ученик на уроке пассивен. Он пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Конечно, он что-то усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

Меняются времена, меняются нравы, меняются наши взгляды на обучение и воспитание. И давно пора уже давать такие уроки, чтобы не только плод учения, но и сам процесс постижения нового был для малышей увлекательным и сладким, принося радость приобщения к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Учение с увлечением русскому языку в начальных классах

 

 

Наверное, нет учителя, не знающего стихотворений О. Высотской  «Веселая грамматика», Г. Граубина «Ленительный падеж», С.Михалкова «Сашина каша», С.Маршака «Знаки препинания», всегда, пожалуй, актуальное стихотворение Ю.Тимянского «Рассказ школьного портфеля»:

 

 

Знакомьтесь: Петя, мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет…»

«Закрой магазин на обед…»

«Хозяйка моет стаканы…»

«Секет свеклу…»

«Пекет блины…»

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет…

 

Список  этих стихов, помогающих учить детей родному языку, можно продолжить. И каждый учитель осознает необходимость работы со стихами. Малыши на редкость отзывчивы к произведениям стихотворного жанра, особенно к его малым формам: потешкам, поговоркам, скороговоркам, загадкам, песенкам.

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что начинать орфографическую подготовку следует как можно раньше, а именно в момент обостренного внимания детей к слову, когда оно впервые пишется и читается маленьким учеником. В традиционной системе обучения грамоте, особенно на начальном этапе, орфографические трудности обычно методикой не рассматриваются. Конфликт между произношением и написанием слова, существующий в реальной жизни языка, не раскрывается учителем, и дети в период особого внимания к слову лишены возможности развивать орфографическую зоркость. Она, как правило, приглушается и только потом, по прошествии букварного периода, подвергается восстановлению. Однако для многих детей это восстановление происходит очень болезненно.

Становление и развитие орфографической зоркости может проходить легко и эффективно, если оно будет осуществляться доступными для ребенка данного возраста средствами. Таким главным средством могут стать «рифмовки», рифмованные правила и упражнения.

Почему же рифмовки? Практика позволяет сделать вывод, что работа с этими, казалось бы простыми, не замечаемыми традиционной методикой стихотворными упражнениями имеет ряд преимуществ.

Прежде всего это ритм, на котором построены данные упражнения. Значение ритма (такта) в любом роде деятельности людей давно всеми признано. Чувство ритма прекрасно объединяет класс в коллективном труде. Самые смелые дети имеют возможность проявить инициативу, а слабые и робкие постепенно включаются в работу, привлеченные ее общим ритмом.

Но самое главное, ритм непроизвольно и довольно значительно интенсифицирует процесс обучения.

Следует сказать и о значении рифмы, не менее важном средстве активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано с главной задачей первоначального чтения и письма – развитием фонематического слуха первоклассников. Становление чувства рифмы как раз и возможно только на основе прочных фонематических представлений младших школьников, постоянно активного состояния ученика и такой работы на уроке, которая строится на желании детей не только слушать, но и создавать свои, пускай поначалу и не совсем совершенные, рифмы.

Наши рифмовки расположены в соответствии с порядком изучаемых в начальной школе орфограмм.

При желании учитель может оформить рифмовки на плакатах. Это позволит читать  их хором с доски, периодически использовать для выполнения устных и письменных заданий. Также можно использовать иллюстрации к некоторым рифмовкам. Иллюстрации помогут детям выделить  в тексте трудные орфограммы, зрительно запомнить их, а в некоторых случаях возьмут на себя функции контролера за усвоением той лил иной орфограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Стихотворные формы орфографических правил

 

Заглавная буква  в темах «Предложение» и «Имена собственные»

1) Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

 

2) Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак.

 

3) Буква расти не сама захотела,

    Букве поручено важное дело –

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

 

Эти рифмовки служат для привлечения внимания детей к данной орфограмме. Сразу говорим детям, для чего необходимы большие буквы при письме и как они помогают при чтении. А следующая рифмовка может быть использована как правило. Её можно заучить.

4) Ставится буква в предложении в начале,

Чтобы начало все замечали.

 

В основе употребления большой буквы в собственных именах лежит понимание пишущим значения слова. Именно оно подсказывает, когда следует употреблять большую букву.

Для изучения темы «Правописание заглавной буквы в именах собственных» понадобятся несколько рифмовок – запоминалок, т.е. правил.

5) Никогда не забывай –

    Имя буквой выделяй.

6) Имя, фамилия пишутся с нею,

    Чтобы заметней им быть и виднее.

7) И все клички до одной

    Пишут с буквы прописной.

8) Чтобы звучали громко и гордо

    Реки, улицы и города, -

    Запомнить правило это не трудно:

    С буквы большой ты пиши их всегда!

 

С орфограммой «Большая буква в именах собственных» учащиеся первого класса встречаются на протяжении всего учебного года. Причем, начинается это на самых ранних ступенях обучения. Поэтому рифмовки с № 1 и по № 8 могут быть использованы уже в букварный период.

Следующая рифмовка может быть использована как альтернатива рифмовкам № 5, № 6, № 7, № 8 в тот период, когда эти рифмовки – правила уже хорошо усвоены, так как рифмовка № 9 содержит сведения из всех этих рифмовок.

9) Имена, фамилии,

    Клички, города –

    Все с заглавной буквы

    Пишутся всегда.

 

Все это были рифмовки – правила, используемые для обозначения орфограммы. Параллельно с этими рифмовками целесообразно использовать сигнальные карточки с условным изображением орфограмм.

Так орфограмму «Заглавная буква» обозначим:

 

 


                                 

 

 

 

 


Затем используем другой вид рифмовок – «рифмовки - запоминалки» или «рифмовки - тренажеры». Они даются детям для зрительного восприятия орфограммы, ознакомления со случаями практического применения данной орфограммы. Они тренируют детей в видении, узнавании и предвидении изучаемой орфограммы.

 

10) Всех ребят мы уважаем,

      Имя буквой выделяем:

     

      Таня, Ваня, Петя, Галя,

      Анна, Федор, Яков, Валя,

      Коля, Ира, Алексей

      И Сережа, и Андрей.

 

11) Поиграем в города.

 

Я названья городов напишу вам: Омск, Ковров,

Александров, Волгоград, Гусь-Хрустальный, Павлоград,

Балашов, Караганда – в них я не был никогда,

Но по карте их узнал и на память записал.

Кто из вас сказать готов мне названья городов?

 

   Следующий вид рифмовок – «рифмовки - контролеры» используются на этапе закрепления и повторения изученной орфограммы.

                                          

  12) Почему же мы с тобой

        Пишем с буквы прописной:

        Таня, Ваня, Петя, Галя,

        Лена, мила, Нина, Варя,

        Коля, Зина, Миша,

        Вера, Зоя, Гриша?

 

13)     Кошка Маришка,

Котенок Тишка,

Щенок Дружок,

Цыпленок Пушок,

Корова Буренка,

Коза Найденка,

Поросенок Хрюша

И бычок Гаврюша.

  Эту рифмовку можно провести в виде диктанта, а затем дети сами проверят написанное, сверив с доской. Её (рифмовку) можно и усложнить: предложить детям самим подобрать рифмы. Это увлекательное занятие активизирует внимание детей на запоминание орфограммы.

  На последнем этапе изучения орфограммы можно использовать рифмовки, объединяющие все случаи с данной орфограммой.

 

14)     Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Таня, Ваня, Мила, Нина,

Иванов, Петров, Орлов,

Булька, Жучка, Тузик, Фима,

Волгоград, Москва, Тамбов?

 

  Можно разнообразить задания с рифмовками. Например, закрыть орфограмму красным кружком (квадратом) и дать задание детям самим определить, какую букву необходимо писать. Или другой вариант этого же задания, где орфограмма не спрятана, а даны два варианта ответа, и нужно выбрать правильный и объяснить выбор.

 

15)Кошка        П ушинка

 


     Собака       С мешинка

 


     Петух        К рикун

 


     Козел        Б одун

Воробей      Т ишка

 


Поросенок    Г  ришка

 


К  расотка – синичка

 


  Как напишешь клички?

 

16)   Как напишешь имена?

        А                     И

             а   нтонина     и   льина

 

             К                 К

             к   остя       к   ожеватов

 

            А                 И

            а  лексей     и  гнатов

 

                  И               И

        Да     и  рина      и  лья

 

        Это все мои друзья!

 

Можно давать детям задания творческого характера, развивающие фонематический слух и заодно закрепляющие изученную орфограмму.

Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию.

 

17) Собирала Маргарита

      Маргаритки на горе

      Растеряла Маргарита

      Маргаритки во дворе.

 

18) В поле Поля – Полюшка

      Полет поле – полюшко,

      Сорняков не будет в поле,

      Если полет поле Поля.

 

19) Возвращаясь под вечер с поля,

      Потеряла серёжку Поля.

      Ту Серёжку нашёл Серёжка,

      Прибежал, постучал в окошко:

     - Отыскалась твоя серёжка!

 

 

А эти забавные стишки можно использовать как выборочные диктанты.

20) Я хочу вам рассказать

      Об Иван Иваныче.

      Ох и любит он поспать

      На Диван Диваныче.

                             (С.Погореловский).

 

21) Тётя Варя всем наварит,

      Дядя Валя всех повалит,

      Тётя Катя всех прокатит,

      Дядя Боря всех поборет …

 

22) От станции Кушетка

      До станции Комод

      Вожу я материалы –

      Там строится завод.

   

      От станции Окошко

      До станции Кровать

      Вожу я пассажиров

      На дачу отдыхать.

 

23) Пешком шагали мышки…

 

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревни Пешки до деревушки Ложки.

А деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели до порожка, и щелкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко и приятно.

Если кошке по пути – отчего не подвезти?

                                     (В.Приходько).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Занимательные и рифмованные упражнения в работе над орфографическими правилами

 

Буквы и звуки. Алфавит.

 

Так как изучение русского языка, а вернее грамматики начинается с изучения звуков, а затем букв, то и мы будем придерживаться этой последовательности.

«Звуки и буквы» - это сложная и объемная тема, содержащая материал, трудный для первоклассников.

Известно, что звуков (фонем) в русском языке 42, а букв – 33. Это значит, что отношения между звуками и буквами не такие простые, как может показаться на первый взгляд. Письменная речь не может абсолютно точно копировать устную. Поэтому очень важно при объяснении этих тонкостей языка доходчиво, занимательно преподнести этот сложный материал. В этом помогут грамматические сказки о звуках и буквах.

 

В стране звуков

 

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. за певучесть и голосистость прозвали их гласными.

 Им подпевали Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] , Е [йэ].

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили стоять сними рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

Попробуйте!

 

Как звуки научились превращаться в буквы.

 

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожие на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он напевал звук по имени. Так они и познакомились.

Здесь же можно использовать и рифмовки для лучшего запоминания понятий «звуки» и «буквы»:

 

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи,

Произносят и слышат нас.

 

 

А буквы - это значки,

Ждут и молчат,

Когда их правильно напишут,

                                    прочитают,

                                    распознают.  

 

В стихотворной же форме можно дать понятия «гласный звук» и «согласный звук»:

 

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

 

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

                                              

                              (В.Берестов).

 

Даже запомнить количество звуков (например, гласных) ребенку будет нетрудно, если предложить ему такой стишок:

 

Э – Ы – У , А – О – И –

Звуки гласные мои.

Их нетрудно перечесть

И запомнить: звуков – шесть.

 

А сказка «Парад букв» поможет детям понять, что такое алфавит или азбука. Это же поможет сделать стишок:

Буквы- значки, как бойцы на парад,

В стройном порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все – алфавит.

                              (С.Маршак).

 

Парад букв

 

Буквы всякие важны,

Буквы всякие нужны.

 

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

 Как – то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели волшебные платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.

Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У,, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю,Я.

Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв  в данном порядке стали называть по имени короля – Алфавит или королевы – Азбука.

Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, наизусть знать порядок букв.

 

Каждый учитель знает, с каким трудом дети запоминают алфавит. Еще больше трудностей вызывает правильное название букв. Справиться с этими трудностями поможет рифмовка, рифма и ритм которой просто не допускают искажения в названиях букв:

 

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж

Прикатили на еже,

З, И, Й, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно,

П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха,

Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я –

Вот и все они, друзья!

 

А стишок «Где ёж?» заставит детей с интересом и вниманием отнестись к алфавиту и побудит к творческой работе, например, к поиску в алфавите целых слов.

 

Где ёж?

 

Убежал от друзей без оглядки.

Сказал : «Поищите! Играю я в прятки».

Сначала в норе Ёж укрылся в одежке.

Затем покатился клубочком по стежке,

Нашел под березкой кудряшки – сережки.

Решил подарить их мальчишке Сережке.

А дальше? А дальше и вы поищите,

Где Ёж? Догадались? Да он в алфавите!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И…

 

Необходимо довести до сознания детей, что значит буква, даже одна, и как важно, чтобы в слове каждая буква имела свое место, не заменялась другой и не забывалась. Это поможет детям в дальнейшем при изучении более сложных орфограмм.

 

«Вот что с буквами случилось»

 

Нарисовал карандаш лужайку, а на ней машину «Победа». Написал под картинкой печатными буквами:

ПОБЕДА

Заглянул на лужайку Ежик. Понравилась ему буква П.

- Поставлю ее перед своим домом, хорошие ворота будут, - и унес, взвалив на спину.

Пришел Медведь хмурый. Жаловаться стал: «Нет у меня сегодня …» (читает)

ОБЕДА

- Верно! Эх, меду бы поесть да на зиму запасти. Вот, кстати, и обруч для кадки.

Взял он букву О под мышку и потопал на пасеку.

А на лужайку Зайчик выскочил. Дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел:

БЕДА

- ой, где беда? – налетел с испугу на букву Б. отскочила она, упала и развалилась. А Зайчик умчался в лес, подальше от беды.

Прилетел Аист.

- Какое вкусное слово!

ЕДА

- А в траве столько лягушек!

Приделал Аист букве Б палочку, получилась славная вилка. Поел Аист, улетел и вилку с собой прихватил.

Тут Баран приковылял, заблеял обиженно: «Неправду говорят, что я глупый! Разве я глупый?» (и прочитал)

ДА

Разозлился Баран, разбежался, ударил букву Д рогами. Она и рассыпалась от обиды на мелкие кусочки.

Осталась последняя буква А. Стоит  одна – одинешенька. Что она без друзей сказать может? Только поплакать горько:

А –а – а !

Вот, что буквами случилось, и вот, что значит одна буква.

Можно предложить детям веселые стишки, в которых «буква заблудилась»:

 

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась!

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нем.

 

Но едва туда вошли

Буква – озорница,

Очень страшные дела

Начали твориться.

 

Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной !» (звери)

 

На виду у детворы

Крысу красят маляры (крышу).

 

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей. (грачей)

 

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом (коне).

 

Жучка будку не доела, (булку)

Неохота, надоело…

 

Запомни звонкие и глухие согласные по фразам:

СТЕПКА! ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? ФИ!

БА! Я МОЛОД И ЗА ЖИЗНЬ ГОРОЙ! ВО!

 

Запомни гласные, показывающие, что перед ними мягкий согласный:

И Я ЛЮБЛЮ ЕЁ!

 

Часто трудности у детей вызывает двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

Эти рифмовки – правила помогут детям лучше ориентироваться в этом вопросе:

 

Буквы Е, Ё, Я, Ю

Только звук один дают,

Если находятся после согласных,

Усилий при этом не трать напрасно.

 

Графическое изображение поможет лучше запомнить правило:

 

   Cмел [э] е

             мёд [о] ё

 

              клюв[у] ю

 

             мяч [а] я    

 

Буквы Е, Ё, Ю, Я

В слове звука два дают:

В начале слова – поёт и ёлка,

После Ъ знака – съёмка,

После Ь – льёт.

Правило знаешь – тебе повезёт.

 

Е     [Й'Э]  в начале слова       ЕЛЬ

Ё     [Й’О] после – гласных    ПОЁТ

Ю   [Й'У]             - Ь                ВЬЮГА

Я [Й’А]   - Ъ   ВЪЯВЬ    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слог. Ударение

 

 

В этой и последующих темах используется та же последовательность рифмовок: 1 – рифмовки – правила, 2 – рифмовки – запоминалки (или тренировочные рифмованные упражнения), 3 – рифмовки – контролеры (используются при проверке степени освоенности темы).

 

1)    Дружат гласные с согласной,

          Составляют вместе слог.

МА и ША (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

 

2)    Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

 

 

3)    Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

 

4)    Чтоб быстрей и лучше было,

Все читаем по слогам.

Ма – ма мы – ла Ми – лу мы – лом.

Ма – ша ва – рит ка – шу нам.

 

5)    Ты видишь слово на строке,

Разбитое на слоги.

Как будто поезд вдалеке

Мчит по стальной дороге.

 

 

ЛЯ

 

КО

 

ША

 

МА

 
                                                                                                

                         

 

Уже на этом этапе можно дать детям первое правило переноса слов, то есть, перенос по слогам.

 

6)    Я сейчас вам расскажу,

Как слова переношу:

Зима – ЗИ – МА,

Пожар – ПО – ЖАР,

Коза – КО – ЗА,

Комар – КО – МАР .

 

7)    Здесь порядок очень строгий:

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам.

А теперь попробуй сам,

Раздели слова: ЛИСА,

ПЕТУШОК, ТРАВА, КОСА.

По слогам слова скажи

И в тетрадку запиши.

 

8)    Для переноса разделить

Нас попросили «ПЯТЬ» и «ПИТЬ».

Не разделил никто из нас.

Какой сегодня дружный класс!

Ни букву П, ни ЯТЬ, ни ИТЬ

Не стал никто переносить.

Все дружно подвели итог:

Не делится на слоги слог!

Сегодня все за «ПИТЬ» и «ПЯТЬ»

В тетрадках получили ПЯТЬ.

 

9)    - Перенесите слово КЛАСС.

Не перенес никто из нас

Ни слово КЛАСС, ни ПЯТЬ, ни ДВА.

Такие легкие слова…

- Наверно, дети, вы устали?

- Мы просто грамотными стали!

 

Рифмовка № 7 неоднократно читается детьми. Она иллюстрирует учащимся правила переноса слов по слогам. По последней части упражнения дети устно или письменно выполняют задание – делят слова на слоги. Задание выполняется сначала коллективно, затем – индивидуально в тетрадях или альбомах для печатания.

Рифмовки № 8 и № 9 знакомят детей со словами, которые нельзя разделить для переноса. После чтения дети сами приводят примеры слов подобного вида.

 

10)                       А теперь про ударенье

         Сочиним стихотворенье…

         Ударный слог, ударный слог…

         Он назван так недаром.

         Эй, невидимка – молоток,

         Отметь его ударом.

 

         И молоток стучит, стучит,

         И четко речь моя звучит.

         Следи за поведеньем молотка,

         Держи в руках его, озорника!

 

         Шутник он, невидимка – молоток,

         Тук! – и ударил в безударный слог…

         И сразу же исчез огромный ЗАМОК,

         И появился маленький ЗАМОК.

        

         - Послушай, молоток, не путай слоги,

         Опять, озорничая, не солги…

         Нет, снова – тук!..

         Шли по морю ПИРОГИ,

         Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ.

 

Следующую группу рифмовок можно использовать как закрепляющие упражнения, так и в качестве проверочных упражнений.

 

11)                       В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

12)                       Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

- Не мука, а мука,

Поварам наука.

13)                       Косит косец,

А зайчишка косит.

Трусит трусишка,

А ослик трусит.

14)                       Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосет Аленушка ирис,

А вышивает ирис.

15)                       На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

Этот вид мне очень дорог

Средь неведомых дорог.

16)                       Серая ворона

Черного ворона

Утром ругала,

Присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы – кумушки – сорок сорок.

 

 

Мягкий знак – показатель мягкости

 

1)    Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

 

Условное обозначение орфограммы:

О Ь

 
 

 

 

 

 

 

 


2)    Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную читать:

ЛЕС   СЕЛ    КОН      МОЛ

ЛОСЬ СОЛЬ КОНЬ  МОЛЬ.

 

3)    Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак.

4)    Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится,

Вот, что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

5)    Сделать нам не так уж трудно,

Чтоб на мель не село судно.

Мягкий знак перечеркнуть –

И свободен водный путь.

Корабли, плывите смело!

Стала мель кусочком мела.

Эти рифмовки используются как ознакомление с орфограммой и ее закрепление.

6)    День, динь, сон, тень,

Сыр, сон, лось, лень,

Нос, нес, рыть, нить,

Кон, конь, шум, шить.

 

Ты скажи, в каких словах

Ты напишешь мягкий знак?

 

Рифмовки такого вида – это проверочные рифмовки, или рифмовки – контролеры. Задание можно выполнять как устно, так и письменно – в виде диктанта или выборочного диктанта.

Последний этап изучения орфограммы можно разнообразить таким видом как кроссворды и загадки:

1.     Напишите отгадки (в каждой отгадке есть Ь)

В воде купался,

А сух остался (ГУСЬ).

 

Красная корова

Всю солому поела (ОГОНЬ).

 

Кто приходит,

Кто уходит –

Все ее за руку водят (ДВЕРЬ).

 

У двух матерей

По пять сыновей,

Одно имя всем (ПАЛЬЦЫ).

 

Б 1

 

 

Ь

 

А

Х2

 

 

Ь

 

А

З3

 

 

Ь

 

А

Р4

 

 

Ь

 

А

С5

 

 

Ь

 

А

1.     Небольшое помещение для мытья.

2.     Способ передвижения.

3.     Яркое освещение неба на горизонте при восходе или закате.

4.     Рисунок на дереве, кости.

5.     Доля, участь, случай, стечение событий в жизни человека.

(Ответы: 1. Банька 2. Ходьба 3. Зорька  4. Резьба 5. Судьба).

 

 

Правописание гласных после шипящих. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ

 

1)    ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ

С буквой И всегда пиши.

 

2)    ЧА и ЩА, ЧА и ЩА

Пишем только с буквой А.

 

3)    Я грамотно писать хочу

Слова на ЧУ и ЩУ.

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ

Об этом лишь трещу.

 

4)    Знаешь ты наверняка

Где ЧН, ЧТ, ЧК

Что, речной,

Речка, строчка,

Чтить, мучной

И срочно, ночка.

Никогда в таких словах

Не пишите мягкий знак!

 

Условное обозначение орфограмм:

Ж О Ч О

Ш О Щ О

 

 

Ч      К

Ч      Н

   Ч     Т

 
 

 

 

 

 

 


Эти рифмовки – правила читаются много раз хором и заучиваются наизусть.

 

5)    ЧИЖИ, УЖИ, ЕЖИ, СТРИЖИ,

ЖИРАФЫ, МЫШИ и МОРЖИ,

МАШИНЫ, ШИНЫ, КАМЫШИ –

Запомни слоги ЖИ и ШИ.

 

6)    Жилет, животное, живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шина, камыши,

Машины и карандаши.

Кружить, служить, дружить и жить,

Все сочетанья ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши!

 

ЧИ

СТРИ        ЖИ

 

У                          

                                                         ВОТ

                                                         ВОТНОЕ

 

                                                        

 

 

 

     КАМЫ           ШИ
                                                                  ПЫ

                                                         НЫ

Рифмовки № 5 и № 6 помогают закрепить орфограмму, запомнить наиболее часто встречающиеся случаи этой орфограммы.

Аналогичные рифмовки на правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ.

7)    Щука, чум, ищу, молчу,

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо заучу

И пятерку получу.

 

8)    ЧА и ЩА, ЧА и ЩА,

Роща, чаща и свеча,

Пища, туча, саранча –

С буквой А и ЧА и ЩА.

 

 

9)    Точный, срочный,

Личный, вечный,

Скучный, шуточный, сердечный,

И ручной, и речной,

И обычный, и ночной –

Никогда в таких словах

Не пищите мягкий знак!

 

10)                       Быстро, быстро повторяй

И слова запоминай:

Почка, бочка, ночка,

Печка, тачка, дочка.

Кто быстрее повторил,

Тот в игре и победил,

И узнал наверняка,

Как писать в словах ЧК.

 

Эти рифмовки – запоминалки одновременно являются и упражнениями тренировочного характера. В них орфограмма выделяется ярким цветом или другим шрифтом.

 

11)                       Найдите лишние слова:

Вершина, лужи, тишина,

Душистый, ландыши, весна.

Шиповник, чижик, зашипит,

Пушистый, котик, сторожит.

 

12)                       Жили в хижине чижи,

Мыши, ёжики, стрижи.

В гости едут к ним моржи,

И жирафы, и ужи.

 

13)                       Как напишешь ЖИ и ШИ?

Мне решительно скажи!

Лужи, жимолость, чижи,

жы  жы                   жы

                   Лыжи, мыши, камыши

               жы      шы           шы

          Шимпанзе, шипы, машина

шы              шы          шы

                    Шишка, ёжики, пружина.

                    шы          жы            жы

 

14)                         Чаща, чайка, каланча

                    Чящя  чя                  чя

                    Роща, куча и свеча,

                        щя     чя         чя

                     Пища, чашка, чайник, чай

                          щя  чя        чя          чя

                     Как напишешь? Отвечай!

 

15)                                     Все обдумай, не спеши,

               А потом уже пиши:

               Чайка, ёжики, чижи,

               чя          жы         жы

               Дача, щука, камыши

                             чя  щю             шы

                        Знаешь, как писать теперь?

                        Так ли думаешь, проверь:

                        Чайка, ёжики, чижи,

                        Дача, щука, камыши.

                        Если так хотел писать,

                        Получай отметку …   (пять).

 

16)                                     Знаешь ты наверняка,

               Где ЧН, а где ЧК:

               Ре…а, но…а, стро…а, то…а,

               Ко…а, коро…а и по …а,

               Сро…ый, гре…евый, му…ой,

               То…ый, встре…ый и ре…ой.

 

               Тексты этих рифмовок кроме контрольной формы могут пригодиться для организации зрительных, зрительно – слуховых и слуховых предупредительных и объяснительных диктантов, комментированного письма, письма по памяти.

               Рифмовка № 16 с пропуском сочетаний ЧК и ЧН очень полезна, так как тренирует детей в антиципации (от лат. – anticipation - предвосхищаю), то есть в предвосхищении по смыслу слов, подлежащих прочтению. Одновременно рифмовка носит контролирующий характер. На начальном этапе изучения орфограммы эту рифмовку можно давать с выделенной красным шрифтом орфограммой.

 

Правописание безударных гласных

А) непроверяемых

Б) проверяемых

 

А)

                             Условное обозначение орфограммы

 

 

 

 

 

1)    Непроверяемые гласные –

Буквы очень опасные.

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

Время с ними не теряй,

Просто их запоминай.

 

При ознакомлении с новыми словарными словами на помощь учителю и детям придет ЭТИМОЛОГИЯ (наука о значении и происхождении слов).

 

Рано или поздно перед каждым ребенком встает вопрос: Почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются?

А нужно ли доискиваться до ответов на эти вопросы? Конечно, нужно! Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей.  Эта мудрость пережила века. Познакомившись со словами поближе, узнав его, по словам К.Паустовского «на ощупь, на вкус и на запах», вы уже никогда не употребляйте их некстати. Более того, как объяснить ребенку, почему слово ВОРОБЕЙ пишется через букву О, почему слово МЕДВЕДЬ пишется через Е, а КАПУСТА через А? мало сказать: «Так принято, запомни эту букву». Ребенок, конечно, запомнит, но это не застрахует его от ошибок. А вот если ребенок будет знать, что слово ВОРОБЕЙ когда – то произошло от слова ВОР, МЕДВЕДЬ – от слова МЁД, а КАПУСТА – от слова КАПУТ (голова), ребенок уже никогда не ошибется в написании этих слов.

Кроме того, предлагаемый материал пробудет в ребенке интерес к живому слову, вызовет желание почаще заглядывать в книги и словари.

А для тренировки можно использовать рифмовки, объединяющие словарные слова с одинаковыми непроверяемыми гласными.

2)    Корова, огород, солома,

Горох, мороз, потом, ворона,

Портрет, костер и молоко

В словах запомни букву О.

 

3)    Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,

Канава, картина, сарай, барабан,

Автобус, машина, гараж и балкон –

Пиши с буквой А, как и слово ЗАКОН.

 

4)    С буквой Е умей писать:

Инженер, метро, тетрадь,

Ученик, четыре, черный,

Желтый, шелковый, ученый,

Север, иней и декабрь,

И береза, и сентябрь.

 

5)    С буквой И писать умей:

Ничего, ничья, ничей,

Диван, пианино, рисунок, пион,

Пингвин, сирота, кипяток и бидон,

Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,

Милиция, митинг, пилот, миллион,

Минута, нигде, никогда, никуда –

Все с И безударною пишут всегда.

 

 

Следующую группу рифмовок можно представить во всех вариантах, указанных выше, т.е. а) с выделенной красным шрифтом орфограммой, б) с закрытой орфограммой, в) с двумя вариантами ответа, г) с многоточием на месте орфограммы.

 

6)    Магазин, базар, батон,

Пассажир, багаж, вагон,

Облака, трамвай, газета,

Карандаш, артист балета.

 

Магазин, базар, батон,

Пассажир, багаж, вагон,

Облака, трамвай, газета,

Карандаш, артист балета

 

Магазин, базар, батон,

    о  о         о         о

Пассажир, багаж, вагон,

   о   о          о          о

Облака, трамвай, газета,

       о         о           о

Карандаш, артист балета

  о   о          о             о

 

 

М..г..зин, б..зар, б..тон,

П..сс..жир, б..гаж, в..гон,

Обл..ка, тр..мвай, г..зета,

К..р..ндаш, ..ртист б..лета

 

Так можно чередовать каждую рифмовку.

7)    Корзина, котлета, копейка, корыто,

Корова, горох, колобок и корыто,

Морковь, огород, огурец, помидор,

Солома, вокзал, колесо и шофер.

 

8)    Багаж, вагон, газета,

Пальто, завод, ракета,

Капуста и малина,

Квартира и машина.

 

Но чтобы не повторяться, чтобы детям не наскучили однообразные задания, неплохо в контрольные уроки вводить элементы игры: разгадывание ребусов, кроссвордов, отгадывание загадок. Это поможет развивать у детей логическое мышление и творческую фантазию.

Вот варианты таких заданий.

1.       

                         

1

      5

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

1)    Вот этот случай очень редкий,

На голове растут две ветки.       (Олень).

 

2)    Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.         (Одуванчик).

 

3)    Межи деревянные, а поля стеклянные.    (Окно).

 

4)    Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда приходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, дети, зубки!                (Орешник).

 

5)    Сами не видят,

А видеть помогают.                   (Очки).

 

2.     Вспомните птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном даже три О.

 

1)    _ о _ о _ _

2)    _ о _ о _ _

3)    _ о _ о _ _ _

4)    _ о _ о _ _ _

5)    _ _ _ о _ о _ о _

 

Ответы:

1.     Ворона

2.     Сорока

3.     Соловей

4.     Воробей

5.     Жаворонок

 

 

 

 

3.     Играем в прятки.

Попробуйте найти всех животных, спрятавшихся между сторк стихотворений.

 

Была гроза, я целый час

Не открывал от страха глаз.

 

Сотрите! Лен около ив,

Как  голубой ковер красив

 

Знакома рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

 

Арбуз по Волге вниз уплыл,

Я полчаса за ним следил.

 

9)    Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

 

10)           Если буква гласная

Вызвала сомненье,

Ты ее немедленно

Ставь под ударенье.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

 

11)           Сосна, вода, дела, трава –

Проверить надо все слова.

Безударный гласный –

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте,

Ударенье проверяйте.

Сосны, воды, травы, дело.

А теперь пишите смело.

 

12)           Село, гнездо, сосна, весна –

Одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук.

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласные они:

Сёла, гнёзда, вёсны

И, конечно, сосны.

              

               Рифмовки № 11, 12 знакомят учеников с простейшими способами проверки безударных гласных. Тексты читаются неоднократно. В дальнейшем на доске выписываются только слова с безударными гласными, а дети сами подбирают проверочные слова. Затем задание можно усложнить, предложить детям записать по памяти слова из рифмовки на данную орфограмму.

 

13)                         Слов «ленивый», «лень», «лентяй»

          Никогда не забывай.

          Только лень свою забудь –

          И лентяем ты не будь!

 

14)                         Горка, горочка, пригорки,

          Помогите – ка Егорке.

          Как писать ему слова:

          На Г…РЕ росла трава?

 

15)                         Лиска, лисонька, лиса!

          Ты в каких живешь лесах?

          Лисий хвост замел следы.

          Где лисичка? Видел ты?

 

                        Рифмовки № 13 – 15 не только тренируют детей в применении правил проверки безударных гласных, но и знакомят детей с группами родственных слов, подготавливают детей к самостоятельному подбору подобных групп.

 

16)                         Л..сной, р..чной, г..ристый,

          М..рской, р..дной, л..ситый,

          Проверь слова, да не сп..ши,

          Красиво, грамотно сп..ши.

 

17)                         Б..говой, б..геут, б..ежать,

          Нал..жался, пол..жать,

          Покр..чал, перекр..чал,

          Нам..лчался, пр..молчал.

          Вставьте буквы, подчеркните,

          Что за правила, скажите.

 

                        Упражнения № 16, 17  - контролирующего характера. Их также можно представить в таких формах, как и упражнения № 6.

 

                        На этапе закрепления орфограммы можно использовать такие дидактические игры и упражнения, где дети самостоятельно будут находить орфограмму и объяснять её правописание.

1.                                          Выберите проверочное слово.

Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка),

подч..щать (честь, чисто), л..нивый (линька, лень), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мост, мастер).

 

2.                                          Письма.

Ваня жил летом в деревне, а его сестра Маша  -  в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:

Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

 

В ответ он получил такое письмо от Маши:

 

Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

Как же ты будешь развеваться, ты же не флаг?

Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься7

И почему поворачиваешься с бачка на бачок? Где там на речке бачки?

Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?

Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?

И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса?

Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма , хотя буду учиться уже в 10 классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?

 

Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Давайте, ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.

 

3.                                          Найдите, объясните орфограммы в четверостишье и запишите его по памяти.

 

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

 

Парные звонкие и глухие согласные

 

 

ЗВОНКИЕ    Б  В Г Д Ж З

ГЛУХИЕ      П Ф К Т Ш С

 

 

1.     Чтоб поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

 

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

 

Условное обозначение орфограммы:

 

 

      З

 

               Г

 

 

2.     Если слышишь парный звук,

Будь внимательней, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Рядом гласный подставляй!

 

3.     Парные согласные

Самые опасные

Б  В  Г  Д  З  Ж

П  Ф К  Т  С  Ш

 

Если слышишь парный звук,

Будь внимательней, мой друг!

Парный сразу проверяй,

Слово быстро изменяй:

Уж – ужи, труд – труды,

Ёж – ежи, мост – мосты.

 

4.     Ложка, лодка, рыбка, грядка,

Шубка, щепка и тетрадка,

Мышка, шишка и рубашка,

Книжка, кружка, промокашка.

Слово смело изменяй –

Рядом гласный подставляй!

Ложек                  мышек

Лодок                  шишек

Рыбок                  и

Грядок                рубашек

Шубок                 книжек

Щепок                 кружек

И тетрадок          промокашек.

 

5.     Вставьте буквы, не спешите,

Что за правило, скажите.

 

Обед, завод, медведь, кровать,

       т          т            т              т

Отряд, народ, этаж, тетрадь,

         т           т       ш           т

Рыбка, утка, грядка,

     п        д            т

Книжка и закладка.

                 ш                 т

 

6.                          Аист делает заря..ку –

        То вприпры..ку, то вприся..ку.

        Осьмино.. надел перча..ки,

        А тюлень удрал с площа..дки.

 

        Пеликан  ныряет ло..ко.

        Вот что значит трениро..ка!

        Рак зале.. на самокат,

        Все впере.., а он – наза…

 

7.                          Рыбка, грядка, кружка, гладко,

        Травка, сетка и тетрадка,

        Крышка, лапка, лодка, ласка,

        Книжка, ложка, утка, сказка.

 

                  Рифмовки № 3, 4 носят тренировочный характер. Они еще раз показывают детям способы проверки парного согласного на конце и в середине слова.

В рифмовке № 5 орфограмму можно закрыть. В работе с рифмовкой № 6 можно использовать карточки с согласными. Дети показывают нужную согласную. Рифмовку № 7 можно провести как диктант.

 

 

                  В работе представлены далеко не все рифмовки и рифмованные упражнения, которые можно использовать, а лишь образцы рифмовок разных видов. Следует заметить, что эти виды рифмовок нужно применять только в строгой последовательности. Например, запись в «рифмовках - контролерах», где пропущена орфограмма или даны два варианта ответа, можно использовать только тогда, когда ученики поработали с «запоминалками» и «упражнениями - тренажерами».

                  Необходимо также отметить, что большинство рифмовок – контролеров составлено для проверки одной какой – либо орфограммы. Но в конце четверти, года или просто определенного этапа можно предложить детям рифмовки, содержащие несколько изученных орфограмм. Правда, это будет немного сложнее для детей, но занимательный характер упражнения облегчит трудную задачу поиска и выделения орфограмм.

8.                          Чайкин чай из чашки пил,

        К Мише Мишину ходил

        А у Миши были наши –

        Клаша Клашина с Наташей,

        Саша Сушин, Саша Сашин

        И Геннадий Простоквашин –

        Развеселая семья!

        Сколько правил здесь, друзья?

 

9.                          Разве можно без улыбки

        Видеть Ленины ошибки

        «Налител я на сугроп

        И расшиб сегодня лоп,

        Очень больно и обидно,

        Глас под шишкою не видно».

 

10.                     Здесь ошибки отыщите,

        В чем причина их скажите:

        «Лыжи мы купили,

        По лыжне хадили,

        Да не накотались,

        Лыжи вдруг сламались!»

 

                  Разнообразной можно сделать и работу с карточками, условно обозначающими орфограммы. Например, предложить детям выбрать из текста слова на данную орфограмму (учитель показывает карточку), или – другой вариант – ученик выбирает из всех карточек те, которые обозначают орфограммы, встретившиеся в тексте,  и т.д.

                  Все эти задания – рифмовки, рифмованные упражнения, сигнальные карточки – напрямую развивают орфографическую зоркость у детей, вырабатывают лингвистическое чутье, учат видеть ошибку, вернее, предвидеть ее и предотвращать.

Фрагмент урока по теме «Заглавная буква»

 

 

1.              Сообщение темы.

 

Буква обычная выросла вдруг

Стала заметно выше подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

 

2.              Чистописание

 

Записать на строке те буквы, о которых вы услышите в стихотворении или отгадайте их, а потом запишите.

Почему так?

Сказала Й сестре родной:

- Вот ты, сестра, соседка И

Бываешь часто ты большой,

А я – ужасно редко.

- Ну, редко, это не беда,

Иные буквы -  никогда!

- И много их?

- Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

Зовут их так …

- Не говори …

Напишите  вы, ребята!

Й И Ы Ъ Ь  Й И

- Какие буквы из них бывают большими? (Записывают).

- Почему Й редко? (обращение к орфографическому словарю: слова на букву Й зачитать).

- Какие буквы никогда не бывают большими и почему?

 

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

3.              Словарная работа (на доске).

 

- Почему некоторые слова записаны с заглавной буквы?

Списать, вставить пропущенные буквы в словах, взяв их из чистописания.

                Минск, улица, Родина, сирень, цыпленок, синица.

 

 

Географические названия

 

Чтобы звучали громко и гордо

Реки, улицы и города.

 

4.     Выборочный диктант (читает учитель).

- Выписать слова, которые написаны с заглавной буквы (через запятую).

 

Жив, здоров и невредим

мальчик Вася Бородин,

дядя Стёпа в этот раз

утопающего спас.

 

Жив, Вася, Бородин, Стёпа

- Почему все эти слова пишутся с заглавной буквы?

 

 

Никогда не забывай

Имена, фамилии и отчества

Заглавной буквой выделяй

 

 

- Какое слово лишнее? Почему?

- Почему его тоже написали с заглавной буквы?

 

 

Ставится заглавная буква

В предложении в начале,

Чтобы начало все замечали.

 

5.     Списывание с заданием (на доске).

Найди ошибку и спиши правильно.

 

Я встал на ранней зорьке

И выгнал Зорьку в стадо,

Чтоб молоко давала.

(Исправь на доске).

- Почему?

Все клички до одной

Пишутся с буквы прописной

 

- Какое общее правило знаем на правописание собственных имен?

 

Имена, фамилии,

Клички, города

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

 

 

- Как обозначается эта орфограмма?

 


Фрагмент урока по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости».

1.                          Сообщение темы урока.

- Как обозначить эту орфограмму?

О Ь

 

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но часто в слово просится.

- Когда же в слово просится, будем повторять.

 

2.                          Словарная работа.

- Прочитайте, будет ли это текстом?

(На доске текст с пропущенными словами).

1)             Работа с текстом (устно).

Девочка высыпала около крыльца крошки. Прилетел ВОРОБЕЙ и стал клевать. Подлетел ГОЛУБЬ. А ВОРОНА и СОРОКА сидели на дереве и наблюдали (по ходу приколоть на доску отгадки).

- Вставить пропущенные слова. Помогут вам мои загадки. (См. Приложение).

Читают полученный текст.

 - Найдите слова, в которых стал согласный сразу мягким, это сделал Ь. выписать их в первый столбик, разделить для переноса (вертикальной чертой).

 


Крыльца

 


Клевать

 

     Голубь

- Как переносятся слова с Ь?

При переносе Ь от согласного никогда не отрывай.

2)             Знакомство с новыми словарными словами (отдельно висят картинки с птицами).

- Как назвать одним словом, где нарисованы птицы:

 


КАРТИНА

 


                                      (Орфограммы доказывают и показывают их     обозначение)

 

 


РИСУНОК

 

 


- Есть ли в этих словах мягкие согласные? Назовите их. Кто помог им стать мягкими? (Зарисовать рядом звуковые схемы).

- Какие еще буквы помогают согласным стать мягкими? (Гласные второго ряда).

- Как проще запомнить эти гласные?

И я люблю её

 (Повесить фразу).

 

Приложение:

Загадки.

1.     Птичка – невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.    (Воробей).

 

2.     Эта птица – символ мира,

Символ счастья и труда,

Для людей на всей планете

Под названием «Земля».    (Голубь).

 

3.     Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья – хрипловатая,

Известная персона,

Кто она?      (Ворона).

 

4.     Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.    (Сорока).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для развития творческой фантазии учащихся младших классов на уроках русского языка

 

Мы уже привыкли к тому, что одной из задач обучения на уроках в начальных классах является развитие у детей логического мышления и творческой фантазии. Это в основном касается уроков математики, труда, изобразительного искусства. Но почему – то никто не ставит такой задачи на уроках русского языка. В этой работе уже была сделана попытка показать, что к урокам русского языка тоже можно подойти неординарно, с новым нетрадиционным взглядом на цели, задачи и методы обучения. Правда, касалось это в основном лишь одной стороны урока, то есть преподнесения нового материала. Но не хотелось бы, чтобы все задания, представленные в работе, рассматривались в таком узком смысле. Целью каждого урока, в том числе и уроков русского языка, должно быть максимальное раскрытие творческих способностей ребенка, приобщение учащихся к научно – исследовательской работе, к научному поиску; развитие активности и самостоятельности учащихся. Значение развития творческой активности и самостоятельности отмечал Л.Н.Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы научившись копировать, умели бы самостоятельно прикладывать эти сведения».

Составить грамматическую загадку, шараду, написать небольшое сочинение или рассказ (на грамматическую или свободную тему) и т.д. – такие творческие задачи умеют поставить перед учениками многие учителя. Но далеко не все дети справляются с такими заданиями. Почему так получается? Да потому что невозможно за каких – то 45 минут успеть все: и дать новый материал, и закрепить пройденный, и проверить домашнее задание, и открыть детям что – то новое, интересное, что называется «вне программы». Что же делать? Выходит, тупик? Совсем нет учителю не нужно пытаться объять необъятное. Задача учителя – заинтересовать, завлечь, удивить ребенка, пробудить в нем потребность самостоятельного поиска и вне школы; постоянно подпитывать эту потребность открывать неизведанное. Активность учащихся во внеклассной работе находится в прямой зависимости от того, интересно или неинтересно школьнику на занятиях. Вот и надо пробуждать и поддерживать этот интерес.

Как известно, дети любят играть. «В детском возрасте, - писал А.Макаренко, - игра – это норам, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело».

Вот некоторые варианты игровых заданий на уроках русского языка.

 

 

1.     Играем с поговорками

1)    Вместо точек вставьте названия животных:

Голоден, как …; изворотлив, как …;

Упрям, как …; хитер, как …;

Надут, как …; мокрый, как …;

Труслив, как …; нем, как …;

Болтлив, как …; здоров, как …;

Грязный, как …; колючий, как…  .

(Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья(поросенок), осёл, курица, сорока, ёж).

2)    «Кто больше?»

 За 5 минут придумайте как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаза, язык, руки, ноги…

 

Голова

Человек с головой

Морочить голову

Вскружить голову

Отвечать головой

Не сносить головы

Голова идет кругом

Сломя голову и т.д.

 

Нос

Задрать нос

Клевать носом

Водить за нос

Вешать нос

Нос к носу и т.д.

 

Глаза

Хоть глаз выколи

Как бельмо на глазу

Мозолить глаза

С глазу на глаз и т.д.

 

2.     Шифры (к теме «Звуки и буквы. Алфавит»).

1)    Из букв Т,У,Ш,А,К можно составить несколько слов с условием, что все эти пять букв составят только пятибуквенные слова.

Например,  ТУШКА, ШУТКА, ШТУКА

Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:

А) О, К,Т

Б) У,Р,Д,А

В) А,А,К,Н,Б

Г) О,О,Е,Л,С,К

2)  К заданным согласным подберите гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов:

А) В,Г,Д

Б) С,К,Р,Т

В) Ж,К,Л

Г) Н,Л,С,К

Д) Ф,Х

Е) Ж,Ц

Ж) Б,Р,Щ

 

3)  В приведенных ниже фразах пропущены буквы. Введите их в текст, чтобы он стал понятным:

Кшк пгнлсь з мшкй.

Чдснй цвтчнй зпх.

Скльк здсь члвк?

Хршньк прглдтсь к нм.

В ксмс плтт смл.

Пчм тк плчлсь?

В вгн бл мнг лдй.

 

4)(К теме «Слог»).

 

Возьмем любое слово, допустим КИБЕРНЕТИКА, расчленим его на слоги (КИ – БЕР – НЕ – ТИ – КА) и составим из них новые слова: Китика Берне. Не правда ли, похоже на красивое имя какой – нибудь иностранки: Китика?  А вот математика: Мамати тека.

Профессия – Проси, Феся.

Разгадайте слова, которые зашифрованы этим способом.

Гране жда, Явказа, Хатер рак, Очани – коне, Рата бо, Масум, Уся чащий, Выка дум, Изотель Брета, Изе – дели, Чик Маль, Ком ция по зи.

 

А теперь придумайте и составьте свои слова из знакомых.

3.     Превращения слов – волшебная цепочка

(к теме «Звуки и буквы. Алфавит»).

Коза – хамелеон

КОЗА_ _ _ _ _ ЛИСА

КОЗА _ _ _ ВОЛК

(Ответ: коза – поза – лоза – луза – лупа – липа – лисаКоза – поза – пола – полк - волк).

 

4.     Шарады (к теме «Безударные гласные»)

 

1)    С Е торопят, если знают,

Что недолго уже до срока.

С И – учительница часто

Говорит в конце урока.          (Спеши - спиши).

 

С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С Е же делать нелегко,

Коль забрался высоко.           (Слизать - слезать).

 

С И нам долго находиться

Можно в городе, в селе.

При еде, чтоб не давиться,

Надо сделать с буквой Е.       (Проживать - прожевать).

 

2)    (К теме «Слог»).

Первое – нота,

Второе – тоже,

А целое  -

На боб похоже.             (Фа - соль).

 

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.                (Кар - тина).

 

3)    (К теме «Парные согласные»).

С глухим траву она срезает,

Со звонким – литья объедает.         (Коса - коза).

 

Со звонкой на конце он означает

Примерно то же, что «не стар»,

С глухой – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар.                  (Молод - молот).

 

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким – как огонь горячий.              (Шар - жар).

 

 

 

 

 

 

 

Язык мой – друг мой

 

В работе представлены рифмовки, игровые веселые стихи. Однако это не просто веселые стихи и игры по грамматике и правописанию, а специальные дидактические упражнения, ритмичность чтения которых активизирует работу детей на уроке, а рифма – своей забавной формой оживляет содержание учебного материала.  

Предлагаемые рифмовки непритязательны и коротки. Они состоят из 10 - 12 слов, но содержат, как правило, такое количество орфограмм, которое трудно сконцентрировать в обычном тексте учебного упражнения для первоклассников.

Работа с рифмовками проверена практикой. По системе широкого использования стихотворных упражнений работали несколько учителей нашей школы. Во всех классах были получены очень хорошие показатели уровня грамотности первоклассников. Например, в классе учителя Халиулловой Г.И. из 25 контрольных диктантов в конце года было 20 безошибочных работ. Аналогичные результаты получили и многие другие учителя.

Хотелось бы отметить и результаты по чтению. Вот общий показатель: скорость чтения первоклассников значительно превысила норму (более 40 слов в минуту вместо 20 - 25 слов).

 Все это дает основание рекомендовать систему работы с рифмовками учителям начальных классов.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Игровой и занимательный материал на уроках русского языка в начальных классах"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В работе представлены рифмовки, игровые веселые стихи. Однако это не просто веселые стихи и игры по грамматике и правописанию, а специальные дидактические упражнения, ритмичность чтения которых активизирует работу детей на уроке, а рифма – своей забавной формой оживляет содержание учебного материала.

Что же делать? Ответ один: дарить детям интересные уроки!

Вводить в урок игры и игровые ситуации: всегда легче запомнит то, что интересно. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума, развитие воли – вот к чему необходимо стремиться педагогу.

Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Всегда можно найти что- то интересное, увлекательное в жизни. Надо только увидеть это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находками открытиям.

Да, учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как  интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных дисциплин, школьных предметов. Эта сложная дисциплина требует большого труда.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1801
    • DOCX 235.5 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Емельянова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Емельянова Елена Николаевна
    Емельянова Елена Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 38227
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек